Новейший философский словарь

МАЙМОН

МАЙМОН (Хейман) Соломон (1753-1800) - философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности «юноши из Литвы» привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. МАЙМОНИД), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе «Наставник заблудших», дав ей рационалистическую интерпретацию.Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа «Категории Аристотеля»; М. признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к «Критике чистого разума». Позже (1790) им написана фундаментальная работа «Опыт трансцендентальной философии». Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики - условия существования предметов возможного опыта. «Вещь в себе» характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы «О тропах», «О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии», «О мировой душе», «Опыт новой логики или теория мышления», «Очерки по истории философии» и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген).

  1. маймонМАЙМОН Maimon наст. фам. X е й м а н Heiman Соломон [ или Мирц или Мир ок. Несвижа ныне БССР нояб. Нидерзигерсдорф Силезия] философсамоучка субъективный идеалист. Во...Большая советская энциклопедия
  2. маймонMaimon наст. фам. Хейман Heiman Соломон философсамоучка. Родился около Несвижа ныне в Белоруссии с жил вПруссии. Критиковал философию И. Канта в т. ч. понятие вещи в се...Большой энциклопедический словарь II
  3. маймонХейман Соломон философпросветитель. Родился в местечке Мир в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Поль...Новейший философский словарь II
  4. маймонМАЙМОН Maimon наст . фам. Хейман Heiman Соломон философсамоучка. Родился около Несвижа ныне в Белоруссии с жил в Пруссии. Критиковал философию И. Канта в т. ч. понятие ...Современный энциклопедический словарь
  5. маймонМАЙМОН МАЙМОНstrong Maimon Соломон род. Несвиж Литва ум. нояб. НидерЗигерсдорф Силезия евр. философ в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей ...Философская энциклопедия
  6. маймонМаймон Соломон критик Канта еврей из Несвижа изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил ...Энциклопедический словарь
  7. маймонСоломон критик Канта еврей из Несвижа изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил в соч. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона