Энциклопедия мифологии

АГНИ

АГНИ

(др.-инд. Agni, букв. «огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место послеИндры(ок. 200 гимнов). А. - главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в цетре основного древнеиндийского ритуала.
Основная функция А. - посредничество между людьми и богами (А. - божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. При слабой антропоморфизации А. (часто не ясно, идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у А. три головы, РВ I 146, 1, и ни одной головы, IV 1, 11; VI 59,6). Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п.) и т. д. - ср. волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV 1, 11) и даже одежды. Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине А. (-огня). У А. множество ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра; он и старый и молодой (I 144,4; II 4, 5; X 4,'5). Именно для А. характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, Агни, - Индра..., ты, Агни, - царь Варуна..., ты Анша..., ты, Агни, - Тваштар..., ты, Агни, - Рудра...» (II 1; V 3 и др.). По этой же причине А. постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами. Также многочисленны версии происхождения А.: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители - небо и земля (III 1 и др.). А. - сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он един (бог) и множествен (жертвенные костры); говорится о тройственной природе А.: он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (X 45).
Многоформенность и абстрактность А.способствовали философским спекуляциям об А. как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание (X 88 и др., особенно - упанишады и некоторые поздние концепции), или как о свете, присутствующем среди людей и внутри человека (VI 9). В поздних гимнах «Ригведы» обсуждаются вопросы о соотношении небесного огня с бесчисленными земными огнями. Но для большинства гимнов характерно, что А. горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живёт в воде; знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете, правит законом; приводит богов на жертвоприношение. А. дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму. Многочисленны имена А., хотя высшее из них хранится в тайне (X 45, 2): он -асура,пожиратель жертвы, первыйАнгирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхаратаи т. п.; из его эпитетов особенно известны: Джатаведас - «знаток всех существ» [или «знающий о (предшествующих) рождениях»], Танунапат - «сын самого себя». Вайшванара - «принадлежащий всем людям», Нарашанса - «хвала людям». Связи А. с богами очень многообразны. В текстах А. выступает совместно садитьями,Индрой,марутами, Ямой, Сомойи др., но эти связи, как правило, не образуют сюжета. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых А. действует вместе с человеческими персонажами (ср.: А. освобождает Атри, Х 80, 3; А. должен доставить Аулану на небо, Х 98, 11; А. иПуруравас,А. и Ушидж, А. иМану,А. иАю,А. иДадхьянчи др.).
В эпический период А. сохраняет свои прежние функции. Функция А. как космической силы вводится в рамки учения о четырёх мировых периодах (см.Юга), а функция А. как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Как особое божество А. отходит на второй план, становясь одним из четырёх или восьми хранителей мира (см.Локапалы); ему отдаётся во власть юго-запад, иногда и восток.
Из отдельных сюжетов и мотивов с участием А. можно отметить несколько: скрывается в водах, расчленяется и распределяется («Брахаддевата»), ср. ведийский мотив исчезновения А. и его укрывания в водах; А. прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт.-самх., Мбх.)-; А. соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср. Мат.-пур.); А. превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх. III); повинуясьБрихаспати,А. оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры (сказание оНахуше,Мбх. V); мудрец Бхригу проклинает А. за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I); А. исцеляет Индру (V); А. посылается Индрой к царю Марутте (XIV); А. как предводительвасу(напр., в войне с Раваной, «Рамаяна»); при создании богиниКалиА. даёт ей глаза, копьё («Маркандейя-пурана»); А. - сын Ангираса (пураны), но Ангирас - приёмный сын А. (Мбх. Ill); A. - муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения, и др. Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки. В них А. обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо). Культ обожествлённого огня в том виде, как он засвидетельствован в ведах, восходит к периоду индо-иранского единства (ср. «Авесту»). Впрочем, само имя А. обнаруживает надёжные индоевропейские параллели, ср. слав. огнь, литов. ugnis, лат. ignis и др. Следы А., возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс. до н. э. в Малой Азии.
Лит.:Ригведа, М., 1972, с. 93-110, 270-83;
Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 84-87; Holtzmann A., Agni nach den Vorstellungen des Mahâbhârata, Strassburg, 1878; Hertel J., Die arische Feuerlehre, Bd 1, Lpz.. 1925; Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes Agni, в сб.: Asiatica. Festschrift F. Weller, Lpz., 1954, S. 247-88; Harle J. C., Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1962, № 1, p. 1-17 и др.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Синонимы:
бог


  1. агниБог или принцип огня....Yoga Vedanta Dictionary
  2. агниодин из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев А. олицетворял св. огонь имеющий очистительную силу....Атеистический словарь
  3. агниодин из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев А. олицетворял св. огонь имеющий очистительную силу....Атеистический словарь II
  4. агнибог огня в древнеиндийской ведической религии См. Ведическая религия....Большая Советская энциклопедия II
  5. агнибог огня в ведической религии....Большой энциклопедический словарь II
  6. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Большой энциклопедический словарь III
  7. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Большой Энциклопедический словарь V
  8. агнив вед. и индуист. миф. бог огня домаш. очага жертв. костра. А. гл. из земных богов персониф. священ. огня стоит в центре основн. др.инд. ритуала. Осн. функция А. посред...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. агнив вед. и индуист. миф. бог огня домаш. очага жертв. костра. А. гл. из земных богов персониф. священ. огня стоит в центре основн. др.инд. ритуала. Осн. функция А. посред...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. агнисанс.огонь в различных учениях и школах Востока Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божествАгни Вайю Сурья А....Евразийская мудрость от А до Я
  11. агниОгонь бог огня. В Ригведе второе по числу упоминаний божество культ крого сохраняет черты восходящие к индоиранскому периоду в гимнах его образ еще не отграничивается о...Индуизм
  12. агниАгни в мифах древних индийцев бог огня домашнего очага жертвенного костра. Как посредник между людьми и богами Агни жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на н...Исторический словарь
  13. агнив ведийской мифологии бог огня...Краткий справочник мифологических терминов
  14. агниАГНИ древнеиндийское agni огонь ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как поср...Литературная энциклопедия
  15. агни[древнеиндийское agni огонь]ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как посредни...Литературная энциклопедия II
  16. агниАГНИ древнеиндийское agni огонь ср. латинск. ignis русское огонь индийское божество огня. Гимны к А. которыми начинаются почти все книг РигВеды восхваляют его как поср...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. агниАгни индуист. огонь бог огня домашнего очага и жертвенного костра один из главных богов индуистского и ведийского пантеона....Мифологический словарь
  18. агниЙОГА или Живая Этика Учение Жизни религиознофилософское учение претендующее на синтез древней мысли Востока а также научных достижений и духовнопрактического опыта совре...Новейший философский словарь II
  19. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Новый большой англо-русский словарь II
  20. агниф.п. агни ведалы тазартушы дай...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  21. агниважнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетворяет священный огонь имеющий очистительную силу. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры....Религиоведческий словарь
  22. агниОдна из наиболее почитаемых богинь ведического пантеона.Источник Религиозный словарь Санскр. Бог Огня в Веде самый старший и почитаемый среди Богов Индии. Он один из тре...Религиозные термины
  23. агниагни ведалы тазартушы дай...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. агниАГНИ индейск. миф. бог огня. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. АГНИ санскр. agni огонь. Индийский бог огня. Словарь иностранных сл...Словарь иностранных слов русского языка
  25. агниагни сущ. колво синонимов бог Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог...Словарь синонимов II
  26. агнибог огня в др.инд. ведической религии.Синонимы бог...Советская историческая энциклопедия
  27. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Современный энциклопедический словарь
  28. агнидр.инд. Agni огонь в ведийской и индуистской религии бог огня жертвенного костра домашнего очага. Агни главный из земных богов. Он означает очищающий огонь священный симв...Человек и общество
  29. агниАгни санскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента но и носителем жертвы и благодаря этом...Энциклопедический словарь
  30. агниАГНИ бог огня в ведической религии....Энциклопедический словарь естествознания
  31. агнисанскритское название огня и бога огня. Последний является не только олицетворением светящей и поражающей силы этого элемента но и носителем жертвы и благодаря этому пос...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона