Новейший философский словарь

МЕЙЕР

МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939) - русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье, где домашним языком был немецкий, но в зрелые годы считал себя православным. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета. Увлекся революционной деятельностью, был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В последующем еще не раз арестовывался и ссылался. В 1904 выслан из Баку в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете «Русский Туркестан». Вернувшись, в 1906 сблизился в Петербурге с кругом писателей и философов, сотрудничавших в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». Активно занимался переводческой деятельностью, которую начал еще в годы Архангельской ссылки (переводил Маха, П. Барта, Ф. Йодля, Р. Штаммлера и др.) читал лекции в Обществе народных университетов (с 1908), в Вольной высшей школе Лесгафта (с 1910). На эти годы приходится перелом в мировоззрении М., он отходит от революционной деятельности. В начале 1910-х сблизился с Мережковским и З.Н. Гиппиус. С 1914 по 1928 служил в публичной библиотеке. После Февральской революции вернулся к пропагандистской работе. В августе 1917 участвовал в работе Всероссийско Церковного Поместного Собора. С 1918 по 1928 работал на вновь открывшихся Высших научных курсах П.Ф. Лесгафта, преподавал в ряде других учебных заведений. К 1918 году вокруг М. образовался религиозный кружок петроградской интеллигенции, в который в разное время входили Федотов, А.С. Аскольдов-Алексеев, Бахтин, Н.П. Анциферов и др. Кружок просуществовал до 1929, регулярно собираясь по вторникам. В 1928 за деятельность в кружке М. арестован (в 1928-1929 арестованы и другие члены кружка, в частности, Бахтин). В 1929 приговорен к расстрелу, замененному по ходатайству А.С. Енукидзе (с которым семья М. была знакома по подпольной работе в Баку), 10 годами заключения. Срок отбывал на Соловках, затем на Беломорканале. В 1935 амнистирован, жил в Калязине, активно писал. Умер в 1939. При жизни печатался мало (в основном статьи и доклады), значительная часть работ осталась в рукописях.Основные сочинения: «Бакунин и Маркс» (1907); «Прошлое и настоящее анархизма» (1907); «Религия и культура» (1909); «Религиозный смысл мессианизма» (1916); «Что такое свобода» (1917); последняя прижизненная публикация - «Принудительный труд как метод перевоспитания» (1929), написанная на Соловках. Среди неопубликованных при жизни работ: «Что такое религия? «(1926); «Эстетический подход» (1927); «Звон и слово в «Фаусте» Гете (1931); «Revelatia (Об Откровении) «(1931-1935); «Жертва. Заметки о смысле мистерии» (1932-1933); «Gloria (О славе) «(1932-1936); «Три истока. Мысли про себя» (1937) и др. В первый период творчества М. увлекался марксизмом, но выступил и его критиком г позиций анархизма. Однако, последний истолковал через идею мистериального переживания действительности. В творчестве и жизни Бакунина М. увидел прежде всего творение новых элементов жизни, эстетику (артистизм) революционного дерзания, единство слова и поступка. Фактически, раннее творчество М. - это нащупывание идей и тем собственного философствования, подступы к проблеме личности и ее предназначения. Складывание же собственной концепции связано с поворотом М. к христианству, которое он никогда не толковал институционально и конфессионально, а видел в нем истоки философии человека. Основные темы зрелого М. - универсальное общение и онтология поступка, актуализм и персонализм как исходные принципы философствования. М. создал собственную концепцию диалогического общения, перекликающуюся с концепцией Бахтина и близкую идеям Бубера. На пути к утверждению принципа личности как абсолютной ценности М. должен был решить как минимум две проблемы: переформулировать свою же позицию «революционного дерзания», закрепленную еще со времен Ницше идею своеволия индивида и «укоренить» человека в мире. Поработив природу, человек (»будущий бог») впал в культуртрегерский соблазн - осознав свою силу, прельщенный властью, человек обрек себя на одиночество, т.е. на небытие (во всяком случае как личности). М. неоднократно в работах «переходного» периода предупреждает об опасности ложного самоутверждения «Я» в культурном идеале. В споре с Бердяевым М. отрицает возможность оправдания человека через творчество (творческую самореализацию), предполагая тезис о необходимости овнешнения человека через его разностороннее включение в общение как предпосылку внутренней свободы человека, как возможность самой идеи личности. В этом же ключе М. дан анализ философии Фихте (которая рассмотрена им как проекция протестантизма в вопросах личностной проблематики). Согласно М., чистое Я Фихте присутствует в акте, не становясь плотью, не воплощаясь, без чего не может быть личности. Фихтевское Я - «пустое я» (»попрание личности в индивиде»), так как не предусматривает и встречи с другими «Я» (имеет дело только с «не-Я»). В этом же русле лежит и анализ языческого и вселенского начал в «душе нации», который может быть распространен и на отдельную конкретную человеческую душу. Преобладание «языческого» ведет через утверждение национализма к принципу мессианистского искупления чужой, но не своей души, т.е. ко лжи. Преобладание «вселенского» - путь христианский, ведущий к осознанию своей миссии (жертвенной) в жизни. Таким образом, согласно М., необходима гипотеза о Сущем, без которой человек не знает, кому адресовать свои запросы о личной судьбе, которая дает конечное основание для любых оценок, и без которой человек впадает в ложный мессионизм, ведущий к краю бездны. Именно «Верховное Я» (Сущее) своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты, делает возможным общение с другими льдьми. Человек, не покидая почвы конкретной истории и актуализируясь в современности, должен откликаться на голос Сущего. Однако люди не способны удержать полностью истины откровения. Это неизбежно ведет к превращению церкви в «механическую», закрывающуюся в своей институциональности и конфессиональности, догматизирует доктрину. В результате религиозные ценности уходят в культуру и требуется новое религиозное сознание, способное воспринять новое откровение. Для этого необходимо снять с Я присвоенную им атрибутику ложной божественности, не отрицая культуру, преодолеть ее во имя высших религиозных ценностей, признать мистериальный (жертвенный) характер культурного творчества. «Жертвенность» несет в себе онтологический (причинность жертвенного обмена), актуалист-ски-деятельностный (единство слова и поступка как условие устроения бытия по «мере правды») и символически-мифологический (встреча горнего с дольным) аспекты. Каждый в мире жертвенно предстоит каждому в сотворческом пространстве диалога «я» с «ты», «я» с «мы», Бога с миром. Диалог, как основа практической нравственной философии, проникнут «личностностыо» и «тайностностью», дает жизнь любому содержанию и идее, но до конца не рационализируем. С темой диалога в философию М. вводится и проблематика «другого». Замкнутость отдельного «Я» преодолевается в интен-циальной устремленности сознания его напряжением до степени Эроса. «Я» реализует себя лишь спасая «другого», вступая в диалог с чужой субъективностью «ты» (жертвенность по отношению к другому как структурирующий диалог признак). (»Другое Я», как противостоящее «чужое», М. фиксирует термином «он»). Находя «творческий отклик» друг в друге «я» и «ты» способны структурировать «мы», породить новую «общественность», задаваемую не принципами государства и общества, а строимую по принципам церкви диалогической духовности. Пространство между «Я» и «другим» структурировано. Оно заложено «откликами», т.е. высказываниями и волевыми действиями, направленными на обнаружение смысла жизни, закрепленными в мифах, символах, мистериях, задающих предпосылки общения. Личность обретает себя, проходя «сквозь» культуру, «сквозь» всех «других», включаясь в переживание жертвенной встречи с Абсолютом. Так М. выходит на онтологизацию слова как поступка, как прорыва мысли к сущему, через превращение жизни в подвиг восхождения к правде о самом себе, через синхронизацию идеи и биографии. Сам М. этот путь прошел в полной мере, увлекая многогранностью своих идей и поражая «гениальностью самой своей личности» (Д.С. Лихачев).

Синонимы:
майер


  1. мейерсм. Майер.Венгеров Мейерпомолог х гг.Венгеров Мейертопограф гг.Венгеров Мейерпроф. гражд. права СПб. унта с. придвор. музык р. с. в СПб. янв. в СПб.Венгеров в Досуг...Большая биографическая энциклопедия
  2. мейерМЕЙЕР Меуег Роберт . Ганновер. Миннеаполис немецкий гинекологпатогистолог. Мед. образование завершил в Страсбурге . С директор Патологич. инта гинекологич. клиники Берли...Большая советская энциклопедия
  3. мейерМЕЙЕР Меуег Эдуард . Гамбург. Берлин немецкий историк древности. Проф. древней истории в Лейпциге с Бреслау Вроцлав с Галле с Берлине в . Всесторонне владея сложным ма...Большая советская энциклопедия
  4. мейерМЕЙЕР Meyer Виктор . Берлин. Гейдельберг немецкий химик. Окончил в Гейдельбергский унт. Проф. Политехникума в Цюрихе затем унтов в Гттингене и Гей дельберге с . М. впе...Большая советская энциклопедия
  5. мейерМЕЙЕР Меуег Юлиус Лотар . Фарель Ольденбург. Тюбинген немецкий химик. Проф. Тюбингенского унта с чл.корр. Петерб. АН . Осн. работы в области неорганич. органич. и физич...Большая советская энциклопедия
  6. мейерМЕЙЕР Meyer Конрад Фердин . Цюрих. Килберг швейцарский писатель. Писал на нем. яз. Выходец из старинного патрицианского рода получил историч. и филологич. образование. Де...Большая советская энциклопедия
  7. мейерМЕЙЕР МеуегХаннес . Базель. КрочифиссодиСавоса Швейцария швейцарский архитектор. Учился в Высшей технич. школе в Берлине . В е гг. жил в Германии был близок к голл. групп...Большая советская энциклопедия
  8. мейерМЕЙЕР Константин Игнатьевич [. . Рязань. Москва] советский ботаник проф. . Окончил Моск. унт ученик И. Н. Горожанкина. iВ зав. кафедрой высших растений МГУ. Осн. труды ...Большая советская энциклопедия
  9. мейерКонрад Фердинанд швейцарский писатель. Писал на немецкомязыке. В центре поэм Последние дни Гуттена романов Юрг Енач новелл Святой историческая проблематиканравственн...Большой энциклопедический словарь II
  10. мейерmeyer Ганс Карл . Штольценхаген Бранденбург . Гамбург военноморской деятель контрадмирал . . поступил добровольцем на флот. Прошел подготовку на учебных курсах и на тяже...Военно-морской флот Третьего рейха
  11. мейер. Конрад Фердинанд [Conrad Ferdinand MeyerZiegler ] немецкий поэт и новеллист сын цюрихского государственного деятеля. Р. в Швейцарии в одной из тех протестантских патриц...Литературная энциклопедия II
  12. мейерМЕЙЕРstrong Меуег Юлиус Лотар немецкий физик работавший над соотношением между АТОМНЫМ ОБЪЕМОМ и атомной массой ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ МАССОЙ. Создал периодическую табли...Научно-технический энциклопедический словарь
  13. мейерАлександр Алексндрович русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье где домашним языком был немецкий но в зрелые годы считал себя православным. Учился на ...Новейший философский словарь II
  14. мейерp.n. майер...Русско-английский словарь математических терминов
  15. мейерMeyer Эдуард нем. бурж. историк древности профессор в Лейпциге и Берлине. Его фундаментальная История древности т. написана по принципу синхронного изложения истор...Словарь античности
  16. мейермейер майер Словарь русских синонимов. мейер сущ. колво синонимов майер Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы майер...Словарь синонимов II
  17. мейермейер майер...Словарь синонимов
  18. мейервозм. намек на В. Э. Мейерхольда Маркиза Дэзес Да. Тише тише. Слышите там смеются. Это Мейер. Сядьте сюда. Передайте мне веер. Где были вы вечор Зачем так грустен ясный ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  19. мейерМЕЙЕР возм. намек на В. Э. Мейерхольда Маркиза Дэзес Да. Тише тише. Слышите там смеются. Это Мейер. Сядьте сюда. Передайте мне веер. Где были вы вечор Зачем так грустен ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  20. мейермайер нем. Meier от лат. maior больший старший в лат. яз. этому термину соответствует vilicus в ср.век. Германии первоначально управляющий хозяйством вотчинника затем ...Советская историческая энциклопедия
  21. мейерМЕЙЕР Meyer Эдуард немецкий историк древнего мира. Главный труд История древности томов от возникновения древневосточной цивилизаций до до нашей эры время круше...Современная энциклопедия
  22. мейерМЕЙЕР Александр Александрович русский христианский философ публицист. С в Петербурге участвовал в собраниях Религиознофилософского общества в х гг. вместе с Г. П. Федо...Современный энциклопедический словарь
  23. мейерМЕЙЕР Meyer Виктор немецкий химикорганик. Труды по алифатическим нитросоединениям открыл в носящую его имя реакцию оксимам и др. Разработал метод определения молекулярн...Современный энциклопедический словарь
  24. мейерМЕЙЕР Meyer Стефан австрийский физик. Труды по радиоактивности и ядерной физике. Определил совместно с Э. Швейдлером период полураспада полония установил превращение пол...Современный энциклопедический словарь
  25. мейерМЕЙЕР Конрад Фердинанд швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В центре поэм Последние дни Гуттена романов Юрг Енач новелл Святой историческая проблематика нр...Современный энциклопедический словарь
  26. мейерМЕЙЕР Роберт немецкий гинекологпатогистолог. С в США. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой сферы обосновал необход...Современный энциклопедический словарь
  27. мейерМЕЙЕР Лотар Юлиус немецкий химик иностранный членкорреспондент Петербургской АН . В дал таблицу химических элементов расположенных по возрастанию атомных масс и сгрупп...Современный энциклопедический словарь
  28. мейерМЕЙЕР Эдуард немецкий историк древнего мира иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Главный труд История древности в пяти томах охватывает всемирную историю с в...Современный энциклопедический словарь
  29. мейерот лат.u maior больший старший вначале управляющий хозяйством вотчинникафеодала староста состоятельный крестьянин в средневековой Германии. Затем крупный арендатор крес...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  30. мейерМЕЙЕР Эдвард однорукий швейцарский фермер который со второй половины х прославился утверждениями будто вступал в контакт с инопланетянами с планеты Ерра созвездие Плеяды...Уфологический словарь-справочник
  31. мейерМЕЙЕР МеуегХанс род. дек. Этценбах Нижняя Бавария ум. апр. там же нем. философ и педагог с профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем Платоном стоиками патрис...Философская энциклопедия
  32. мейерМЕЙЕР Александр Александрович религ. философ культуролог публицист. Учился на историкофилол. фте Новорос. унта. С арестовывался за участие в революц. кружках был сослан...Энциклопедия культурологии
  33. мейерМЕЙЕР Александр Александрович религ. философ культуролог публицист. Учился на историкофилол. фте Новорос. унта. С арестовывался за участие в революц. кружках был сосла...Энциклопедия Культурология XX век