Лексикон нонклассики

БАРТ

(Barth) Ролан (1915-1980) Французский эстетик, критик, семиотик, философ, культоролог. Эволюция его взглядов позволяет выделить три этапа. На первом, в 50-е годы, Барт испытывает сильное влияние со стороны Ж.-П. Сартра и марксизма в сартровской интерпретации. На втором, 60-е годы, его взгляды находятся в рамках структурализма и семиотики (см.: Семиотическая эстетика). На третьем, в 70-е годы, он переходит на позиции постструктурализма и постмодернизма. В целом его концепция относится к структурно-семиотическому направлению. Центральное место в его исследованиях занимают проблемы искусства, эстетики и культуры. Подход и решение этих проблем в главном и существенном определяются его концепцией языка. Б. рассматривал язык в качестве фундаментального и определяющего измерения действительности, полагая, что существование мира вне языка следует считать по меньшей мере проблематичным: «Мир всегда является уже написанным». В еще большей степени это справедливо по отношению к обществу и культуре. Современное общество представляется Б. прежде всего цивилизацией языка, речи и письма, где все предметы являются значащими, символическими системами, каковыми их делает язык, выступая для них «не только моделью смысла, но и его фундаментом». Язык охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне его нет ничего: «Язык — повсюду, все есть язык». Б. определяет культуру как «поле дисперсии языков». Изменить язык значит изменить мир, общество. Радикальное преобразование социальной действительности он сводит к «революции в собственности на символические системы». Вместе с другими участниками структурно-семиотического движения Б. отдает явное предпочтение словам, а не вещам. Наиболее глубокой и вместе с тем очевидной является связь языка и литературы. Хотя все сферы действительности не могут обойтись без языка, «исповедуют» они его по-разному. Внелитературные виды человеческой деятельности смотрят на язык потребительски, подходят к нему инструментально, используя его для достижения своих целей. Только литература целиком и полностью существует «в языке», только в ней язык чувствует себя как у себя дома: «Язык есть бытие литературы, сам мир ее». Поэтому литература, подобно лингвистике, должна быть наукой о «человеческой речи», а не о «человеческом сердце», как это было раньше. Главными ее проблемами должны быть фундаментальные проблемы языка, а не проблемы стиля, прекрасного, выразительности и т. п. «Роль литературы состоит в том, чтобы активно представлять суверенитет языка». Из первого этапа особого внимания заслуживают работы Б., посвященные творчеству Брехта, которого он назвал «единственным великим именем в пустыне современного театра». На этом же этапе Б. начинает разработку концепции «письма», ставшего центральным понятием в его исследованиях и оказавшего огромное влияние на западную теорию и практику искусства. В «Нулевой степени письма» (1953) Б. определяет «письмо» как «третье измерение формы». Располагая его между языком и стилем, он выводит последние за пределы собственно литературы, называя язык «долитературным», а стиль — «сверхлитературным» явлением и полагая, что именно письмо делает литературу искусством. Оно означает технику, манеру, тон, ритм и определенный настрой, а также образует «социальную атмосферу» формы, ее моральное и ценностное измерение, в котором выражается субъективное отношение писателя к тому, о чем он пишет. Письмо выступает способом связи литературы с обществом и историей, соприкасаясь с ними «гораздо более ощутимо, нежели любой другой пласт литературы». В целом письмо представляет собой литературный язык, включенный в конкретный социально-исторический контекст. На втором этапе Б. усматривает в структурно-семиотической методологии возможность решения современных проблем искусства, эстетики и культуры. Лингвистика и семиология, полагает он, «смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм». Отказ от заботы о значениях мира — такова, считает он, новая этика искусства. «Общественная мораль, — пишет он, — требует от писателя верности содержанию, тогда как ему известна одна лишь верность форме». Литература представляется Б. «средством, лишенным причины и цели». Особенности нового подхода к искусству и литературе хорошо видны в его размышлениях о символическом, синтагматическом и парадигматическом понимании знака. Первое из них не устраивает Б. тем, что оно предполагает связь и аналогию между означающим и означаемым, вследствие чего форма оказывается зависимой и даже «похожей» на содержание. Символ еще остается до некоторой степени образом, и это составляет его существенный недостаток. Синтагматическое толкование знака более приемлемо для Б., поскольку оно рассматривает знак в его экстенсии, в связях и сцеплениях с другими знаками, комбинация которых порождает новый, внутренний смысл, который будет не отраженным или выраженным, но произведенным или изготовленным. Однако наиболее адекватное воплощение знака он находит в парадигматическом понимании, в котором знак предстает не как простая оппозиция означаемого и означающего, но как их сложная и непрерывная «модуляция». Парадигматическое понимание стремится не только сделать означающее «пустым», освободить его от смысла и содержания, которое оно берет из внешнего мира, заменяя их значениями, возникающими из сцепления одних только означающих, но и сделать эти последние множественными, варьируемыми и модулируемыми. Б. последовательно проводит мысль, что искусство — это формальная система, где главным является не содержание или внешние функции, но форма, что важным в произведении является не смысл, а порождающая его структура, «кухня смысла», что суть произведения заключается во вторичных значениях, в коннотации, создаваемой «при помощи линий, цвета и отношений, которые сами по себе не являются значащими». В таком же духе Б. рассматривает и письмо. Оно уже не является способом связи литературы с обществом, а превращается в «реле», которое отключает литературу от общественной жизни и истории. Письмо становится средством преодоления естественного языка, техникой «выпаривания» смысла слов и создания «косвенного языка», «сверхзначений», коннотаций. К началу 70-х гг. в воззрениях Б. происходят существенные изменения, затронувшие прежде всего понятие письма. Теперь оно представляет собой нечто среднее между чтением-восприятием, литературной критикой и писательским творчеством. Для обозначения различных его модификаций Б. использует термины «чтение-письмо», «письмо-текст» и «текстуальный анализ», продуктом которых выступает «текст», принципиально отличающийся от традиционного литературного произведения. «Произведение» представляется Б. устаревшим, ньютоновским понятием, тогда как «текст» — современным, эйнштейновским. Первое выступает как нечто готовое и законченное, обычно отождествляемое с книгой. Оно находится в рамках литературной традиции и культуры, подчинено общему мнению (доксе). «Текст всегда является парадоксальным». Он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой «не эстетический продукт, а означающую практику; не структуру, а структурирование; не предмет, а труд и игру». Для «произведения» характерна линейность и необратимость построения, хронологическая или иная последовательность развития. «Текст» не имеет какого-либо начала, центра и направленности, он предстает как «стереофоническая и стереографическая множественность означающих». Если метафорой «произведения» может быть живой организм, то метафорой «текста» — сетка, ткань или паутина: он не растет и не развивается, а простирается благодаря комбинаторике и систематике. Б. рассматривает «текст» и как универсальную категорию, охватывающую не только литературу, но и другие явления, включая культуру в целом. В литературе он выделяет классические тексты, относя к ним написанные в традиционной манере произведения и называя их «текстами удовольствия», а также современные тексты, строго соответствующие понятию «текста» и именуемые «текстами наслаждения». Примерами «текста» являются практически все бартовские работы 70-х годов. В них он выражает растущее разочарование в структурно-семиотическом подходе, сомневается в возможности превращения литературоведения в науку, считая, что «наука о литературе — это сама литература». Основными методологическими принципами для Б. становятся плюрализм и релятивизм, согласно которым все существующие подходы к искусству и литературе объявляются в равной мере приемлемыми, а их научная ценность — одинаково сомнительной и относительной, не идущей дальше «паратео-рии». Б. испытывает растущее разочарование в литературном авангарде, скептически смотрит на модернистские приемы (см.: Модернизм), с помощью которых литература освобождается от миметических свойств и смысла, от доступности для чтения и восприятия. Он все больше склоняется к тому, что надо меньше стараться разрушать смысл слов, логику и синтаксис языка, «меньше бороться с семантическими данными языка». Если раньше он провозглашал «фатально ирреалистический статус литературы», то теперь утверждает нечто обратное: «Литература, к каким бы школам она себя ни причисляла, является категорически, абсолютно реалистической». У Б. усиливаются мотивы гедонизма и постмодернизма. Некоторые черты своего нового мироощущения он выражает в формуле: «Никакой власти, немного знания, немного мудрости и как можно больше вкуса и удовольствия». Соч.: Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983; Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Мифологии. М., 1966; Sur Racine. P., 1963; Essais critiques. P., 1964; Systeme de la mode. P., 1967; Le plaisir du texte. P., 1973; Roland Barthes. P., 1975; Le grain de la voix. P., 1981; Le bruissement de la langue. P., 1984; L'aventure semiologique. P., 1985. Лит.: Ржевская Н.Ф.О целях и границах структурного анализа классического текста. // Методология современного литературоведения. М., 1978; Чиковани Б. С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта. Тбилиси. 1981; Силичев Д. А. Проблема «письма» и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988, № 11; Косиков Г. К. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. М., 1994; Mallac G. de, Eberbach M. Barthes. P., 1971. Д. Силичев

  1. бартБАРТ Barth Томас Фредрик Вейбей p. . Больс норвежский петрограф и геохимик. Проф. минералогии и геохимии ряда университетов Зап. Европы и США. Чл. геофизич. лаборатории И...Большая советская энциклопедия
  2. бартБАРТ Barth Карл р. . Базель швейцарский протестантский теолог один из основателей т. н. диалектической теологии. iПервый крупный труд Б. Послание апостола Павла к римляна...Большая советская энциклопедия
  3. бартБAPT Barth Генрих . . немецкий историк филолог географпутешественник. Проф. Берлинского унта. В президент Геогр. обва в Берлине. В участвуя в англ экспедиции Дж. Ричард...Большая советская энциклопедия
  4. бартБАРТ Bart Жан псевд. наст имя Эуджен Б о т е з Botez . Бурдужени. румынский писатель. Первые очерки и статьи Б. появились в рабочих газетах. Б. принадлежат путевые очерки...Большая советская энциклопедия
  5. бартBarth Генрих немецкий историк филологгеографпутешественник. В участник экспедиции Дж. Ричардсона вАфрику дважды пересек Сахару. В исследовал Балканский пов и М.Азию. ...Большой энциклопедический словарь II
  6. бартI.БАРТstrongBarth Карл швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в Б. решает посвятить свою жизнь теологии и с по изучает ее в университетах Берна Берлина Тюбин...История философии II
  7. бартподражание звуку отрывистому и на низких нотах барт кекиргромко рыгать бартбарт клгромко и самодовольно смеяться бартбарт чайнажевать с хрустом жургндр кимсиер деп жылкыч...Киргизско-русский словарь
  8. бартБАРТ Barthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний . Нес...Новейший философский словарь
  9. бартBarthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний . Несмотря...Новейший философский словарь II
  10. бартBarthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний руководит...Словарь постмодернизма
  11. бартНастоящее имя Лопатинu Бруно ГермановичПериодические изданияi Право Петроградскй Курьер Русская Воля Отечество х ггИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских пис...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  12. барт. Barth Генрих .II. .XI. нем. историк филолог географпутешественник путешествовал по Африке М. Азии Балканскому пову и др. местам. С президент Геогр. обва в Берлине. ...Советская историческая энциклопедия
  13. бартБАРТ Barth Карл швейцарский протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма вдохновитель христианского сопротивле...Современная энциклопедия
  14. бартБАРТ Barth Джон Симмонс р . американский писатель. Авантюрнопародийный роман Козлоюноша Джайлз гротескная эпопея Химера роман Письма проза черного юмора передают мир...Современный энциклопедический словарь
  15. бартБАРТ Barthes Ролан французский культуролог семиотического направления см. Семиотика Структурализм. Исследователь языков литературы моды рекламы фотографии автор книг Миф...Современный энциклопедический словарь
  16. бартБАРТ Barth Карл швейцарский протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Сторонник христианского социализма вдохновитель христианского сопротивлени...Современный энциклопедический словарь
  17. бартБАРТ Barth Генрих немецкий историк филолог географпутешественник. В участник экспедиции Дж. Ричардсона в Африку дважды пересек Сахару. В исследовал Балканский пов и М....Современный энциклопедический словарь
  18. бартБАРТ Barth Томас Фредрик Вейбей норвежский петрограф и геохимик. Труды по генезису горных пород вулканологии геохимическим циклам....Современный энциклопедический словарь
  19. бартI франц. соцолог лтературний критик есест професор Колеж де Франс гол.em представник т.зв.em ново критики й структуралзму в методолог гумантарних наук Критика й стина С...Універсальний словник-енциклопедія
  20. бартI Barthes Ролан франц. соцолог лтературний критик есест професор Колеж де Франс гол. представник т.зв. ново критики й структуралзму в методолог гумантарних наук Критика...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  21. бартБАРТ Barthem Карл . Базель . там жеem швейц.em протестантский теолог один из основателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. Послание апостола Павла к римляна...Философская энциклопедия
  22. бартБарт КарлБарт Ролан...Філософський енциклопедичний словник
  23. бартБАРТ Barthes Ролан французский литературовед философструктуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций профессор Практической школы высших знаний руко...Энциклопедия История философии
  24. бартБАРТ Barth Карл швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в Б. решает посвятить свою жизнь теологии и с по изучает ее в университетах Берна Берлина Тюбингена и ...Энциклопедия История философии
  25. бартБАРТ Barthesem Ролан франц. семиотик критик эссеист. Окончил Париж унт по специальности классич. филология. В х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни год...Энциклопедия культурологии
  26. бартБАРТ Barth Томас Фредерик Вейбю р. норв. культуролог и социалантрополог. Получил университет. образование в США. Магистр искусствоведения Чикаго др наук Кембридж . В п...Энциклопедия Культурология XX век
  27. бартБАРТ Barthes Ролан франц. семиотик критик эссеист. Окончил Париж унт по специальности классич. филология. В х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни годам...Энциклопедия Культурология XX век