Новейший философский словарь

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом - тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно-чувственной сфере субъективности. Основные представители: А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчау-рена, И. Танги и др. Термин «С.» был впервые употреблен не принадлежащим к С. Г. Аполлинером в 1917. Культурным прецедентом, оцениваемым в ретроспективе как предтеча С, выступает французский журнал «Литература», возглавляемый А. Бретоном, Ф. Супо и Л. Арагоном. Первое произведение С. - роман А. Бретона и Ф. Супо «Магнитные поля». В 1924 выходит первый номер журнала «Сюрреалистическая революция» и первый «Манифест С», написанный Бретоном. Как и предшествующие направления модернизма, С. центрирован на проблеме подлинности бытия в противовес мнимому быва-нию. Экспрессионизм и кубизм искали его в моделях альтернативных миров и структурных единицах мироустройства, фиксирующих бытие, «как оно должно быть» (П. Пикассо); футуризм - в динамизме движения; искусство «новой вещественности» - в достоверности обыденной повседневности (»магический реализм» как программа преодоления быта посредством «заговаривания его любовью»: А. Канольд, Г. Шримпф, К. Гросберг, К. Мензе), риджионализм - в этнически окрашенных социокультурных средах (англ. regional - местный: Т. X. Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Кэрри). В отличие от этого, С. ориентирует поиск подлинной реальности на принципиально иную сферу. Прежде всего, он фиксирует подлинность как свободу: «единственное, что еще может меня вдохновить, так это слово «свобода» (Бретон). По самоопределению, С. «возвещает о... абсолютном конформизме с такой силой, что отпадает сам вопрос о возможности его привлечения - в качестве свидетеля защиты - к судебному процессу над реальным миром» (Первый «Манифест С»). В рамках С. подлинная реальность возможна как реальность свободы, и обретение подлинности мыслится С.как «прорыв свободы». Оформление стратегии С. знаменует собою радикальный поворот в модернистских поисках подлинного бытия, локализуя их не в онтолого-метафизической (»возможные миры» кубизма, например, или футуристические модели будущего), но в психологической сфере. По формулировке Бретона, С. «дошел до психологии, а на сей счет - шутки в сторону». Философскими основаниями сюрреалистической концепции свободы выступают: интуитивизм Бергсона (прежде всего, идея внедис-курсивности подлинного познания), теория творчества Дильтея (в частности, трактовка роли фантазии в художественном постижении истины), психоаналитическая концепция классического фрейдизма (в первую очередь, трактовка подсознания как сферы реализации подлинной свободы вне диктата «супер-Эго»), а также традиционная для модернизма программная парадигма инфантилизма, основанная на презумпции «непосредственной детской гениальности» (начиная от экспрессионистской установки на «варварскую непосредственность» и тезис В. Кандинского о «бессознательной гениальности» ребенка), и унаследованный от дадаизма негативизм в отношении диктата языка над сознанием (Т. Тцара). Зоны подлинного бытия или зоны свободы эстетическая концепция С. усматривает в таких феноменах, как: (1) - детство: «именно в детстве, в силу отсутствия всякого принуждения, перед человеком открывается возможность прожить несколько жизней одновременно... Каждое утро дети просыпаются в полной безмятежности. Им все доступно, самые скверные материальные условия кажутся им превосходными. Леса светлы...» (Бретон); (2) - сон: «Когда же придет время логиков и философов-сновидцев? Я хотел бы находится в состоянии сна, чтобы ввериться другим спящим, подобно тому, как я вверяюсь всем, кто читает меня бодрствуя, затем, чтобы покончить в этой стихии с господством сознательных ритмов собственной мысли» (Бретон); (3) - интуиция: «Как вы хотите понять мои картины, если я сам не понимаю их, когда создаю? Тот факт, что я в этот момент, когда пишу, не понимаю свои картины, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа» (Дали). Фундаментальным критерием свободы детства, сна и интуиции является их свободность от любых видов дискурса, в том числе - от языкового: «мы все еще живем под бременем логики... Абсолютный рационализм, по-прежнему остающийся в моде, позволяет нам рассмотреть только те факты, которые непосредственно связаны с нашим опытом... Он мечется в клетке, и освободить его становится все труднее» (Бретон). В силу этого, по формулировке Голля, сюрреалистическое искусство сознательно и программно «выражает себя непосредственно, интенсивно», С. «отвергает средства, опирающиеся на абстрактные понятия из вторых рук: логику, эстетику, грамматическую эффективность, игру слов... С. вновь открывает природу, изначальные ощущения». Говорить должно непосредственно чувство: «я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать» (Бретон). В этой связи базовым художественным методом С. выступает метод свободной ассоциативности: по оценке Голля, «быстрота ассоциаций в промежутке между первым впечатлением и окончательным его выражением определяет качество образа». В раннем С. (»эпоха снов») использовался метод случайного столкновения слов и обыгрывание оговорок в духе классического психоанализа (поэзия), техника frottage, decollage и fumage (живопись); однако уже Эрнст в книге «По ту сторону живописи» постулирует необходимость «полуавтоматических процессов» в художественной технике, которые «околдовывают волю, разум, вкус художника» и способны создать «ошеломляющие воспроизведения мыслей и желаний», устраняя «власть так называемых сознательных трудностей». Дали артикулирует этод метод как «стихийный метод сознательной иррациональности, которая базируется на систематизированной и критической объективации проявлений безумия» (организуемые для себя Дали внезапные пробуждения для фиксации содержания сновидений, аутопсихоанализ как рефлексивное наблюдение над собственным ассоциативным рядом и др.: по самооценке Дали, «мое отличие от сумасшедшего состоит в том, что я-то не сумасшедший»). Бретон называет метод С. «методом свободных ассоциаций» и «методом психического автоматизма»: «С. основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни». Первый «Манифест С.» содержит собственное эксплицитное определение, данное именно на основании методологического критерия: С. есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Включенный в «Манифест» так называемый «первый и последний черновик», раскрывающий технологические «тайны магического сюрреалистического искусства», описывает творческий процесс С. следующим образом: «Устроившись в каком-нибудь уголке, где вашей мысли будет легче всего сосредоточиться на себе самой, велите принести, чем писать. Расслабьтесь, насколько это в ваших силах, приведите себя в состояние наибольшей восприимчивости. Забудьте о своей гениальности и о своих талантах, равно как и о талантах всех прочих людей... Первая фраза придет сама собой - вот до чего верен тот факт, что в любой момент внутри нас существует какая-нибудь фраза, совершенно чуждая нашей сознательной мысли и лишь нуждающаяся во внешнем выявлении... Продолжайте в том же духе, сколько вам вздумается. Положитесь на то, что шепот, который вы слышите, никогда не может прекратиться». В данном контексте предшественниками С. в сфере художественной техники могут считаться А. Гауди и «метафизическая живопись» Дж. де Ки-рико, ставившего своей целью раскрыть - сквозь изобразительный ряд реальности - потаенный и истинный (»магический») смысл жизненных явлений: «не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения, и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности». Художественная эволюция С. приводит к оформлению неосюрреализма (американская версия С); «магического С.» (амортизирующего те аспекты бессознательного, которые связаны с либидо: Л. Фини, Ф. Лабисс); «католического С.» (Второй «Манифест С.» Бретона и Третий - Р. Дес-носа, постулирующий тезис «верить в надреальное - значит заново прокладывать дорогу к Богу»; художественная практика позднего Дали) и «фигуративный С.» (имеющий тенденцию сближения с искусством pop-art). Однако, если С. как художественная школа имеет свои хронологические рамки и может считаться исчерпанным к концу 1950-х, то С. как художественный принцип входит в нетленный фонд мирового искусства, оставаясь неизменно актуальным и открывая перед художественной сферой принципиально новые горизонты выражения внутреннего мира личности. Традиционное искусство (античность и европейское средневековье) пытались передать душевные состояния индивида посредством феноменологического описания его физических проявлений: в этом отношении типичны лирическая героиня Сафо, чьи душевные переживания выражались через непосредственный физический видео-ряд (»зеленею, как трава», «слабеют колени» и т.п.), и влюбленные рыцари, чьи сильные душевные волнения авторы не могли передать иначе, нежели через описание несколько неожиданных в общегероическом контексте обмороков (Кретьен де Труд, романы «Артуровского цикла»). Позднее средневековье и Ренессанс выстраивают сложную систему аллегорий, дающую метафорические средства для вербализации субъективных состояний (начиная с «Романа о Розе» Гийома де Лорриса и Жана де Мена). Классический роман также выступает по отношению к внутреннему миру субъекта как принципиально дескриптивный (по оценке Бретона, «герои Стендаля гибнут под ударами авторских определений... Поистине мы обретаем этих героев лишь там, где теряет их Стендаль»). В этом контексте С. выступает важнейшей вехой на пути развития художественного метода, предоставляя богатый инструментарий для выражения эмоционально-психических состояний субъекта (например, берущий свое начало в С. и доминирующий в современной литературе вплоть до наших дней жанр «потока сознания», значительно обогащенный в традиции экзистенциализма).

Синонимы:
направление, сюр


  1. сюрреализмфранц. surralisme буквально сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре в. первоначально возникло во Франции. Теоретически и организационно сложи...Большая Советская энциклопедия II
  2. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм направление в авангардном искусстве претендующее на воспроизведение потока сознания и бессознательного. Я верю в будущее слияние сновидения...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. сюрреализмм. surrealismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление сюр...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. сюрреализмм иск.Surrealismus m неизм. направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. сюрреализмсюрреализмSurrealismusСинонимы направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. сюрреализмсюрреализм м иск. Surrealismus m неизм.Синонимы направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. сюрреализмм. иск.sobrerrealismo mem superrealismo mem surrealismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. сюрреализмсущ. муж. рода только ед. ч.сюрреалзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. сюрреализмм. surralisme m...Большой русско-французский словарь
  10. сюрреализмм.surralisme m направление сюр...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм направление вискусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознанияинстинкты сновидения галлюцинации а его методом ...Большой энциклопедический словарь II
  12. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а ...Большой Энциклопедический словарь V
  13. сюрреализмфранц.букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее главной целью искусства изображение сферы бессознательного....Евразийская мудрость от А до Я
  14. сюрреализмфранцузское surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного инстинкты сновиде...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ а м. surralisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства в. отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. сюрреализмфранц. сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре ХХ века. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции в середине х годов возни...История и теория культуры
  17. сюрреализмсюрреализм...Крымскотатарско-русский словарь II
  18. сюрреализмСюрреализм superrealismus...Латинский словарь
  19. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм Направление в литературе и искусстве но также и в культуре в целом возникшее в е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. ...Лексикон нонклассики
  20. сюрреализмфранц. surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации. Возник в х...Литература и язык. Современная энциклопедия
  21. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. ...Литературная энциклопедия
  22. сюрреализмтечение в литре и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. выразил настроени...Литературная энциклопедия II
  23. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  24. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surralisme букв. сверхреализм авангардистское направление см. Авангардизм возникшее на рубеже х гг. XX в. во французской литературе затронувшее также ж...Литературный энциклопедический словарь
  25. сюрреализма м.em Авангардистское направление в буржуазной литературе и искусстве в. отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательно...Малый академический словарь
  26. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре XX в. основывающееся на методе свободных ассоциаций З. Фрейда. Сложилось в е гг. во Ф...Мировая художественная культура. Словарь
  27. сюрреализмприставка СЮР корень РЕАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СЮРРЕАЛИЗМВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальн...Морфемный разбор слова по составу
  28. сюрреализмНачальная форма Сюрреализм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. сюрреализмфр. surrealite сверхреальность художественное течение в рамках модернизма продолжающее вслед за экспрессионизмом кубизмом дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска подл...Новейший философский словарь II
  30. сюрреализмсюрреализм м. Направление в авангардистском искусстве XX в. объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и как следствие поро...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. сюрреализмсюрреализм сюрреализм а...Орфографический словарь
  32. сюрреализмu м направление сюр...Орфографический словарь русского языка
  33. сюрреализмсюрреализм сюрреализмы сюрреализма сюрреализмов сюрреализму сюрреализмам сюрреализм сюрреализмы сюрреализмом сюрреализмами сюрреализме сюрреализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. сюрреализмОрфографическая запись слова сюрреализм Ударение в слове сюрреализм Деление слова на слоги перенос слова сюрреализм Фонетическая транскрипция слова сюрреализм [сурилизм]...Полный фонетический разбор слов
  35. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее его источником сферу подсознания мечтания галлюцинации сновидения ассоциации вызывающи...Профессиональное образование
  36. сюрреализмсюрреализм аСинонимы направление сюр...Русский орфографический словарь
  37. сюрреализмМ srrealizm XX sr dbiyyat v incsntind yaradclqda idrak v tcrbnin rolunu inkar edn v mnbsini thtlur sahsind axtaran avanqardist cryan...Русско-азербайджанский словарь
  38. сюрреализмсюрреализм м. иск.isurrealism...Русско-английский словарь
  39. сюрреализмСюррэалзм...Русско-белорусский словарь
  40. сюрреализмиск.i сюррэалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. сюрреализмсюрреали направление сюр...Русско-ивритский словарь
  42. сюрреализмсюрреализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. сюрреализмchoxinshzhyСинонимы направление сюр...Русско-китайский словарь
  44. сюрреализмSrrealizm...Русско-крымскотатарский словарь
  45. сюрреализмсюрреализм...Русско-крымскотатарский словарь II
  46. сюрреализмsirrelisms...Русско-латышский словарь
  47. сюрреализмСюрреализм...Русско-монгольский словарь
  48. сюрреализмSurrealismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  49. сюрреализмсюрреализмм ....Русско-новогреческий словарь
  50. сюрреализмsurrealizm nadrealizm...Русско-польский словарь
  51. сюрреализмм искu surrealismo m направление сюр...Русско-португальский словарь
  52. сюрреализмм направление сюр...Русско-турецкий словарь
  53. сюрреализмm сюрреалист сюрреалистический...Русско-финский словарь
  54. сюрреализмnadrealismus surrealismus...Русско-чешский словарь
  55. сюрреализмSrrealism...Русско-эстонский словарь
  56. сюрреализмсюрреализмСинонимы направление сюр...Русское словесное ударение
  57. сюрреализмсюрреализм направление сюр...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  58. сюрреализмсюрреализм а Синонимы направление сюр...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  59. сюрреализмсюрреализм фр.em surrealisme букв. сверхреализм сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве в. объявляющее своей задачей бесконтрольное автоматическое восп...Словарь иностранных слов русского языка
  60. сюрреализмсверхреализм модернистское направление в искусстве XX в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а его методом разрыв л...Словарь исторических терминов
  61. сюрреализмфранц . surrealisme букв. сверхреализм авангардистское см. авангардизм течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в. провозгласившее источником искусства сф...Словарь литературоведческих терминов
  62. сюрреализмфр. surrйalitй сверхреальность художественное течение в рамках модернизма продолжающее вслед за экспрессионизмом кубизмом дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска подл...Словарь постмодернизма
  63. сюрреализмсюрреализм сущ. колво синонимов направление сюр Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление сюр...Словарь синонимов II
  64. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ французское surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного инстин...Современная энциклопедия
  65. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц . surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а ...Современный энциклопедический словарь
  66. сюрреализмфранц.u surrealisme букв. сверхреализм модернистское направление в искусстве ХХ в. представители которого провозгласили предметом и источником искусства сферу подсознан...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  67. сюрреализмсюрреализм [фр. surrealisme букв сверхреализм] сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве в. объявляющее своей задачей бесконтрольное автоматическое восп...Толковый словарь иностранных слов
  68. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ м. Направление в авангардистском искусстве XX в. объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и как следствие поро...Толковый словарь русского языка
  69. сюрреализмУдарение в слове сюрреализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове сюрреализм...Ударение и правописание
  70. сюрреализмRzeczownik сюрреализм m surrealizm m...Универсальный русско-польский словарь
  71. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surrealisme букв. сверхреализмсложившееся приблизительно в особенно во Франции направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. романтики Бергсона...Философская энциклопедия
  72. сюрреализмИнореализм сверхреализм открытие оборотных значений кажимости. В широком смысле совокупность весьма разнящихся направлений в искусстве демонстрирующих первые фазы пересм...Философский словарь
  73. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм сложившееся приблизительно в особенно во Франции направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. романтики Бергсона и в первую...Философский энциклопедический словарь II
  74. сюрреализмсюрреализм сюрреализмы сюрреализма сюрреализмов сюрреализму сюрреализмам сюрреализм сюрреализмы сюрреализмом сюрреализмами сюрреализме сюрреализмах Источник Полная акцент...Формы слова
  75. сюрреализмСюрреализм франц. surrealisme буквально сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Фра...Художественная энциклопедия
  76. сюрреализмСюра Срез Срам Сми Сма Слеза Слам Сим Сила Сиерр Серир Сериал Сера Сема Сезам Сарм Сари Саз Рис Рим Риза Риал Риа Ремиз Рем Релиз Рез Реализм Реал Расизм Рамс Рами Рам Ра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  77. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. сверхреализм надреализмem направление в литре и искусстве возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством по...Энциклопедия культурологии
  78. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. сверхреализм надреализм направление в литре и искусстве возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэт...Энциклопедия Культурология XX век
  79. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм направление в искве возникшее в е гг. XX в. во Франции. С. опирается на философию интуитивизма восточные мистикорелигиозные учения на фрейди...Эстетика