Новейший философский словарь II

ТРЕЛЬЧ

(Trocltch) Эрнст (1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы: "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм, Т. конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возможностям. Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего. Вслед за М. Вебером с его типами рациональности, Т. различает формальную и материальную философию истории. Материальная философия истории - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие, которое следует отличать от естественнонаучного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также представляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение, происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости. Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ историчности культурных явлений Т. переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозное объединение" и др.). Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях. Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса значимого элемента этой действительности. Д.М. Булынко

  1. трельчTroeltsch Эрнст немецкий теолог философ историкрелигии один из основателей социологии религии....Большой энциклопедический словарь II
  2. трельчТРЕЛЬЧ Trocltch Эрнст немецкий философ и теолог автор трудов по социологии религии и философии истории. С профессор в Гейдельберге с в Берлине. Основные работы Соци...Новейший философский словарь
  3. трёльчTroeltsch Эрнст .II. .II. немецкий протестантский теолог философ социолог и историк. Проф. теологии в Бонне с Гейдельберге с проф. философии в Берлине с . Примыкал к ...Советская историческая энциклопедия
  4. трельчТРЕЛЬЧ Troeltsch Эрнст немецкий теолог философ историк религии один из основателей социологии религии....Современный энциклопедический словарь
  5. трельчТРЕЛЬЧ Troeltsch Эрнст нем. протестантский теолог историк и политик. Изучал лютеранскую теологию в унтах Эрлангена Гттингена и Берлина. Экстраординарный проф. в Бонне ...Философская энциклопедия
  6. трёльчТРЛЬЧ Troeltschem Эрнст нем. протестантский теолог философ социолог и историк религии. Учился в в Эрлангене Берлине Геттингене испытав влияние А. Ричля. В Т. был вика...Энциклопедия культурологии
  7. трельчТРЛЬЧ Troeltsch Эрнст нем. протестантский теолог философ социолог и историк религии. Учился в в Эрлангене Берлине Геттингене испытав влияние А. Ричля. В Т. был викари...Энциклопедия Культурология XX век
  8. трельчТрельч Troeltsch Эрнст . Хаунштеттен Аусбург . Берлин нем. теологпротестант историк религии философ социолог. Проф. Гейдельбергского и Берлинского университетов. Ис...Энциклопедия социологии