Новая философская энциклопедия

ЭПИСТЕМЫ

исторически изменяющиеся структуры, *исторические априори*, которые определяют условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период. Понятие Э. является основным в книге М. Фуко *Слова и вещи. Археология гуманитарных наук* (1966; рус.пер. М., 1977). В европейской культуре нового времени Фуко выделяет три Э.: возрожденческая (XVI в.), классического рационализма (XVII XVIU вв ) и современная (с конца XVIII начала XIX в. и по настоящее время) . Основной упорядочивающий принцип это соотношение между *словами* и *вещами*. Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной эпохи. Для Возрождения характерным является тождественность слов и вещей, классический рационализм характеризуется тем, что слова и вещи опосредованы представлением, а современность характеризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические факторы опосредуют слова и вещи. Фуко интересуют условия возможности дискурсивных практик в широкой амплитуде их выражения. При этом предполагается зафиксировать структуры и зависимости, проявляющиеся на различных уровнях организации сознания и культуры. Познание рассматривается вне всякого критерия рациональной ценности или объективности форм. Исследованию подлежит не история нарастающего совершенствования познания, а история условия ее возможности. Фуко говорит, что в результате исследования должны выявиться *появляющиеся в пространстве знания конфигурации, обусловившие всевозможные формы эмпирического познания*. Речь идет не столько об истории в традиционном смысле слова, сколько о какой-то разновидности *археологии*. Существует определенное тождество и различие между понятием Э. и парадигма. Оба понятия указывают на своеобразие структурных принципов определенной эпохи. Но если парадигма описывает внутринаучные регулятивы, то Э. вычленяет культурно-исторический срез познавательной установки. Т. X. Керимов