Лексикон нонклассики

АДОРНО

(Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (1903-1969) Немецкий философ, представитель Франкфуртской школы, музыкальный критик, крупнейший представитель философии и социологии музыки сер. XX в. «Учился в Венском ун-те и одновременно изучал музыкальную композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 г. А. преподавал во Франкфуртском ун-те (куда вернулся в 1949 г.), в 1934 г. был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 г. работал в США. Центральным содержанием деятельности А. с ранних лет стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений; собственная философская позиция складывалась в постоянной критической дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем, которому была посвящена диссертация А., с С. Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933 г.), специфически воспринятой диалектикой Гегеля; именно последняя оказалась стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении многообразных мотивов философии XIX-XX вв. Все эти мотивы (Ницше, Зиммель, Бергсон, школа С. Георге и др.) перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для А. духе «разоблачительства», при котором сущность того или иного типа философской мысли (как, впрочем, и художественного творчества) сводится к некоторым бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим исторический момент и сказывающимся прежде всего в форме, которую философ или художник мыслит и которая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма «ведет» мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как «шифры социального». Соответствует такой культурно-критической направленности А. и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления (в т. ч. и художественного) как «ложной идеологии». Огромную роль в творчестве А. играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критическую часть для книги Г. Эйслера «Сочинение музыки для фильма», консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании им романа «Доктор Фаустус», а в 1949 г. выпустил в свет «Философию новой музыки», в которой диалектические ходы мысли сочетались с вульгарно-социологическими, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки с грубой прямолинейностью диагнозов. Выступив как апологет новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), с которой А. отождествил себя как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ, А. всю историю музыки понимал в перспективе этой школы; А. узнавал в созданиях этой школы ту философию отчаяния, которую представлял и разрабатывал сам. Послевоенные работы А. усугубляют и одновременно несколько академизи-руют характерную для него настроенность отчаяния, что находит отражение в книге «Негативная диалектика» (1966). А. разрывает гегелевскую триаду «тезис-антитезис-синтез», приписывая существенность и творческий смысл лишь антитезису, отрицанию, которое не дает остановиться движению и разоблачает любую «позитивность» — всегда заведомо ложную. «Истинным» в искусстве, по А., может быть лишь отрицание — беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебный любой завершенности и системности; истинным оказывается искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее некоторый смысл из отрицания всякого смысла. В качестве единственно оправданного у А. выступает театр абсурда С. Беккета: доведенная до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у А. и сама история (под влиянием мессианистских идей Беньямина и Блоха) упирается в утопический образ-понятие «иного» («того, что было бы иным»). Приверженный идее отрицания, А. в своих работах сконструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников. В 60-е гг. А. способствовал складыванию жаргона «новых левых» и соответствующего умонастроения бесцельного протеста и разрушения. А. полемизировал с Хайдеггером, стремясь представить себя как равновеликого ему оппонента; эта полемика позволила лучше выявить в эклектической неопределенности идей А. наличие экзистенциалистских мотивов». ( А.Михайлов. Цит. по: Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 9-10) Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Frankfurt/ Main, 1970-1986; Nachgelassene Schriften. Frankfurt/ Main, 1993— ; Aesthetic Theory. London, Boston, 1984; Minneapolis, 1997; Philosophy of Modem Music. N. Y, 1973; Notes to Literature. Vol. 1-2. N.Y., 1991-1992. Лит.: Kolleritsch O. ed. Adorno und die Musik. Graz, 1979; Jay M. Adorno. Cambridge/Mass., 1984; FruchtlJ. Mimesis: Konstellation eines Zentralbegriffs bei Adorno. Wurzburg, 1986; Zuidervaart, L. Adorno's Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion. Cambridge/Mass., 1991; Paddison M. Adorno's Aesthetics of Music. Cambridge, N.Y., 1993.

  1. адорноAdorno Теодор нем. философ социолог один из ведущих представителей школы франкфуртской см. Его первая крупная работа написанная совместно с М. Хоркхаймером Диалектика...Большой толковый социологический словарь II
  2. адорноAdorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философсоциолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил скритикой культуры и общества Диалектика Просвещения сов...Большой энциклопедический словарь II
  3. адорноAdorno Теодор немецкий философ социолог психолог и музыковед. Один из лидеров Франкфуртской школы. Окончил унт Вольфганга Гете во ФранкфуртенаМайне где изучал философию...История психологии в лицах
  4. адорноАДОРНОstrongAdorno ВИЗЕНГРУНДАДОРНО WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес кру...История философии II
  5. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес крупный ...Новейший философский словарь
  6. адорноAdorno ВизенгрундАдорно WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес крупный вклад в...Новейший философский словарь II
  7. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просвеще...Новый большой англо-русский словарь II
  8. адорноAdorno Теодор нем. философ социолог один из ведущих представителей школы франкфуртской см. Его первая крупная работа написанная совместно с М. Хоркхаймером Диалектика пр...Российская социологическая энциклопедия
  9. адорноВизенгрундАдорно WiesengrundAdorno Теодор . ФранкфуртнаМайне . Фисп Швейцария нем. ФРГ философ социолог музыковед представитель франкфуртской школы. С в эмиграции в Вели...Советский философский словарь
  10. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просве...Современная энциклопедия
  11. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно Теодор немецкий философ социолог музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества Диалектика Просвеще...Современный энциклопедический словарь
  12. адорноAdorno нм. флософ соцолог музикознавець професор унв.em у ФранкфуртнаМайн представник франкфуртсько школи Негативна далектика....Універсальний словник-енциклопедія
  13. адорноAdorno Теодор нм. флософ соцолог музикознавець професор унв. у ФранкфуртнаМайн представник франкфуртсько школи Негативна далектика....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  14. адорноАДОРНО Adorno ВизенгрундАдорно WisengrundAdorno Теодор нем. философ и социолог один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизм...Философская энциклопедия
  15. адорнодив. Адорно ВзенгрундАдорно Теодор...Філософський енциклопедичний словник
  16. адорноАДОРНО Adorno ВИЗЕНГРУНДАДОРНО WiesengrundAdorno Теодор немецкий философ социолог музыковед композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы внес крупный ...Энциклопедия История философии
  17. адорноАДОРНО ВизенгрувдАдорно WiesengrundAdornoem Теодор нем. философ представитель франкфуртской школы культуролог социолог искусства. Учился в Венском унте изучал муз. компо...Энциклопедия культурологии
  18. адорноАДОРНО ВизенгрувдАдорно WiesengrundAdorno Теодор нем. философ представитель франкфуртской школы культуролог социолог искусства. Учился в Венском унте изучал муз. композ...Энциклопедия Культурология XX век
  19. адорноАдорно Adorno ВизенгрундАдорно Теодор . ФранкфуртнаМайне . Фисп Швейцария. Немецкий социальный философ социолог искусства главным образом музыки и литературы. Один из ве...Энциклопедия социологии