Лексикон нонклассики

СЮРРЕАЛИЗМ

(фр. surrealisme — сверхреализм) Направление в литературе и искусстве, но также — и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во Франции и распространившееся по всему миру. С. опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков С. близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «С.», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений), представителя «метафизической живописи» Дж. де Кирико. Объективно сюрреалисты продолжали и развивали многие из приемов, форм и способов художественного выражения, но также — скандальных форм и способов эпатажа и шокирования обывателя, которые практиковались дадаистами (см.: Дада). Это вполне закономерно, ибо многие из дадаистов после 1922 г. влились в ряды сюрреалистов, а будущие создатели С. участвовали в последних акциях дадаистов. В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Litterature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля», основывающаяся на систематическом применении главного метода С. «автоматического письма» (ecriture automatique). Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массон), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «С.» для обозначения их движения; в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения С. как художественного направления. В 1925 г. проходит первая выставка художников сюрреалистов, в которой наряду с собственно сюрреалистами принимают участие и временно примыкавшие к движению или сочувствовавшие ему де Кирико, Клее, Пикассо; Макс Эрнст изобретает способ фроттажа (протирки, натирания), как один из технических приемов «автоматического письма» в живописи. В 1926 г. А. Арто и Р. Витрак основывают сюрреалистический театр. В 1927 г. усиливается политизация С., изначально провозглашавшего стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу духа», и тяготевшего к коммунистическим идеалам. Арагон, Бретон, Элюар, Пере и некоторые другие вступают в компартию Франции, несогласные с ними сюрреалисты покидают группу, но она пополняется за счет прибывших в Париж Бунюэля, Дали, Джакометти и др. С этого времени в постоянно меняющейся по составу группе сюрреалистов возникают расколы, конфликты, распри в основном на почве политических пристрастий. Так, в 1934 г. Бретон исключил из группы Дали, как якобы заигрывавшего с социал-национализмом; в 1935 г. Бретона, Элюара и Кревеля исключают из компартии; в 1938 г. Элюар опять вступает в нее и покидает сюрреалистическое движение, Бретон порывает с ним. Из чувства солидарности с Элюаром Эрнст выходит из группы и т. д. и т. п. В 1935 г. Бретон публично осуждает сталинистскую модель коммунизма, чем навлекает на себя гнев французских коммунистов. В 1938 г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким, и они издают совместный манифест «За независимое революционное искусство». В 1929 г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский фильм «Андалузский пес», а в 1930 — «Золотой век». До них попытки применения сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер; в 1931 г. Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». В 1933 г. начал выходить журнал сюрреалистов «Минотавр». С началом Второй мировой войны центр сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в их ряды вливаются новые силы, проходят большие выставки, манифестации, издается новый журнал и другие публикации. Крупные художники-сюрреалисты работают самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов. Со смертью Бретона в 1966 г., который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, оно фактически прекращает свое существование, о чем в 1969 г. Ж. Шустер официально объявляет в прессе. Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно сюрреалистические методы творчества продолжают существовать как в чистом виде, так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия. Эстетика С. была изложена в «Манифестах С.» Бретона и в ряде других программных сочинений. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п.; «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного» (Г. Арп). Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики, и прежде всего — чудо (А. Бретон). Основа творческого метода С., по определению Бретона, — «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем...» (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бретона). Отсюда два главных принципа С.: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». «Процесс познания исчерпан, — писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», — интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Отсюда грезы, сны, всевозможные видения осознаются сюрреалистами как единственно истинные состояния бытия. Искусство осмысливается ими поэтому как своего рода наркотическое средство, которое без алкоголя и наркотиков приводит человека в состояние грез, когда разрушаются цепи, сковывающие дух. Сердцевину С. составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте С.», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Глобальное восстание против разума характерно для всех теоретиков и практиков С., которые остро ощущали его недостаточность в поисках основополагающих истин бытия. Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового Смысла», и именно С. открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием, и с оккультизмом, и с мистикой. Эффект эстетического воздействия произведений С. строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных (эстетических) оппозиций (см Оппозиции эстетические). Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям С. Творения С. погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это какие-то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в которых бывало или бывает наше «Я», когда разум (или скорее рассудок) ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски своей духовной родины. Возникший в среде литераторов С. обрел наиболее эффектное и полное выражение в живописи и завоевал тем самым мировое признание. Его главными представителями были X. Миро, И. Танги, Г. Арп, С. Дали, М. Эрнст, А. Массой, Р. Магритт, П. Дель-во, Ф. Пикабиа, С. Матта. Исследователи различают два главных течения в живописи С. : так называемый органический (или биоморфный) С. и натуралистический С. (или сверх-реализм). Первый считается наиболее «чистой» формой С., ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности. Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях С. Дали ) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения. С. был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. XX в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) второй половины XX в. Художественные находки С. активно используются практически во всех видах современного искусства — в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре (см.: Абсурда театр, Беккет, Ионеско), фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых современных арт-практиках и проектах. Соч.: Breton A. Qu' est-ce que le Surrealisme? Brussel, 1934; Breton A. Les Manifestes du Surrealisme. P., 1962; Breton A. Surrealism and Painting. N.Y., 1972; Дали С. Дневник одного гения. М., 1991 ; Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А., Гальцова Е. Д. М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем. М., 1996. Лит.: Alquie F. Philosophie du Surrealisme. P., 1955; Henning E.B. The Spirit of Surrealism: 1919-1939. Cleveland Museum of Art, 1979; Jean M. The History of Surrealist Painting, N. Y. 1960; Nadeau M. Histoire du Surrealisme. P., 1964; Rubin W. S. Dada and Surrealist Art. N.Y., 1968; Gershman H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969; Waldberg P. Der Surrealismus. Koln, 1981; Pollizzotti M. Revolution of the Mind: The Life of Andre Breton.N.Y., 1995; Caws M. A. The Surrealist Painters and Poets. Cambridge, Mass., 1997. В.Б.

  1. сюрреализмфранц. surralisme буквально сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре в. первоначально возникло во Франции. Теоретически и организационно сложи...Большая Советская энциклопедия II
  2. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм направление в авангардном искусстве претендующее на воспроизведение потока сознания и бессознательного. Я верю в будущее слияние сновидения...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. сюрреализмм. surrealismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление сюр...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. сюрреализмм иск.Surrealismus m неизм. направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. сюрреализмсюрреализмSurrealismusСинонимы направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. сюрреализмсюрреализм м иск. Surrealismus m неизм.Синонимы направление сюр...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. сюрреализмм. иск.sobrerrealismo mem superrealismo mem surrealismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. сюрреализмсущ. муж. рода только ед. ч.сюрреалзм уem...Большой русско-украинский словарь
  9. сюрреализмм. surralisme m...Большой русско-французский словарь
  10. сюрреализмм.surralisme m направление сюр...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм направление вискусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознанияинстинкты сновидения галлюцинации а его методом ...Большой энциклопедический словарь II
  12. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а ...Большой Энциклопедический словарь V
  13. сюрреализмфранц.букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее главной целью искусства изображение сферы бессознательного....Евразийская мудрость от А до Я
  14. сюрреализмфранцузское surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного инстинкты сновиде...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ а м. surralisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства в. отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. сюрреализмфранц. сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре ХХ века. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции в середине х годов возни...История и теория культуры
  17. сюрреализмсюрреализм...Крымскотатарско-русский словарь II
  18. сюрреализмСюрреализм superrealismus...Латинский словарь
  19. сюрреализмфранц. surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации. Возник в х...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. ...Литературная энциклопедия
  21. сюрреализмтечение в литре и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. выразил настроени...Литературная энциклопедия II
  22. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ течение в литературе и изобразительном искусстве возникшее на французской почве почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как литой школы. С. ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surralisme букв. сверхреализм авангардистское направление см. Авангардизм возникшее на рубеже х гг. XX в. во французской литературе затронувшее также ж...Литературный энциклопедический словарь
  24. сюрреализма м.em Авангардистское направление в буржуазной литературе и искусстве в. отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательно...Малый академический словарь
  25. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре XX в. основывающееся на методе свободных ассоциаций З. Фрейда. Сложилось в е гг. во Ф...Мировая художественная культура. Словарь
  26. сюрреализмприставка СЮР корень РЕАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СЮРРЕАЛИЗМВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальн...Морфемный разбор слова по составу
  27. сюрреализмНачальная форма Сюрреализм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ фр. surrealite сверхреальность художественное течение в рамках модернизма продолжающее вслед за экспрессионизмом кубизмом дадаизмом и футуризмом тенденцию ...Новейший философский словарь
  29. сюрреализмфр. surrealite сверхреальность художественное течение в рамках модернизма продолжающее вслед за экспрессионизмом кубизмом дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска подл...Новейший философский словарь II
  30. сюрреализмсюрреализм м. Направление в авангардистском искусстве XX в. объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и как следствие поро...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. сюрреализмсюрреализм сюрреализм а...Орфографический словарь
  32. сюрреализмu м направление сюр...Орфографический словарь русского языка
  33. сюрреализмсюрреализм сюрреализмы сюрреализма сюрреализмов сюрреализму сюрреализмам сюрреализм сюрреализмы сюрреализмом сюрреализмами сюрреализме сюрреализмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. сюрреализмОрфографическая запись слова сюрреализм Ударение в слове сюрреализм Деление слова на слоги перенос слова сюрреализм Фонетическая транскрипция слова сюрреализм [сурилизм]...Полный фонетический разбор слов
  35. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее его источником сферу подсознания мечтания галлюцинации сновидения ассоциации вызывающи...Профессиональное образование
  36. сюрреализмсюрреализм аСинонимы направление сюр...Русский орфографический словарь
  37. сюрреализмМ srrealizm XX sr dbiyyat v incsntind yaradclqda idrak v tcrbnin rolunu inkar edn v mnbsini thtlur sahsind axtaran avanqardist cryan...Русско-азербайджанский словарь
  38. сюрреализмсюрреализм м. иск.isurrealism...Русско-английский словарь
  39. сюрреализмСюррэалзм...Русско-белорусский словарь
  40. сюрреализмиск.i сюррэалзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  41. сюрреализмсюрреали направление сюр...Русско-ивритский словарь
  42. сюрреализмсюрреализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. сюрреализмchoxinshzhyСинонимы направление сюр...Русско-китайский словарь
  44. сюрреализмSrrealizm...Русско-крымскотатарский словарь
  45. сюрреализмсюрреализм...Русско-крымскотатарский словарь II
  46. сюрреализмsirrelisms...Русско-латышский словарь
  47. сюрреализмСюрреализм...Русско-монгольский словарь
  48. сюрреализмSurrealismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  49. сюрреализмсюрреализмм ....Русско-новогреческий словарь
  50. сюрреализмsurrealizm nadrealizm...Русско-польский словарь
  51. сюрреализмм искu surrealismo m направление сюр...Русско-португальский словарь
  52. сюрреализмм направление сюр...Русско-турецкий словарь
  53. сюрреализмm сюрреалист сюрреалистический...Русско-финский словарь
  54. сюрреализмnadrealismus surrealismus...Русско-чешский словарь
  55. сюрреализмSrrealism...Русско-эстонский словарь
  56. сюрреализмсюрреализмСинонимы направление сюр...Русское словесное ударение
  57. сюрреализмсюрреализм направление сюр...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  58. сюрреализмсюрреализм а Синонимы направление сюр...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  59. сюрреализмсюрреализм фр.em surrealisme букв. сверхреализм сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве в. объявляющее своей задачей бесконтрольное автоматическое восп...Словарь иностранных слов русского языка
  60. сюрреализмсверхреализм модернистское направление в искусстве XX в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а его методом разрыв л...Словарь исторических терминов
  61. сюрреализмфранц . surrealisme букв. сверхреализм авангардистское см. авангардизм течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в. провозгласившее источником искусства сф...Словарь литературоведческих терминов
  62. сюрреализмфр. surrйalitй сверхреальность художественное течение в рамках модернизма продолжающее вслед за экспрессионизмом кубизмом дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска подл...Словарь постмодернизма
  63. сюрреализмсюрреализм сущ. колво синонимов направление сюр Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление сюр...Словарь синонимов II
  64. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ французское surrealisme буквально сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного инстин...Современная энциклопедия
  65. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц . surrealisme букв. сверхреализм направление в искусстве в. провозгласившее источником искусства сферу подсознания инстинкты сновидения галлюцинации а ...Современный энциклопедический словарь
  66. сюрреализмфранц.u surrealisme букв. сверхреализм модернистское направление в искусстве ХХ в. представители которого провозгласили предметом и источником искусства сферу подсознан...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  67. сюрреализмсюрреализм [фр. surrealisme букв сверхреализм] сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве в. объявляющее своей задачей бесконтрольное автоматическое восп...Толковый словарь иностранных слов
  68. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ м. Направление в авангардистском искусстве XX в. объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и как следствие поро...Толковый словарь русского языка
  69. сюрреализмУдарение в слове сюрреализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове сюрреализм...Ударение и правописание
  70. сюрреализмRzeczownik сюрреализм m surrealizm m...Универсальный русско-польский словарь
  71. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. surrealisme букв. сверхреализмсложившееся приблизительно в особенно во Франции направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. романтики Бергсона...Философская энциклопедия
  72. сюрреализмИнореализм сверхреализм открытие оборотных значений кажимости. В широком смысле совокупность весьма разнящихся направлений в искусстве демонстрирующих первые фазы пересм...Философский словарь
  73. сюрреализмфранц. surrealisme букв. сверхреализм сложившееся приблизительно в особенно во Франции направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. романтики Бергсона и в первую...Философский энциклопедический словарь II
  74. сюрреализмсюрреализм сюрреализмы сюрреализма сюрреализмов сюрреализму сюрреализмам сюрреализм сюрреализмы сюрреализмом сюрреализмами сюрреализме сюрреализмах Источник Полная акцент...Формы слова
  75. сюрреализмСюрреализм франц. surrealisme буквально сверхреализм авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Фра...Художественная энциклопедия
  76. сюрреализмСюра Срез Срам Сми Сма Слеза Слам Сим Сила Сиерр Серир Сериал Сера Сема Сезам Сарм Сари Саз Рис Рим Риза Риал Риа Ремиз Рем Релиз Рез Реализм Реал Расизм Рамс Рами Рам Ра...Электронный словарь анаграмм русского языка
  77. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. сверхреализм надреализмem направление в литре и искусстве возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством по...Энциклопедия культурологии
  78. сюрреализмСЮРРЕАЛИЗМ франц. сверхреализм надреализм направление в литре и искусстве возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэт...Энциклопедия Культурология XX век
  79. сюрреализмфр. surrealisme сверхреализм направление в искве возникшее в е гг. XX в. во Франции. С. опирается на философию интуитивизма восточные мистикорелигиозные учения на фрейди...Эстетика