Новейший философский словарь II

"ОСЕВОЕ ВРЕМЯ"

0 - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать "углублению нашего осознания современности". Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожеств-лением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более, что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы "лишь в мерцании многозначных символов". Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом "философской веры", отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается "О.В." - период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Унанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой "О.В." Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы "доосевых" культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться» человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. "О.В." является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта "осевой эпохи". В.Н. Фурс

  1. осевое времяконцепт введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с по вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести ве...Евразийская мудрость от А до Я
  2. осевое времяфилософскоисторическая категория введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Я...История философии
  3. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯstrongфилософскоисторическая категория введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мы...История философии II
  4. осевое времяу К.Ясперса время между и гг. до Р.Х. когда закончилась победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового сознания. Победители фило...Краткий религиозно-философский словарь
  5. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯ философскоисторическая категория введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли....Новейший философский словарь
  6. осевое времяосьтк уаыт...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  7. осевое времябелдеулк уаыт...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  8. осевое времяпериод VIIIII в.в. до н.э время возникновения ценностей современной цивилизации эпоха зарождения греческой философии и философско религиозных систем Азии. В этот промежу...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  9. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯ термин К. Ясперса обозначающий период между и вв. до н.э. когда произошел резкий поворот в истории появился человек современного типа и образовалась как б...Философская энциклопедия
  10. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯ философскоисторическая категория введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли....Энциклопедия История философии
  11. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯ одно из ключевых понятии в культуролог мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с по до н.э. когда определились масштабы и проблемы всего последую...Энциклопедия культурологии
  12. осевое времяОСЕВОЕ ВРЕМЯ одно из ключевых понятии в культуролог мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с по до н.э. когда определились масштабы и проблемы всего последу...Энциклопедия Культурология XX век