Новейший философский словарь

АДОРНО

АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи «Экспрессионизм и художественная правдивость» (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся музыкальные направления, формирующие образ «музыкального ландшафта» 1920-х. При этом метод анализа А. феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться т.н. Франкфуртская школа. Философия А. строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего. Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Кьер-кегора и Гуссерля, которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказались симпатии А. по отношению к марксизму, - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем, некоторые установки которого А. будет разделять в течение всей жизни. Наиболее значимой для философии А. была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об «овеществлении». В 1934 А. эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию, с 1938 жил в США. В эмиграции связи А. с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством. Результатом стала одна из важнейших работ А. «Диалектика просвещения» (1947), написанная им совместно с Хоркхаймером.В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая «аппаратура подавления» внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе А. и Хоркхаймера «Авторитарная личность» (1950). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в «узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений», обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму. На основе проведенных в 1940-е социологических исследований А. выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В «авторитарной личности» А. усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества. В 1950-1960-е А. продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности А. Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: «К метакритике эпистемологии» (1956), «Негативная диалектика» (1966), «Эстетическая теория» (1970). В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Хоркхаймером теория рациональности. В этих же работах А. разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворенность А. формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается «нетождественное», т.е. «то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия». Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, А. основным принципом своей «негативной диалектики» делает принцип отрицания «тождества». В ее рамках А. отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы. А. переосмысливает гегелевскую категорию «определенного» (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение. Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то А. поворачивает его как «твердое», «непоколебимое» (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию. Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике А. выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. А. не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей. Последний, по мнению А., оказывается «недостаточно отрицаемым». В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную диалектику А. от диалектики Гегеля. Важнейшую часть теоретического наследия А. составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них «Философия новой музыки» (1949), «Опыт о Вагнере» (1952), «Призмы. Критика культуры и общество» (1955), «Диссонансы. Музыка в управляемом мире» (1956), «Введение в социологию музыки» (1962). Ключевое значение в этих работах получила критика «массового» коммерческого искусства, искажающего, по А., сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критическому сознанию и счастью отдельной личности, по А., могло бы способствовать только «аутентичное» искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля «модерн». Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность, по мнению А., более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности. А. разработал философско-эстетическую концепцию «новой музыки», отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды А. оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х.

  1. адорноAdorno Теодор нем. философ социолог один из ведущих представителей школы франкфуртской см. Его первая крупная работа написанная совместно с М. Хоркхаймером Диалектика...Большой толковый социологический словарь II
  2. адорноAdorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философсоциолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил скритикой культуры и общества Диалектика Просвещения сов...Большой энциклопедический словарь II
  3. адорноAdorno Теодор немецкий философ социолог психолог и музыковед. Один из лидеров Франкфуртской школы. Окончил унт Вольфганга Гете во ФранкфуртенаМайне где изучал философию...История психологии в лицах
  4. адорноАДОРНОstrongAdorno ВИЗЕНГРУНДАДОРНО WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес кру...История философии II
  5. адорноAdorno ВизенгрундАдорно Теодор Немецкий философ представитель Франкфуртской школы музыкальный критик крупнейший представитель философии и социологии музыки сер. XX в. Уч...Лексикон нонклассики
  6. адорноAdorno ВизенгрундАдорно WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес крупный вклад в...Новейший философский словарь II
  7. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просвеще...Новый большой англо-русский словарь II
  8. адорноAdorno Теодор нем. философ социолог один из ведущих представителей школы франкфуртской см. Его первая крупная работа написанная совместно с М. Хоркхаймером Диалектика пр...Российская социологическая энциклопедия
  9. адорноВизенгрундАдорно WiesengrundAdorno Теодор . ФранкфуртнаМайне . Фисп Швейцария нем. ФРГ философ социолог музыковед представитель франкфуртской школы. С в эмиграции в Вели...Советский философский словарь
  10. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просве...Современная энциклопедия
  11. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просвеще...Современный энциклопедический словарь
  12. адорноAdorno нм. флософ соцолог музикознавець професор унв.em у ФранкфуртнаМайн представник франкфуртсько школи Негативна далектика....Універсальний словник-енциклопедія
  13. адорноAdorno Теодор нм. флософ соцолог музикознавець професор унв. у ФранкфуртнаМайн представник франкфуртсько школи Негативна далектика....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  14. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно WisengrundAdorno Теодор нем. философ и социолог один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизм...Философская энциклопедия
  15. адорнодив. Адорно ВзенгрундАдорно Теодор...Філософський енциклопедичний словник
  16. адорноАДОРНО Adorno ВИЗЕНГРУНДАДОРНО WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес крупный ...Энциклопедия История философии
  17. адорноАДОРНО ВизенгрувдАдорно WiesengrundAdornoem Теодор нем. философ представитель франкфуртской школы культуролог социолог искусства. Учился в Венском унте изучал муз. компо...Энциклопедия культурологии
  18. адорноАДОРНО ВизенгрувдАдорно WiesengrundAdorno Теодор нем. философ представитель франкфуртской школы культуролог социолог искусства. Учился в Венском унте изучал муз. композ...Энциклопедия Культурология XX век
  19. адорноАдорно Adorno ВизенгрундАдорно Теодор . ФранкфуртнаМайне . Фисп Швейцария. Немецкий социальный философ социолог искусства главным образом музыки и литературы. Один из ве...Энциклопедия социологии