Литературная энциклопедия II

МЕЙЕР

. Конрад Фердинанд [Conrad Ferdinand Meyer-Ziegler, 1825—1898]— немецкий поэт и новеллист, сын цюрихского государственного деятеля. Р. в Швейцарии, в одной из тех протестантских патрицианских семей, которые, лишившись после демократической конституционной реформы 1831 политического преобладания, все же сохранили свое привилегированное положение. Молодость М. прошла в мучительных поисках призвания. Он колебался между поэзией и живописью. Избрав поэзию, он долго не знал, какому яз. отдать предпочтение — немецкому или французскому, к-рым владел, как родным. Его мировоззрение и взгляды на искусство сложились под знаком молодого буржуазного реализма 40-х гг. Прославление человеческого существования и стремление сделать его более земным, гедонистический материализм, антропологическое толкование истории были предпосылками и остались существенными элементами творчества М. Человек, материально независимый, много путешествовавший, он обратился к писательству лишь в более зрелом возрасте, творил медленно, не присоединился ни к какой школе и отвергал всякие политические, социальные, нравственные и воспитательные функции литературы; он стоял за бестенденциозную «эпическую объективность», к-рая заимствует свой материал исключительно из истории. М. предпочитает бурные эпохи духовного подъема, как напр. крестовые походы, Ренессанс, Реформация, времена религиозной борьбы, 30-летняя война, и включает в круг своих рассказов таких исторических деятелей, как Александр Великий, Цезарь, Карл Великий, Борджиа, Густав Адольф, Фридрих II и т. д. Прежде всего этого художника-патриция увлекает эпоха Возрождения. Ее волевая напряженность, ее героически задрапированная порочность, искушения, колебания, ее светская праздность, радость жеста и облагороженная алчность, ее эпикурейство, культ гениев и героев — изобилие, художественно организованное, как гласит его эстетическое credo, к-рое он вкладывает в обрамленной новелле «Свадьба монаха» в уста Данте. Искусство М. аристократическое, но не декадентское. Его антиклерикальный образ мыслей, аморально-антихристианское мировоззрение светского человека, распрощавшегося со всякой метафизикой, характеризуется апофеозом человека-властелина, сверхчеловека. Художественное творчество Мейера развертывается в противоречиях: исполненный оптимизма буржуазного подъема, он в то же время отворачивается от его конкретного содержания и от его основ. Буржуазная цивилизация пугает его своим техническим прогрессом с его дымом и копотью. Впечатления капиталистической действительности питают его меланхолию, к к-рой был так склонен этот последыш патрицианства, с трудом приспособлявшийся к новым условиям жизни. Хотя М. и не плачет (как Раббе, Фр. Т. Фишер, Гаммерлинг) «о добром старом времени», он все же стремится, подобно Вагнеру, перенести человека господствующих классов со всей переутонченностью его чувств и настроений в прошлое, исторически загримировать его. «Бестенденциозность» М. срывается уже его прославлением протестантизма в венке романсов «Последние дни Гуттена» [1871, романе «Юрг Енач» [1876]и в более мелких произведениях, как «Амулет» и «Песнь о Гугенотах». Участие, к-рое он принял как художник в так наз. «Kulturkampf’е» (борьба бисмарковской Германии против папства), было страстное и решительное. После прусских побед 1870—1871 он находился некоторое время под влиянием бисмарковской политики и немецкой государственной идеи. Мастер эпической формы, скупой, строгий, искушенный в композиции и в искусстве слова, органически усвоивший также иностранные образцы (Мериме), М. доводит традиционную форму новеллы до совершенства. В этом жанре он приобрел наряду с Готфридом Келлером и Т. Штормом значение классика. Специфику новеллы он видит в необыкновенном основном психологическом мотиве и в необычайной комбинации мотивов, ему подчиненных. В противоположность «профессорам-романистам» своего времени (Гаммерлингу, Ф. Дану, Г. Эберсу) он всегда оживляет свои небольшие, чуждые педантизма в деталях, но поражающе красочные, жизненно-правдивые картины из истории культуры волнующим драматизмом и захватывающим изображением душевных переживаний. В новеллистическом моменте, в «необычайном событии», в тончайшем воспроизведении взаимодействия между внутренним и внешним конфликтом заключается непревзойденная сила М. Высшим достижением М. в этом искусстве, к-рое Отто Людвиг называет «малой психологией» (Kleinpsychologie), нужно считать новеллу «Святой», посвященную отношениям Томаса Бекета к Генриху II Английскому. Та же самая художественная насыщенность характеризует и балладу М. В лирике для объективации всего пережитого М. прибегает к символизму. Библиография: I. Народный вождь Георгий Енач, с предисл. А. Горнфельда, П., 1918; То же, с предисл. Р. Арского, М. — П., 1923; Лирика, перев. А. В. Луначарского, изд. «Алконост», П., 1920; Святой, с предисл. М. Горького, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Новеллы, со вступ. статьей А. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», М. — П., 1923; Плавт в женском монастыре, Л., 1925; Амулет, Л., 1926; Samtliche, Werke, 1922; Werke, 8 B-de, Lpz., 1925; L. v. Francois und C. F. Meyer, ein Briefwechsel, hrsg. v. A. Bettelheim, 1905 (Berlin — Lpz., 1920); Briefe, nebst Rezensionen und Aufsatzen, hrsg. v. A. Frey, 2 B-de, 1908; Unvollendete Prosadichtungen, hrsg. v. A. Frey, 1916; C. F. Meyer und J. Rodenberg, Briefe, hrsg. v. A. Langmesser, 1918. II. Frey A., Conrad Ferdinand Meyer, 1900; Gessler A., C. F. Meyer, 1906; Harcourt R., C. F. Meyer, sa vie, son [u0153uvre, 1913; Linden W., C. F. Meyer, Entwicklung und Gestalt, Munchen, 1922; Everth E., C. F. Meyer, Dichtung und Personlichkeit, Dresden, 1924; Faesi R., C. F. Meyer, Lpz., 1925; Honig J., C. F. Meyer, der Mensch, der Dichter, 1926; Stickelberger H., Die Kunstmittel in C. F. Meyers Novellen, 1897. III. Maync H., Conrad Ferdinand Meyer und sein Werk, Frauenfeld u. Lpz., 1925. Г. Гупперт . Рихард М. [R. M. Meyer, 1860—]— немецкий литературовед. В своей «Немецкой стилистике» (R. M. Meyer, Deutsche Stilistik, Munchen, 1913) М. пытался перестроить систему стилистики (сближаемую им с системой поэтического синтаксиса) на основе данных общей лингвистики и психологии яз. Однако попытка М. положить основание научной стилистике не могла осуществиться. Игнорируя классовую природу яз., М. ограничивается при изучении стилистических форм лишь вопросом об их понимании на той или иной ступени культурного развития; проблемы же их воздействия на ту или иную конкретную социальную группу Мейер не ставит. Методологическая позиция М. в отношении истории лит-ры особенно наглядно сказалась в двух больших его работах: в книге по истории немецкой лит-ры XIX в. («Die deutsche Literatur des XIX Jahrhundert», 2 Aufl., Berlin, 1900) и в монографии о Гёте («Goethe», Berlin, 1895). Приближаясь к пониманию лит-ры не как индивидуальной деятельности, а как массового процесса, М. однако обнаруживает свойственный буржуазному литературоведению идеализм, игнорирование классовой природы лит-ры и проводит национально-психологическую точку зрения, трактуя творчество отдельных писателей как «выявление национального духа». Неопределенность и абстрактность занятой М. позиции привела его на практике к тому же индивидуалистическому толкованию лит-ры, от к-рого он так решительно отмежевывался в теории. Это особенно наглядно сказалось в книге Мейера о Гёте. Правда, Мейер рассматривает творчество Гёте как осуществленную в индивидуальной форме апологию поэтического творчества всего немецкого народа, но такими обобщенными сопоставлениями он и ограничивается; при конкретном же анализе творчества Гёте все внимание исследователя сосредоточивается на том, как сложилась и выросла эта творческая личность, причем из факторов, могущих оказать влияние на молодого Гёте, М. указывает лишь семью и наследственность, отстраняя даже такие суммарно поставленные вопросы, как вопрос об эпохе. Несмотря на отталкивание М. от некоторых методологических традиций немецкого литературоведения, все его «новаторство» сводится лишь к попыткам подновления и реформирования. Литературоведческая концепция М., с ее механистически мыслимым принципом массовости, с ее решительным замазыванием классовой борьбы с провозглашением идеи «национального духа», с эклектическим толкованием формы, игнорирующим понятие классового стиля, — насквозь буржуазна по своей природе и тенденциям. Практика последних лет со всей наглядностью показала, как идея «национального духа» превращается в современном немецком литературоведении в боевой клич фашистов. Библиография: I. Кроме указанных работ: Jonathan, Swift und G. C. Lichtenberg, Berlin, 1886; Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaues, Strassburg, 1886; Die altgermanische Poesie nach ihren formelhaften Elementen beschrieben, Berlin, 1889; Deutsche Charaktere, Berlin, 1897; Gestalten und Probleme, Berlin, 1905; Grundriss der neueren deutschen Literaturgeschichte, 2 Auflage, Berlin, 1902. В. Д.

  1. мейерсм. Майер.Венгеров Мейерпомолог х гг.Венгеров Мейертопограф гг.Венгеров Мейерпроф. гражд. права СПб. унта с. придвор. музык р. с. в СПб. янв. в СПб.Венгеров в Досуг...Большая биографическая энциклопедия
  2. мейерМЕЙЕР Меуег Роберт . Ганновер. Миннеаполис немецкий гинекологпатогистолог. Мед. образование завершил в Страсбурге . С директор Патологич. инта гинекологич. клиники Берли...Большая советская энциклопедия
  3. мейерМЕЙЕР Меуег Эдуард . Гамбург. Берлин немецкий историк древности. Проф. древней истории в Лейпциге с Бреслау Вроцлав с Галле с Берлине в . Всесторонне владея сложным ма...Большая советская энциклопедия
  4. мейерМЕЙЕР Meyer Виктор . Берлин. Гейдельберг немецкий химик. Окончил в Гейдельбергский унт. Проф. Политехникума в Цюрихе затем унтов в Гттингене и Гей дельберге с . М. впе...Большая советская энциклопедия
  5. мейерМЕЙЕР Меуег Юлиус Лотар . Фарель Ольденбург. Тюбинген немецкий химик. Проф. Тюбингенского унта с чл.корр. Петерб. АН . Осн. работы в области неорганич. органич. и физич...Большая советская энциклопедия
  6. мейерМЕЙЕР Meyer Конрад Фердин . Цюрих. Килберг швейцарский писатель. Писал на нем. яз. Выходец из старинного патрицианского рода получил историч. и филологич. образование. Де...Большая советская энциклопедия
  7. мейерМЕЙЕР МеуегХаннес . Базель. КрочифиссодиСавоса Швейцария швейцарский архитектор. Учился в Высшей технич. школе в Берлине . В е гг. жил в Германии был близок к голл. групп...Большая советская энциклопедия
  8. мейерМЕЙЕР Константин Игнатьевич [. . Рязань. Москва] советский ботаник проф. . Окончил Моск. унт ученик И. Н. Горожанкина. iВ зав. кафедрой высших растений МГУ. Осн. труды ...Большая советская энциклопедия
  9. мейерКонрад Фердинанд швейцарский писатель. Писал на немецкомязыке. В центре поэм Последние дни Гуттена романов Юрг Енач новелл Святой историческая проблематиканравственн...Большой энциклопедический словарь II
  10. мейерmeyer Ганс Карл . Штольценхаген Бранденбург . Гамбург военноморской деятель контрадмирал . . поступил добровольцем на флот. Прошел подготовку на учебных курсах и на тяже...Военно-морской флот Третьего рейха
  11. мейерМЕЙЕРstrong Меуег Юлиус Лотар немецкий физик работавший над соотношением между АТОМНЫМ ОБЪЕМОМ и атомной массой ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ МАССОЙ. Создал периодическую табли...Научно-технический энциклопедический словарь
  12. мейерМЕЙЕР Александр Алексндрович русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье где домашним языком был немецкий но в зрелые годы считал себя православным. Учил...Новейший философский словарь
  13. мейерАлександр Алексндрович русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье где домашним языком был немецкий но в зрелые годы считал себя православным. Учился на ...Новейший философский словарь II
  14. мейерp.n. майер...Русско-английский словарь математических терминов
  15. мейерMeyer Эдуард нем. бурж. историк древности профессор в Лейпциге и Берлине. Его фундаментальная История древности т. написана по принципу синхронного изложения истор...Словарь античности
  16. мейермейер майер Словарь русских синонимов. мейер сущ. колво синонимов майер Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы майер...Словарь синонимов II
  17. мейермейер майер...Словарь синонимов
  18. мейервозм. намек на В. Э. Мейерхольда Маркиза Дэзес Да. Тише тише. Слышите там смеются. Это Мейер. Сядьте сюда. Передайте мне веер. Где были вы вечор Зачем так грустен ясный ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  19. мейерМЕЙЕР возм. намек на В. Э. Мейерхольда Маркиза Дэзес Да. Тише тише. Слышите там смеются. Это Мейер. Сядьте сюда. Передайте мне веер. Где были вы вечор Зачем так грустен ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  20. мейермайер нем. Meier от лат. maior больший старший в лат. яз. этому термину соответствует vilicus в ср.век. Германии первоначально управляющий хозяйством вотчинника затем ...Советская историческая энциклопедия
  21. мейерМЕЙЕР Meyer Эдуард немецкий историк древнего мира. Главный труд История древности томов от возникновения древневосточной цивилизаций до до нашей эры время круше...Современная энциклопедия
  22. мейерМЕЙЕР Александр Александрович русский христианский философ публицист. С в Петербурге участвовал в собраниях Религиознофилософского общества в х гг. вместе с Г. П. Федо...Современный энциклопедический словарь
  23. мейерМЕЙЕР Meyer Виктор немецкий химикорганик. Труды по алифатическим нитросоединениям открыл в носящую его имя реакцию оксимам и др. Разработал метод определения молекулярн...Современный энциклопедический словарь
  24. мейерМЕЙЕР Meyer Стефан австрийский физик. Труды по радиоактивности и ядерной физике. Определил совместно с Э. Швейдлером период полураспада полония установил превращение пол...Современный энциклопедический словарь
  25. мейерМЕЙЕР Конрад Фердинанд швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В центре поэм Последние дни Гуттена романов Юрг Енач новелл Святой историческая проблематика нр...Современный энциклопедический словарь
  26. мейерМЕЙЕР Роберт немецкий гинекологпатогистолог. С в США. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой сферы обосновал необход...Современный энциклопедический словарь
  27. мейерМЕЙЕР Лотар Юлиус немецкий химик иностранный членкорреспондент Петербургской АН . В дал таблицу химических элементов расположенных по возрастанию атомных масс и сгрупп...Современный энциклопедический словарь
  28. мейерМЕЙЕР Эдуард немецкий историк древнего мира иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Главный труд История древности в пяти томах охватывает всемирную историю с в...Современный энциклопедический словарь
  29. мейерот лат.u maior больший старший вначале управляющий хозяйством вотчинникафеодала староста состоятельный крестьянин в средневековой Германии. Затем крупный арендатор крес...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  30. мейерМЕЙЕР Эдвард однорукий швейцарский фермер который со второй половины х прославился утверждениями будто вступал в контакт с инопланетянами с планеты Ерра созвездие Плеяды...Уфологический словарь-справочник
  31. мейерМЕЙЕР МеуегХанс род. дек. Этценбах Нижняя Бавария ум. апр. там же нем. философ и педагог с профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем Платоном стоиками патрис...Философская энциклопедия
  32. мейерМЕЙЕР Александр Александрович религ. философ культуролог публицист. Учился на историкофилол. фте Новорос. унта. С арестовывался за участие в революц. кружках был сослан...Энциклопедия культурологии
  33. мейерМЕЙЕР Александр Александрович религ. философ культуролог публицист. Учился на историкофилол. фте Новорос. унта. С арестовывался за участие в революц. кружках был сосла...Энциклопедия Культурология XX век