Философская энциклопедия

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ
воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см.Гармония),а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Рука об руку с воспитанием идет образование. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратойавторитетау воспитанника.Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. Man). Возможно и воспитание дурного. Систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см.Педагогика).

Философский энциклопедический словарь.2010.

ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ — целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.
В историческом процессе предметного и социального обособления деятельностей слово “воспитание” приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В профессионально-педагогическом смысле воспитание—это деятельность специально подготовленных взрослых (воспитателей), по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей. Этот смысл слова “воспитание” возник и закрепился не сразу, претерпевая различные толкования при далеко не однозначном их обосновании. Следует заметить, начальное формирование и развитие культурных потребностей и способностей детей всегда — в разные времена и у разных народов—целенаправленно контролировалось либо той или иной малой группой общности (группой женщин, напр.), либо кем-то из традиционно выделяемых его членов (у некоторых скотоводческих племен—даже особо доверенным рабом).
Собственно педагогический смысл (теперь уже) термина “воспитание” оформился и закрепился лишь внутри обособившейся и социально структурировавшейся педагогической деятельности—деятельности особо подготовленных к ней профессионалов. При этом его ориентация на целевое образование частных видов деятельности, обслуживающих групповые потребности и интересы, приводила, как правило, к радикальным преобразованиям этого смысла. Описание, классификация и рассудочно-эмпирическое обоснование профессиональных особенностей отдельных форм и методов воспитания выхолащивали изначальный смысл слова как всеобщей особенности человеческого типа жизни. Ведь только в продуктивном, произвольном и целесообразном предметно-содержательном взаимодействии разных поколений воспроизводится, хранится и омолаживается культура народа, вне которой индивиды не могут существовать даже физически. Формально общее в представлениях о разных осуществлениях воспитания не может образовать понятия об его основании и социокультурном генезисе. В вербальном (словарном) определении абстрактно-общего смысла воспитания на поверхность сознания всплывает лишь профессионально заданное отношение воспитателя к воспитуемым. В нем единая суть формирующегося понятия о воспитании оказалась как бы заранее расщепленной, скрытой за многообразием ее частных смыслов, ее приложений к отдельным образовательным и иным социальным практикам: семейное воспитание, воспитание как органичная часть общего образования, воспитание детей в дошкольных учреждениях, эстетическое и нравственное, патриотическое, религиозное воспитание и т. п. При этом деятельность воспитателя определяется обычно как особый вид работы: воспитательная работа с... (напр., с детьми и подростками в летних лагерях, с живущими в общежитиях, с правонарушителями в местах их заключения и т. п.). К сожалению, во многих педагогических текстах тем и исчерпывается смысл этого педагогического термина. Восстановить всеобщность понятия “воспитание” можно лишь через теоретическую реконструкцию истории разных форм и способов продуктивного общения поколений. Тогда содержанием этого понятия будет единство всех способов, форм и средств взаимодействия (и их модификаций) разных возрастных когорт и поколений, которое обеспечивает воспроизводство культуры и самой жизни любой исторической общности людей. Так, напр., в античности обучение молодых свободных граждан делам гражданским, хозяйственным, правовым и культовым, военным и т. п. осуществлялось включением их в живое предметно-содержательное общение разных поколений, хотя цели и соответствующие им формы, способы и средства такого включения осознанно определялись как развитие способностей молодых людей к продуктивному диалогу, к мусическим искусствам: риторике, музыке, стихосложению, ваянию и т. п. Тем самым осуществлялось воспитание. Общей мировоззренческой и первой теоретической основой античного воспитания было полагание человека как микрокосма—органичной части (и меры) целостности Космоса, гармонично согласующего в себе все противоречия составляющих его стихий. Поэтому воспитание было не чем иным, как восстановлением и гармонизацией единства тела и души, страстей и мудрого созерцания, общего блага и частного расчета. Несвободные от рождения—молодые неграждане античных сообществ, дети рабов или “варваров”, служивших греческому античному полису и империи Рима, разделяли участь, а вместе с ней и образ жизни родителей и др. им подобных взрослых. Но и их спонтанно осуществлявшееся воспитание представляло собой продуктивное взаимодействие разных возрастных когорт и поколений, воспроизводившее субкультуру данного общественного слоя, а вместе с формами элитарного воспитания детей свободных граждан — и динамичную культуру античного общества в целом, его осознаваемое бытие, его общественную мифологию.
Дальнейшее развитие и закрепление в социальных формах общественного и профессионального разделения труда в Средние века еще более резко разделило формы, способы и средства воспитания в отдельных слоях разных общностей людей. Земледельческие общины, а затем и общность подневольных крестьян на земле феодала, знали только один вид и способ воспитания—включение ребенка с самого рождения в традицию и ритуал семейной жизни, в кругооборот воспроизводства крестьянского хозяйства, в формы и предметные средства осознания мифов социальной иерархии, а через нее—и мира в целом. Дети и подростки в замках феодала также воспитывались приобщением к традициям и ритуалам рыцарства, к практическим осуществлениям его традиционных мифов — идеалов веры, чести и безоглядной жестокости ко всем иноверцам, ко всем, кто посягает на основу их чести, т. е. на право владения землей и людьми. Но в сословии служителей церкви приобщение молодых к таинствам служения содержало в себе, как в зародыше, будущее разделение обучения и воспитания, а также сохранение главного достоинства античной культуры — приоритета в общем процессе воспитания теоретической формы осознания мира над предметно-практическим. С одной стороны, в церковном образовании впервые сложилась стойкая система передачи знаний в форме продукта тем, кто такими знаниями еще не обладает (впервые дети стали получать множество готовых ответов на множество вопросов, у них самих не возникавших). Воспитание приобрело форму обучения (учения), рассчитанную скорее на память, чем на сообразительность и самостоятельность мышления. Требования к учащимся — субъектам подневольного учебного труда, осознававшиеся как требования дисциплины, поддерживаемой целой системой наказаний за ослушание, невнимательность, плохую память и т. д.,— образовали единый и особый комплекс мер воспитания как такового. С другой стороны, и обучение, и воспитание были подчинены целям, способам и средствам овладения всеобщими постулатами богословия, объясняющими мир божественного творения. Священное писание, труды отцов церкви, их логика и риторика, их содержательная диалектика не в меньшей степени, чем наука для наших современников, были поистине всеобщей формой осознания целостности и единства Бытия. Здесь воспитание оказалось полностью подчиненным аффективно-смысловому, иитенционально-логическому воспроизводству духовной и духовно-практической культуры, хотя и в предметных рамках веры и богословия. В эпоху Ренессанса был сохранен и обогащен приоритет духовной целостности мышления при обосновании целей и задач воспитания. Причем опять-таки во всеобщей форме — в форме теории аффективных смыслов Бытия и их воплощений в шедеврах живописи, скульптуры и словесного творчества. В начале Нового времени полагаемые цели, средства и задачи воспитания были осознаны философски и рефлексивно теоретически — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, чуть позже Дж. Лоте, в культуре Просвещения—французские энциклопедисты {Д. Дидро, К. А. Гельвеций, а непосредственно и как особую проблему—Ж-Ж Руссо), позже в Германии — А. Дистервег. Однако ориентация философской рефлексии (берущей начало с Нового времени) на эмпирико-рациоиалистическую логику бурно развивающегося естествознания и в самой философии воспроизвела роковое противопоставление аффективности образного, чувственного мышления эвристичным приемам рационального расчета как единственно возможной логики объектного знания. Это не могло не углубить и различение целей и задач обучения и воспитания. Заложенная еще в Средние века университетская традиция обучения знаемому сводила деятельность обучения к передаче учащимся неоспоримых сведений об инвариантах механики естественных процессов, господствующих в неживой природе. И в то же время целью и задачей воспитания как особой деятельности стали формирование и развитие духовно-практических сил души — нравственного и эстетического чувства, питающего все формы искусства, интуитивные прозрения самой сути духовности человеческого бытия. Последнее наиболее явно проявилось в культуре романтизма. Отголоски мифа Нового времени о чуть ли не исходном разведении по разным полюсам души ее рационального и эмоционального самоопределения не случайно дошли и до наших дней. Напр., они отчетливо видны в обосновании их различия асимметрией больших полушарий головного мозга, в обосновании различий индивидуальных способностей запрограммированной наследственностью: у одних—к эмоционально-образной форме постижения бытия, у других—к чисто рациональной.
То же различение лежит и в основе также сохранившегося до наших дней другого мифа Нового времени—о противоречии двух сил, предопределяющих развитие человеческих культурных потребностей и соответствующих им способностей: наследственности и воспитания. Натуралистская гносеологическая робинзонада—обсуждение всех жизненных способностей человека, исходя из модели изолированного индивида homo sapiens, и механический детерминизм как основа логики того же натурализма постоянно, хотя и в разных формах, возрождали идею т, н. двойной детерминации человека: его индивидуальность дана ему от природы (в наши дни—определена генетически), но в этих пределах он испытывает и влияние внешней среды.
Этот типичный пример постоянно воспроизводимой и сегодня рассудочной антиномии, где тезис содержательно несет в себе антитезис, а тот в свою очередь включает тезис, наиболее наглядно представлен знаменитым спором Дидро с Геяьвецием о роли воспитания в формировании человеческих способностей и индивидуальности человека. По мнению Дидро, за все, что представляет собой индивид, отвечает природа, воспитание в лучшем случае лишь шлифует и совершенствует природные дары. Гельвеций отстаивал противоположную мысль: природа создает всех равными; разное развитие способностей у каждого, тем самым его индивидуализация происходит в ходе воспитания, а следовательно, в значительной мере является делом случая. В процессе спора Дидро признал правоту своего оппонента в той же степени, в какой тот признал его правоту. И в том, и в другом случае сам человек оказывается марионеткой, а его жизнь — игрой, в которую играют наследственность, обстоятельства и другие люди. Сегодня этот спор продолжается на основе той же антиномии с использованием каждой стороной буквально тех же односторонних аргументов, лишь “усиленных” современными средствами. Среди таковых и “близнецовый метод” психофизических исследований относительно степени влияния наследственности, среды и воспитания, и апелляция к “деятельностному подходу” в рамках историко-культурного понимания человеческой сущности, т. н. социализация ребенка и др. Но он остается спором двух глухих: в самой его основе—логика внешней причиносообразности бытия, логика механического детерминизма, допускающего любые формы самодостаточных каузальных связей. Тогда как человек живет, сам строя свою жизнь по закону целесообразности, всегда вызревающей внутренне и действующей изнутри.
Поэтому возможность снятия условий и содержания антиномичности суждений о наследственности, “среде” и воспитании находится в ином подходе к природе человека: мотивация целесообразного и произвольного поведения человека предопределена не чем иным, как внутренней необходимостью постоянного обращения к субъективности других людей (и к своей собственной) за их (и своим собственным) сомыслием, сочувствием и содействием. Человек—“система” не механическая, а органическая, сама в себе достраивающая свои органы, недостающие ей до полноты целостности. Поэтому и воспитание — это прежде всего самовоспитание: процесс саморазвития индивидов и их малых групп в едином пространстве общего смыслочувствования. В пространстве настолько же внешнем для каждого индивида homo sapiens (интерсубъективном), насколько и всегда внутреннем (интрасубьективном).
Поэтому воспитание есть не что иное, как реализуемая в общении возрастных когорт и поколений целенаправленная активность тех субъектов, осознанное бытие которых формирует данное пространство. Направленная на детей, на взрослых и их малые общности, она—одно из необходимых условий пробуждения и развития культурных потребностей и соответствующих им творческих способностей, необходимых для самоформирования и саморазвития их индивидуальности.
Ф. Г. Михайлов
В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.
В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого. В этой парадигме воспитания объект воспитательного воздействия—личность—унифицируется, обедняется, усредняется, обезличивается. Личность подгоняется под готовые клише, образцы, модели, стандарты. В словаре такого понимания воспитания поведение характеризуется через позиции типа: нормальное— девиантное, адаптированное— неадаптированное, лояльное — нелояльное, приличноенеприличное, конфликтное—неконфликтное. Независимо от того, в каком конкретном социальном пространстве—семье, церкви, школьной среде, государстве и т. д.— данная модель воспитания осуществляется, ее главным недостатком является забвение интересов личности, что приводит к конфликтам, отчуждению, замкнутости, бунту, возникновению несчастного сознания. Методы такого воспитания—наказание (вплоть до физического), бойкот, остракизм, отлучение, дрессура и т. д. Результатом является человек, представляющий собой роботизированного индивида, конформиста, ориентированного на социальное одобрение, престиж, рабски копирующий принятые в обществе нормы и правила поведения и этикета.
Переход от авторитарно-репрессивного к гуманистическому видению воспитания означает, что главным звеном воспитательного процесса становится сам воспитуемый, что необходим учет индивидуально-личностных способностей и задатков, неповторимых особенностей личности, что задача процесса воспитания—развить все лучшее, что заложено в индивиде от природы, обеспечить его расцвет, всестороннее и гармоничное развитие. Гуманистическая модель воспитания ориентирована в первую очередь на изучение и обогащение внутреннего мира воспитанника, учитывает его индивидуальные особенности и опирается на его самостоятельные духовные усилия. Мир детства, возрастной период юности и молодости приобретают при этом высокий ценностный статус как лучшее время в жизни человека. Если в первой модели воспитания ребенок обесценивается как неполноценный взрослый, то в гуманистической модели воспитания детство ценится как сокровищница особых положительных качеств—чистоты, наивности, светлой любви, привязанности (евангельский призыв “будьте как дети”). Мир детства становится предметом заботы государства и общества, возникает индустрия игрушек, детской моды, развлечений, искусства. В семье соответственно интересы смещаются с хозяйственно-экономических на воспитательные цели.
Авторитарный подход как внешнее принуждение и гуманистический подход как свободное развертывание внутренних возможностей индивида могут быть синтезированы в единой концепции стадиального развития личности. Вопрос о стадиях (ступенях, уровнях) духовно-нравствен
ного развития ребенка наряду с содержательным анализом нравственных целей воспитания занимает центральное место в современных этико-педагогических и этико-психологических теориях. Воспитание проходит через ряд качественных стадий; оно начинается с внешнего воздействия на ребенка и ориентировано на формирование автономной личности, способной к кооперации и сотрудничеству с другими. Одним из методов воспитания автономной личности считается развитие морального мышления (с детских лет до поздней юности) путем использования историй о моральных противоречиях—дилеммах, в процессе решения которых пробуждается естественная способность ребенка к постижению добра и зла. Зрелый интеллект автономной личности, что одновременно является и признаком такой зрелости, необходимо сопровождается высшим уровнем морального развития — антиэгоистической ориентацией на взаимопомощь, сотрудничество и справедливость.
Л. В. Коновалова
Лит.: Августин Блаженный. Исповедь.— В кн.: Августин Блаженный. Исповедь. Абеляр. История моих бедствий. М., 1992; Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1913; Дидро Д. Письма.—Соч. в Ют., т. 9. M.—Л., 1935—47; Дистерверг Ф. А. В. Руководство для немецких учителей. М„ 1913; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921; Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968; Кант И. Критика чистого разума.—Соч. в 8т., т. 3. М., 1994; Коновалова Л. В., Крутма О. П., Шварцман К. А. Философия и этика воспитания. М., 1993; ДоккДж. Мысли о воспитании. М., 1913; Он же. Педагогические соч. М., 1939; Макаренко А. С. Книга для родителей. Лекции о воспитании.—Соч., т. 1—7. М., 1950; К. Маркс, Ф. Энгельс. О воспитании и образовании, в 2 т. М., 1978; Платон. Государство. Пир и др.—Соч. в 3 т. М., 1968—72; Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1896; Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975; Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1974; Он же. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
взращивание, каллипедия, коэдукация, муштрование, патронат, педейя, пестование, развитие, самовоспитание, физвоспитание, холя


  1. воспитаниеформированиеstrong социальный характер личностиstrong воспитание социальное формирование личностисознательное целенаправленное формирование характера и мировоззрения л...Идеографический словарь русского языка
  2. воспитаниеВОСПИТАНИЕ Слово воспитаниеem представляет собою отглагольное имя существительное к воспитатьem. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. ...История слов
  3. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования ...Словарь практического психолога
  4. воспитаниев широком смысле сова деятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта. В узком смысле планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и ...Cловарь музейно-педагогических терминов
  5. воспитаниеЦеленаправленный процесс воздействия на человека способствующий его формированию как личности формированию у него комплекса или отдельных видов культуры физической духовн...Адаптивная физическая культура
  6. воспитаниепсихологический аспект в широком смысле процесс социализации индивида становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и ...Большая психологическая энциклопедия
  7. воспитаниеВОСПИТАНИЕ процесс целенаправленною систематического формирования личности в целях подготовки е к активному участию в общественной производственной и культурной жизни. В ...Большая советская энциклопедия
  8. воспитаниепроцесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки е к активному участию в общественной производственной и культурной жизни. В этом смысл...Большая Советская энциклопедия II
  9. воспитаниесистема формирования физических интеллектуальных эмоциональных и нравственных качеств у нового поколения. Наиболее значительную роль в стабильном обществе играют в этом с...Большая энциклопедия по психиатрии
  10. воспитаниес. educazione f formazione f хорошее воспитание buona educazione воспитание воли il forgiare la volonta Итальянорусский словарь. Синонимы взращивание каллипедия коэдука...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. воспитаниес Erziehung f отдавать ребенка на воспитание ein Kind in die Pflege geben непр.трудовое воспитание Erziehung zur Arbeit воспитанностьem Wohlerzogenheit f он получил хор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. воспитаниевоспитаниеErziehungСинонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. воспитаниевоспитание с . Erziehung f отдавать ребнка на воспитание ein Kind in die Pflege geben трудовое воспитание Erziehung zur Arbeit . воспитанность Wohlerzogenheit f он получи...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. воспитаниеbreeding education nurture...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  15. воспитаниес.educacin fem crianza fшее воспитаuние buena educacin crianzaние воuли educacin de la voluntadческое воспитаuние educacin fsica...Большой русско-испанский словарь
  16. воспитаниеn в соч. гигиеническое воспитаниеполовое воспитаниефизическое воспитание...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  17. воспитаниесущ. ср. родаот глаголаem воспитыватьвиховання получить отличное воспитание одержати вдмнне виховання воспитание чувств виховання почуттв...Большой русско-украинский словарь
  18. воспитаниес. ducation f formation f ср. воспитать воспитание детей ducation des enfants см. воспитанность хорошее воспитание bonne ducation...Большой русско-французский словарь
  19. воспитаниеВоспитание чувств.strong Книжн. Высок.em О воздействии влиянии окружающей среды на эмоции чувства молодежи. emgt По названию романа Г. Флобера. БМС .em Синонимы взращива...Большой словарь русских поговорок
  20. воспитаниеангл. education нем. Erziehung. Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями....Большой толковый социологический словарь II
  21. воспитаниес. ducation f formation f ср.em воспитать воспитание детей ducation des enfants см. воспитанность хорошее воспитание bonne ducation взращивание каллипедия коэдукация му...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  22. воспитаниецеленаправленное развитие человека включающее освоениекультуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование атакже организацию жизнедеятельности определенн...Большой энциклопедический словарь II
  23. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельнос...Большой энциклопедический словарь III
  24. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельно...Большой Энциклопедический словарь V
  25. воспитаниеeducation от вспитать вскормить вспоить процесс привития развития навыков и качеств необходимых воспитателю. Заинтересованность в воздействии на этот процесс и стремлени...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  26. воспитаниев широком смысле целенаправленный процесс формирования интеллекта физических и духовных сил личности подготовки ее к жизни активной трудовой деятельности процесс целенап...Военная педагогика
  27. воспитаниесистематическое и целенаправленное влияние на духовное интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности направляющая его к з...Евразийская мудрость от А до Я
  28. воспитаниесоздание условий для развития и саморазвития человека освоения им социального опыта культуры ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность группы и кол...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  29. воспитаниецеленаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения мировоззрения характера и умственных способностей. В. р...Коррекционная педагогика и специальная психология
  30. воспитаниецеленаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения мировоззрения характера и умственных способностей. В. р...Коррекционная педагогика и специальная психология
  31. воспитаниепроцесс формирования человека как личности....Краткий словарь по социологии
  32. воспитаниепроцесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях формирования определенных гражданских и нравственных качеств э...Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  33. воспитаниеВоспитание educatio cultus disciplina eruditio nutrimentum...Латинский словарь
  34. воспитаниецеленаправленное создание условий материальных духовных организационных для развития человека. Категория воспитания одна из основных в педагогике. Исторически сложились ...Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  35. воспитаниекорень ВОСПИТ суффикс А суффикс НИ окончание Е Основа слова ВОСПИТАНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВОСПИТ А НИ Е Слово Воспитание содержит...Морфемный разбор слова по составу
  36. воспитаниеНачальная форма Воспитание винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  37. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сист...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  38. воспитаниепервоначально это слово означало вытягивать а в более расширительном толковании выращивать и связывалось прежде всего с процессом питания. Термин В. также имел оттенок ук...Новая философская энциклопедия
  39. воспитаниеВОСПИТАНИЕ сложное философскопедагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. процесс и результат развития личности. При этом оно может п...Новейший философский словарь
  40. воспитаниесложное философскопедагогическое понятие. Существует ряд его пониманий. В широком смысле слова В. процесс и результат развития личности. При этом оно может пониматься дв...Новейший философский словарь II
  41. воспитаниевоспитание ср. а Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. б Обучени...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  42. воспитаниедеятельность по формированию личности ребенка направляющая его к взрослому состоянию можно заметить что этот термин уже по своей этимологии предполагает одновременно и ин...Новый философский словарь
  43. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования опр...Нравственное развитие взрослого человека
  44. воспитаниепланомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок принципов ценностных ориентаций социальное целенап...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  45. воспитаниевоспитание воспитание я...Орфографический словарь
  46. воспитаниеu сu Пр.u о воспитании взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Орфографический словарь русского языка
  47. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сис...Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
  48. воспитаниест.слав. воспарить возвысить это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Изначально воспитан...Основы духовной культуры
  49. воспитание.Воспитание систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государствеучастнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному учас...Официальная терминология
  50. воспитаниеПроцесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни к разным ее сторонам к самому себе и целенаправленного преодол...Педагогика общей заботы - понятийный аппарат
  51. воспитаниецеленаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социальнопедагогическим идеалом Б.Б. Айсмонтас....Педагогическая психология
  52. воспитаниепроцесс целенаправленного влияния целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом сист...Педагогический глоссарий
  53. воспитаниекак общественное явление сложный и противоречивый соц.исторический процесс передачи новым поколениям общественноисторического опыта осуществляемый всеми соц. институтами...Педагогический словарь
  54. воспитаниекак пед. явление целенаправленная профессиональная деятельность педагога содействующая максимальному развитию личности ребенка вхождению его в контекст современной культ...Педагогический словарь по темам
  55. воспитаниеотносительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций в которых оно осуществляется. В. как относительно ...Педагогический терминологический словарь
  56. воспитаниецеленаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельности определе...Политическая наука - Словарь-справочник
  57. воспитаниеВоспитание strong целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедея...Политология. Словарь.
  58. воспитаниевоспитание воспитания воспитания воспитаний воспитанию воспитаниям воспитание воспитания воспитанием воспитаниями воспитании воспитаниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  59. воспитаниеОрфографическая запись слова воспитание Ударение в слове воспитание Деление слова на слоги перенос слова воспитание Фонетическая транскрипция слова воспитание [васптанэ]...Полный фонетический разбор слов
  60. воспитаниев широком смысле процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной общественн...Профессиональное образование
  61. воспитаниепсихологический аспект в широком смысле процесс социализации индивида становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и ...Психология развития словарь
  62. воспитаниедеятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с...Психомоторика словарь-справочник
  63. воспитаниеEducatio. I. Греческое. Как во всех отраслях общественной и частной жизни так и в В. у греков ясно обнаруживается различие отдельных племен. Между тем как в дорическом пл...Реальный словарь классических древностей
  64. воспитаниевиховування сов. виховання. [Панське виховання] вскармливание годування згодування выращивание викохування викохання плекання кохання ховання хов. [Книга про згодування д...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  65. воспитаниеПолучить воспитание.hЗдобути виховання....Російсько-український словник сталих виразів
  66. воспитаниецеленаправленное создание условий материальных духовных организационных для развития человека. Категория В. одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. по...Российская педагогическая энциклопедия
  67. воспитаниепроцесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обве нормативными моделями....Российская социологическая энциклопедия
  68. воспитаниечудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в Казанском соборе. На иконе Богоматерь изображена с Иисусом Христом сидящим на левой Ее руке.Празднуется мар...Русская энциклопедия
  69. воспитаниевоспитание яСинонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русский орфографический словарь
  70. воспитаниеСр мн. нет . trbiy etm edilm . trbiy db....Русско-азербайджанский словарь
  71. воспитаниеср.upbringing rearing breeding nurture education training билингвистическое воспитание детей воспитание воли воспитание детей одним родителем воспитание детей воспитание ...Русско-английский психологический словарь
  72. воспитаниевоспитание с.i. education ребнка тж.i upbringing подготовкаi training физическое воспитание physical training . воспитанностьi breeding good breeding...Русско-английский словарь
  73. воспитаниевоспитание с. . действие bringing up образование education подготовка training воспитание детей bringing up children . воспитанность breeding upbringing....Русско-английский словарь II
  74. воспитаниеeducation...Русско-английский словарь политической терминологии
  75. воспитаниеeducation взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-английский технический словарь
  76. воспитаниеработников attitude development...Русско-английский экономический словарь
  77. воспитаниесущ.education upbringingбрать ребнка на воспитание to take a child into foster care усыновлять удочерять тжem to adopt a childсемья принявшая ребнка на воспитание foste...Русско-английский юридический словарь
  78. воспитаниеN V...Русско-армянский словарь
  79. воспитаниеВыхаванне воспитание детей выхаванне дзяцей взять на воспитание ребнка узяць на выхаванне дзця воспитание воли выхаванне вол выхаванне хорошее воспитание добрае выхав...Русско-белорусский словарь
  80. воспитаниев разн. знач.i выхаванне ср.iвоспитание детей выхаванне дзяцейвзять на воспитание ребнка узяць на выхаванне дзцявоспитание воли выхаванне волi выхаванне ср.iхорошее во...Русско-белорусский словарь II
  81. воспитаниеВъзпитаuние с...Русско-болгарский словарь
  82. воспитаниесамого себя nnevels nevels взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-венгерский словарь
  83. воспитаниевоспитание с хорошее...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  84. воспитаниевоспита Синонимы взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-ивритский словарь
  85. воспитаниеeducazione...Русско-итальянский юридический словарь
  86. воспитание. см. воспитать воспитание детей балаларды трбиелеу трбие физическое воспитание дене шынытыру трбиес. культурные навыки волевое воспитание ерк трбиес нравственное воспита...Русско-казахский словарь
  87. воспитаниетлмтрбие трбие трбиелеу...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  88. воспитаниетрбие...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  89. воспитаниеср. тарбия тарбиялоо тарбия бер тарбия кылуу физическое воспитание дене тарбиясы....Русско-киргизский словарь
  90. воспитаниеjioy подготовкаem piyngкоммунистическое воспитание молоджи воспитание детей воспитание кадров воспитанностьem jioyng xiyngполучить хорошее воспитание взращивание...Русско-китайский словарь
  91. воспитаниеterbiye процесс terbiyelev terbiyelemeпатриотическое воспитание молодежи yalarn vatanperverlik ruhta terbiyelev...Русско-крымскотатарский словарь
  92. воспитаниетербие процесс тербиелев тербиелеме патриотическое воспитание молодежи яшларны ватанперверлик рухта тербиелев...Русско-крымскотатарский словарь II
  93. воспитаниеaudzinana kopana audzinana audzana...Русско-латышский словарь
  94. воспитаниеaukljimas...Русско-литовский словарь
  95. воспитаниетонафтома тряма касфтома...Русско-мокшанский словарь
  96. воспитаниеХмжил...Русско-монгольский словарь
  97. воспитаниес. Erziehung f....Русско-немецкий словарь
  98. воспитаниеBildung...Русско-немецкий экономический словарь
  99. воспитаниеErziehung Zucht...Русско-немецкий юридический словарь
  100. воспитаниеOpvoeding...Русско-нидерландский словарь
  101. воспитаниевоспитаниес молодежи физическое взять ребенка на получить хорошее ....Русско-новогреческий словарь
  102. воспитаниеdannelse opptuktelse opptuktning styrsel взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-норвежский словарь
  103. воспитание...Русско-персидский словарь
  104. воспитаниеwychowanie...Русско-польский словарь
  105. воспитаниесeducao fu formao fu criao f взращивание каллипедия коэдукация муштрование патронат педейя пестование развитие самовоспитание физвоспитание холя...Русско-португальский словарь
  106. воспитаниеВоспитаниепроцессem malezi мн.em ulezi ед.em uleaji ед.em tarijisi tengenezo ma воспитание чувства справедливости честности maadilisho мн....Русско-суахили словарь
  107. воспитаниевоспитание тарбия одоб тамиз фаросат маърифат тазиб...Русско-таджикский словарь
  108. воспитаниес .трбиял в. детей балаларны трбиял нравственное в. хлакый трбия .трбия хорошее в. яхшы трбия...Русско-татарский словарь
  109. воспитаниеeitimyetitirme eitim yetitirme alama привитие воспитание детей ocuk eitimiполитическое воспитание масс ynlarn politik eitimi поведениеem terbiyeli olu хорошее воспита...Русско-турецкий словарь
  110. воспитаниеtarbinya...Русско-узбекский словарь Михайлина
  111. воспитаниеn...Русско-финский словарь
  112. воспитаниеedukace vychovn vzdln vchova vcvik kolen...Русско-чешский словарь
  113. воспитаниесущ.сред воспитани с панй пхса устернй трудовое воспитание е хнхтарса стернй дать детям правильное воспитание ачасене терес пхса стер...Русско-чувашский словарь
  114. воспитаниеfostran.strong fostranupfostran.strong uppfostran...Русско-шведский словарь
  115. воспитаниеTukt...Русско-шведский словарь II
  116. воспитание.strong kasvatamine.strong kasvatus...Русско-эстонский словарь
  117. воспитаниедеятельность по формированию личности ребенка направляющая его к взрослому состоянию можно заметить что этот термин уже по своей этимологии предполагает одновременно и ин...Сверхкраткий философский словарь
  118. воспитаниеВОСПИТАНИЕ Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Благодарность Вежливость ...Сводная энциклопедия афоризмов
  119. воспитаниеВоспитание Воспитаниеstrong Величие Гений Здравый смысл Идеал Манеры Мнение Мораль Помощь Поступок Привычка Репутация Совет Тайна Талант Характер Достоинст...Сводная энциклопедия афоризмов
  120. воспитаниеВопросам В. в совр. смысле слова в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые античное В. исходило из образа взрослого че...Словарь античности
  121. воспитаниекомплекс воздействий на щенка обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания включает в себя правильное кормление...Словарь дрессировщика
  122. воспитаниеточка зрения на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения. . Мы воспользуемся определением Блонского который говорит что ...Словарь Л. С. Выготского
  123. воспитаниеформирование человека как личности осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  124. воспитаниеВоспитание образование обучение уход холя. См. образование давать воспитание...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  125. воспитаниевоз ье я ср.i им. мн.i я.Действ. по гл. воспитатьi .Удобна ли таковая пища к воспитанию толь нfontжнаго состава младенца. Зыб. . К Берингову острову приходят они в Июнf...Словарь русского языка XVIII в
  126. воспитаниевоспитаниеОбразование обучение уход холя.См. образование.давать воспитание....Словарь синонимов II
  127. воспитаниевоспитание Образование обучение уход холя. См. образование. давать воспитание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские с...Словарь синонимов II
  128. воспитаниевоспитание образование обучение тренировка вырабатывание выковывание развитие формирование уход холя муштрование патронат пестование...Словарь синонимов
  129. воспитаниесохранение воспроизводство развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии И. А. Колесникова направленное действие посредством которого индивиду сознатель...Словарь справочник по социальной работе
  130. воспитаниецеленаправленный и организованный процесс формирования личности целенаправленное создание условий для разностороннего развития исаморазвития человека становления его соци...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  131. воспитаниевоспитание Аристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европей...Словарь эпитетов III
  132. воспитаниеАристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европейское жестко...Словарь эпитетов II
  133. воспитаниеВОСПИТАНИЕ. Аристократическое благородное благочестивое устар. бережное всестороннее гармоническое устар. гармоничное демократическое доброе устар. дурное духовное европе...Словарь эпитетов
  134. воспитаниеh воспитаниеbig сущ.сред.неод.ijj ед.вин. Об том что к Ладовой к графине я попалась На воспитаниеСС . ед.род. ни малейшего колорита воспитания!Студ. . Климат естественны...Словарь языка Грибоедова
  135. воспитаниеодна из основных функций общества связанная с необходимостью передачи новым поколениям социальноисторического опыта без которого невозможно воспроизводство и развитие общ...Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей
  136. воспитаниеобщественное явление передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание одно из сложных философскопедагогических понятий. В широком смысле с...Словарь-справочник по философии
  137. воспитаниеВОСПИТАНИЕ создание условий для развития и саморазвития человека освоения им социального опыта культуры ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность г...Современная энциклопедия
  138. воспитаниепланомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок понятий принципов ценностных ориентиров [ c. ]....Современный образовательный процесс
  139. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельнос...Современный энциклопедический словарь
  140. воспитаниеучастие взрослых в процессах развития взросления и социализации детей. Термин В. указывает на искусственную составляющую в этих процессах на функцию которая в одном случа...Социологическая энциклопедия
  141. воспитаниепроцесс направленного систематического формирования личности согласно принятым в обществе моделям и нормам....Социология права. Словарь специальных терминов
  142. воспитаниецеленаправленный процесс формирования духовнонравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося....Справочник методиста
  143. воспитаниепроцесс взаимодействия людей чаще взрослого и ребенка с целью усвоения им норм социально приемлемого поведения традиций формирования у одного из них качеств личности бла...Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
  144. воспитаниепривычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации в том числе и поведения. Основными методами воспитания являются внешнее воздействие обучение насилие...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  145. воспитаниецеленаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе общении игре практической деятельности....Терминологический словарь. Педагогические технологии
  146. воспитаниепроцесс становления обогащения и совершенствования субъективноличностного и духовного мира человека. В. реализуется посредством творческого овладения всей доступной ему к...Терминологический ювенологический словарь
  147. воспитаниеВОСПИТАНИЕ я cp.cм. воспитать. . Навыки поведения привитыесемьей школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в....Толковый словарь Ожегова
  148. воспитаниеВОСПИТАНИЕ воспитания мн. нет ср. книжн. . Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. перен. Систематическое ...Толковый словарь русского языка II
  149. воспитаниевоспитание воспитание я ср. см. воспитать. Навыки поведения привитые семьй школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в....Толковый словарь русского языка II
  150. воспитаниеВОСПИТАНИЕ я ср . см. воспитать. . Навыки поведения привитые семьй школой средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее воспитание...Толковый словарь русского языка
  151. воспитаниеУдарение в слове воспитаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове воспитание...Ударение и правописание
  152. воспитаниеRzeczownik воспитание n wychowanie n wychowanie odczas. n Rolniczy Biologiczny wyhodowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  153. воспитаниевоздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника т.е. на незрелого человека...Философский энциклопедический словарь II
  154. воспитаниевоспитание воспитания воспитания воспитаний воспитанию воспитаниям воспитание воспитания воспитанием воспитаниями воспитании воспитаниях Источник Полная акцентуированная ...Формы слова
  155. воспитаниеПостав Пост Посев Пос Понт Пони Понести Понева Поистине Повет Повести Повеса Питон Питие Питание Пистон Писание Пион Пинта Пино Пинаев Пиит Пие Пиво Пиано Пианист Пиан Пе...Электронный словарь анаграмм русского языка
  156. воспитаниеВоспитание В латинском educatio и немецком Erziehung словах обозначающих это понятие мы находим корень общий с глаголами вести тянутьi ducere ziehen в русском слове коре...Энциклопедический словарь
  157. воспитаниеВОСПИТАНИЕ целенаправленное развитие человека включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование а также организацию жизнедеятельно...Энциклопедический словарь естествознания
  158. воспитаниеВ латинском educatio и немецком Erziehung словах обозначающих это понятие мы находим корень общий с глаголами вести тянутьem ducere ziehen в русском слове корень общий с ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  159. воспитаниеХинух В. сыновей и обучение их Торе было принято у евреев в очень древнюю эпоху и издавна служило важнейшим фактором определяющим жизнь народа. Дом Учения во все времена ...Энциклопедия иудаизма
  160. воспитаниеангл. education нем. Erziehung. Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Antinazi....Энциклопедия социологии
  161. воспитаниецеленаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в общест...Энциклопедия трезвого образа жизни