Новейший философский словарь

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (греч. myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М. как тип культуры, тотально представленный сакрализован-ными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную М. как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания (социальная М. как вариант политико-идеологической практики). В структуру как классической, так и современной М. входят: 1) конститутивная (или информационно-содержательная) составляющая, включающая в себя: а) блок онтолого-генетический: космогония в классической М. и, соответственно, легендарно-исторический компонент социальной М., представленный сюжетами о становлении соответствующей социальной системы как упорядочивающей космизации предшествующего социального хаоса (например, миф о «происхождении ариев» или «народа-богоносца»); б) блок героико-генетический: классическая теогония и, соответственно, мифы социальной героики (легенды об «отцах-переселенцах», историко-революционный эпос и т.п.); в) блок прогностический: эсхатология в зрелых формах классической М. и утопии или программные модели построения «светлого будущего» - в М. социальной; 2) регулятивная составляющая, задающая поведенческие матрицы, парадигмальные установки интерпретации, замкнутый цикл ритмических процедур, структурно организующих календарь (календарные праздники в классической М. и, соответственно, регулярность массовых манифестаций и ритмичность са-крализованных идеологических акций - типа партийных съездов - в социальной). К интегральным характеристикам, общим как для классической, так и для современной М., могут быть отнесены следующие: 1. Глобальность масштаба: М. моделирует весь мир (в случае классической М.) и/или всю социальную жизнь (в случае М. социальной). 2. Синкретич-ность М.как совпадение семантического, аксиологического и праксеологического ее рядов: от слитности в архаической М. сакральных космогонических сюжетов с бытовыми технологиями (см., например, вавилонский миф о творении мира посредством разделки туши убитого животного или ближневосточные «гончарные» космогонии) - до самооценки марксизма как «отлитого из одного куска стали». В этой связи разрушение или замена одного (даже частного) фрагмента мифа чреваты гибелью всей мифологической структуры (см., например, частые смены технологической составляющей классической М. как фактор кризиса мифологического типа мировоззрения в целом). В этом смысле миф как феномен синкретической нерасчлененности противостоит такому феномену, как логос (ср. греч. myphos - речь, мнение, слово как единство семантики и сонорики и logos - слово в значении диф-ференцированности, структурности смысла: греч. lego - говорю и лат. lego - читаю, собираю, конструирую). Типично в этом контексте противопоставление Плотином знаковой системы алфавита, предусматривающей рациональное конструирование слова и (при восприятии) его дискурсивную реконструкцию, - иероглифическому аллегоризму, предполагающему непосредственное узрение неразложимого умопостигаемого эйдоса слова=смысла=образа. 3. Структурно-семантическая гетерогенность (пористость содержания): миф при совпадении с действительностью в некоторых (не обязательно узловых) точках заполняет смысловые лакуны фантастическими объяснительно-интерпретационными моделями. 4. Универсальность мифологического ригоризма, т.е. характерное для мифологического сознания отсутствие - в глобальном масштабе - рассогласования между сущим и должным: несмотря на свой драматизм и даже трагичность, мировой процесс в его мифологическом изображении протекает, в конечном счете, в соответствии с предустановленной сакральной программой, которая в классической М. аранжируется как воля богов, а в социальной - как «логика евроцентризма», «историческая закономерность мирового революционного процесса» и т.п. 5. Парадигмальность М. по отношению ко всем формам поведения и деятельности, характерных для соответствующей культуры. 6. Принципиальная инфинитивность (рецитативность) мифа, предполагающая актуальное разворачивание в культуре веера его дериватов: объяснительный потенциал М. может быть реализован только при условии ее перманентного толкования, интерпретации его содержания в конкретных системах отсчета. Миф требует постоянного перетолкования, не допуская при этом критики, и постоянной актуализации его содержания при непременном сохранении исходного ядра смысла. Классическая М. разворачивает разветвленную практику толковании-рецитации: от событийно-синхронных изустных воспроизведений мифологических сюжетов (исполнение былин баяном, спонтанные песни акына или стационарно фиксированные календарные трагедии и мистерии) до оформления традиции толкования текста (см. ЭКЗЕГЕТИКА). Аналогично, и социальная М. предполагает интерпретационную процессуальность (перманентную актуализацию) своего бытия, требуя все новых и новых воспроизведений и толкований (нормативная система массированного цитирования соответствующих «классиков» или сакрализованных идеологических документов, вал популяризационных работ, резолюций и инструкций по поводу последних). 7. Внутренняя установка М. на имманентное понимание и истолкование мифа (в отличие от историко-генетического или любого иного внешнего его истолкования). Именно М. закладывается в культуре герменевтическая традиция интерпретаций как традиция имманентного толкования текста (ибо исходно оно относилось к тексту мифа, а содержание его сакрально), - парадигма герменевтической процедуры унаследована христианством (практика экзегетики) и в целом средневековой культурой, ориентированной на дешифровку иносказаний (общекультурный образ мира как книги, эмблематичность геральдики и символизм «знамений»), воспроизведена культурой Ренессанса (символизм поэзии dolce stil nuovo, стилизация как культурный жанр) и барокко (аллегоризм культурных феноменов и установка на дешифровку и декодирование) и, в конечном счете, положена в основу современной философской герменевтики. 8. Нормативная фидеистичность: для адаптации любого типа М. в массовом сознании ей необходимо своего рода конфиденс-обеспечение, - миф живет до тех и только до тех пор, пока в него верят, и любая критическая аналитика, а тем более - скепсис - невозможны внутри М.; если же они становятся возможными - невозможным становится сам миф. 9. Самосакрализация М., основанная на наличии внутри нее специфических защитных механизмов, представленных различными проективными поведенческими моделями, функционирующими в амбивалентном режиме кнута и пряника (сюжеты наказанного отклоняющегося и вознагражденного типового поведения). В данном аспекте М. фактически изоморфна религиозному сознанию, содержащему соответствующие бихевиор-программы любви и страха. 10. Обязательность механизма сакрализации имени (носителя мифологического сознания), обеспечивающего М. точность адресования: для архаической культуры это сакрализация индивидуально-личного имени как основа именного типа трансляции информации от поколения к поколению (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ), позднее при коллективном адресовании мифа - надындивидуальное имя этноса (иудеи, эллины, славяне и все др.) в любой этномифологии или класса - в М. политико-идеологической (в ряде случаев возможен инструментальный mixt: например, в варианте фашизма, где этноимя используется в рамках идеологизированной политической М.). Отсюда - столь любимая и широко практикуемая во всех мифологических традициях процедура сакрального поимено-вания или переименования, семантически означающая для носителя мифологического сознания факт присвоения: от архаических номинаций как способа овладения предметным миром до грандиозных кампаний переименования городов и весей и советской практике. 11. Достаточность объяснительного потенциала М., работающего как «вовне» (интерпретационная ассимиляция новых феноменов, попавших в сферу рассмотрения мифа), так и «вовнутрь» (незамедлительное «затягивание» семантических разрывов за счет реинтерпре-тации наличных мифов или создания квазимифа). 12. Имманентная прагматичность: М. выступает базовым средством достижения реальных прагматических целей не только для субъекта сознательного мифологизирования или мифотворчества (если таковой имеется - в случае социальной М.), но - в первую очередь - для своего непосредственного носителя, выступая информационно-технологическим обеспечением хозяйственной, бытовой, коммуникативной и социально-идеологической деятельности и отвечая глубинным мировоззренческим потребностям и латентным ожиданиям массового сознания. 13. Обязательная сопряженность с ритуалом: характерный для классической культовой М. обряд как форма магического действия, направленного на достижение реальных целей иллюзорными средствами (например, связанные с культом Деметры Элевсинские мистерии и сельскохозяйственные ритуалы Аррефорий и Фесмофорий), аналогично - архаические аттические трагедии как связанные с культом Диониса театрализованные рецитации соответствующих мифов (от греч. tragedia - «песнь козлов», т.е. козлоногих сатиров, спутников Диониса); с точки зрения культурного статуса и функций им изоморфны ритуальные действа в системах социальной М., имеющие идеологическое содержание и организационно-интегративные цели, столь же театрализованные и массовые, как и архаические мистерии (вакханалии) и в социально-психологическом плане фундирующиеся сознательной спекуляцией на ностальгически переживаемой современным индивидом потребности в изначально заданном чувстве общности, характерном для архаической общины и утраченном при становлении индустриализма в процессе индивидуализирующей модернизации сознания. 14. Нерефлексивность: как мифологическая культура не предполагает в своем составе мета-культуры, так и идеологическая М. не выдерживает, а потому и не допускает рефлексивного (неимманентного, несакрализованного) подхода. 15. Консервативность: мифологические системы не склонны к инновациям, ибо каждая из них должна быть адаптирована в содержание М. посредством интерпретационного механизма, между тем, частая смена парадигмальной мифологической матрицы разрушает иллюзию незыблемости ее оснований. Классическая М., являя собою исторически определенный тип ментальности и культуры в целом, включает в себя элементы всех конституирующихся в более поздний период форм сознания социума: ранние формы предрелигиоз-ных верований (см. БОГ), структуры нравственного долженствования, воплощенные в фабульных сюжетах мифа, первые формы художественного освоения мира и т.д. Соответственно, в содержании классической М. закладываются наиболее фундаментальные вопросы бытия, оцененные позднее как роковые и вечные. Исходно архаическая М. формируется как этномифология (индийские Веды, Махабхарата; китайские Шуцзин, Хуайнань-цзы; древнегреческие Илиада и Одиссея, скандинавско-германские Эдды, иранская Авеста, древнерусские былины, карело-финские руны и т.п.), однако в ходе культурной динамики наблюдается явление контаминации (лат. contaminatia - смешиваю), приводящее к усложнению мифологических образно-смысловых систем. В силу этого, в микшированных культурных средах, во-первых, наблюдается расслоение М. на элитарную (фактически совпадающую с нормативной) и низовую, включающую в себя фольклорную подоплеку, сколы более ранних вытесненных мифологических сюжетов, параллельные типовым объяснительные парадигмы и т.п. (см., например, языческие мифологемы в низовой культуре средневекового христианства: майское древо, пасхальные яйца, рождественская елка и др.) Во-вторых, поскольку мифологическое микширование всегда аксиологиче-ски анизотропно, и одна из взаимодействующих М. неизбежно становится социально санкционированной и доминантной, постольку контаминация приводит к семантико-аксиологиче-ской дифференциации мифологем: мифологемы и персонификации вытесненной мифологической системы включаются в массовое сознание и в смыслообразную систему возобладавшей М. на правах низших или темных (злых) сил. Типовыми характеристиками классической М. являются: 1) антропоморфизм; 2) этиологизм (греч. eitia - причина), понятый как генетизм; 3) гилозоизм - отсутствие в архаическом мифологическом сознании границы между биотической и небиотической составляющими мироздания, - тотальное оживотворе-ние бытия; 4) анимизм - одушевление фрагментов Космоса; 5) конструирование своей архитектоники посредством введения бинарных оппозиций, поступательно смягчающих фундаментальные противоречия бытия (от оппозиции «жизнь - смерть» - к оппозиции «живое - неживое» и далее); 6) гетерогенность времени мифа как структурированного соотношением профанного и сакрального временных периодов, а также основанные на этой гетерогенности циклические представления о времени, предполагающие регулярный возврат временного движения к семантической точке сакральной даты «начала времен» (акта космогенеза); 7) аллегоризм обобщений, предполагающий в качестве своего механизма персонификацию обобщенных явлений. В эволюции классической М. могут быть выделены два этапа: хтоническая М. (греч. chtonos - земля), характерная для периода выделения человека из природы и связанная с аграрными культами плодородия; оформляется в эпоху матриархата, центральной мифологемой хтонической М. выступает великая Мать в различных ее этновариантах (Астарта, Рея-Кибела и др.), а также символизирующие природные силы неантропоморфные мифологемы (змеи, чудовища и др.); эпическая М. (греч. epos - слово, сказание), характерная для периода выделения индивида из рода и связанная со знаменующим эпоху патриархата развитием ремесла; в центр мифологической системы выдвигается образ культурного героя или героя-цивилизатора (Гильгамеш, Прометей и др.), осуществляется иерархическая переструктирировка пантеона: верховным богом становится, как правило, громовержец, т.е. персонификатор мужского начала (стрела как фаллический знак в архаических культурах; молния, бьющая в гладь вод, как символ космогонического брака Неба и Земли): Зевс, Перун и др., в то время как мифологема Великой Матери, напротив, дифференцируется и расслаивается на мозаичный набор частных женских богинь: Афина, Афродита, Артемида, Гестия и др. Типичным для героического эпоса становится сюжет о герое, побеждающем хтонических чудовищ (змееборческий миф в западной культуре, побеждающий змия Георгий Победоносец у славян и т.п.), что символизирует патриархальную доминанту в культуре и вытеснение из зоны аксиологического санкционирования хтонических мифологем. И если в хто-нической М. космогенез интерпретировался как рождение Космоса (миф о сакральном браке: см. Любовь), то в эпосе - как креация (»ремесленные» мифы космотворения). При смене мифологической культуры немифологической классическая архаическая М. не уходит из содержания ментальной традиции, выступая материалом для переосмысления в процессе становления философских форм мышления (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ), инструментом символического моделирования, художественной метафорики и др. Образные системы М. входят в золотой фонд как западной, так и восточной культур, выступая содержательно универсальным и аксиологически общезначимым культурным языком (кодом). Применительно к современной культуре можно говорить как о переосмыслении и новом толковании мифологических образов (Т. Манн, Дж. Джойс, К. Кокто, Г. Вагнер, О. Бердслей, Ф. Марк и др.), так и о сознательном мифотворчестве в искусстве (Ф. Кафка, Г. Маркес, Г. Аполлинер, Ф. Супо, Ж. Жироду, Ж. Ануй, Тол-кин, Кэндзабуро Оэ, Т. Янссон, С. Дали, М. Эрнст и др.). Мифотворчество функционирует в современной культуре не только как артистический жанр и средство достижения художественной экспрессивности, но и как философско-методологиче-ский прием (см. современные «гносеологические мифы» в структуре научного познания и методологического исследования, функционально изоморфные платоновскому «мифу пещеры» и типологии «идолов» у Ф. Бэкона). Однако, по своим типологическим характеристикам мифотворчество как художественный жанр и философский прием, будучи близким к М., тем не менее, не совпадает с ней с точки зрения статуса (ибо лишено ореола сакральности) и способов функционирования в культуре (не воспринимается как информация к исполнению и не сопряжено с ритуалом). Современная культура включает в себя также богатую традицию философии мифа, задавшую в ходе своей эволюции следующие парадигмы истолкования М. как феномена культуры: компаративная - как в смысле сравнительного анализа различных эт-номифологий, стимулированного введением в философский оборот мифологического материала не только индоевропейского региона, но и Америки, Африки, Австралии и Океании, начиная от Ж.Ф. Лафито, так и в смысле типологического сравнения мифа с другими формами культуры и сознания: с детским сознанием (Вико), с поэтическим творчеством (Гер-дер и Шеллинг), со сказкой как инобытием мифа, утратившим связь с ритуалом (братья Я. и В. Гримм) и др.; лингвистическая, центрирующая внимание на соотношении семантики и метафорического строя мифа, рассогласование которых (»стирание» исходного смысла метафор) рассматривалось как основа мифогенеза - миф при этом интерпретировался как «болезнь языка» (А. Кун, В. Шварц, В. Манхорд, М. Мюллер); эволюционистская (или антропологическая), в рамках которой М. трактовалась как «протонаука», перерастаемая современной культурой в зрелых ее формах (Тайлор, Э. Лэнг, Спенсер); ритуалистическая (от Фрезера до кембриджской школы М.), анализирующая М. вне ее семантики и объяснительного потенциала, но только с точки зрения представленных в ней структур ритуальных действий, выступающих модельной матрицей социального поведения (Д. Харрис, Ф.М. Корнфорд, А.Б. Кук, Г. Марри, М. Хокарт, С. Хойман, Г. Хук, Т.Х. Гастер, Э.О. Джеймс); функциональная, рассматривающая миф как механизм воспроизведения культурной традиции и психологической интеграции социума (Малиновский, Радклифф-Браун); аффективно-ассоциативная - в диапазоне от трактовки М. в качестве объективации психических комплексов и коллективных архетипов бессознательного до усмотрения в М. средства спасения от «страха перед историей» (Вунд, Фрейд, Юнг, Дж. Кэмпбелл, Элиаде); социологическая, в рамках которой М. интерпретируется как модель структуры родовой общины, основанная на характерных для дологического мышления принципах партиципации, негомогенности и анизотропности пространства и времени и т.п. (Дюркгейм, Леви-Брюль); символическая, интерпретирующая М. как замкнутую семиотическую систему, конституирующую символическую модель мира и в этом смысле нуждающуюся в декодировании (от Кассирера до С. Лангер); структуралистская, трактующая М. (при всей ее метафоричности) как логический механизм снятия остроты фундаментальных мировоззренческих противоречий: так называемая «логика бриколажа», прием медиации как последовательной семантической редукции бинарных оппозиций (Леви-Стросс). Социальная М. представляет собой феномен идеологической практики, конституировавшийся в зрелом виде в 19-20 вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформированных для этой цели социальных мифов. Социальная М. включает в себя, таким образом, два необходимых компонента: социальное мифотворчество и адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании. Основы философской традиции в анализе этой сферы были заложены Шопенгауэром в контексте анализа идеологии в системе отсчета субъекта, чьи усилия и вся воля, которой он наделен, направлены на то, чтобы векторно сориентировать и наполнить эту волю сознательным смыслом. В интерпретации Ницше идеология как особый тип М. формирует не только «стадные инстинкты» массового сознания, но и соответствующий им некритический стиль «рабского мышления». В собственном смысле этого слова традиция философского исследования социальной М. начинается с середины 19 в., знаменующейся переносом акцента в философии власти с субъекта властных отношений на так называемый «объект власти», что чрезвычайно актуализирует и фактически выдвигает на передний план проблематику идеологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание, стимулируя исследования в области социальной М. Ж. Сорелем осуществлено рассмотрение социальной М. как базисной структуры идеологизированного (классового) сознания, основанного не на знании, но на вере. Именно в этом, по мнению Сореля, заключается специфика и преимущество социальной М. по отношению к аналогичному идеологическому феномену - утопии: будучи фундирована верой, социальная М. не может быть подвержена рационально-логической препарации и, следовательно, критике. В индивидуальном измерении миф функционирует как психологический императив, инспирирующий социальное действие, в массовом измерении - как интегрирующая сила, вектори-зирующая скалярные состояния толпы. Фундированный анализ социально-мифологических парадигм идеологизированного мышления представлен в концепциях правящей элиты. Так, анализируя мотивы человеческого поведении, Парето дифференцирует «врожденные психологические предиспозиции» (инновационный «инстинкт комбинаций» и дополняющую его тенденцию к «постоянству агрегатов», чувство социальности и потребность индивида реализовать себя в социальном контексте, чувство собственности и сексуальный инстинкт) как реальные движущие импульсы социального действия, с одной стороны, и камуфлирующие их «деривации» (системы псевдоаргументации и псевдомотивации действия, призванные придать последнему позитивную аксиологическую характеристику, - с другой). По словам Парето, «сущность человека состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях». В этой системе отсчета социальная М. выступает средством идеологизации и пропаганды, эффективность которого фундирована скрытыми предиспо-зициями массового сознания. Современная философия власти анализирует социальную М. в свете исследования проблемы механизмов формирования социальных иллюзий, разработки конкретных приемов непосредственного целенаправленного воздействия на индивидуальное и массовое сознание посредством как прямой, так и латентной пропаганды, использования возможностей mass-media и multi-media в процессе формирования и прививки идеологем социальный М. в массовые стереотипы сознания (X. Шиллер, X. Блю-мер, X. Лассуэлл, Б. Берельсон, Ф. Балле).

Синонимы:
баснословие, боговщина, одинизм


  1. мифологияот грсч. mythos предание сказание рассказ совокупность мифов т. е. созданных народной фантазией сказаний в крых в олицетворенной нагляднообразной бсссознательнохудожеств...Атеистический словарь
  2. мифологияот грсч. mythos предание сказание рассказ совокупность мифов т. е. созданных народной фантазией сказаний в крых в олицетворенной нагляднообразной бсссознательнохудожеств...Атеистический словарь II
  3. мифологияМИФОЛОГИЯ см. в ст. Вавилоноассирийская культура....Большая советская энциклопедия
  4. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. mythologia от mythos предание сказание и logos слово рассказ учение фантастич. представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации как...Большая советская энциклопедия
  5. мифологиягреч. mythologa от mthos предание сказание и lgos слово рассказ учение фантастическое представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации как правило...Большая Советская энциклопедия II
  6. мифологиягреч. mithologia . совокупность мифов сказок легенд какоголибо народа и человечества в целом. Как культурный феномен может играть исключительно важную роль в качестве ког...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. мифологияж. mitologia Итальянорусский словарь. Синонимы баснословие боговщина одинизм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. мифологиямифология ж Mythologie f pl gienСинонимы баснословие боговщина одинизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. мифологияжMythologie f plem gien баснословие боговщина одинизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. мифологияж.mitologa f...Большой русско-испанский словарь
  11. мифологиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  12. мифологияж. mythologie f античная мифология mythologie de lAntiquit...Большой русско-французский словарь
  13. мифологияот греч. mythos предание сказание легенда и logos учение слово англ. mythology нем. Mythologie. . Совокупность мифов данной культуры. . Наука о мифах и мифологическом...Большой толковый социологический словарь II
  14. мифологияж.mythologie fантичная мифология mythologie de lAntiquit баснословие боговщина одинизм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. мифологияот греч. mythos предание сказание и .логиясовокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др.Индии. Наука изучающая мифы их возникновение содержаниера...Большой энциклопедический словарь II
  16. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч. mythos предание сказание и .логия совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др. Индии. Наука изучающая мифы их возникновение ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. мифологияОсновные мифы древней Японии собраны в двух национальных эпосах Кодзики Записи о деяниях древности составленном в г. и Нихонги Анналы Японии относящемся к г. Оба эпоса ...Вся Япония
  18. мифология. Фантастич. представл. о мире свойствен. человеку первобытнообщ. формации. . В узком смысле слова вид устного нар. творчества. . Наука изучающая мифы и соотв. им сказан...Древний мир. Энциклопедический словарь
  19. мифологиясвод мифов наука о мифах выдающееся достояние человеческой культуры ценнейший материал жизни тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. В мифе...Евразийская мудрость от А до Я
  20. мифологияот греческого mythos предание сказание и .логия совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах духах и др. Наиболее известны мифологические образы Др...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. мифологияI. МИТОЛОГИЯ МИФОЛОГИЯ и ж. mythologie f. Mythologie ampLTлат. гр. mythologia. strong. Наука о мифах сказаниях древних мифология. Фemеофил Зигфрид Баэр древних историй п...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. мифологиямифология....Киргизско-русский словарь
  23. мифологияМифология historia fabulosa fabulae mythologia мифологический mythologicus...Латинский словарь
  24. мифологияСодержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография.strong СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ.strong М. входящая в систему религии совокупность мифов...Литературная энциклопедия
  25. мифология1Содержание понятия [. Происхождение М. [. Специфика М. [. История науки о мифах [. Библиография [. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов ...Литературная энциклопедия II
  26. мифологияБиблиографияИз необозримой литературы по мифологии даем наиболее существенное Mythology of all Races L. H. Gray ed. Boston богатая библиография в каждом томе v. I. Greek...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. мифологияи ж.em Совокупность собрание мифов в знач.Греческая мифология.em В мифологии ей очень понравилась комедия разыгранная между Вулканом Марсом и Венерой.em И. Гончаров Обы...Малый академический словарь
  28. мифологиякорень МИФ соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова МИФОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ МИФ соединительная гласная О Л...Морфемный разбор слова по составу
  29. мифологияНачальная форма Мифология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. мифологиягреч. myphos сказание и logos рассказ тип функционирования культурных программ предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием сакрализа...Новейший философский словарь II
  31. мифологиямифология ж. Научная дисциплина изучающая мифы древних народов. Совокупность мифов какогол. народа....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. мифологиямифология мифология и...Орфографический словарь
  33. мифологияu жu Р.u Д.u Пр.u мифологии баснословие боговщина одинизм...Орфографический словарь русского языка
  34. мифологиясовокупность мифов какогонибудь народа и наука занимающаяся их изучением. Мифология складывалась в эпоху энеолита и бронзового века как исторически первая форма целостног...Основы духовной культуры
  35. мифологиямифология мифологии мифологии мифологий мифологии мифологиям мифологию мифологии мифологией мифологиею мифологиями мифологии мифологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. мифологияОрфографическая запись слова мифология Ударение в слове мифология Деление слова на слоги перенос слова мифология Фонетическая транскрипция слова мифология [мфалога] Хара...Полный фонетический разбор слов
  37. мифологиягреч. mythologia совокупность мифов наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах....Профессиональное образование
  38. мифологияс первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В году Фрейд недвусмы...Психоаналитические термины и понятия
  39. мифологияMythologia учение о мифах древних языческих народов преимущественно греков т. к. у греков миф достиг самого свободного и богатого развития часто разумеется также под эти...Реальный словарь классических древностей
  40. мифологиямтологя мифоведение мтознавство. [Грецька мтологя Грнч.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  41. мифологиямифология иСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русский орфографический словарь
  42. мифологияЖ mifologiya . satir fsanlr греческая мифология yunan mifologiyas satiri . miflr haqqnda elm....Русско-азербайджанский словарь
  43. мифологияж. социальная мифология...Русско-английский психологический словарь
  44. мифологиямифология ж.imythology...Русско-английский словарь
  45. мифологияN...Русско-армянский словарь
  46. мифологияМфалогя...Русско-белорусский словарь
  47. мифологиямфалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  48. мифологиямифология ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  49. мифологиямифоло баснословие боговщина одинизм...Русско-ивритский словарь
  50. мифологиямифология мифтерд жиынтыы...Русско-казахский словарь
  51. мифологиямифология...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. мифологиямифология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. мифологияж. мифология . мифтер жыйындысы . мифтерди изилдч илим....Русско-киргизский словарь
  54. мифология[] shnhu[j]греческая мифология [] наукаem shnhuxuСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русско-китайский словарь
  55. мифологияmitoloija...Русско-латышский словарь
  56. мифологияж. Mythologie f....Русско-немецкий словарь
  57. мифологиямифологияж ....Русско-новогреческий словарь
  58. мифологияgudelre mytologi баснословие боговщина одинизм...Русско-норвежский словарь
  59. мифологияжmitologia f баснословие боговщина одинизм...Русско-португальский словарь
  60. мифологияМифологияmaarifa ya hadithi мн....Русско-суахили словарь
  61. мифологияж мифология мифлар греческая м. грек мифологиясе мифлары...Русско-татарский словарь
  62. мифологияmitoloji баснословие боговщина одинизм...Русско-турецкий словарь
  63. мифологияmitoloji...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  64. мифологияf...Русско-финский словарь
  65. мифологияпсих. fabulation...Русско-французский медицинский словарь
  66. мифологияbjeslov mythologie mytologie...Русско-чешский словарь
  67. мифологиясущ.жен. мифсем халапсем чувашская мифология чваш мифсем. мифологи мифсене тпчекен йслйлйх...Русско-чувашский словарь
  68. мифологияmytologi.strong mytologi den grekiska o. den romerska mytologinгреческая и римская мифология...Русско-шведский словарь
  69. мифологияMtoloogia...Русско-эстонский словарь
  70. мифологиямифология иСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русское словесное ударение
  71. мифологиямифология баснословие боговщина одинизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  72. мифологияот герч. mythos повествование сказание и logos слово учение. . Научная дисциплина изучающая сохранившиеся мифы исследование источников социальной почвы смысла. . Сами э...Словарь античности
  73. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. от mythos басня миф и logos слово. Баснословные сказания об языческих богах и героях. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов...Словарь иностранных слов русского языка
  74. мифологиясовокупность мифов а также наука раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов....Словарь исторических терминов
  75. мифологияМИfontОЛОГИЯ мито и ж.iГр. лат. mythologia через нем. Mythologie.Наука и учебный предмет о мифах сказаниях древних.В лекциях слушателем своим толкует митологию историю...Словарь русского языка XVIII в
  76. мифологиямифология одинизм Словарь русских синонимов. мифология сущ. колво синонимов баснословие боговщина киномифология мифика неомифология одинизм Словарь синонимов...Словарь синонимов II
  77. мифологиямифология одинизм...Словарь синонимов
  78. мифологияархаические дофилософские повествования отражающие взгляды на мир происхождение его элементов....Словарь-справочник по философии
  79. мифологияот греч. mutos предание сказание и logos слово рассказ Фантастич. представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации. В узком смысле слова вид у...Советская историческая энциклопедия
  80. мифологияот мифы и греч. слово понятие учение форма обществ. сознания способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществ. развития. В обществ. созн...Советский философский словарь
  81. мифологияМИФОЛОГИЯ от греческого mythos предание сказание и.логия совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах духах и др. Наиболее известны мифологические ...Современная энциклопедия
  82. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч . mythos предание сказание и .логия совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др. Индии. Наука изучающая мифы их возникновение...Современный энциклопедический словарь
  83. мифологияот греч. учение о преданиях способ понимания мира характерный для ранних стадиях общественного развития выступающий универсальной формой общественного сознания для которо...Тематический философский словарь
  84. мифологиясовокупность мифов. Мифологией называют также науку изучающую мифы. Рубрика роды и жанры литературыЧасть миф Прочие ассоциативные связи фольклор Мифология специфическая...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  85. мифологияМИФОЛОГИЯ и ж. . Совокупность мифов в знач. какогон. народа.Древнегреческая м. Славянская м. . Наука изучающая мифы в знач. IIприл. мифологический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  86. мифологияМИФОЛОГИЯ мифологии ж. . Совокупность система мифов. Греческая мифология. . только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология....Толковый словарь русского языка II
  87. мифологиямифология мифология и ж. Совокупность мифов в знач. какогон. народа. Древнегреческая м. Славянская м. Наука изучающая мифы в знач.прил. мифологический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  88. мифологияМИФОЛОГИЯ и ж. . Совокупность мифов в значение какогонибудь народа. Древнегреческая м. Славянская м. . Наука изучающая мифы в значение. прилагательное мифологический а...Толковый словарь русского языка
  89. мифологияУдарение в слове мифологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове мифология...Ударение и правописание
  90. мифологияRzeczownik мифология f mitologia f...Универсальный русско-польский словарь
  91. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. mythos повествование сказание и logos учение слово наука изучающая мифы их происхождение и отражение в них действительности. При этом под мифом понимаю...Уфологический словарь-справочник
  92. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч. mythos предание сказание и logos слово понятие учение способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории фантастические повествования о е...Философская энциклопедия
  93. мифологияот греч. предание сказание и рассказ Фантастическое отражение действительности возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании. На...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  94. мифологияот греч. наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах. См. также Миф....Философский энциклопедический словарь II
  95. мифологияот греч. наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах. См. также Миф....Философский энциклопедический словарь
  96. мифологиямифология мифологии мифологии мифологий мифологии мифологиям мифологию мифологии мифологией мифологиею мифологиями мифологии мифологиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  97. мифологияспособ понимания природы и общества на ранних стадиях исторического развития. Мифология господствует на ранних стадиях развития первобытного общества. Миф возникает на ос...Человек и общество
  98. мифологиясовокупность древних преданий о богах духах героях стихиях и пр. основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. В качестве своеобразного способа ...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  99. мифологияМифолог Миф Миология Миолог Мифология Мио Могол Мяло Олим Оля Миля Миг Лом Иол Имя Илим Иго Игил Гомилия Голо Гол Глия Глиф Гиф Фолио Лиго Лиф Лифо Лог Логия Фол Филя Фил...Электронный словарь анаграмм русского языка
  100. мифологияобщая теория мифовсм. Сравнительная мифология. См. также ст. Греческая Индийская Римская Славянская и Северная мифология....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  101. мифологияМифология греч.em mythos предание сказание logos слово учение совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах и пр. отражавших фантастичность предст...Энциклопедия культурологии
  102. мифологияАхилл и Аякс играющие в кости. Ахилл и Аякс играющие в кости.Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. до н. э.Рим.Ватиканские музеи.Что такое мифы В школьном понима...Энциклопедия мифологии
  103. мифологияот греч. mythos предание сказание легенда и logos учение слово англ. mythology нем. Mythologie. . Совокупность мифов данной культуры. . Наука о мифах и мифологическом ...Энциклопедия социологии
  104. мифологияМИФОЛОГИЯ совокупность мифов в культуре учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности. В первом значении М. в ее содержании и целостност...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  105. мифологияот греч. mythos сказание предание и logos рассказ толкование изображение природы всего мира как населенных живыми существами с их магической чудесной и фантастической п...Эстетика