Новейший философский словарь

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - сложное философско-педагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. - процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание); 2) включать в себя и происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий процесс и его результат (так называемое «стихийное», естественно складывающееся В.). Суть В. - передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в В. задач выработки индивидом системы личных смыслов в процессах самореализации (предлагающей также формирование человека как биопсихосоциального существа, усвоение индивидом социальных ролей, включение его в систему ценностей, символов, норм и традиций данной культуры). «Воспитанность» (»невоспитанность») выступает как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности. Она характеризует как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в определенной культуре (субкултуре) и (или) не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным самооценкам. В узком же смысле В. - это конкретная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста. В В. и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей. В. - педагогическое управление процессом развития личности. В этом (узком) значении, В. тесно связано с процессами обучения, образования и подготовки, выступает одним из базовых педагогических процессов. На протяжении всей истории человечества В. играло в обществе весьма важную и особую роль, хотя цели его коор-динально изменялись в разные исторические периоды и в разных странах.Идеальная цель - В. совершенного человека - волновала многих прогрессивных педагогов и философов. В исследовании В. как базового процесса, на который направлена педагогическая деятельность, довольно четко проявились два подхода. Первый считает В. естественным процессом, не требующим создания специальных (»искусственных») условий и целенаправленных усилий субъектов В. Значит, специалист в области В. - это скорее исследователь, чем «формирователь» личности. А практическая сторона специальности воспитателя состоит, в первую очередь, в отслеживании процесса с тем, чтобы в В. не было перекосов и односторонности. Ведь садовник не сам растит дерево, а только следит за тем, чтобы у дерева было все необходимое для роста. Но тогда и знания, которыми должен быть обеспечен воспитатель, должны быть соответствующими. Они должны быть организованы не как методика воспитательной работы, а как знание закономерностях роста, созревания и взросления человека. В. может рассматриваться как социализация и взросление. С точки зрения другого подхода, освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, «естественным» путем, а специально организуются в соответствии с решением совершенно определенных задач развития человеческой субъективности. Это развивающая и образующая деятельность, которая должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров. Система В. - это лицо общества и тот инструмент, который выражает наиболее адекватно его сущность. Общество предъявляет к ней социальный заказ (различный в конкретных типах общества и связанный с характером их культуры). Однако, сущность проблемы В. заключается в характере отношения к человеку. Современная педагогика пришла к тому основанию, что система В. должна обеспечивать развитие личности, ориентироваться на раскрытие ее индивидуальности. С точки зрения целей социализации система В. должна обеспечивать становление у человека гражданской грамотности, включающей не только элементарную грамотность (речь и письмо), но также и способности, дающие возможность включаться в жизнь демократического сообщества, способности к эмпатии, позволяющие слышать других и т.д. Такое понимание предъявляет особые требования к представлениям о человеке. С этой точки зрения интерес вызывают разработки, сделанные в СМД (системно-мыследеятельност-ной) методологии. Согласно им, человек для нас предстает в единстве трех его ипостасей. 1) Человек - обитатель природной среды, материально-вещественного мира (организм). Обеспечивая выживание, его активность проявляется в поведении, когда в качестве регуляторов используются инстинкты и рефлексы. Сущность В. организма - формирование условных рефлексов путем передачи определенных сигналов, изменения привычек (например, привычки чистить зубы до еды). В работе с этой ипостасью допускается тренировка, дрессура, использование высказывания «Так надо» в качестве «аргумента». 2) Человек - член социума, проживающий в определенной социокультурной среде (индивид). Член социума - «винтик» государственной и общественной структур, жизнь которого проходит в учрежденческой форме организации и регулируется имеющимися нормами, эталонами, образцами, существующими предписаниями. Общество извне несет ответственность за уровень жизни «винтика». Оно же определяет и тот объем знаний, который необходимо передать растущему человеку для обеспечения его адаптации к общественной жизни. Социальное здоровье, характеризующееся уровнем правосознания, принимаемыми моральными нормами, имеющимся «общекультурным уровнем» (в терминах советской педагогики), придают индивиду «уверенность в завтрашнем дне» и обеспечивают стабильную жизнь. Сущность процесса В. индивида - его первичная социализация за счет обучения и подготовки. Передачей нормотивно-регу-лируемой деятельности, обеспечивается воспроизводство существующего общества, уровня культуры и типа производства. Точное исполнение определенных заданий; допускаемое в заданных рамках творчество, направленное на совершенствование средств; создание внешних условий, по мнению обучающих (педагогов, учителей, родителей и т.д.), обеспечивающих реализацию требующегося для всех образа жизни, - это далеко не полный перечень направлений деятельности, позволяющих обеспечить процесс такого В. Для традиционного типа общества, изменения в котором происходят путем эволюции, т.е. очень медленно, характерно воспринимать человека представленным в единстве только этих двух ипостасей. Это ритуально позволяет последнему предъявлять кому-то претензии по поводу необеспеченности для него определенных условий проживания, ожидать «кого-то» для решения своих проблем, перекладывать на всех и воя ответственность за характер и содержание своей жизни и деятельности. Наиболее явно все это выражено в закрытом обществе, реализующем имперский характер образования и понимающим под В. целенаправленный процесс воздействия на человека, решающий задачу формирования индивида определенного типа. Однако, изменение социокультурной ситуации в сторону проявления открытости общества делает недостаточной понимание человека, представленное в такой схеме, основанной на парадигмальной идее «Все есть природа». Возникает насущная необходимость в отдельном вычленении третьей ипостаси. 3) Человек - индивидуальность, живущая и реализующаяся в общении (диалоге и (или) полилоге) с другими людьми в рамках определенной смысло-ценностно-символически нагруженной среды (личность). Эта ипостась характеризуется субъектностью человека, которая определяется границами поля ответственности, взятой на себя каждым. В таком понимании человек - это всегда субъект, хозяин своей жизни, деятельности и т.д. Личностями становятся в клубной организации деятельности, в основе которой лежит позиция, а не место в функциональной структуре, самоопределение, а не должностные обязанности. Ее активность проявляется в мышлении, характере мыследея-тельности и регулируется личностными ценностями и ситуационными целями. Системой воспроизводства для личности является образование и В., понимаемое как управление процессом ее развития и взросления. Именно личностное как комплексирующее на себе все человеческие ипостаси и есть то, что можно назвать собственно человеческим в человеке. Личностное определяет содержание и особенности индивидуального образа жизни. Его присутствие способствует появлению цепостного здоровья человека, которое здесь понимается как показатель, качественно характеризующий образ жизни. На протяжении многих лет советская педагогика рассматривала личность ребенка как объект, на который необходимо воздействовать. Перед школой как социальным институтом ставилась задача В. послушного члена общества, ориентированного на приоритет общественных и коллективных интересов, своеобразного биосоциовида, в результате обучения способного к воспроизводству определенных знаний, умений и навыков. Однако, для жизни в обществе требовалось «деформирование» у выпускников школ специфических культурных, социальных навыков (через дополнительное обучение их соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и отводилось специальное внеурочное время, так называемое время «воспитательной работы». В этом смысле под тем, что и в советской педагогической литературе, и в учебно-воспитательном процессе называется «воспитательной работой» фактически подразумевается обучение еще одному дополнительному учебному предмету - жизни в данном обществе (и существующем сообществе других людей). В таких условиях ценность подлинного В. как процесса становления личности и профессионала подменялись доведением объекта В. до некоего, якобы известного педагогу, общественного идеала и сводилась к решению проблемы его организованной занятости в свободное от основных занятий время. При этом выбор форм этой занятости определялся не столько желаниями детей, сколько спускаемыми сверху рекомендациями и возможностями учебного заведения. Такое понимание «воспитательной работы» и есть сущность «педагогики мероприятий», отличная иллюстрация авторитарного подхода в В., несущего в себе имперский характер формирования личности по образцу, специалиста как средства производства. Особым образом организованный процесс формирования индивида имеет целью здесь не столько образование личности, сколько подготовку человека к специализированной деятельности. Именно поэтому возможно строительство по единой логике и обучения, и В., разведение общего по своей сущности процесса образования на учебную и внеурочную работы, являющиеся по отношению к учащемуся внешними силами. Сводя образование только к освоению признанных в обществе и проверенных профессиональных образцов, «воспитанный человек приучается действовать по заданной программе, отвыкает рассматривать свою деятельность как решение проблемы, а само знание (в форме науки) становится для него всемогущим регулятором деятельности» (В.В. Давыдов). Успешной такая практика может быть в условиях традиционного, в идеале полностью закрытого общества. Только в этом случае заранее известны нормы, образцы, идеалы и тот объем знания, полнота освоения которого позволяет быть адекватным жизни. Для этой ситуации характерно моноидеологическое В., загнанное в рамки одной школы (как социального института), которая подчинила себе не только семью, но и другие социальные организации. Непонимание и не принятие на себя ответственности за успешность своей собственной жизни - такова плата за единообразие советской школы, в центре воспитательной системы которой стоит не личность, а мероприятие. Современная динамическая ситуация в стране, понимание неконечности существующего знания детерминирует необходимость не только присвоения учащимися культурно-исторического опыта, но и обретение ими способности к освоению новых типов деятельности и отношений между людьми. В таком обществе судьба каждого человека зависит от него самого, от его деятельности и занимаемой жизненной позиции. Именно поэтому ребенок в стенах учебного заведения должен не просто готовиться к жизни, а живя «здесь и теперь», самостоятельно строить свое будущее. Деятельность в таких условиях выступает в своем действительном содержании, т.е. не как обмен вещами и символами (знанием), а обмен деятельно-стями и деятельностными способностями не в форме разделения труда, а в форме сознательно организованного сотрудничества. Тогда критерием В. оказывается не сумма знаний, навыков и умений, ориентированных на определенный и заданный круг деятельности, а способность к самоформированию человеком себя и своей активности. В этом случае нельзя уже говорить лишь о внешнем воспитательном воздействии, при котором не только ребенок, но и воспитатель идет от системы готовых заданий и рецептов. В этом случае необходимо вести речь об организации жизнедеятельности, которая требует не прямого воздействия на воспитанников, а взаимодействия с ними. Это не работа исполнителя, не воспитательная работа, а запуск подлинного В., основанного на управлении самостоятельной деятельностью развивающейся личности. Таким образом, В. - искусственно-естественный процесс управления взрослением личности, основанный на ее самоопределении и рефлексии.

Синонимы:
взращивание, каллипедия, коэдукация, муштрование, патронат, педейя, пестование, развитие, самовоспитание, физвоспитание, холя


  1. воспитаниеформированиеstrong социальный характер личностиstrong воспитание социальное формирование личностисознательное целенаправленное формирование характера и мировоззрения л...Идеографический словарь русского языка
  2. воспитаниеВОСПИТАНИЕ Слово воспитаниеem представляет собою отглагольное имя существительное к воспитатьem. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. ...История слов
  3. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования ...Словарь практического психолога
  4. воспитаниев широком смысле сова деятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта. В узком смысле планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и ...Cловарь музейно-педагогических терминов
  5. воспитаниеЦеленаправленный процесс воздействия на человека способствующий его формированию как личности формированию у него комплекса или отдельных видов культуры физической духовн...Адаптивная физическая культура
  6. воспитаниепсихологический аспект в широком смысле процесс социализации индивида становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и ...Большая психологическая энциклопедия
  7. воспитаниеВОСПИТАНИЕ процесс целенаправленною систематического формирования личности в целях подготовки е к активному участию в общественной производственной и культурной жизни. В ...Большая советская энциклопедия
  8. воспитаниепроцесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки е к активному участию в общественной производственной и культурной жизни. В этом смысл...Большая Советская энциклопедия II
  9. воспитаниесистема формирования физических интеллектуальных эмоциональных и нравственных качеств у нового поколения. Наиболее значительную роль в стабильном обществе играют в этом с...Большая энциклопедия по психиатрии
  10. воспитаниес. educazione f formazione f хорошее воспитание buona educazione воспитание воли il forgiare la volonta Итальянорусский словарь. Синонимы взращивание каллипедия коэдука...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. воспитаниес Erziehung f отдавать ребенка на воспитание ein Kind in die Pflege geben непр.трудовое воспитание Erziehung zur Arbeit воспитанностьem Wohlerzogenheit f он получил хор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. воспитаниевоспитаниеErziehungСинонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. воспитаниевоспитание с . Erziehung f отдавать ребнка на воспитание ein Kind in die Pflege geben трудовое воспитание Erziehung zur Arbeit . воспитанность Wohlerzogenheit f он получи...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. воспитаниеbreeding education nurture...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  15. воспитаниес.educacin fem crianza fшее воспитаuние buena educacin crianzaние воuли educacin de la voluntadческое воспитаuние educacin fsica...Большой русско-испанский словарь
  16. воспитаниеn в соч. гигиеническое воспитаниеполовое воспитаниефизическое воспитание...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  17. воспитаниесущ. ср. родаот глаголаem воспитыватьвиховання получить отличное воспитание одержати вдмнне виховання воспитание чувств виховання почуттв...Большой русско-украинский словарь
  18. воспитаниес. ducation f formation f ср. воспитать воспитание детей ducation des enfants см. воспитанность хорошее воспитание bonne ducation...Большой русско-французский словарь
  19. воспитаниеВоспитание чувств.strong Книжн. Высок.em О воздействии влиянии окружающей среды на эмоции чувства молодежи. emgt По названию романа Г. Флобера. БМС .em Синонимы взращива...Большой словарь русских поговорок
  20. воспитаниеангл. education нем. Erziehung. Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями....Большой толковый социологический словарь II
  21. воспитаниес. ducation f formation f ср.em воспитать воспитание детей ducation des enfants см. воспитанность хорошее воспитание bonne ducation взращивание каллипедия коэдукация му...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  22. воспитаниецеленаправленное развитие человека включающее освоениекультуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование атакже организацию жизнедеятельности определенн...Большой энциклопедический словарь II
  23. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельнос...Большой энциклопедический словарь III
  24. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельно...Большой Энциклопедический словарь V
  25. воспитаниеeducation от вспитать вскормить вспоить процесс привития развития навыков и качеств необходимых воспитателю. Заинтересованность в воздействии на этот процесс и стремлени...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  26. воспитаниев широком смысле целенаправленный процесс формирования интеллекта физических и духовных сил личности подготовки ее к жизни активной трудовой деятельности процесс целенап...Военная педагогика
  27. воспитаниесистематическое и целенаправленное влияние на духовное интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности направляющая его к з...Евразийская мудрость от А до Я
  28. воспитаниесоздание условий для развития и саморазвития человека освоения им социального опыта культуры ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность группы и кол...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  29. воспитаниецеленаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения мировоззрения характера и умственных способностей. В. р...Коррекционная педагогика и специальная психология
  30. воспитаниецеленаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения мировоззрения характера и умственных способностей. В. р...Коррекционная педагогика и специальная психология
  31. воспитаниепроцесс формирования человека как личности....Краткий словарь по социологии
  32. воспитаниепроцесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств э...Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  33. воспитаниеВоспитание educatio cultus disciplina eruditio nutrimentum...Латинский словарь
  34. воспитаниецеленаправленное создание условий материальных духовных организационных для развития человека. Категория воспитания одна из основных в педагогике. Исторически сложились ...Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  35. воспитаниекорень ВОСПИТ суффикс А суффикс НИ окончание Е Основа слова ВОСПИТАНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВОСПИТ А НИ Е Слово Воспитание содержит...Морфемный разбор слова по составу
  36. воспитаниеНачальная форма Воспитание винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  37. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сист...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  38. воспитаниепервоначально это слово означало вытягивать а в более расширительном толковании выращивать и связывалось прежде всего с процессом питания. Термин В. также имел оттенок ук...Новая философская энциклопедия
  39. воспитаниесложное философскопедагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься дв...Новейший философский словарь II
  40. воспитаниевоспитание ср. а Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. б Обучени...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  41. воспитаниедеятельность по формированию личности ребенка направляющая его к взрослому состоянию можно заметить что этот термин уже по своей этимологии предполагает одновременно и ин...Новый философский словарь
  42. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования опр...Нравственное развитие взрослого человека
  43. воспитаниепланомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок принципов ценностных ориентаций социальное целенап...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  44. воспитаниевоспитание воспитание я...Орфографический словарь
  45. воспитаниеu сu Пр.u о воспитании взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Орфографический словарь русского языка
  46. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сис...Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
  47. воспитаниест.слав. воспарить возвысить это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Изначально воспитан...Основы духовной культуры
  48. воспитание.Воспитание систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государствеучастнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному учас...Официальная терминология
  49. воспитаниеПроцесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни к разным ее сторонам к самому себе и целенаправленного преодол...Педагогика общей заботы - понятийный аппарат
  50. воспитаниецеленаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социальнопедагогическим идеалом Б.Б. Айсмонтас....Педагогическая психология
  51. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сист...Педагогический глоссарий
  52. воспитаниекак общественное явление сложный и противоречивый соц.исторический процесс передачи новым поколениям общественноисторического опыта осуществляемый всеми соц. институтами...Педагогический словарь
  53. воспитаниекак пед. явление целенаправленная профессиональная деятельность педагога содействующая максимальному развитию личности ребенка вхождению его в контекст современной культ...Педагогический словарь по темам
  54. воспитаниеотносительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций в которых оно осуществляется. В. как относительно ...Педагогический терминологический словарь
  55. воспитаниецеленаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельности определе...Политическая наука - Словарь-справочник
  56. воспитаниеВоспитание strong целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедея...Политология. Словарь.
  57. воспитаниевоспитание воспитания воспитания воспитаний воспитанию воспитаниям воспитание воспитания воспитанием воспитаниями воспитании воспитаниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  58. воспитаниеОрфографическая запись слова воспитание Ударение в слове воспитание Деление слова на слоги перенос слова воспитание Фонетическая транскрипция слова воспитание [васптанэ]...Полный фонетический разбор слов
  59. воспитаниев широком смысле процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной общественн...Профессиональное образование
  60. воспитаниепсихологический аспект в широком смысле процесс социализации индивида становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и ...Психология развития словарь
  61. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с...Психомоторика словарь-справочник
  62. воспитаниеEducatio. I. Греческое. Как во всех отраслях общественной и частной жизни так и в В. у греков ясно обнаруживается различие отдельных племен. Между тем как в дорическом пл...Реальный словарь классических древностей
  63. воспитаниевиховування сов. виховання. [Панське виховання] вскармливание годування згодування выращивание викохування викохання плекання кохання ховання хов. [Книга про згодування д...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  64. воспитаниеПолучить воспитание.hЗдобути виховання....Російсько-український словник сталих виразів
  65. воспитаниецеленаправленное создание условий материальных духовных организационных для развития человека. Категория В. одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. по...Российская педагогическая энциклопедия
  66. воспитаниепроцесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обве нормативными моделями....Российская социологическая энциклопедия
  67. воспитаниечудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в Казанском соборе. На иконе Богоматерь изображена с Иисусом Христом сидящим на левой Ее руке.Празднуется мар...Русская энциклопедия
  68. воспитаниевоспитание яСинонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русский орфографический словарь
  69. воспитаниеСр мн. нет . trbiy etm edilm . trbiy db....Русско-азербайджанский словарь
  70. воспитаниеср.upbringing rearing breeding nurture education training билингвистическое воспитание детей воспитание воли воспитание детей одним родителем воспитание детей воспитание ...Русско-английский психологический словарь
  71. воспитаниевоспитание с.i. education ребнка тж.i upbringing подготовкаi training физическое воспитание physical training . воспитанностьi breeding good breeding...Русско-английский словарь
  72. воспитаниевоспитание с. . действие bringing up образование education подготовка training воспитание детей bringing up children . воспитанность breeding upbringing....Русско-английский словарь II
  73. воспитаниеeducation...Русско-английский словарь политической терминологии
  74. воспитаниеeducation взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-английский технический словарь
  75. воспитаниеработников attitude development...Русско-английский экономический словарь
  76. воспитаниесущ.education upbringingбрать ребнка на воспитание to take a child into foster care усыновлять удочерять тжem to adopt a childсемья принявшая ребнка на воспитание foste...Русско-английский юридический словарь
  77. воспитаниеN V...Русско-армянский словарь
  78. воспитаниеВыхаванне воспитание детей выхаванне дзяцей взять на воспитание ребнка узяць на выхаванне дзця воспитание воли выхаванне вол выхаванне хорошее воспитание добрае выхав...Русско-белорусский словарь
  79. воспитаниев разн. знач.i выхаванне ср.iвоспитание детей выхаванне дзяцейвзять на воспитание ребнка узяць на выхаванне дзцявоспитание воли выхаванне волi выхаванне ср.iхорошее во...Русско-белорусский словарь II
  80. воспитаниеВъзпитаuние с...Русско-болгарский словарь
  81. воспитаниесамого себя nnevels nevels взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-венгерский словарь
  82. воспитаниевоспитание с хорошее...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  83. воспитаниевоспита Синонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-ивритский словарь
  84. воспитаниеeducazione...Русско-итальянский юридический словарь
  85. воспитание. см. воспитать воспитание детей балаларды трбиелеу трбие физическое воспитание дене шынытыру трбиес. культурные навыки волевое воспитание ерк трбиес нравственное воспита...Русско-казахский словарь
  86. воспитаниетлмтрбие трбие трбиелеу...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  87. воспитаниетрбие...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  88. воспитаниеср. тарбия тарбиялоо тарбия бер тарбия кылуу физическое воспитание дене тарбиясы....Русско-киргизский словарь
  89. воспитаниеjioy подготовкаem piyngкоммунистическое воспитание молоджи воспитание детей воспитание кадров воспитанностьem jioyng xiyngполучить хорошее воспитание взращивание...Русско-китайский словарь
  90. воспитаниеterbiye процесс terbiyelev terbiyelemeпатриотическое воспитание молодежи yalarn vatanperverlik ruhta terbiyelev...Русско-крымскотатарский словарь
  91. воспитаниетербие процесс тербиелев тербиелеме патриотическое воспитание молодежи яшларны ватанперверлик рухта тербиелев...Русско-крымскотатарский словарь II
  92. воспитаниеaudzinana kopana audzinana audzana...Русско-латышский словарь
  93. воспитаниеaukljimas...Русско-литовский словарь
  94. воспитаниетонафтома тряма касфтома...Русско-мокшанский словарь
  95. воспитаниеХмжил...Русско-монгольский словарь
  96. воспитаниес. Erziehung f....Русско-немецкий словарь
  97. воспитаниеBildung...Русско-немецкий экономический словарь
  98. воспитаниеErziehung Zucht...Русско-немецкий юридический словарь
  99. воспитаниеOpvoeding...Русско-нидерландский словарь
  100. воспитаниевоспитаниес молодежи физическое взять ребенка на получить хорошее ....Русско-новогреческий словарь
  101. воспитаниеdannelse opptuktelse opptuktning styrsel взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-норвежский словарь
  102. воспитание...Русско-персидский словарь
  103. воспитаниеwychowanie...Русско-польский словарь
  104. воспитаниесeducao fu formao fu criao f взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-португальский словарь
  105. воспитаниеВоспитаниепроцессem malezi мн.em ulezi ед.em uleaji ед.em tarijisi tengenezo ma воспитание чувства справедливости честности maadilisho мн....Русско-суахили словарь
  106. воспитаниевоспитание тарбия одоб тамиз фаросат маърифат тазиб...Русско-таджикский словарь
  107. воспитаниес .трбиял в. детей балаларны трбиял нравственное в. хлакый трбия .трбия хорошее в. яхшы трбия...Русско-татарский словарь
  108. воспитаниеeitimyetitirme eitim yetitirme alama привитие воспитание детей ocuk eitimiполитическое воспитание масс ynlarn politik eitimi поведениеem terbiyeli olu хорошее воспита...Русско-турецкий словарь
  109. воспитаниеtarbinya...Русско-узбекский словарь Михайлина
  110. воспитаниеn...Русско-финский словарь
  111. воспитаниеedukace vychovn vzdln vchova vcvik kolen...Русско-чешский словарь
  112. воспитаниесущ.сред воспитани с панй пхса устернй трудовое воспитание е хнхтарса стернй дать детям правильное воспитание ачасене терес пхса стер...Русско-чувашский словарь
  113. воспитаниеfostran.strong fostranupfostran.strong uppfostran...Русско-шведский словарь
  114. воспитаниеTukt...Русско-шведский словарь II
  115. воспитание.strong kasvatamine.strong kasvatus...Русско-эстонский словарь
  116. воспитаниедеятельность по формированию личности ребенка направляющая его к взрослому состоянию можно заметить что этот термин уже по своей этимологии предполагает одновременно и ин...Сверхкраткий философский словарь
  117. воспитаниеВОСПИТАНИЕ Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Благодарность Вежливость ...Сводная энциклопедия афоризмов
  118. воспитаниеВоспитание Воспитаниеstrong Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Достоинст...Сводная энциклопедия афоризмов
  119. воспитаниеВопросам В. в совр. смысле слова в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые античное В. исходило из образа взрослого че...Словарь античности
  120. воспитаниекомплекс воздействий на щенка обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания включает в себя правильное кормление...Словарь дрессировщика
  121. воспитаниеточка зрения на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения. . Мы воспользуемся определением Блонского который говорит что ...Словарь Л. С. Выготского
  122. воспитаниеформирование человека как личности осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  123. воспитаниеВоспитание образование обучение уход холя. См. образование давать воспитание...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  124. воспитаниевоз ье я ср.i им. мн.i я.Действ. по гл. воспитатьi .Удобна ли таковая пища к воспитанию толь нfontжнаго состава младенца. Зыб. . К Берингову острову приходят они в Июнf...Словарь русского языка XVIII в
  125. воспитаниевоспитаниеОбразование обучение уход холя.См. образование.давать воспитание....Словарь синонимов II
  126. воспитаниевоспитание Образование обучение уход холя. См. образование. давать воспитание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские с...Словарь синонимов II
  127. воспитаниевоспитание образование обучение тренировка вырабатывание выковывание развитие формирование уход холя муштрование патронат пестование...Словарь синонимов
  128. воспитаниесохранение воспроизводство развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии И. А. Колесникова направленное действие посредством которого индивиду сознатель...Словарь справочник по социальной работе
  129. воспитаниецеленаправленный и организованный процесс формирования личности целенаправленное создание условий для разностороннего развития исаморазвития человека становления его соци...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  130. воспитаниевоспитание Аристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европей...Словарь эпитетов III
  131. воспитаниеАристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европейское жестко...Словарь эпитетов II
  132. воспитаниеВОСПИТАНИЕ. Аристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европе...Словарь эпитетов
  133. воспитаниеh воспитаниеbig сущ.сред.неод.ijj ед.вин. Об том что к Ладовой к графине я попалась На воспитаниеСС . ед.род. ни малейшего колорита воспитания!Студ. . Климат естественны...Словарь языка Грибоедова
  134. воспитаниеодна из основных функций общества связанная с необходимостью передачи новым поколениям социальноисторического опыта без которого невозможно воспроизводство и развитие общ...Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей
  135. воспитаниеобщественное явление передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание одно из сложных философскопедагогических понятий. В широком смысле с...Словарь-справочник по философии
  136. воспитаниеВОСПИТАНИЕ создание условий для развития и саморазвития человека освоения им социального опыта культуры ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность г...Современная энциклопедия
  137. воспитаниепланомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок понятий принципов ценностных ориентиров [ c. ]....Современный образовательный процесс
  138. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельнос...Современный энциклопедический словарь
  139. воспитаниеучастие взрослых в процессах развития взросления и социализации детей. Термин В. указывает на искусственную составляющую в этих процессах на функцию которая в одном случа...Социологическая энциклопедия
  140. воспитаниепроцесс направленного систематического формирования личности согласно принятым в обществе моделям и нормам....Социология права. Словарь специальных терминов
  141. воспитаниецеленаправленный процесс формирования духовнонравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося....Справочник методиста
  142. воспитаниепроцесс взаимодействия людей чаще взрослого и ребенка с целью усвоения им норм социально приемлемого поведения традиций формирования у одного из них качеств личности бла...Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
  143. воспитаниепривычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации в том числе и поведения. Основными методами воспитания являются внешнее воздействие обучение насилие...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  144. воспитаниецеленаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе общении игре практической деятельности....Терминологический словарь. Педагогические технологии
  145. воспитаниепроцесс становления обогащения и совершенствования субъективноличностного и духовного мира человека. В. реализуется посредством творческого овладения всей доступной ему к...Терминологический ювенологический словарь
  146. воспитаниеВОСПИТАНИЕ я cp.cм. воспитать. . Навыки поведения привитыесемьей школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в....Толковый словарь Ожегова
  147. воспитаниеВОСПИТАНИЕ воспитания мн. нет ср. книжн. . Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. перен. Систематическое ...Толковый словарь русского языка II
  148. воспитаниевоспитание воспитание я ср. см. воспитать. Навыки поведения привитые семьй школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в....Толковый словарь русского языка II
  149. воспитаниеВОСПИТАНИЕ я ср . см. воспитать. . Навыки поведения привитые семьй школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее воспитание...Толковый словарь русского языка
  150. воспитаниеУдарение в слове воспитаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове воспитание...Ударение и правописание
  151. воспитаниеRzeczownik воспитание n wychowanie n wychowanie odczas. n Rolniczy Biologiczny wyhodowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  152. воспитаниеВОСПИТАНИЕ воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника т.е. на незрело...Философская энциклопедия
  153. воспитаниевоздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника т.е. на незрелого человека...Философский энциклопедический словарь II
  154. воспитаниевоспитание воспитания воспитания воспитаний воспитанию воспитаниям воспитание воспитания воспитанием воспитаниями воспитании воспитаниях Источник Полная акцентуированная ...Формы слова
  155. воспитаниеПостав Пост Посев Пос Понт Пони Понести Понева Поистине Повет Повести Повеса Питон Питие Питание Пистон Писание Пион Пинта Пино Пинаев Пиит Пие Пиво Пиано Пианист Пиан Пе...Электронный словарь анаграмм русского языка
  156. воспитаниеВоспитание В латинском educatio и немецком Erziehung словах обозначающих это понятие мы находим корень общий с глаголами вести тянутьi ducere ziehen в русском слове коре...Энциклопедический словарь
  157. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельно...Энциклопедический словарь естествознания
  158. воспитаниеВ латинском educatio и немецком Erziehung словах обозначающих это понятие мы находим корень общий с глаголами вести тянутьem ducere ziehen в русском слове корень общий с ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  159. воспитаниеХинух В. сыновей и обучение их Торе было принято у евреев в очень древнюю эпоху и издавна служило важнейшим фактором определяющим жизнь народа. Дом Учения во все времена ...Энциклопедия иудаизма
  160. воспитаниеангл. education нем. Erziehung. Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Antinazi....Энциклопедия социологии
  161. воспитаниецеленаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в общест...Энциклопедия трезвого образа жизни