Новейший философский словарь II

"ВЕЩЬ В СЕБЕ"

0 - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. в С". Кант трактует "В. в С." как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. как источник всех наших созерцаний. В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В. в С.) в качестве исходного материала нашего познания: "Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению". В. в С. - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил т. обр. исходным пунктом кантовской "Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции. Со стороны В. в С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит "аффи-цирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. в С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой В. в С. в философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. в С., т.е. постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., - с другой. Благодаря такой трактовке В. в С. стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта - Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться; понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. в С. - непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания. Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии. Амбивалентность в понимании В. в С. связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в "Критике практического разума" идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В. в С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. в С. как бы удваивается: мир В. в С. отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. в С. лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В. в С. может аффинировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего познания. Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В. в С. подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого идеализма - Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же - Гегель - выступал гл. о. против тезиса о непознаваемости В. в С. и наличия непреодолимого барьера между ней и явлением. Т.Г. Румянцева

  1. вещь в себеВещь в себе С немецкого Das Ding in sich.Буквальный перевод известного понятия из труда Критика чистого разума немецкого философа Иммануила Канта . Философ имеет в виду ...Словарь крылатых слов и выражений
  2. вещь в себеВещь в себе философский термин означающий вещи как они существуют сами по себе или в себе в отличие от того какими они являются для нас в нашем познании. Различие это ра...Большая Советская энциклопедия II
  3. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ litu [NPu usu.u subjcomplu with copula subju abstru concru orby extensionhuman fixed WOu] of phenomena which are unfathomable to the human mind by extension...Большой русско-английский фразеологический словарь
  4. вещь в себе. Книжн.em Нечто непостижимое загадочное не раскрывшее своей истинной сущности. . Шутл. или Ирон.em О скрытном непонятном для окружающих человеке. emgt Калька с нем. das ...Большой словарь русских поговорок
  5. вещь в себенем. Ding an sich философское понятие означающее вещикак они существуют сами по себе в себе в отличие от того как ониявляются для нас в познании одно из центральных поня...Большой энциклопедический словарь II
  6. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ нем. Ding an sich философское понятие означающее вещи как они существуют сами по себе в себе в отличие от того как они являются для нас в познании одно из це...Большой Энциклопедический словарь V
  7. вещь в себефилософский термин означающий вещи как они существуют сами по себе в отличие от того какими они являются для нас в нашем познании....Глоссарий философских терминов
  8. вещь в себенем. Ding an sich Ding an sich selbst англ. thing in itself филос. термин обозначающий вещи существующие сами по себе независимо от чел. познания и практики см. Деятельн...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. вещь в себеодно из центральных понятий гносеологии а затем и этики Канта. Данное понятие обозначающее вещи как они существуют вне нас сами по себе в себе в отличие от того какими он...История философии
  10. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕstrongодно из центральных понятий гносеологии а затем и этики Канта. Данное понятие обозначающее вещи как они существуют вне нас сами по себе в себе в отличие ...История философии II
  11. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ одно из центральных понятий гносеологии а затем и этики Канта. Данное понятие обозначающее вещи как они существуют вне нас сами па себе в себе в отличии от т...Новейший философский словарь
  12. вещь в себев философииem рч у соб....Російсько-український словник сталих словосполучень
  13. вещь в себеthing in itself непонятный скрытный...Русско-английский технический словарь
  14. вещь в себефилос thinginitselfСинонимы непонятный скрытный...Русско-английский юридический словарь
  15. вещь в себефилос. Синонимы непонятный скрытный...Русско-китайский словарь
  16. вещь в себевещь в себе прил. колво синонимов загадка непонятный непостижимый ноумен скрытный Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы непонятный скрытный...Словарь синонимов II
  17. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ немецкое Ding an sich философское понятие означающее вещи как они существуют сами по себе в себе в отличие от того как они являются для нас в познании одно из...Современная энциклопедия
  18. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ нем . Ding an sich философское понятие означающее вещи как они существуют сами по себе в себе в отличие от того как они являются для нас в познании одно из це...Современный энциклопедический словарь
  19. вещь в себефилософский термин означающий вещи такими какими они существуют сами по себе. В природе пожалуй кроме Вселенной никакая вещь сама по себе отметим что сама по себе это не...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  20. вещь в себеDing an sich Ding an sich selbst нем. Важнейшее понятие кантовской философии. В строгом смысле означает вещь со стороны тех ее свойств которые не зависят от человеческог...Термины кантовской философии
  21. вещь в себефилософское понятие И.Канта означающее вне нас находящиеся предметы наших чувств но о том каковы они сами по себе мы ничего не знаем а знаем только их явления т. е. предс...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  22. "вещь в себе"ВЕЩЬ В СЕБЕ Ding an sich thing in itself chose en soi cosa in se филос. термин означающий вещи как они существуют сами по себе или в себе в отличие от того какими они яв...Философская энциклопедия
  23. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ нем. Dingan sich англ. thing in itself фр. chose en soi филос. термин для обозначения вещи какой она существует сама по себе или в себе в отличие оттого како...Философская энциклопедия
  24. вещь в себеDing an sich thing in itself chose en soi cosa in se филос. термин означающий вещи как они существуют сами по себе или в себе в отличие от того какими они являются для н...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  25. вещь в себеметафизическое понятие ставшее одним из основных в философии Канта. В этом понятии фиксируется различие между вещами как они существуют сами по себе и вещами для нас т.е ...Философские категории
  26. вещь в себепо Канту вещь существующая для себя самой независимо от познающего субъекта истинное бытие проявления которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти проявления и...Философский энциклопедический словарь II
  27. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ одно из центральных понятий гносеологии а затем и этики Канта. Данное понятие обозначающее вещи как они существуют вне нас сами по себе в себе в отличие от т...Энциклопедия История философии
  28. вещь в себеВЕЩЬ В СЕБЕ нем. Ding an sich Ding an sich selbst иногда Gegenstand an sich одно из центральных понятий критической философии И. Канта известное однако в тех или иных ва...Энциклопедия эпистемологии и философии науки