Новейший философский словарь II

МАЙМОН

(Хейман) Соломон (1753-1800) - философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности "юноши из Литвы" привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. Маймонид), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе "Наставник заблудших", дав ей рационалистическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа "Категории Аристотеля"; М. признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к "Критике чистого разума". Позже (1790) им написана фундаментальная работа "Опыт трансцендентальной философии". Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики - условия существования предметов возможного опыта. "Вещь в себе" характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы "О тропах", "О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии", "О мировой душе", "Опыт новой логики или теория мышления", "Очерки по истории философии" и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген). Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко

  1. маймонМАЙМОН Maimon наст. фам. X е й м а н Heiman Соломон [ или Мирц или Мир ок. Несвижа ныне БССР нояб. Нидерзигерсдорф Силезия] философсамоучка субъективный идеалист. Во...Большая советская энциклопедия
  2. маймонMaimon наст. фам. Хейман Heiman Соломон философсамоучка. Родился около Несвижа ныне в Белоруссии с жил вПруссии. Критиковал философию И. Канта в т. ч. понятие вещи в се...Большой энциклопедический словарь II
  3. маймонМАЙМОН Хейман Соломон философпросветитель. Родился в местечке Мир в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился чер...Новейший философский словарь
  4. маймонМАЙМОН Maimon наст . фам. Хейман Heiman Соломон философсамоучка. Родился около Несвижа ныне в Белоруссии с жил в Пруссии. Критиковал философию И. Канта в т. ч. понятие ...Современный энциклопедический словарь
  5. маймонМАЙМОН МАЙМОНstrong Maimon Соломон род. Несвиж Литва ум. нояб. НидерЗигерсдорф Силезия евр. философ в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей ...Философская энциклопедия
  6. маймонМаймон Соломон критик Канта еврей из Несвижа изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил ...Энциклопедический словарь
  7. маймонСоломон критик Канта еврей из Несвижа изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил в соч. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона