Новейший философский словарь

БАРТ

БАРТ (Barthes) Ролан (1915-1980) - французский литературовед, философ-структуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962). Несмотря на значительный тематический разброс и множественность философских интересов Б., можно выделить основную тематику не только всего его творчества, но и структуралистской традиции в целом, - принципы и методы обоснования знания. Проблема языка при этом фактически вытесняет проблему сознания в том виде, в котором сознание как далее неразложенный атом, на каком строится любое обоснование знания, присутствует в философской традиции. По этим представлениям языковая деятельность предшествует любым когитальным или перцептуальным актам познания, фиксированию любых субъект-объектных оппозиций. Таким образом, язык становится условием познания феноменов «сознания», «бытия» и пр. Фундаментальная для структурализма тема обоснования знания разрабатывается Б. на материале культурно-исторического содержания. Подвергая анализу конкретные исторические «срезы» этого материала, а таковым выступает и сугубо литературное творчество, и системы моды, этикета, различные социальные структуры, Б. пытается выявить общие механизмы порождения и функционирования этих систем, причем в таком виде, чтобы все эти явления культуры выглядели связанными друг с другом через их, как считает Б., исконно знаковую природу. Понятно, что семиотический модус того или иного культурного явления будучи возведен в ранг атрибута усложняет, а зачастую и полностью вытесняет исследование других, не знаковых, аспектов этого явления. Однако, подобная парадигма исследования, а именно, представления разрозненных, внешне не связанных культурных образований, как транзитивно сообщающихся через институт языка, и функционирующих согласно его закономерностям, приводит к построению качественно новых моделей и постановке таких вопросов, которые фактически не могли возникнуть в до-структуралистскую эпоху. Так, например, по Б. возможно решение оппозиции между социальной и природной детерминацией субъекта в литературном творчестве.В своей первой работе «Нулевая степень письма» Б. развивает такое понимание термина «письмо», которое, с одной стороны, опирается на самотождественный национальный язык (здесь фактически растворены типы художественного, научного, религиозного и прочих «языков»), а с другой - на совершенно недифференцированную область индивидуального, личностного писательского «стиля», понимаемого как биологическая детерминация no-сути любого субъективного литературного действия. Свою задачу, в этом случае, Б. видит в поиске тех типов письма, которые и определяют специфику построения конкретно художественного произведения. Из того, что письмо само по себе не представляется до конца, во всех своих формах, актуализируемым в каком-либо конкретном, единичном событии, следует, что его частные актуализации связаны с различным набором условий (культурных, социальных, политических и т.д.), а это значит, что письмо, no-существу - способ реализации индивидуального во всеобщем, причем, в таком виде, каждый творческий акт индивида воспринимается социумом как некое осмысленное усилие, доступный общественному пониманию продукт творчества. Впоследствии Б. пытается дифференцировать свою теорию письма в терминах разного рода отношений между знаками. Такими отношениями выступают в «Критических очерках» синтагматические, парадигматические и символические отношения. И если символическое отношение между означаемым и означающим в достаточной мере было исследовано в семиотике, то синтагматическое знакоотношение, трактуемое как специфическая ассоциация между знаками сообщения на уровне означающего, а также парадигматическое знакоотношение, как ассоциация между элементами на уровне означаемого, объединяющая знаки, родственные по смыслу, возникают в этой области знания как совершенно новые методы анализа самых разных культурных явлений; более того, Б. закрепляет за каждым из этих трех типов знаковых отношений различные виды художественного сознания, и как реализацию этих типов - различные виды художественных произведений. Несмотря на явную потребность в уточнении и расширении этой семиотической парадигмы на материале конкретно-литературного свойства, Б. в середине 60-х оставляет, в какой-то мере, литературоведческие исследования, чтобы обратиться к социальной проблематике - анализу массовых коммуникаций. Под влиянием работ К. Леви-Стросса Б. приходит к заключению о том, что коль скоро структурный подход позволяет обнаружить не ассоциативные, по аналогии с существующими, механизмы социального творчества в различных обществах (а у Леви-Стросса это первобытные), т.е. не случайные механизмы, зачастую примитивно сводимые к тем или иным социальным институтам, а саму кинематику отдельной культуры - «социо-логику», конкретно-историческую систему духовного производства, то вполне правомерно распространение этого метода с анализа примитивных культур на исследования современных. «Социо-ло-гика», таким образом, должна способствовать изучению тех моделей культурного творчества, которые лежали бы в основе не только литературы или дизайна, но и детерминировали бы общественные отношения конкретного социума, а значит были бы принципами всевозможных самоописаний и самоидентификаций этой культуры. Другими словами, были бы смысло-образовательными возможностями культуры. Интерес к нелитературным источникам анализа привел Б. к исследованию структурных особенностей женской одежды в журналах мод 1958-1959. Основной пафос работы «Система моды» состоит в выявлении взаимной конверсии различных типов творчества и производства: языка фотографии, языка описания, языка реалий, языка технологий производства. Б. пытается найти специфическую область общения этих языков, выясняя возможности перехода элементов одних языков в другие. Благодаря этой методологической перспективе Б. удается обнаружить неравнозначные зависимости между языками выделенных типов, а также ментальную конструкцию, лежащую в основе «семиологического парадокса» - следствия этой неравнозначности. Суть этого парадокса состоит в том, что общество постоянно переводя элементы «реального языка» - по сути своей, «вещи» в элементы речи, или знаки, пытается придать элементам означения «рациональную» природу. Таким образом возникает парадоксальная ситуация превращения «вещей» в смысл и наоборот. Поиск разнообразных смыслопорождающих механизмов того или иного культурного периода приводит Б. к признанию рядо-положенности любой теоретической и практической деятельности, от эстетической до инженерно-технической или политической. Эпицентром исследовательских интересов Б. выступает, однако, не сама система знаков и денотативных значений, а возникающее в процессе коммуникации поле «кон-нотативных» значений, которые и позволяют тому или иному обществу дистанцироваться в культурно-историческом плане от иных обществ, с их особыми коннотативными содержаниями. Поставив проблему «семиологического парадокса», Б. утверждает, что в массовом сознании происходит фетишизация языка, а само сознание становится пристанищем разнообразных мифов, коренящихся в наделении языковых конструкций силой описываемых ими вещей и явлений. С другой стороны, вещи и явления сами начинают претендовать на «рациональность» и наделеность смыслом (феномен товарного фетишизма). Основные работы: «Нулевая степень письма» (1953); «Мифологии» (1957); «О Расине» (1963); «Критические очерки» (1964); «Элементы семиологии» (1964); «Критика и истина» (1966); «Система моды» (1967); «S/Z. Опыт исследования» (1970); «Империя знаков» (1970); «Сад, Фурье, Лойола» (1972) и др.

  1. бартБАРТ Barth Томас Фредрик Вейбей p. . Больс норвежский петрограф и геохимик. Проф. минералогии и геохимии ряда университетов Зап. Европы и США. Чл. геофизич. лаборатории И...Большая советская энциклопедия
  2. бартБАРТ Barth Карл р. . Базель швейцарский протестантский теолог один из основателей т. н. диалектической теологии. iПервый крупный труд Б. Послание апостола Павла к римляна...Большая советская энциклопедия
  3. бартБAPT Barth Генрих . . немецкий историк филолог географпутешественник. Проф. Берлинского унта. В президент Геогр. обва в Берлине. В участвуя в англ экспедиции Дж. Ричард...Большая советская энциклопедия
  4. бартБАРТ Bart Жан псевд. наст имя Эуджен Б о т е з Botez . Бурдужени. румынский писатель. Первые очерки и статьи Б. появились в рабочих газетах. Б. принадлежат путевые очерки...Большая советская энциклопедия
  5. бартBarth Генрих немецкий историк филологгеографпутешественник. В участник экспедиции Дж. Ричардсона вАфрику дважды пересек Сахару. В исследовал Балканский пов и М.Азию. ...Большой энциклопедический словарь II
  6. бартI.БАРТstrongBarth Карл швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в Б. решает посвятить свою жизнь теологии и с по изучает ее в университетах Берна Берлина Тюбин...История философии II
  7. бартподражание звуку отрывистому и на низких нотах барт кекиргромко рыгать бартбарт клгромко и самодовольно смеяться бартбарт чайнажевать с хрустом жургндр кимсиер деп жылкыч...Киргизско-русский словарь
  8. бартBarth Ролан Французский эстетик критик семиотик философ культоролог. Эволюция его взглядов позволяет выделить три этапа. На первом в е годы Барт испытывает сильное влиян...Лексикон нонклассики
  9. бартBarthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний . Несмотря...Новейший философский словарь II
  10. бартBarthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний руководит...Словарь постмодернизма
  11. бартНастоящее имя Лопатинu Бруно ГермановичПериодические изданияi Право Петроградскй Курьер Русская Воля Отечество х ггИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских пис...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  12. барт. Barth Генрих .II. .XI. нем. историк филолог географпутешественник путешествовал по Африке М. Азии Балканскому пову и др. местам. С президент Геогр. обва в Берлине. ...Советская историческая энциклопедия
  13. бартБАРТ Barth Карл швейцарский протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма вдохновитель христианского сопротивле...Современная энциклопедия
  14. бартБАРТ Barth Джон Симмонс р . американский писатель. Авантюрнопародийный роман Козлоюноша Джайлз гротескная эпопея Химера роман Письма проза черного юмора передают мир...Современный энциклопедический словарь
  15. бартБАРТ Barthes Ролан французский культуролог семиотического направления см. Семиотика Структурализм. Исследователь языков литературы моды рекламы фотографии автор книг Миф...Современный энциклопедический словарь
  16. бартБАРТ Barth Карл швейцарский протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма вдохновитель христианского сопротивлени...Современный энциклопедический словарь
  17. бартБАРТ Barth Генрих немецкий историк филолог географпутешественник. В участник экспедиции Дж. Ричардсона в Африку дважды пересек Сахару. В исследовал Балканский пов и М....Современный энциклопедический словарь
  18. бартБАРТ Barth Томас Фредрик Вейбей норвежский петрограф и геохимик. Труды по генезису горных пород вулканологии геохимическим циклам....Современный энциклопедический словарь
  19. бартI франц. соцолог лтературний критик есест професор Колеж де Франс гол.em представник т.зв.em ново критики й структуралзму в методолог гумантарних наук Критика й стина С...Універсальний словник-енциклопедія
  20. бартI Barthes Ролан франц. соцолог лтературний критик есест професор Колеж де Франс гол. представник т.зв. ново критики й структуралзму в методолог гумантарних наук Критика...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  21. бартБАРТ Barthem Карл . Базель . там жеem швейц.em протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. Послание апостола Павла к римляна...Философская энциклопедия
  22. бартБарт КарлБарт Ролан...Філософський енциклопедичний словник
  23. бартБАРТ Barthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний руко...Энциклопедия История философии
  24. бартБАРТ Barth Карл швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в Б. решает посвятить свою жизнь теологии и с по изучает ее в университетах Берна Берлина Тюбингена и ...Энциклопедия История философии
  25. бартБАРТ Barthesem Ролан франц. семиотик критик эссеист. Окончил Париж унт по специальности классич. филология. В х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни год...Энциклопедия культурологии
  26. бартБАРТ Barth Томас Фредерик Вейбю р. норв. культуролог и социалантрополог. Получил университет. образование в США. Магистр искусствоведения Чикаго др наук Кембридж . В п...Энциклопедия Культурология XX век
  27. бартБАРТ Barthes Ролан франц. семиотик критик эссеист. Окончил Париж унт по специальности классич. филология. В х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни годам...Энциклопедия Культурология XX век