Новейший философский словарь II

АГНИ

ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни — религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в книгах Учения, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е.И. и Н.К. Рерихами (см.: Рерихи, семья), записанными в 20-40-е 20 ст. во время странствий и жизни семьи Рерихов в Индии, Тибете, других восточных странах. Учение А.И. состоит из следующих книг: 1) Листы сада Мории. Зов. 2) Листы сада Мории. Озарение. 3) Община (монгольский и рижский варианты). 4) А.И. 5) Беспредельность, ч. 1, ч. 2. 6) Иерархия. 7) Сердце. 8) Мир Огненный, ч. 1,ч. 2, ч.З. 9) АУМ. 10) Братство. 11) Надземное (эта книга не была издана при жизни Е.И. Рерих). Одна из главных целей А.И. — "огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений" (Е.И. Рерих). А.И. претендует на синтез всех йог и религий, на объединение их духовных практик, выражение их сущности, указывает на единую бытийную, духовно-энергетическую основу мироздания — Пространственный Огонь. Эта стихия выдвигалась как сущностная во многих учениях и религиях: священный Огонь Зороастра, огонь Гермеса, Гераклита и стоиков, египетский "Пта-Ра", Бог Агни в индуизме, "Бог есть Огонь" в христианстве. А.И. обобщает этот духовный опыт и продолжает цепь учений жизни. Философская основа А.И. строится на двух центральных идеях тайноведения (эзотерического учения): 1) неотделимость и неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной; 2) Единство основного элемента Духо-Материи: "Материя есть кристаллизованный Дух", а "Дух есть определенное состояние Материи". Законы жизни едины для всего Мира. Путь эволюции проходит через физические и духовные ступени, включая общественный и государственный строй, и применение космических законов послужит усовершенствованию их форм. Кос-могенезис и антропогенезис А.И. заключает в себе "Тайную Доктрину" Блаватской. Космология А.И. представляет Вселенную множеством миров, в которых существует жизнь на разных ступенях развития сознания. Земля — один из таких миров, где проходит совершенствование человеческий дух. Выделяют три основных плана бытия: 1) Мир Плотный (физический); 2) Мир Тонкий (астральный); 3) Мир Огненный (ментально-духовный). Другие сферы жизни станут доступными и понятными на более высоких ступенях совершенства человечества. "Новая ступень близится человечеству — сообщение с дальними мирами" — говорится о будущем направлении эволюции. Беспредельность — одно из основных понятий в А.И., описывающее космическую эволюцию жизни и неограниченные возможности развития самого человека, его творческого потенциала. Беспредельность тождественна по смыслу с Абсолютом. Духовной основой мироздания, благодаря которой происходит движение по направлению совершенствования, является Иерархия Света, Братство, Высокие Духи, объединившиеся ради труда на Общее Благо. Иерархия есть и закон Мироздания, и планомерное сотрудничество, и духовная "Лестница Иакова", по которой восходит человеческий дух в устремлении к источнику Света, в познании Истины. Человек, по А.И., — микрокосмос, подобный Макрокосмосу. "Человек" — это дух, идущий через века. Внутреннюю сущность человека составляет огненное тело. Признавая учение о перевоплощении, А.И. раскрывает законы эманации духа на землю, его воплощения и эволюцию, опираясь на духовно-практический опыт жизни великих Подвижников духа. Важнейшим онтологическим положением А.И. является учение о мысли. А.И. стремится обобщить опыт мировых религий и философий о мысли: древняя мудрость Индии говорит — мысль есть первоисточник мироздания, Будда указывал на значение мысли, слагающей сущность человека. Лао-Цзы, Конфуций, Христос, все Учителя и великие мыслители учили силе мысли. От великого Платона, сказавшего — "мысли управляют миром", до современных ученых мысль утверждается как важнейший творящий и движущий фактор мира. Мысль, по А.И., является тончайшей энергией мироздания. В современную эпоху "энергетического мировоззрения" (Н.К. Рерих) А.И. дает понятие о психической энергии, которая есть великий АУМ древних учений. Психическая энергия есть всеначальная энергия, она лежит в основе проявления Мира, запечатлевает образы на космической субстанции и олицетворяет духовность и устремление. Под разними именами она упоминается в религиях и философиях: Дух Святой в христианстве, София у эллинов, Са-расвати индусов, солнечный Митра персов и др. В гносеологии А.И. исходит из древнейшего принципа всех мировых учений и философий — "познай самого себя" и дает изложение учения о центрах, чакрах человеческого организма: "...центры дадут человечеству новую ценную науку...". А.И., синтезируя мистический опыт индуизма, буддизма, каббалы, суфизма, исихазма, указывает на семь главных центров, соответствующих семи принципам человека. Семь принципов суть: 1) физическое тело; 2) астральный образ; 3) Кама; 4) низший Манас; 5) высший Манас; 6) Буддхи; 7) Атма. Семь центров суть: 1) муладхара (физический), 2) свадхист-хана (половой), 3) манипура (солнечное сплетение); 4) ана-хата (сердце), 5) вишудха (горловой), 6) адана (межбровный), 7) сахасрара (мозговой). Развитие огненных центров необходимо для эволюции человеческого духа и восприятия тончайших космических энергий. Оно достигается в труде самосовершенствования, безмолвной молитве, устремленной к Высшему, и служении Общему Благу. На эволюционном пути определяющим является совершенствование сознания. Продвижение по духовной лестнице предполагает расширение и очищение сознания, утончение восприятий и постоянное устремление духа. Этика А.И. базируется на положении о единстве принципов общечеловеческой нравственности всех религий. Нравственные законы, как и законы космические, законы Бытия — едины для всего человечества. Базисом этической философии А.И. является тезис о том, что "все должно быть совершено человеческими руками и человеческими ногами". Высшие знания постигаются только в жизни, в ежедневном труде, насыщенном любовью, творчеством и лучшими устремлениями человеческого сердца. Первоосновой этических принципов является сердечность (искренность). Сердце выдвигается как срединное начало, связующее со всеми Мирами, как средоточие жизни и духа, как Солнге и Храм человека. Только чистое сердце способно воспринимать тончайшие энергии и быть очистителем и оздоровителем жизни. А.И. предостерегает от низших психических явлений (медиумизм, одержание или бесовство, психизм), от занятий хатха-йогой, от механических способов воздействия на центры. Социологическая доктрина А.И. выделяет три основных особенности современной эпохи, "ближайшие дары эволюции": 1) психическую энергию, управляющую народными движениями, развитием рас и наций; 2) кооперацию (или общинность) человеческого социума, и стремление к всечеловеческому единству; 3) женское движение, тенденцию к утверждению равноправия мужского и женского начал. Основу этических и социально-политических изменений должен составить труд на общее Благо. В учении А.И. содержатся многие медицинские, астрологические, научные, психологические и другие знания, рассматривающие жизнь во всех ее многообразных аспектах. В.В. Лобан

  1. агниБог или принцип огня....Yoga Vedanta Dictionary
  2. агниодин из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев А. олицетворял св. огонь имеющий очистительную силу....Атеистический словарь
  3. агниодин из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев А. олицетворял св. огонь имеющий очистительную силу....Атеистический словарь II
  4. агнибог огня в древнеиндийской ведической религии См. Ведическая религия....Большая Советская энциклопедия II
  5. агнибог огня в ведической религии....Большой энциклопедический словарь II
  6. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Большой энциклопедический словарь III
  7. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Большой Энциклопедический словарь V
  8. агнив вед. и индуист. миф. бог огня домаш. очага жертв. костра. А. гл. из земных богов персониф. священ. огня стоит в центре основн. др.инд. ритуала. Осн. функция А. посред...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. агнив вед. и индуист. миф. бог огня домаш. очага жертв. костра. А. гл. из земных богов персониф. священ. огня стоит в центре основн. др.инд. ритуала. Осн. функция А. посред...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. агнисанс.огонь в различных учениях и школах Востока Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божествАгни Вайю Сурья А....Евразийская мудрость от А до Я
  11. агниОгонь бог огня. В Ригведе второе по числу упоминаний божество культ крого сохраняет черты восходящие к индоиранскому периоду в гимнах его образ еще не отграничивается о...Индуизм
  12. агниАгни в мифах древних индийцев бог огня домашнего очага жертвенного костра. Как посредник между людьми и богами Агни жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на н...Исторический словарь
  13. агнив ведийской мифологии бог огня...Краткий справочник мифологических терминов
  14. агниАГНИ древнеиндийское agni огонь ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как поср...Литературная энциклопедия
  15. агни[древнеиндийское agni огонь]ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как посредни...Литературная энциклопедия II
  16. агниАГНИ древнеиндийское agni огонь ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как поср...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. агниАгни индуист. огонь бог огня домашнего очага и жертвенного костра один из главных богов индуистского и ведийского пантеона....Мифологический словарь
  18. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Новый большой англо-русский словарь II
  19. агниф.п. агни ведалы тазартушы дай...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  20. агниважнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетворяет священный огонь имеющий очистительную силу. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры....Религиоведческий словарь
  21. агниОдна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона.Источник Религиозный словарь Санскр. Бог Огня в Веде самый старший и почитаемый среди Богов Индии. Он один из тре...Религиозные термины
  22. агниагни ведалы тазартушы дай...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  23. агниАГНИ индейск. миф. бог огня. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. АГНИ санскр. agni огонь. Индийский бог огня. Словарь иностранных сл...Словарь иностранных слов русского языка
  24. агниагни сущ. колво синонимов бог Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог...Словарь синонимов II
  25. агнибог огня в др.инд. ведической религии.Синонимы бог...Советская историческая энциклопедия
  26. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Современный энциклопедический словарь
  27. агнидр.инд. Agni огонь в ведийской и индуистской религии бог огня жертвенного костра домашнего очага. Агни главный из земных богов. Он означает очищающий огонь священный симв...Человек и общество
  28. агниАгни санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента но и носителем жертвы и благодаря этом...Энциклопедический словарь
  29. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Энциклопедический словарь естествознания
  30. агнисанскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента но и носителем жертвы и благодаря этому пос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  31. агниАГНИдр.инд. Agni букв. огонь в ведийской и индуистской мифологии бог огня домашнего очага жертвенного костра. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Ин...Энциклопедия мифологии