Философская Энциклопедия (в 5 томах)

МИФОЛОГИЯ

от греч. ????? – предание, сказание и ????? – рассказ) – 1) Фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании. 2) Наука, изучающая образы этого отражения – мифы и соответствующие им сказания. Понятие мифа. М. – "...природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией" (Маркс К., К критике политической экономии. Введение, 1953, с. 225 и сл.). Ленин в мифе и М. видел "идеализм первобытный", в к-ром "...общее (понятие, идея) есть отдельное существо" (Соч., т. 38, с. 370). Попытка раскрыть эти определения Маркса и Ленина приводит к следующим выводам: 1. Миф есть чувств. представление, и в нем не содержится ничего абстрактного. Однако миф не есть сфера просто только чувств. представлений, потому что в обыкновенных чувств. представлениях нет ничего чудесного, волшебного, фантастического, а миф полон всем этим. 2. Миф всегда есть обобщение тех или иных явлений природы и общества. Деметра, напр., есть обобщение всего земледелия, взятого в целом, а Посейдон – обобщение моря, всех морей и всех морских явлений. Однако все обобщения в М. не выходят за пределы чувств. представлений. В этом смысле М. принципиально отличается от науки или философии, хотя в отд. периоды человеч. развития наука и философия приближались к М. и даже сливались с ней. Вошло в обыкновение понимать миф как попытку объяснения или понимания природы и общества первобытным человеком. Это неверно, поскольку всякое объяснение природы и общества, даже максимально мифологическое, является уже результатом рассудочного познания и тем самым резко отличается от мифа, обладающего какой угодно, но только не познавательной функцией. Конечно, когда смена зимы и лета объясняется уходом с земли и появлением на ней Персефоны, дочери Деметры, украденной подземным богом, то это есть попытка объяснить известное явление природы. Тем не менее эта попытка не составляет сущность данного мифа. Эту сущность составляет перенос в обобщенном виде на природу и на весь космос чисто человеч. отношений в определенный период человеч. истории. М. не есть объяснение природы, поскольку мифич. объяснение природы уже предполагает наличие М., и потому объяснительная функция М. вторична. Каким бы детским характером ни отличалось объяснение природы в первобытное время, это объяснение, как и наука вообще, не имеет ничего общего с мифотворчеством, хотя то и другое в первобытное время переплетаются столь тесно, что их часто даже трудно расчленить. Познават. способности человека вообще не являются чем-то первичным и сами должны быть объяснены из его обществ. практики. 3. Миф есть непосредственное веществ. совпадение общей идеи и самого обыкновенного чувств. образа. Любое построение отвлеченной мысли, к-рое является только отражением действительности, для М. является самой действительностью со всеми ее материальными и веществ. свойствами, со всеми ее чувств. качествами, в виде живых существ или неживых предметов. В мифе все идеальное вполне тождественно с материальным и вещественным, а все вещественное ведет себя так, как будто бы оно было идеальным. Поэтому всякий миф всегда является чем-то чудесным, фантастическим, магическим и волшебным. 4. Мифологич. фантазия, имея сходство с художеств. фантазией в том, что обе они являются обобщением действительных фактов, в то же время резко противостоит последней, поскольку она предполагает субстанциальное тождество идеи и вещи или идеи и образа, тогда как художеств. фантазия есть только отражение вещей, а не сама вещь. Вследствие этого мифологич. фантазия полна чудес, волшебства, художеств. фантазия (по крайней мере, принципиально) ничего чудесного в себе не содержит. Мифологич. образы мыслятся овеществленными в буквальном смысле слова, они не являются метафорой или аллегорией, тогда как художеств. образы всегда понимаются только переносно. 5. Миф не есть религ. символ, потому что религия есть вера в сверхчувств. мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ. Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. Вера предполагает к.-л. противоположность того, кто верит, и того, во что верят. Мифич. же сознание развивается еще до этого противоположения, и поэтому здесь – и не вера и не знание, но свое собственное, хотя и вполне оригинальное, сознание. С т. з. первобытного человека, еще не дошедшего до разделения веры и знания, всякий мифич. объект настолько достоверен и очевиден, что речь должна здесь идти не о вере, но о полном отождествлении человека со всей окружающей его средой, т. с. природой и обществом. Не будучи магич. операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности. Магич. операция есть буквальная или субстанциальная реализация мифа. Обряд но является даже и такой реализацией мифа, хотя он первоначально от нее неотделим. Это уже нек-рого рода драматизация мифа, предполагающая его более или менее близкое воспроизведение при помощи действий, танца, жестикуляции и молитвы. Магия, обряд, религия и миф представляют собой принципиально различные явления, к-рые не только развиваются часто вполне самостоятельно, но даже и враждуют между собой. Т.о., М. – это обобщенное отражение действительности в виде чувств. представлений или, точнее, в фантастич. виде тех или других одушевленных существ. В этом смысле миф отличается и от сказки, поскольку в этой последней содержится уже критическое и даже иной раз насмешливое отношение к изображаемой действительности, так что сама сказка преследует скорее дидактич. или эстетич. цели. Согласно определению Ленина, "инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы" (там же, с. 81). Действительно, первобытный человек не выделяет себя из природы, для него все является таким же чувственным, каким является он сам, поэтому вся действительность, отраженная в М., чувственна. И если, далее, человек на самом деле ничем существенным не отличается от окружающей его природы, то он не противопоставляет свою мысль окружающей его природе. Это – самая начальная и самая осн. позиция мифологич. мышления. В результате мифич. интерпретации всей действительности как безусловно чувственной появляется идея о тождестве целого и части или убеждение в том, что все находится решительно во всем и в соответствии с этим принципом дифференцируется и организуется вся мифич. действительность. Наконец, если человек чувствует себя живым и одушевленным существом, то в условиях отождествления себя с природой он всегда одушевляет эту последнюю, населяя ее вымышленными живыми существами. Такое своеобразное тысячелетнее явление духовной культуры, как М., имеет глубокие социальные и историч. корни. В условиях первобытнообщинной формации, основанной на коллективизме ближайших родственников как в отношении собственности на средства (а в иных случаях и на орудия) произ-ва, так и в отношении самого труда и распределения его продуктов, недифференцированность индивидуума и родовой общины накладывает неизгладимый отпечаток на все его мышление и, след., на мифотворчество. Сознавая свою общность с родовой общиной, первобытный человек, несмотря на свою прикованность к отд. чувств. вещам, не может обойтись без обобщений. Поэтому все мифич. сознание есть результат обобщения, причем фантастич. обобщения, обобщения в области фантазии и при помощи фантазии. Благодаря такому обобщению отд. вещей и человека, а также той или иной области действительности, только и возникают боги, демоны и герои. Но дело касается здесь не только умственных обобщений, потому что эти последние в те периоды истории очень слабо дифференцируются от поведения человека вообще, от общежизненных функций последнего. Первобытный нерасчлененный стихийный коллективизм приводит к тому, что каждый член коллектива мыслит себя носителем всех жизненных возможностей коллектива. Он сознает себя всегда наполненным теми стихиями жизни, общественной и природной, к-рая его окружает. Поэтому он был убежден, что и он, и каждый член общины, и каждый вообще предмет наделен силами и возможностями других людей и других предметов, так что каждый человек и каждый предмет могут совершать любые акты, далеко выходящие за пределы физич. возможностей отд. человека и отд. предмета. Отсюда все мифич. сознание обязательно сказочно, волшебно и чудесно. Подобно тому как каждый отд. представитель родовой общины не является изолированным субъектом, но живет общей жизнью со своей общиной, т.е. является ею же самой, но данной индивидуально, точно так же и в развитой мифологич. системе каждый отд. бог, взятый как предельное обобщение и идеализация данной области действительности, является сразу всей этой действительностью, но данной по-своему, индивидуально. Далее, слабая дифференцированность членов родовой общины в отношении друг друга и в отношении самой общины приводит мышление первобытного человека к необходимости везде и всюду находить только родовые отношения, только родовую общину, т.е. те примитивные отношения живых существ, к-рые ему максимально понятны и не требуют никаких дальнейших объяснений. М. и возникла как фантастич. перенесение общинно-родовой формации на всю природу и на весь мир, когда все вещи оказываются живыми существами, объединенными к тому же родственными отношениями. Расцвет М. относится к эпохе расцвета общинно-родовой формации. В эту эпоху возникают все крупнейшие мифологич. циклы, к-рые впоследствии были закреплены в лит. памятниках, напр. Веды, Махабхарата и Пураны – в Индии, Хуайнань-Цзы – в Китае, Авеста – в Иране, Эдда – в Германии и Скандинавии, Илиада и Одиссея – в Древней Греции, и т.д. Первоначальными формами М. являются фетишистские представления, когда одушевляются неодушевленные предметы, их "душа" ("дух", "демон") мыслится от них неотделимой. Более высокой ступенью развития М. является анимизм, когда человек начинает отделять идею вещи ("демона" вещи) от самой вещи. По мере овладения природой, с развитием своего сознания, человек постепенно приучается к более высокой оценке своих разумно-волевых функций, в результате перенесения к-рых на природу создаются образы разумно-волевых богов и героев. С развитием производит. сил общинно-родовые отношения начинают приходить в упадок. На месте первобытного коллективизма зарождается рабовладельческое общество. Рабовладение порождает сравнительно высокое развитие производит. сил, разделение умств. ифизич. труда. На смену мифологич. объяснению природы приходят попытки понять природу как таковую, открыть в ней закономерности на основе зарождающегося научного знания. "Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы" (Маркс К., К критике политической экономии, с. 225 и сл.). Ковер-самолет или Дедал, летающий со своим сыном Икаром по воздуху при помощи крыльев, прикрепленных ремнями, являются для нас в век авиации только беспомощной и детской выдумкой, в то время как самостоятельное летание по воздуху в настоящее время является реальным фактом. Современный человек, имея за собой тысячелетний опыт борьбы с природой и победы над ней, в настоящее время глубоко проникает в тайны природы и космоса и совершает такие деяния, которые в полном смысле слова можно назвать чудесными и волшебными. И разница здесь с первобытным человеком вовсе не в том, что отвергаются чудеса, а в том, что первобытный человек совершал эти чудеса в своей фантазии, в своем воображении, пользуясь методами внушения или самовнушения, современный же человек совершает эти чудеса при помощи науки и техники. Будучи в течение мн. тысячелетий формой осознания бытия и природы, М. рассматривается совр. наукой не как бессмыслица и пустое суеверие, а как древняя и возвышенная мечта человека об овладении природой, несмотря на всю свою связь с примитивной цивилизацией первобытной эпохи. "Бог являлся художественным обобщением успехов труда, и "религиозное" мышление трудовой массы нужно взять в кавычки, ибо это было чисто художественное творчество. Идеализируя способности людей и как бы предчувствуя их мощное развитие, мифотворчество, в основах своих, было реалистично" (Горький М., Собр. соч., т. 27, 1953, с. 301). Искусство и лит-ра на протяжении всей своей истории неизменно обращались к М., используя и переосмысляя мифич. образы в художеств. целях и создавая по аналогии с ними свои собственные, вполне оригинальные фантастические образы. В "Медном всаднике" Пушкина, в "Портрете" и "Носе" Гоголя, в "Путешествиях Гулливера" Свифта, в "Коте Муре" Гофмана, в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина и многих др. произведениях даны мифич. по своему характеру образы, выступающие здесь, однако, в качестве сознательного художеств. приема. Частое наличие мифологич. образов в реалистич. искусстве (напр., мертвецы в "Железной дороге" Некрасова, тень отца Гамлета или ведьмы в "Макбете" Шекспира) безусловно доказывает ту истину, что миф, взятый сам по себе, не имеет никакого существенного отношения к религиозным верованиям, хотя он и связан с ними как в первобытную эпоху, так часто и в позднейшие времена. Непосредственная материализация той или иной идеи в виде одушевленного существа используется в реалистич. иск-ве для создания особого художеств. эффекта, и миф органически вплетается в художеств. ткань реалистич. образа, хотя и остается по своей структуре мифом, т.е. непосредственным, вещественным тождеством идеи и образа. Народность М., ее реализм, ее героизм и предчувствие в ней будущих побед человека, равно как и вопросы о зарождении, расцвете и падении М., об ее прогрессивности или реакционности для данного времени, – все эти и подобные проблемы должны решаться по-разному для разных народов и для разных историч. эпох, а потому требуют спец. исследования. М и ф о л о г и ч. т е о р и и. Возникновение и развитие М. как науки в Европе вплоть до 18 в. было связано с изучением гл. обр. антич. мира, его религии и М. Уже греч. классика, вообще говоря, настроена весьма критически к М. Эсхилу, этому безусловному почитателю Зевса, принадлежит трагедия "Скованный Прометей", в к-рой восхваляется Прометей, ненавистник богов и защитник людей. Еврипид показывает богов и героев в бытовом плане, а Аристофан в своих комедиях изображает их в балаганном стиле. В эпоху эллинизма М. выступает как система лит. приемов для выражения совсем не мифологич. идей. Что касается антич. философии, то уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критич. отношение к М. Общеизвестны высказывания элейских философов (см. Ксенофан В11. 12. 14. 15. 16, Diels9). Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т.д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т.д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался М. скорее ради художеств. целей, причем многие мифы сочинял сам. Таковы его мифологич. мотивы, напр., в "Федре" и в "Пире". О том, что Платон всерьез отрицает нар. М., явствует из того, что он изгоняет всех поэтов, в т.ч. Гомера и Гесиода, из своего идеального гос-ва (R. Р. III 398А–В; X 595?–608В). Этот ригоризм, впрочем, ослабевает у него в последний период творчества (Legg. 659A–С). Аристотель тоже, по-видимому, не придает большой ценности М., и если она имеет у него к.-н. значение, то только в качестве формы выражения его мыслей о первых субстанциях (Met. XII 8). В этом смысле Аристотель выводит М. из чувства удивления человека перед действительностью, из к-рого в дальнейшем возникает, по Аристотелю, и философия; поэтому любитель мифов в известном смысле оказывается и философом (см. Met. I 2). Впрочем, в своей "Поэтике" Аристотель понимает миф просто как фабулу трагедии, не входя ни в какие вопросы о соответствии этих мифов к.-н. реальности и рассматривая их только теоретико-литературно. В последующем для антич. философии характерно аллегорич. понимание М. Особенно известен аллегоризм стоиков, для к-рых Афина Паллада есть не что иное, как просто "мудрость", а Гефест не что иное, как "огонь", и т.д. Атомисты вообще, и в частности эпикурейцы, учили о богах; но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах, предаются блаженной жизни и никак не вмешиваются в ход мировой и человеч. истории. Здесь М. перерождается в своеобразную натурфилос. концепцию, исключающую характерное для М. чудесное вмешательство внешних сил, магию и волшебство (Lucr. V, 1161–1240). Подобное же учение о богах находим и у Демокрита (А 74. 75. 78). Скептики, отвергая познаваемость божеств. отрицали всякую познават. ценность М. [ср. критику понятия бога у Секста-Эмпирика (Sext. Emp-Pyrrh. III 3) ]. Этот просветит. рационализм достиг кульминации в 3 в. до н.э. у Эвгемера, доказывавшего, что боги и демоны суть не что иное, как обожествленные крупные деятели истории (обширный текст из Эвгемера сохранился в лат. переводе у Энния, Fr. Gr. Hist. I A63 frg. 12–26, Jacoby). Эвгемеризм в дальнейшем был в Греции и в Риме необычайно популярен. Им пользовались не только мн. просветительски настроенные историки и философы, но даже "отцы церкви", опровергавшие на этом основании существование языч. богов. Так, эвгемерически толковали антич. богов Лактанций, Арнобий, Фирмик Матерн. Перелом в истории др.-греч. М. наступил в 1 в. до н. э., когда восходящая императорская власть требовала для своего обоснования реставрации древней М. со всеми ее чудесами и фантастикой. Известна в этом отношении деятельность греч. философа 1 в. до н.э. Посидония, с к-рого начинается медленная и постепенная подготовка уже систематич. реставрации древней М. как настоящей и подлинной философии. Именно неоплатонизм (3–6 вв. н. э.) рассматривал каждый мифологич. образ как логич. категорию, составляя из М. целые таблицы логич. категорий. Особенно прославились логич. трактовкой древней М. неоплатоники Ямвлих (4 в. н. э.), Саллюстий и Прокл (5 в. н. э.). При помощи этой мифологич. реставрации древний мир боролся с восходящим христианством. В средние века антич. М. рассматривалась либо как область малозначащих сказок, либо как цитадель земных соблазнов, когда каждый антич. бог расценивался как некий бес. Тем не менее, образуя собой низовое течение ср.-век. культуры, антич. М. стойко держалась вплоть до эпохи Возрождения и являлась одним из источников расцветшего в эпоху Возрождения гуманизма. В период Реформации учение о ведьмах и весь связанный с ним мифологич. комплекс развивали не только инквизиторы Я. Шпренгер и Г. Инститорис (1487), но даже Лютер и проповедник веротерпимости Ж. Боден (1580). Для развития знаний о М. в эпоху Возрождения колоссальное значение имело открытие Америки и связанное с этим знакомство с религией, нравами и обычаями амер. индейцев. Эта культура, имевшая мало общего с европейской, представлялась европейскими учеными в противовес ср.-век. библейской традиции в идеализированном виде. В это время появляются первые попытки сравнит. М., к-рые содержатся в сочинениях М. Монтеня, Дж. Коккьяра, Ж. Лафито (1670–1740), Ш. де Броса (1709–77). Благодаря развитию путешествий, в Европе возникает живой интерес к восточной, "внехристианской" М. Появляется перевод арабских сказок под названием "1001 ночь", принадлежащий востоковеду и путешественнику А. Галлану (A. Galland, Les Mille et une nuits, contes arabes, t. 1–12, 1704–17). К этому времени относится деятельность египтологов, устанавивших, подобно итал. гуманисту Н. Конти (1551) и А. Кирхеру (1652), зависимость библейского учения от Египта. Развивается чисто художеств. подход к антич. М., в к-ром выражалось желание личности сбросить с себя гнет средневековья и защитить свои земные и интимно-личные права. Достаточно прочитать "Триумф Вакха и Ариадны" Лоренцо Медичи (1559) или "Венеру и Адониса" Шекспира (1593), чтобы понять, какие земные страсти клокотали в человеке эпохи Возрождения, когда он обращался к антич. М. Во франц. классицизме 17 в., выросшем в атмосфере картезианской эстетики, М. приобретает ясные и четкие формы, выражая собой идеи и вкусы тогдашней абс. монархии (напр., в трагедиях Корнеля и Расина, в эстетике Буало). В 18 в. наблюдается салонный подход к античной М., характерными представителями к-рого являются, напр., Грекур, Грессе и особенно Парни с его произведениями "Война богов" (1800) и "Переодевания Венеры" (1802). Антич. М. превратилась здесь в собрание шутливых анекдотов, среди к-рых главную роль играли изящные, но не всегда пристойные образы Венеры, Амура, Купидона, Вакха и разного рода веселые и забавные приключения антич. богов и героев. Науч. подход к М. возникает уже в эпоху Возрождения. Боккаччо (1313–75) написал в конце жизни трактат "Генеалогия языческих богов" (опубл. 1472), где он понимает антич. мифич. образы как аллегорию звездного неба. Итальянцы К. Ландино, А. Эвгубин и Н. Комес толковали антич. мифы эвгемерически и аллегорически, понимая иной раз антич. М. как извращение библейской священной истории. В философско-аллегорич. смысле истолковывает мифологию Ф. Бэкон (1561–1626) в труде "Великое восстановление" (1609) и во 2-й кн. "О достоинстве и усовершенствовании наук" (1623, рус. пер. 1874). Голл. филологи 16–18 вв. Г. Фоссиус, Д. Гейнзиус и Гуго Гроций возводили антич. М. то к Финикии, то к Библии. В 18 в. выдающуюся попытку историч. понимания М. предпринимает итал. философ Дж. Вико. В своем соч. "Основания новой науки об общей природе наций" (1725) Вико указывает на четыре ступени ее развития: очеловечивание и обожествление природы (море – Посейдон), начало покорения и переделывания природы (символами покорения природы являлись, напр., Деметра и Гефест), обществ.-политич. толкование богов (Юнона – покровительница браков), очеловечивание богов и потеря ими аллегорич. смысла (Гомер). В эпоху Просвещения о М. писал Б. Фонтенель (1657–1757), к-рый в своих соч. "История оракулов" (1686) и "Происхождение вымыслов" (1724) рисует первобытную М. как вымысел, как область суеверий, предрассудков и обмана. Вместе с Бейлем (1647–1706) он объясняет все чудесное в М. невежеством дикарей. Монтескье и Вольтер также рассматривали древние нравы и воззрения чисто рационалистически, не видя в них никакой внутр. логики. Вольтер и Дидро объясняли все мифы и чудеса исключительно деятельностью жрецов, сознательно обманывавших народ в целях укрепления своего авторитета. Один из гл. представителей англ. эмпиризма Д. Юм в соч. "Естественная история религии" (1757), исходя из политеизма как естеств. религии, пытается объяснить ее весьма популярными в дальнейшем методами психологизма, т.е. выводит ее не из созерцания небесных явлений, а из жизненных переживаний, гл. обр. страха и надежды, невольно переносимых человеком на все окружающее. Виланд (1733–1813), хотя и исходил из учения о высшем существе, истолковывал М. не только рационалистически, но даже эвгемерически. Наиболее значительным для философии Просвещения является то понимание антич. М., к-рое развивал И. И. Винкельман в своей "Истории искусства древности" (1764). В антич. иск-ве и мифологии Винкельман увидел благородную простоту и спокойное величие. Эта концепция перешла к Шиллеру, Гете и многим романтикам. В целом просветительское понимание M. отличалось прямолинейным рационализмом и отсутствием историч. подхода. Исследователи, изучавшие те источники, к-рыми пользовались просветители в своих суждениях о М., приходят к выводу, что эти источники малодостоверны и почти не имеют науч. ценности. Подходя к М. с т.зр. ограниченного бурж. рассудка, просветители рассматривали М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, к-рое должно быть искоренено разумом. Новое понимание М. как выражения общенародной мудрости начинается в 18 в. с т.н. "Поэм Оссиана", созданных англ. поэтом Дж. Макферсоном и приписанных мифич. певцу Оссиану, и деятельности нем. писателя и философа Гердера, к-рый исходил из понятия народа как духовной общности, как подлинного творца литературных и в том числе мифологич. произведений. Большое значение имело также учение о М. нем. филолога Хр. Г. Гейне, к-рый доказывал, что мифы суть философемы космоса, выраженные не с помощью отвлеченных понятий, а с помощью фантазии, естественной для первобытного человека. Ш. Ф. Дюпюи тоже указывал, что мифы суть образы божеств. эманации в космосе. Этим самым подготавливалось понимание М., свойственное романтизму, к-рый пытался реставрировать средневековье и еще более древние эпохи вопреки просветительству, но к-рый в области М. как раз впервые стал на позиции историко-реалистич. и философско-теоретич. исследования. И в этом он был прогрессивен. Уже для Гердера М. есть самое существенное, что человек мог сказать о природе и обществе. Для Гердера, как и для романтиков, М., философия, религия и поэзия неразъединимы. Романтизм закрепил и развил гердеровское учение о М., понял ее как выражение духовной субстанции народа и окончательно вышел за пределы классицизма, заменив его устойчивые, пластич. формы непрестанным стремлением в бесконечные дали, будь то глубины человеч. субъекта, будь то всеобъемлющая ширь космоса, будь то всенародная мудрость и творчество, извлеченные романтиками из глубин веков. Романтич. понимание М. прежде всего было художественно-теоретическим. Романтики дали и общехудожеств. трактовку М., получившую отражение в учении о "Kunst-Mythologie", или "художественной М". Представителями этой трактовки М. были К. Ф. Мориц (1757–93) и К. А. Беттигер. В области лит-ры эту теорию развивали Ф. Шлегель и А. Шлегель, Л. И. Арним (1781–1831), К. Брентано (1778–1842), Я. Гримм (1785–1863) и В. Гримм (1786–1859). Ф. Шлегель в своем "Разговоре о поэзии" (1800) ставил задачу создания новой М., к-рая "должна быть произведена из сокровеннейших глубин духа; она должна быть самым художественным из всех художеств. произведений, ибо она должна охватывать все остальные..." ("Jugendschriften", Bd 2, W., 1882, S. 358). Поскольку M. трактовалась в романтизме как откровение нар. мудрости, то вся мировая М. понималась как универсальная символика общечеловеч. мудрости народов. Это символич. понимание М. было представлено Хр. Г. Гейне (1729–1812), Ф. Крейцером (1771–1858), Й. Герресом (1776–1848) и Ф. Бутманом (1764–1829). Филос. основу мифологич. учений дали работы Шеллинга и отчасти Гегеля. Систематич. филос. концепцию мифологии Шеллинг развил в своей "Философии мифологии и откровения", где понятие мифа трактуется при помощи аристотелевского учения о четырех причинах: формальной, материальной, движущей и конечной. Согласно Шеллингу, М. представляет собой субстанциальное единство этих причин. Если формальную причину (вид, облик вещи) понять в буквальном смысле как материальную причину, то идея сразу станет существом, т.е. превратится в чудо или сказку, а если эту волшебную чудесную идею понять еще и как действующую причину и притом как действующую в определенном направлении, т.е. как целевую, то возникает волшебное чудесное существо, действующее само по себе и для своих собств. целей. Это и есть миф. Наряду с этим Шеллинг дал концепцию историч. развития М., к-рую он разработал в трактатах "Мировые эпохи" (опубл. 1861) и "Самофракийские мистерии" (опубл. 1815). К этой трактовке М. примыкает диалектико-историч. концепция Гегеля, к-рый дал яркую характеристику восточной, античной и европ. М. в своем учении о символич., классич. и романтич. художеств. формах. Т.о., в течение первых десятилетий нач. 19 в. романтизм в области изучения М. создал ряд глубоких концепций, представивших М. как продукт общенародного творчества и как выражение народной мудрости. Однако наряду с романтич. трактовкой М. существовали и концепции, выступавшие с критикой романтизма. Так, напр., И. Г. Фосс (1751–1826) прямо нападал на символич. толкование мифов в романтизме и толковал отд. мифы и религии в весьма сниженном и прозаич. виде. Г. Герман (1772–1848) путем произвольного этимологизирования лишал мифич. образы их таинственности и волшебности и сводил их к природным явлениям. Против спекулятивного и филос. истолкования мифов выступал филолог К. О. Мюллер (1797–1840). Вместе с тем он указывал на народно-творческое происхождение М., ее неизбежность для определенных периодов культурного развития и необходимость изучения ее в историческом плане без выведения греческой М. из индийской и с точным учетом всей ее локальной дифференциации. Сходную с Мюллером позицию занимал в России П. М. Леонтьев. Представления о М., созданные романтизмом, получили во 2-й половине 19 в. позитивистское истолкование в связи с развитием эмпирической психологии, а также собиранием и изучением историч. материалов. Большое распространение получает теория заимствования зап. мифов с Востока, к-рую выдвигали в разных странах (Т. Бенфей, Гладстон, О. Группе, Берар). Так, напр., Группе выводил все греч. мифы из Финикии. П. Фукар выводил Элевсинские мистерии из Египта; В. В. Стасов считал, что рус. былинные богатыри ведут свое происхождение из Персии и Индии. Аналогичные идеи развивались в трудах Г. Н. Потанина и раннего А. Н. Веселовского (1838–1906). Учение о миграции мифологич. мотивов и образов от одних народов к другим имеет корни еще в 18 в. Однако наряду с такими вполне доказанными теориями, как происхождение греч. Аполлона из Малой Азии (Виламовиц-Меллендорф) или Гефеста оттуда же (Мальтен), находилось много исследователей, шедших по пути Геродота с его известной египтоманией или Фр. Делича с его панвавилонизмом. Теория заимствования исследовала целый ряд фактов, однако не решила проблемы происхождения М., но лишь относила его к более далеким историч. эпохам. С сер. 19 в. в филос. лит-ре была выдвинута солярно-метеорологич. теория (А. Кун, М. Мюллер, Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Миллер), истолковывавшая все мифы как аллегорию тех или иных астрономич. и атмосферных явлений. Эта теория, приобретшая огромную популярность, основывалась на данных эмпирич. психологии, к-рая объясняла всю психич. жизнь, исходя из элементарных чувств. представлений. Т. к. солнце является для всякого человека очевидным источником света, тепла и жизни, а мрак и темнота всегда ассоциировались с отрицат. воздействием природы на человека, то эти явления природы и были положены в основу объяснения М. Русский исследователь Л. Ф. Воеводский во 2-й пол. 19 в. так и толковал Одиссея как солнце, женихов Пенелопы – как звезды, а Пенелопу – как луну; завоевание Трои истолковывалось им как восход солнца, греч. герои оказывались солнечными героями, а Елена – луной. У основателей этой теории толкование мифов соединялось с особой теорией языка, по к-рой корень каждого слова тоже обозначал к.-н. природное явление, и М., рассказывавшая о богах и героях и возводившая природные явления в ранг богов и героев, трактовалась как особого рода "болезнь языка". Огромное количество трудов, появившееся в этой мифологич. школе, было посвящено разъяснению именно такого рода корней слов, так что конструировалась исходная индоевропейская религия и М. неба с олицетворением всех происходящих на нем явлений, включая гром и молнию, а также все атмосферные явления. Т.о., солярно- метеорологич. теория в значит. мере соединялась с теорией заимствования. Гл. недостаток солярно-метеорологич. теории заключается в том, что она рассматривала отд. стороны человеч. сознания в отрыве от других и от всей совокупности обществ. отношений в конкретный исторический период; обособление отдельных чувств. представлений есть результат сравнительно позднего развития и не могло существовать в первобытную эпоху. Лингвистическая теория сравнительной мифологии А. Куна и М. Мюллера, поддерживавшаяся такими крупными историками, как Эд. Мейер и Ю. Белох, в наст. время полностью опровергнута. В противовес подобного рода теориям возникали и такие толкования мифа, к-рые сводили его к элементарным формам человеч. практики и сознания. Мифы истолковывались как отражение самых обыденных явлений жизни, в результате чего возникла т.н. "низшая М." (В. Шварц, В. Мангардт, отчасти Г. Узенер). Теория "низшей М." имела большое значение в том смысле, что заставляла исследователей изучать не только крупные мифологич. образы, но и самые мелкие и чисто местные, включая все вообще фольклорное творчество. Вместо солярно-метеорологич. аллегории здесь выдвигалось учение о частном, локальном демоне, почему и всю теорию называют также демонологической. Это обстоятельство позволило "низшей М." сыграть немалую роль в борьбе с идеалистич., а иной раз даже и расистским превознесением индоевропейской прамифологии над М. других стран и народов. Однако и эта теория не могла удержаться долго ввиду того, что ей также был чужд социально-историч. подход к М., и ее мелкие демоны, из к-рых она выводила крупные божества, в свою очередь требовали объяснения, поскольку оставалось неизвестным их социально-историч. происхождение и назначение. Однако философия позитивизма не ограничивалась этими теориями М. Известные психологи-языковеды М. Лацарус и X. Штейнталь толковали М. не как продукт воздействия внешней природы на человека, но, наоборот, как продукт перенесения св-в субъекта на природу. Эти концепции были связаны с т.н. анимистич. теорией, для к-рой М. выступала как ступень примитивного спиритуалистич. сознания, в одинаковой степени свойственного всем народам. Представители этой школы пользовались обширными материалами антропологии, этнологии и этнографии мн. народов и даже отд. диких племен, пытаясь найти в них общие историч. закономерности, полагая в основу всей М. представления о духах, сначала мелких, а затем и крупных. В Англии представителями анимистич. направления являлись Э. Тайлор (1832–1917), Г. Спенсер, Э. Лэнг, Ф. Джевонс; в Германии – Л. Фробениус, П. Эренрейх и др. В 60-х гг. 19 в. в Швейцарии оригинальную разработку получило социологич. понимание М. благодаря деятельности Бахофена, к-рый в своей книге о материнском праве, высоко оцененной Энгельсом, доказывал на материале антич. М. наличие матриархата у всех народов. У Бахофена М. оказывалась уже не просто анимизмом, но получала особого рода социально-историч. осмысление, в основе к-рого лежало миропредставление человека времен материнской общины и к-рое в виде рудиментов осталось в антич. М. Во Франции социологич. направление получило большую известность благодаря деятельности Э. Дюркгейма и его учеников М. Мосса и Юбера. Согласно этому учению, не существует никакого познания и никакой деятельности вне общества того или другого типа. При этом обществ. бытие не сводится ни к биологич., ни к вообще к.-н. материальным фактам, но обладает своей собственной, ни к чему другому не сводимой сущностью. Представление о мире всегда несет на себе следы того или другого типа обществ. развития. Даже всякое чувственное представление отнюдь не является одинаковым во все времена, но обладает той или иной структурой, согласно типу данного обществ. развития. В 19 в. наряду с анимистич., социологич. и антропологич. пониманием М. появились попытки и историч. ее исследования. В частности, возникла историко-филологич. школа, использующая методы лит. и лингвистич. анализа. Так, напр., Г. Узенер на основе анализа языка конструировал целую историю мифологич. представлений, начиная от богов, связанных с данным моментом, и кончая крупными божествами. Филологи 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в. У. Виламовиц-Меллендорф, М. Нильсон, О. Керн и мн. др. создали обширные сводки истории антич. М. и религии, используя не только филологич. аппарат, но и данные археологии, этнографии, фольклора, лингвистики и общей истории древнего мира. Выдающейся работой такого синтетич. историко-филологич. типа является 5-томный труд А. Куна о Зевсе. В России представителями историко-филологич. школы являются В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Н. И. Новосадский, С. А. Жеболев, Е. Г. Кагаров, Б. Л. Богаевский, И. И. Толстой. Развитие мифологич. теорий 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. показывает, что позитивистски настроенные ученые-мифологи в решении проблем М. были далеки от понимания народа как творца истории и М. Позитивисты анализировали только отд. стороны М., что, конечно, принесло огромную пользу науке, но окончат. обрисовки М. как продукта всенародного творчества они все-таки не давали.

  1. мифологияот грсч. mythos предание сказание рассказ совокупность мифов т. е. созданных народной фантазией сказаний в крых в олицетворенной нагляднообразной бсссознательнохудожеств...Атеистический словарь
  2. мифологияот грсч. mythos предание сказание рассказ совокупность мифов т. е. созданных народной фантазией сказаний в крых в олицетворенной нагляднообразной бсссознательнохудожеств...Атеистический словарь II
  3. мифологияМИФОЛОГИЯ см. в ст. Вавилоноассирийская культура....Большая советская энциклопедия
  4. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. mythologia от mythos предание сказание и logos слово рассказ учение фантастич. представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации как...Большая советская энциклопедия
  5. мифологиягреч. mythologa от mthos предание сказание и lgos слово рассказ учение фантастическое представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации как правило...Большая Советская энциклопедия II
  6. мифологиягреч. mithologia . совокупность мифов сказок легенд какоголибо народа и человечества в целом. Как культурный феномен может играть исключительно важную роль в качестве ког...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. мифологияж. mitologia Итальянорусский словарь. Синонимы баснословие боговщина одинизм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. мифологиямифология ж Mythologie f pl gienСинонимы баснословие боговщина одинизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. мифологияжMythologie f plem gien баснословие боговщина одинизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. мифологияж.mitologa f...Большой русско-испанский словарь
  11. мифологиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  12. мифологияж. mythologie f античная мифология mythologie de lAntiquit...Большой русско-французский словарь
  13. мифологияот греч. mythos предание сказание легенда и logos учение слово англ. mythology нем. Mythologie. . Совокупность мифов данной культуры. . Наука о мифах и мифологическом...Большой толковый социологический словарь II
  14. мифологияж.mythologie fантичная мифология mythologie de lAntiquit баснословие боговщина одинизм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. мифологияот греч. mythos предание сказание и .логиясовокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др.Индии. Наука изучающая мифы их возникновение содержаниера...Большой энциклопедический словарь II
  16. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч. mythos предание сказание и .логия совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др. Индии. Наука изучающая мифы их возникновение ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. мифологияОсновные мифы древней Японии собраны в двух национальных эпосах Кодзики Записи о деяниях древности составленном в г. и Нихонги Анналы Японии относящемся к г. Оба эпоса ...Вся Япония
  18. мифология. Фантастич. представл. о мире свойствен. человеку первобытнообщ. формации. . В узком смысле слова вид устного нар. творчества. . Наука изучающая мифы и соотв. им сказан...Древний мир. Энциклопедический словарь
  19. мифологиясвод мифов наука о мифах выдающееся достояние человеческой культуры ценнейший материал жизни тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. В мифе...Евразийская мудрость от А до Я
  20. мифологияот греческого mythos предание сказание и .логия совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах духах и др. Наиболее известны мифологические образы Др...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. мифологияI. МИТОЛОГИЯ МИФОЛОГИЯ и ж. mythologie f. Mythologie ampLTлат. гр. mythologia. strong. Наука о мифах сказаниях древних мифология. Фemеофил Зигфрид Баэр древних историй п...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. мифологиямифология....Киргизско-русский словарь
  23. мифологияМифология historia fabulosa fabulae mythologia мифологический mythologicus...Латинский словарь
  24. мифологияСодержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография.strong СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ.strong М. входящая в систему религии совокупность мифов...Литературная энциклопедия
  25. мифология1Содержание понятия [. Происхождение М. [. Специфика М. [. История науки о мифах [. Библиография [. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов ...Литературная энциклопедия II
  26. мифологияБиблиографияИз необозримой литературы по мифологии даем наиболее существенное Mythology of all Races L. H. Gray ed. Boston богатая библиография в каждом томе v. I. Greek...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. мифологияи ж.em Совокупность собрание мифов в знач.Греческая мифология.em В мифологии ей очень понравилась комедия разыгранная между Вулканом Марсом и Венерой.em И. Гончаров Обы...Малый академический словарь
  28. мифологиякорень МИФ соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова МИФОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ МИФ соединительная гласная О Л...Морфемный разбор слова по составу
  29. мифологияНачальная форма Мифология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. myphos сказание и logos рассказ тип функционирования культурных программ предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием...Новейший философский словарь
  31. мифологиягреч. myphos сказание и logos рассказ тип функционирования культурных программ предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием сакрализа...Новейший философский словарь II
  32. мифологиямифология ж. Научная дисциплина изучающая мифы древних народов. Совокупность мифов какогол. народа....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  33. мифологиямифология мифология и...Орфографический словарь
  34. мифологияu жu Р.u Д.u Пр.u мифологии баснословие боговщина одинизм...Орфографический словарь русского языка
  35. мифологиясовокупность мифов какогонибудь народа и наука занимающаяся их изучением. Мифология складывалась в эпоху энеолита и бронзового века как исторически первая форма целостног...Основы духовной культуры
  36. мифологиямифология мифологии мифологии мифологий мифологии мифологиям мифологию мифологии мифологией мифологиею мифологиями мифологии мифологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. мифологияОрфографическая запись слова мифология Ударение в слове мифология Деление слова на слоги перенос слова мифология Фонетическая транскрипция слова мифология [мфалога] Хара...Полный фонетический разбор слов
  38. мифологиягреч. mythologia совокупность мифов наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах....Профессиональное образование
  39. мифологияс первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В году Фрейд недвусмы...Психоаналитические термины и понятия
  40. мифологияMythologia учение о мифах древних языческих народов преимущественно греков т. к. у греков миф достиг самого свободного и богатого развития часто разумеется также под эти...Реальный словарь классических древностей
  41. мифологиямтологя мифоведение мтознавство. [Грецька мтологя Грнч.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  42. мифологиямифология иСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русский орфографический словарь
  43. мифологияЖ mifologiya . satir fsanlr греческая мифология yunan mifologiyas satiri . miflr haqqnda elm....Русско-азербайджанский словарь
  44. мифологияж. социальная мифология...Русско-английский психологический словарь
  45. мифологиямифология ж.imythology...Русско-английский словарь
  46. мифологияN...Русско-армянский словарь
  47. мифологияМфалогя...Русско-белорусский словарь
  48. мифологиямфалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  49. мифологиямифология ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  50. мифологиямифоло баснословие боговщина одинизм...Русско-ивритский словарь
  51. мифологиямифология мифтерд жиынтыы...Русско-казахский словарь
  52. мифологиямифология...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  53. мифологиямифология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. мифологияж. мифология . мифтер жыйындысы . мифтерди изилдч илим....Русско-киргизский словарь
  55. мифология[] shnhu[j]греческая мифология [] наукаem shnhuxuСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русско-китайский словарь
  56. мифологияmitoloija...Русско-латышский словарь
  57. мифологияж. Mythologie f....Русско-немецкий словарь
  58. мифологиямифологияж ....Русско-новогреческий словарь
  59. мифологияgudelre mytologi баснословие боговщина одинизм...Русско-норвежский словарь
  60. мифологияжmitologia f баснословие боговщина одинизм...Русско-португальский словарь
  61. мифологияМифологияmaarifa ya hadithi мн....Русско-суахили словарь
  62. мифологияж мифология мифлар греческая м. грек мифологиясе мифлары...Русско-татарский словарь
  63. мифологияmitoloji баснословие боговщина одинизм...Русско-турецкий словарь
  64. мифологияmitoloji...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  65. мифологияf...Русско-финский словарь
  66. мифологияпсих. fabulation...Русско-французский медицинский словарь
  67. мифологияbjeslov mythologie mytologie...Русско-чешский словарь
  68. мифологиясущ.жен. мифсем халапсем чувашская мифология чваш мифсем. мифологи мифсене тпчекен йслйлйх...Русско-чувашский словарь
  69. мифологияmytologi.strong mytologi den grekiska o. den romerska mytologinгреческая и римская мифология...Русско-шведский словарь
  70. мифологияMtoloogia...Русско-эстонский словарь
  71. мифологиямифология иСинонимы баснословие боговщина одинизм...Русское словесное ударение
  72. мифологиямифология баснословие боговщина одинизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  73. мифологияот герч. mythos повествование сказание и logos слово учение. . Научная дисциплина изучающая сохранившиеся мифы исследование источников социальной почвы смысла. . Сами э...Словарь античности
  74. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. от mythos басня миф и logos слово. Баснословные сказания об языческих богах и героях. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов...Словарь иностранных слов русского языка
  75. мифологиясовокупность мифов а также наука раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов....Словарь исторических терминов
  76. мифологияМИfontОЛОГИЯ мито и ж.iГр. лат. mythologia через нем. Mythologie.Наука и учебный предмет о мифах сказаниях древних.В лекциях слушателем своим толкует митологию историю...Словарь русского языка XVIII в
  77. мифологиямифология одинизм Словарь русских синонимов. мифология сущ. колво синонимов баснословие боговщина киномифология мифика неомифология одинизм Словарь синонимов...Словарь синонимов II
  78. мифологиямифология одинизм...Словарь синонимов
  79. мифологияархаические дофилософские повествования отражающие взгляды на мир происхождение его элементов....Словарь-справочник по философии
  80. мифологияот греч. mutos предание сказание и logos слово рассказ Фантастич. представление о мире свойственное человеку первобытнообщинной формации. В узком смысле слова вид у...Советская историческая энциклопедия
  81. мифологияот мифы и греч. слово понятие учение форма обществ. сознания способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществ. развития. В обществ. созн...Советский философский словарь
  82. мифологияМИФОЛОГИЯ от греческого mythos предание сказание и.логия совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах духах и др. Наиболее известны мифологические ...Современная энциклопедия
  83. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч . mythos предание сказание и .логия совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции Др. Индии. Наука изучающая мифы их возникновение...Современный энциклопедический словарь
  84. мифологияот греч. учение о преданиях способ понимания мира характерный для ранних стадиях общественного развития выступающий универсальной формой общественного сознания для которо...Тематический философский словарь
  85. мифологиясовокупность мифов. Мифологией называют также науку изучающую мифы. Рубрика роды и жанры литературыЧасть миф Прочие ассоциативные связи фольклор Мифология специфическая...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  86. мифологияМИФОЛОГИЯ и ж. . Совокупность мифов в знач. какогон. народа.Древнегреческая м. Славянская м. . Наука изучающая мифы в знач. IIприл. мифологический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  87. мифологияМИФОЛОГИЯ мифологии ж. . Совокупность система мифов. Греческая мифология. . только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология....Толковый словарь русского языка II
  88. мифологиямифология мифология и ж. Совокупность мифов в знач. какогон. народа. Древнегреческая м. Славянская м. Наука изучающая мифы в знач.прил. мифологический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  89. мифологияМИФОЛОГИЯ и ж. . Совокупность мифов в значение какогонибудь народа. Древнегреческая м. Славянская м. . Наука изучающая мифы в значение. прилагательное мифологический а...Толковый словарь русского языка
  90. мифологияУдарение в слове мифологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове мифология...Ударение и правописание
  91. мифологияRzeczownik мифология f mitologia f...Универсальный русско-польский словарь
  92. мифологияМИФОЛОГИЯ греч. mythos повествование сказание и logos учение слово наука изучающая мифы их происхождение и отражение в них действительности. При этом под мифом понимаю...Уфологический словарь-справочник
  93. мифологияМИФОЛОГИЯ от греч. mythos предание сказание и logos слово понятие учение способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории фантастические повествования о е...Философская энциклопедия
  94. мифологияот греч. наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах. См. также Миф....Философский энциклопедический словарь II
  95. мифологияот греч. наука о мифах древних преданиях религиях и сказаниях о богах. См. также Миф....Философский энциклопедический словарь
  96. мифологиямифология мифологии мифологии мифологий мифологии мифологиям мифологию мифологии мифологией мифологиею мифологиями мифологии мифологиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  97. мифологияспособ понимания природы и общества на ранних стадиях исторического развития. Мифология господствует на ранних стадиях развития первобытного общества. Миф возникает на ос...Человек и общество
  98. мифологиясовокупность древних преданий о богах духах героях стихиях и пр. основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. В качестве своеобразного способа ...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  99. мифологияМифолог Миф Миология Миолог Мифология Мио Могол Мяло Олим Оля Миля Миг Лом Иол Имя Илим Иго Игил Гомилия Голо Гол Глия Глиф Гиф Фолио Лиго Лиф Лифо Лог Логия Фол Филя Фил...Электронный словарь анаграмм русского языка
  100. мифологияобщая теория мифовсм. Сравнительная мифология. См. также ст. Греческая Индийская Римская Славянская и Северная мифология....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  101. мифологияМифология греч.em mythos предание сказание logos слово учение совокупность мифов рассказов повествований о богах героях демонах и пр. отражавших фантастичность предст...Энциклопедия культурологии
  102. мифологияАхилл и Аякс играющие в кости. Ахилл и Аякс играющие в кости.Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. до н. э.Рим.Ватиканские музеи.Что такое мифы В школьном понима...Энциклопедия мифологии
  103. мифологияот греч. mythos предание сказание легенда и logos учение слово англ. mythology нем. Mythologie. . Совокупность мифов данной культуры. . Наука о мифах и мифологическом ...Энциклопедия социологии
  104. мифологияМИФОЛОГИЯ совокупность мифов в культуре учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности. В первом значении М. в ее содержании и целостност...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  105. мифологияот греч. mythos сказание предание и logos рассказ толкование изображение природы всего мира как населенных живыми существами с их магической чудесной и фантастической п...Эстетика