Новая философская энциклопедия

ЭМЕРДЖЕНТ

(англ. emergent внезапно возникающий, от лат. emerge появляюсь, возникаю) новое качество (вещь, явление, процесс), рождающееся как бы из ничего и внезапно, безо всяких видимых поводов, условий и причин. Феномен прерывания постепенности в процессах развития по-разному объясняется прошлыми и современными диалектическими учениями; классическая философская теория скачка предложена Гегелем. С середины XIX в. идея о скачкообразных изменениях входит в естествознание благодаря методологическим новациям в биологии. Импульс шел из Англии от теории эволюции Ч. Дарвина и эволюционистского позитивизма Г Спенсера. Вероятно, термин *Э.* впервые в эволюционистском смысле употребил в 1875 г. философ и журналист Дж. Г. Льюис, отвергавший механицизм в биологии. Затем понятие Э. легло в основание *теории эмерджентной эволюции* в трудах двух англичан философа-неореалиста С. Александера (*Пространство, время и божество*, 1927) и биолога и философа К. Л. Моргана (*Эмерджентная эволюция*, 1927). Они объясняли многообразие мира происшедшей серией эмердженций, т. е. внезапных скачков, появляющихся по воле Бога из пространства-времени. Э., как типу внезапного изменения, противопоставляется обычное количественное изменение (*результат*). Э. невозможно рационально объяснить или логически вывести из предшествующих уровней существования исходных элементов; он объявляется *простой целостностью*, неразложимой на части. Теория Э. родственна организмическим теориям, холизму, учению А. Бергсона о творческой эволюции, а также материалистическим учениям о самодвижении материи (марксизму, *научному реализму*). Так, Бергсон сравнивал эволюцию с творчеством художника заранее нельзя сказать, что получится в конце творческого акта, поэтому телеологизм и историцизм (да и любой иной детерминизм) мало годятся для объяснения внезапно появляющегося нового качества *вообще* и тем более генезиса высшего из низшего. Д. В. Пивоваров