Новейший философский словарь II

ТРУБЕЦКОЙ

Евгений Николаевич (1863-1920) - русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с 1906). Инициатор и участник книгоиздательства "Путь" (1910-1917). Основные сочинения: "Философия Ницше" (1904); "История философии права" (1907); "Социальная утопия Платона" (1908); "Миросозерцание Вл. С. Соловьева" (тт. 1-2, 1913); "Умозрение в красках" (1915); "Два мира в древнерусской иконописи" (1916); "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства" (1917); "Смысл жизни" (1918) и др. Князь Т. активно участвовал с либеральных и антимаксималистских позиций в политической жизни страны, рассматривая свою деятельность в качестве нравственного долга. Преодолев юношеское увлечение позитивизмом и атеизмом, Т. (под влиянием идей Шопенгауэра) приходит к религиозной теме и, в конечном счете, становится сторонником философии всеединства Соловьева, с которым его связывали отношения близкой дружбы и миросозерцанию которого он посвятил фундаментальное исследование. Идеи Соловьева уточнялись Т. в контексте особенностей новой исторической эпохи. Не принимая ни панлогизма (Гегель), ни субъективистского алогизма (Бердяев, частично Флоренский), Т. стремился строить свою философию (называя ее логизмом) как доказательство сугубой разумности безусловного бытия. Центральной для Т. была тема неизменного и вечного смысла жизни. Онтологические основания решения проблемы выявляются Т. в концепции абсолютного сознания, продолжающей и уточняющей интуицию всеединства В. Соловьева. Исключение сознания из абсолютного бытия равнозначно его уничтожению. "Истина есть всеединое сознание, а не всеединое сущее", ибо Абсолют, не являясь сущностью всего в мире, объемлет мир не только сознательно, но и предвечно как всезнание, всеведение и всевидение, что делает возможной процессуальность бытия. Такая установка вызвала преимущественное внимание Т. к гносеологическим проблемам с целью нахождения средств разрешения антиномии вечного и временного в познании (и бытии). Критически оценивая кантианство, Т. считает, что нужно от гносеологизма психологической школы немецкого идеализма перейти к метафизическому оправданию познания, опирающегося на отмеченное выше понимание всеединого, что и позволит найти ответ на вопрос "как возможно сознание". Материал познания весь во времени, но истина о нем в вечности и потому познание возможно как органическое единство мысли человеческой и абсолютной, когда искание истины есть попытка найти безусловное сознание (или откровение как сознание иного) в моем сознании; в единстве Истины человеческий ум должен обнаружить свое единство - истинную и подлинную норму разума, состояние которого не антиномизм (Флоренский), а противоречивость. Чем выше поднимается человек, переживая множество планов бытия и разрешая (с помощью вечно пребывающих в истине законов логики) противоречия, тем ярче светит ему единая и всецелая истина; торжество же всеединого смысла над бессмыслицей обнаруживаются при полном упразднении грани между потусторонним и посюсторонним, что удостоверяется верой. Основой различения истинного и ложного должен стать "Иоаннов критерий": всякая мысль должна быть проверена сопоставлением на соответствии реальности боговоплощения с тем, чтобы Богочеловечество было началом логической связи всех наших мыслей о вере. При этом "в безусловном сознании надо искать не объяснение происхождения нашего сознания, а обоснование его достоверности". С помощью концепции абсолютного сознания Т. преодолевает присущую философии всеединства пантеистическую тенденцию. Бог является центром и смыслом эволюции, но не ее субъектом и закрыт от нас миром как сущим становящимся, что и открывается нам в опыте, который, при всей данности в нем безусловного, не выводит человека за пределы мира, вовлекая его, тем не менее, в силу законченности времени во всеедином сознании в жизненное общение с Богом. Эту связь Т. раскрывает через понятие Софии, которую, в отличие от Соловьева, он интерпретирует не как сущность мира, а как норму, идеальный первообраз, находящийся вне мира, и который человек волен принять или отвергнуть. Особенно ярко София воплощена в иконе - "умозрении в красках". Восхождение к абсолютному сознанию позволяет разрешить основное противоречие бытия человека, абсолютного в возможности и ничтожного в действительности. Осознание бессмысленности "бесконечного круга всеобщей суеты" предполагает существование "круга бесконечной полноты", о чем свидетельствует тоска по всеединству, совесть. Пересечение горизонтального и вертикального направлений жизненных стремлений символизируется крестом. Крестный путь к Богу и есть смысл жизни отдельного человека и человечества как достижение идеальной полноты бытия или совершенного Богочеловечества, надежды всей твари. Ряд работ Т. посвятил философскому анализу судьбы России, пси-холегии русского народа, духовных причин катастрофы 1917. Подвергая резкой критике идеи русского мессианства, Т. подчеркивает, что вместе с другими народами русский народ должен выполнять общее христианское дело на пути к всеединству. Желаемое народом "иное царство" имеет смысл лишь как категория духовная, а не вульгарно-материальная. Г.Я. Миненков

  1. трубецкойТрубецкой Евгений умеренный либерал. Был одним из лидеров русского националлиберализма и представителем религиозномистического направления в русской философии. Вступив о...1000 биографий
  2. трубецкойТрубецкой Сергей Николаевич профессор философии Московского университета редактор журнала Вопросы философии и психологии. Главные труды Метафизика в древней Греции Уч...1000 биографий
  3. трубецкойимя собств. сущ. муж. родаТрубецькойот словаem Трубецкая имя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. трубецкойСергей Николаевич князь российский религиозныйфилософ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессори в первый выборный ректор Московского университе...Большой энциклопедический словарь II
  5. трубецкойНиколай Сергеевич Москва Вена лингвист философ культуролог. Сын русского религиозного философа С.Н. Трубецкого окончил Московский университет в г. слушал лекции в Лейпц...Геоэкономический словарь-справочник
  6. трубецкойкнязь Сергей Петрович Трубецкой полковник член Северного Общества управлял его делами вместе с Н. М. Муравьевым и кн. Оболенским был намечен в диктаторы во время подгот...Исторический справочник русского марксиста
  7. трубецкойНачальная форма Трубецкой единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  8. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич русский религиозный философ правовед общественный деятель. Окончил Московский университет . Преподавал в ряде университетов профессор Моско...Новейший философский словарь
  9. трубецкойТрубецкой кого кому рос. прзв....Правописний словник Голоскевича
  10. трубецкой.strong ТРУБЕЦКОЙ Алексей Никитич князь боярин воевода. Руководил рядом приказов дипломатическими переговорами х гг. Участвовал в переговорах с посольством Б. М. Хмельни...Русская энциклопедия
  11. трубецкойДмитрий Тимофеевич кн. воевода боярин. Один из организаторов и участников борьбы против польск. итервенции . Претендент на рус. престол....Словарь полководцев II
  12. трубецкойТРУБЕЦКОЙКнязья Трубецкие получили свое родовое прозвание по находившемуся в их владении городу Трубецку ныне Трубчевску Брянской области. ФИсточник Словарь русских фамил...Словарь фамилий
  13. трубецкойh Трубецкойbig сущ.муж.одуш.i ед.вин. Трубецкого целую от души.Пс. ед.твор. их поважнее гораздо чином с Трубецким получишь отгадку уморительные людиПс. С Трубецким буду...Словарь языка Грибоедова
  14. трубецкой.Алексей Никитич ум. рус. политич. воен. деятель и дипломат сер. в. князь боярин с . Возвышение Т. связано с царствованием Алексея Михайловича. В возглавлял приказы С...Советская историческая энциклопедия
  15. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич князь российский религиозный философ правовед. Брат С.Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о всеединстве с ортодокса...Современная энциклопедия
  16. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович князь декабрист полковник . Участник Отечественной войны и заграничных походов русской армии . Один из организаторов Союза спасения Союза ...Современная энциклопедия
  17. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московског...Современная энциклопедия
  18. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Павел Паоло Петрович князь российский скульптор. Импрессионистические живописные по лепке статуэтки Лев Толстой на лошади конный памятник Александру III в С...Современная энциклопедия
  19. трубецкойТРУБЕЦКОЙ наст . фам. Нольден Юрий Павлович русский писатель. В е гг. подвергался репрессиям отбывал заключение в лагере. С сер. х жил в Германии. Сборники стихов Петерб...Современный энциклопедический словарь
  20. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Никита Юрьевич князь генералфельдмаршал . С генералпрокурор Сената в президент Военной коллегии....Современный энциклопедический словарь
  21. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич князь российский религиозный философ публицист общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в первый выборный ректор Московского...Современный энциклопедический словарь
  22. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Климентий Николаевич р . российский ученый академик РАН . Труды по теории открытой разработки месторождений при комплексном освоении недр. Государственная прем...Современный энциклопедический словарь
  23. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович князь декабрист полковник. Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из организаторов Союза спасения Союза благоденствия и Севе...Современный энциклопедический словарь
  24. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Павел Паоло Петрович князь российский скульптор. Представитель импрессионизма. Живописные по лепке статуэтки Лев Толстой на лошади конный памятник Александру ...Современный энциклопедический словарь
  25. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич князь российский религиозный философ правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о всеединстве с ортодокса...Современный энциклопедический словарь
  26. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич князь российский языковед. Сын С. Н. Трубецкого. Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка. Разработал принципы фонологии и морфон...Современный энциклопедический словарь
  27. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Дмитрий Тимофеевич князь боярин воевода. В в Тушинском лагере. В один из руководителей го и го земских ополчений и временного земского правительства. Прете...Современный энциклопедический словарь
  28. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Алексей Никитич князь боярин воевода. Руководил рядом приказов дипломатическими переговорми х гг. Участник русскопольской войны и русскошведской войны пода...Современный энциклопедический словарь
  29. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич [. Москва. Новороссийск] рус.em религ.em философ правовед и обществ. деятель князь. Последователь и друг Вл. Соловьва брат С. Н. Трубецкого. ...Философская энциклопедия
  30. трубецкойТрубецкойПавел Паоло Петрович Интра Италия ИнтраПалланца Италия итальянский скульптор русскоамериканского происхождения представитель импрессионизмаem. Систематическог...Художественная энциклопедия
  31. трубецкойУбой Турок Турбо Тур Тук Туй Туер Трубецкой Трок Трек Торец Тор Ток Той Теор Руцкой Руте Рубец Рот Рок Рой Роек Рет Рей Оцет Отруб Отец Отек Орт Орк Окб Обр Обкрут Обет О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  32. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич религиозный философ сформулировал свое видение проблемы философии культуры путем критич. переосмысления творч. наследия Вл. Соловьева а так...Энциклопедия культурологии
  33. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич лингвист этнолог культуролог. Родился в Москве в семье философа С.Н. Трубецкого. Уже в лет проявил осознанный интерес к языкознанию и этног...Энциклопедия Культурология XX век
  34. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич религиозный философ история античной мысли и теория познания. Культурологич. идеи Т. развертывались в русле метафизики Всеединства Вл. Солов...Энциклопедия Культурология XX век
  35. трубецкойТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич религиозный философ сформулировал свое видение проблемы философии культуры путем критич. переосмысления творч. наследия Вл. Соловьева а такж...Энциклопедия Культурология XX век