Новая философская энциклопедия

РЕЛИГИЯ

(от лат. religio восстановление или воспроизводство лиги, связи) стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от направлений поиска абсолюта Р. можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. Эгоцентрическая Р. налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим подлинным *я* как самодостаточным микрокосмом на основе принципа *Познай самого себя*. Подчас индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в *я* вся историческая смена людей, начиная с Адама и Евы. Эгоцентрическая религиозность, возможно, является основанием субъективного идеализма и имманентной философии. В XX центрические Р. существуют в формах теизма, пантеизма и атеизма. Подразделение Р. на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические позволяет применять понятие Р. как по отношению к отдельному человеку (Р., исповедуемая только данным индивидом, в единственном числе), так и по отношению к большим социальным группам, обществу (Р. как социальная связь). Р. во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем прервалась, и ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей; г) в определенную Р. будут постепенно вовлекаться все больше людей и она станет всеохватывающей. История человечества знает множество разнообразных Р., но все они так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения. Р. одна из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида. Различают понятия Р., веры, церкви и конфессии. Можно, например, верить в существование Бога, но не искать с Ним связи или порывать эту связь. Так, Эпикур, признавая существование богов, полагал, что они не вмешиваются в дела людей и связь между людьми и богами отсутствует. Вместе с тем вера в существование Полноты Бытия (абсолютного *я* *внутри меня*, социальной софии или Бога) является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа. Существует церковная и внецерковная религиозность. Церковь особый тип самоуправляемой религиозной организации, она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и культа и противопоставляет их иноверцам; сплачивая единоверцев, церковная религиозность в то же время раскалывает человечество на разные церкви. Смягчению остроты противоречий между тенденциями церковного объединения и размежевания людей частично способствовало все более широкое распространение мировых Р., однако вряд ли в обозримом будущем возникнет единая Р. всего человечества. В церкви различают видимое тело (собрание верующих, иерархию из клира и паствы, храмы и т. д.) и невидимые духовные отношения между единоверцами, а также между верующими и абсолютом. Богом. Руководителем *невидимой церкви* христиане считают Господа Иисуса Христа. Отношение верующих к своей церкви бывает строгим или либеральным. Конфессионализм (исповедование) строгий образ мысли и поведения, неукоснительное соблюдение всех догматов, обрядов, устава и правил своей церкви. Ортодоксальности и консервативности конфессионализма противоположны либерализм, модернизм и индифферентизм. Внецерковная и внеконфессиональная религиозность одна из реалий Р. Осознание феномена внеконфессиональной религиозности позволило в свое время И. Канту противопоставить конфессиональную традицию и веру. Различие истинной религиозной веры и конфессионализма наглядно может быть показано на примере Иисуса Христа, делающего добрые дела в *день покоя* (субботу) и осуждаемого за это фарисеями, неукоснительно чтящими букву Торы. Так что подчас истинная связь с Богом входит в противоречие с конфессионализмом и церковным уставом. Всякая религиозная доктрина вырастает из ответов на три взаимосвязанных вопроса: а) есть ли абсолют (Бог); б) как Его познать; в) как к Нему практически относиться? В зависимости от признания того или иного образа абсолюта и от характера ответов на эти вопросы возможны различные дефиниции сущности Р. В религиоведческой литературе наиболее распространены следующие определения Р.: а) вера в сверхъестественное (Плотин), б) восстановление связи с Богом как Полнотой Бытия, Иеговой (монотеизм), в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлейермахер), г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер), д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор), е) олицетворение и умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер), ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс), з) чувство священного (Дж. Хаксли), и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (3. Фрейд), к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Д. Фишер), л) вера в судьбу (Д. Б. Пратт), м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед), н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюи). Вероятно, каждое из этих определений описывает ту или иную грань реально противоречивой и богатой сущности Р., но не всю сущность Р. как совокупности отношений между человеком и абсолютом. Неточно оценивать Р. либо как нечто *противопоказанное* человеческому прогрессу, либо, напротив, как безусловно *полезное*. На определенных этапах истории Р., действительно, прослеживаются те враждебные общественному прогрессу черты, которые теоретически гипертрофировал научный атеизм, противопоставляя Р. культуре, разуму, науке, истине. Однако в целом сущность Р. не сводится к этим отрицательным чертам. Нацеленная на сближение верующих и притяжение их к священному объекту Р. более походит на любовь, нежели на ненависть. Не случайно среди верующих распространено выражение *Бог есть любовь*, а Л. Фейербах даже пытался в любви увидеть безусловное творящее начало: *любовь есть Бог*. Вместе с тем любовь подчас способна переходить в ненависть, когда обожествляемый объект не отвечает взаимностью. Взаимопереходы любви, веры и надежды в отношении священных предметов характеризуют динамику религиозной духовности и душевности. Э. Дюркгейм своеобразно раскрыл специфику социальной функции Р., показав, что религиозные представления выражают коллективные реальности, а потому авторитетны для индивидов. Согласно гипотезе Дюркгейма, категории всецелости, общества и божественности суть различные аспекты одного и того же понятия *божественное социальное*, а Р. идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества. Существо Р. в сакрализации базовых социальных связей. Дополняя дефиницию Р. как связи человека и общества с абсолютом подходом Дюркгейма, можно определить Р. как поиск и установление сакральных связей, обеспечивающих индивиду и (или) социальным группам потребную целостность. Это определение позволяет достаточно просто отличить Р. от всех иных форм общественного духа, тоже по-своему консолидирующих людей: процедура сакрализации базовых ценностей принципиально отличает Р. от философии, искусства, мифологии, науки, морали. Все формы сознания проникают друг в друга и опираются друг на друга. В зависимости от степени проникновения в них Р. существуют религиозная и светская философия, религиозный и нерелигиозный миф, религиозная и публичная мораль и т. д. Вместе с тем не следует сводить Р. к социальной сакральности, ибо существует также и отношение *индивид абсолют*. Вся история монотеистических религий сопряжена с воспеванием гимнов не только Богу, но и Его великим пророкам. Эти Р. в своем истоке обязаны не столько обезличенному обществу, сколько Кришне, Аврааму, Зороастру, Моисею, Гаутаме, Иисусу Христу, Мохаммаду, Бахаулле, возвестившим Божью Волю через Гиту, Авесту, Тору, Трипитаку, Новый завет. Коран и Китаб-и-Агдас. Периоду массового распространения любой из этих Р. предшествовал период одиночества их основоположников. Гонимый пророк какой-либо возникающей монотеистической Р. по сути в единственном числе (либо с несколькими сподвижниками) состоял в обновляющейся связи с Богом. И лишь спустя некоторое время новая Р. обретала социальный характер. Ветхозаветный рассказ о Ное, тщетно пытавшемся убедить толпы грешников спастись от неминуемого потопа в ковчеге, служит яркой иллюстрацией мысли об исторической первичности героя-индивида, вступившего в прямую духовную связь с Богом, и о вторичности социального аспекта монотеизма. В зеркале социологии Р. верующий отображается как усредненная социальная единица, связанная с другими единицами через сакральные идеалы. Психология Р. проникает в интимное религиозное переживание индивида. Индивидуальное *я* чаще всего находится именно в ре-лигиозной связи с абсолютом, т. е. постоянно теряет и восстанавливает эту связь. *Я* терзается сомнениями, угрызениями совести, радуется преодолению сомнений и обретению прежней веры. Например, рядовой христианин лишь внешне кажется истым верующим, в глубине же души он мечется между признанием Единого Бога и Троицей, сомневается и не сомневается в непорочном зачатии Иисуса Христа, в Его телесном воскрешении после Голгофы. Сомнения развеиваются при перечитывании Нового завета и исторических свидетельств о воскрешении Сына Человеческого. Потребность в периодически повторяющемся священнодействии, в обрядах и перечитывании Писания, благодаря чему вера исцеляется, укоренена в верующем. Эта потребность внешне проявляется в кроне религиозных институтов и коллективного культа. Динамика религиозных убеждений описывается тремя основными моделями, относящимися к внутреннему миру индивида. Первая из них *модель откровения*: индивид внезапно постигает новую правду, в свете которой все его прежние верования видятся как заблуждения, и он стремится переменить весь свой прошлый образ мысли и поведения. Откровение приходит ему либо свыше, либо в мистическом прозрении, либо через трагический опыт, либо через столкновение с ранее неведомыми реалиями. Вторая модель *модель континуитета*: вера индивида плавно изменяется под влиянием рефлексии над идейными основаниями своих убеждений; постепенное обновление содержания веры ведет к качественному скачку и обретению новых убеждений. Врастание прежней веры в новую часто происходит на уровне подсознания, сам же момент скачка редко фиксируется самосознанием и осознается задним числом. Логическая и фактическая необходимость, а не каприз или мода обусловливают такого рода ревизионизм, перевертывание убеждений и прозелетизм. Третья модель *модель ренегатства* отвечает конформистскому мироотношению, логике борьбы и потребности в поиске врагов. Ее суть в том, что рядовой верующий принимает новую Р. не из-за выстраданных убеждений, а из удобства *быть как все* и корыстных побуждений. Не последнюю роль в такого рода смене убеждений играет подражание распространяющейся в обществе моде. Скорее всего, религиоведческий портрет верующего будет точнее, если в нем в той или иной пропорции будут совмещены все три взаимодополняющие модели. Проблема роли Р. в культуре имеет три наиболее общих решения. Согласно *сакральной модели культуры*, Р. генотип культуры, именно из нее вырастает культурный фенотип, все духовное и материальное разнообразие национального и межнационального бытия. *Светская модель* выводит главные свойства культур из образцов хозяйственной жизни народов (географический детерминизм, мальтузианство, экономический детерминизм) ; при этом Р., например согласно марксизму объявляется пережиточным, надстроечным и второстепенным явлением. Крах советской культуры как следствие исторического поражения социоцентрической Р. большевизма (культа пролетарского вождя, КПСС, избранного пролетарского класса, советского народа как высшей исторической общности людей) с особой очевидностью показал, что Р. не частный, а системообразующий фактор всякой культуры. *Синтетическая модель культуры* объединяет первую и вторую модели: генотип культуры противоречивое единство религиозных и хозяйственных идеалов, несводимое ни к духовному, ни к материальному началу. Культура имеет духовную и материальную грани, не разъемлется на некую чисто *духовную культуру* и *материальную культуру*. Устойчивое материальное производство не может начаться, пока между людьми не возникнет доверие и не будут освящены Р. те идеалы, на которых покоятся семья, быт, разделение труда, присвоение и распределение совокупного продукта, социальные коммуникации. М. Вебер обосновал мысль о решающей роли протестантской Р. в возникновении *духа капитализма* стремления к экономической активности, умножению капитала, бережливости, личной предприимчивости и т. п. Этот дух материализовался в экономических отношениях капитализма и консолидировал их правовой нормой святости частной собственности. Напротив, норма святости государственной собственности обусловливает социалистические производственные отношения. Из первой и третьей моделей роли Р. в культуре выводится суждение о со-вечности Р. и общества, а человек определяется как трудовое и религиозное существо. Из второй модели может следовать вывод о том, что Р. возникла на сравнительно высоком уровне развития общества и со временем исчезнет. Например, К. Маркс полагал, что Р. исчезает по мере развития социализма. Без строгого определения критерия религиозности и роли Р. в культуре научные рассуждения о времени зарождения Р. невозможны. В условиях политической борьбы духовных лидеров монотеистических Р. подлинные учения великих пророков подменяются конъюнктурной герменевтикой, уходят в тень. Искажаемый религиозный идеал обращается в инструмент для достижения эгоистических вожделений и утрачивает некогда живительную силу. С увяданием Р. заболевает весь организм культуры, а с ее реформацией культура обретает новое дыхание. Так, средневековый застой в некоторых сферах христианской культуры прекратился, когда М. Лютер и другие подвижники начали Реформацию; протестантизм во многом обусловил промышленную революцию, расцвет науки, литературы, техники в Европе. Ныне многие культуры испытывают кризис, и движение назад к истоку, религиозному фундаменту культуры рассматривается фундаменталистами как выход из положения. Религиозный фундаментализм, характерный, в частности, для современного христианства и ислама, закономерная реакция общественного организма на кризисные явления в культуре. Фундаментализм движим целью придать стареющей культуре свежий импульс жизни, возродить на новом уровне гармоническое соотношение материальной и духовной сторон цивилизации. Не следует отождествлять между собой Фундаментализм и экстремизм, хотя они нередко пересекаются друг с другом. Фундаментализм сопряжен с созидательным смыслом, тогда как экстремизм с разрушением культуры. Не всякая культура, находящаяся в положении стагнации, способна реформироваться и выжить. С исчезновением подпитывающей ее Р. она разрушается, ввергая общество в хаос. Все основные мировые религии возникли на Востоке в местах первоначального расселения древнего человека. Восточное происхождение этих религий можно объяснить, во-первых, тем, что народы Востока имеют наибольший объем исторического житейского опыта. Их многотысячелетняя социальная память концентрирует информацию о многократных повторениях всех способов общественного производства, распределения и потребления благ, а также о пробивающихся сквозь циклы истории новообразованиях. Длинные волны каждого из известных историкам экономических укладов жизни несколько раз достигали экстремальных величин и вновь затухали в Древнем Китае, Индии, Египте, Персии. Во-вторых, причину восточного происхождения мировых религий можно объяснить и так: не имеющие себе равных на Западе величины демографического давления обусловливали не только массовое взаимоуничтожение коренных племен и народов Востока, но также бурное перемешивание культур этнических групп; взаимопроникновение и синтез их культур обусловливали рождение мировых религий. В отличие от науки, добивающейся наилучших результатов в познании различных частей природного и социального мира, Р. наиболее эффективна в открывании смыслов жизненной целостности индивида, общества, космоса. Наука и религия способны взаимодополнять друг друга, хотя между ними с необходимостью возникают противоречия: нельзя познать части, если не знать ускользающего от научной рациональности целого, а знание целого без знания его частей крайне несовершенно. Целое не поддается в полной мере абстрактнологическому анализу и вещеподобному восприятию, не сводимо к сумме своих частей. В освоении целого всегда есть место иррациональным и интуитивным формам опыта. Р. предлагает и сакрализирует смыслы жизненных целостностей как по причине их исключительной ценности для человека, так и по причине их таинственности. В течение тысячелетий Р. накопила множество способов интуитивно-мистического осмысления природных целостностей и иррациональных эффектов человеческого действия. Р. учит человека жить с истиной *Благими намерениями вымощена дорога в ад*. Кто формирует или открывает исходные постулаты той или иной Р., превращающиеся со временем в базовые и сакрализованные идеалы соответствующей культуры? Этот вопрос известен как проблема героя и толпы, и в ее решении существуют три традиции. Первая традиция выражается *элитарной моделью*: подлинный герой (пророк, гений в какой-либо области жизни, знания) открывает или изобретает новый идеал, остальные же люди постепенно признают нововведение и начинают его культивировать. Герой знает, что вначале народ осмеет его, отвернется от пророка (*Нет пророка в своем отечестве*). Но герой все-таки горячо верит, что внесенное им совершенство рано или поздно будет принято почти всеми людьми. Это может произойти и после смерти героя. Т. о., формирование базового идеала носит характер *оптимистической трагедии*. Под истинным героем народники, например, понимали именно непонятого вначале пророка, но не фальшивого кумира толпы. В. И. Суриков воплотил народническую модель в полотнах *Боярыня Морозова* и *Степан Разин*. Согласно *элитарной модели*, религиозные пророки периодически открывают и подвигом своих жизней утверждают новые смыслы эволюции человечества. Всякий новый религиозный смысл эволюции человечества суммирует и видоизменяет идеалы предшествующих Р. Так, Иисус Христос добавил к открытой Буддой формуле спасения человека принципы искренности (открытости другим людям) и любви; Мохаммад расширил эту формулу добавлением принципов коллективной взаимопомощи и опоры на традиции; Бахаулла присовокупил к ней принципы *Относись к другому лучше, чем к самому себе!* и *Спастись можно лишь превращением всего человечества в единый субъект*. Вторая модель генезиса всеобщих религиозных идеалов *модель собора*: социально и профессионально разделенные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совместного дополнения своих сущностных сил поиском универсального посредника всеобщего священного идеала. Путем взаимного совещания и договора они коллективно находят решение, выдвигают на пьедестал избранную личность, учреждают законы поведения и государственной жизни, определяют основные правила и нормы деятельности. Возделывание принятых священных образцов переходит в традиции. Всеобщность религиозного идеала объясняется учетом мнения всех участников первичного собора, совещания, общины. Демократически-общинную модель фундаментальных идеалов русской жизни развивали, например, некоторые сторонники славянофильства. Третья модель *модель индивидуальной эволюции*: каждый индивид в принципе способен путем постепенной эволюции стать разносторонне развитой личностью и быть независимым от всех в вопросе производства и выбора идеалов, и каждый рано или поздно дорастет до творения собственных идеалов, собственной Р. Этот взгляд восходит к позитивизму и эволюционизму Г. Спенсера, выражая надежды и чаяния класса свободных предпринимателей. Сторонники данной модели релятивизируют индивидуальные и общественные идеалы. *Сверхчеловек* Ф. Ницше также в некотором смысле может рассматриваться как образец всесторонне развитого человека будущего, единолично творящего потребные ему идеалы. Оборотная сторона этой модели ее логическое завершение в лозунге *Все дозволено!*. Вероятно, каждая из трех моделей по-своему освещает какой-то реальный момент процесса становления идеалов Р. Самые важные сакральные идеалы, возможно, имеют элитарное происхождение, привносятся в общество пророками, родоначальниками религиозных традиций. В отличие от Священного Писания, запечатлевающего базовые идеалы определенной культуры, Священное Предание трансформирует эти идеалы соборным путем и окончательно формирует традицию. Каждый отдельный член культурного сообщества по-своему преломляет авторитетные идеалы, когда включает их в свое мироотношение. Индивид либо вырастает до их глубокого понимания, либо перерастает их и порывает с ними, становясь диссидентом. Идеалы же менее общего порядка могут иметь более прозаическое происхождение твориться обычными людьми, создаваться индивидуально или коллективно, появляться во внезапном озарении или через напряженный мозговой штурм. Так или иначе в производстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов ? участвуют все члены религиозной общности, благодаря чему Р. становится неразъемлемой на части культурной целостностью. Согласно доктрине прогрессивного откровения Бахауллы, у истоков каждой формы социальной общности (семьи рода, племени, народа, полиса, нации) стоял какой-либо религиозный пророк ныне забытый или известный нам· Авраама называют отцом народов, а Мохаммада организатором первой в мире арабской нации. Человечество как бы переходит из младших классов в старшие, от менее широкой социальной общности ко все более крупной, преодолевая кризисные переходные этапы. Возможно, сейчас начинается эпоха объединения всего человечества, требующая выработки и сакрализации новых базовых идеалов. Д. В. Пивоваров

  1. религиякультураstrong догматический этическийstrong религия догматическая этическая культурасубъективное наивное донаучное мифологизированное общественное мировоззрениесовоку...Идеографический словарь русского языка
  2. религияСм. эстетическийВ. В. Виноградов.История слов бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джа...История слов
  3. религиясогласно З. Фрейду специфическая форма мировоззрения образованная как результат насильственного вытеснения бессознательных влечений и действия комплекса Эдипа. Религия в...Словарь практического психолога
  4. религияРЕЛИГИЯ см.также АТЕИЗМ НЕВЕРИЕ БОГ ВЕРА ИУДАИЗМ ХРИСТИАНСТВО ХРИСТИАНЕ ЦЕРКОВЬ Религия это убеждение что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэто...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. религиялат. rcligio набожность святыня предмет культа одна из форм обществ сознания отражение действительности в иллюзорнофантастич. образах представлениях понятиях. По своей с...Атеистический словарь
  6. религиялат. rcligio набожность святыня предмет культа одна из форм обществ сознания отражение действительности в иллюзорнофантастич. образах представлениях понятиях. По своей с...Атеистический словарь II
  7. религиярелигия от лат. набожность почитание святыни система традиций обрядов и соответствующего поведения основанная на определенном духовном учении. Наиболее распространенные ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. религиясогласно З. Фрейду специфическая форма мировоззрения образованная как результат насильственного вытеснения бессознательных влечений и действия комплекса Эдипа. Религия в...Большая психологическая энциклопедия
  9. религияРЕЛИГИЯ от лат. rcligio благочестие набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфич. действия культ iкрые осн...Большая советская энциклопедия
  10. религияот лат. religio благочестие набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия Культ которые основ...Большая Советская энциклопедия II
  11. религия. вера в существование души Тайлор а также связанные с этим верованияем учреждения и практика храмы молитвы и др. . культурно универсальная система убеждений и церемоний...Большая энциклопедия по психиатрии
  12. религияж. religione f confessione вероисповедание конфессия свобода религии libert di culto исповедовать религию professare una religione Итальянорусский словарь. Синонимы бах...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  13. религиярелигия ж Religion f cСинонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. религияжReligion f бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм индуизм...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. религияж.religin f...Большой русско-испанский словарь
  16. религиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  17. религияж. religion f исповедовать религию professer une religion...Большой русско-французский словарь
  18. религияДержать религию.strong Дон.em Придерживаться религиозных взглядов. СДГ .Синонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедан...Большой словарь русских поговорок
  19. религияreligion . Вера в существование души Тайлор а также связанные с этими верованиями учреждения и практика. . Унифицированная система верований и практики по отношению к св...Большой толковый социологический словарь
  20. религияангл. religion нем. Religion. . Соц. институт включающий систему соц. норм ролей установленных обычаев верований и ритуалов культов предписаний стандартов поведения орга...Большой толковый социологический словарь II
  21. религияж.religion fисповедовать религию professer une religion бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  22. религияот лат. religio набожность святыня предмет культамировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение испецифические действия культ основана на вере в существ...Большой энциклопедический словарь II
  23. религияРЕЛИГИЯ от лат. religio набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основана на вере...Большой Энциклопедический словарь V
  24. религиясм.u государственная религия. бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм ...Большой юридический словарь
  25. религияРЕЛИГИЯ см. Государственная религия....Большой юридический словарь II
  26. религияот лат. religio набожность святыня одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений основанных на вере в существование бога или богов в сверхъест...Военная педагогика
  27. религияот лат. religio благочестие набожность святыня предмет культа одна из форм культуры мировоззрение основанное на поклонении высшим силам а также освящение норм морали. З...География населения мира
  28. религияот лат. religio восстановление или воспроизводство лиги связи . Мировоззрение миропонимание мироощущение а также связанное с ними поведение людей определяемое верой и бл...Глоссарий философских терминов
  29. религияРЕЛИГИЯ от лат. religio благочестие набожность предмет культа форма идеалистич. мировоззрения а также соответствующее поведение и специфические действия культ связанные ...Демографический энциклопедический словарь
  30. религиялат.соединять связывать образ мыслей чувств и действий обусловленный верой в сверхъестественное и допускающий возможность непосредственного общения с ним см. Вера религио...Евразийская мудрость от А до Я
  31. религияПри крайней расплывчатости термина религия и часто противоположных друг другу ценностных суждениях с ним связываемых очень трудно описать место религии в индуизме. В само...Индуизм
  32. религияРелигия мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанные на вере в существование Бога или богов. Исторические фор...Исторический словарь
  33. религияРЕЛИГИЯ и ж. religion f. нем. Religion пол. religia ampLT лат. religio. strong. Несовместимые с научным миропониманием взгляды и представления основанные на убеждении и с...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  34. религиялат. набожность святыня предмет культа .В широком смысле религия это система высших абсолютных ценностей и преданное отношение к ним. Все люди в этом смысле религиозны...История и теория культуры
  35. религиядуховное учение вместе с внешними обрядовыми формами в которых различные народы и отдельные в них общества проявляют свою веру в Бога создавшего мир планирующего порядок ...Казачий исторический словарь-справочник
  36. религиядуховное учение вместе с внешними обрядовыми формами в которых различные народы и отдельные в них общества проявляют свою веру в Бога создавшего мир планирующего порядок ...Казачий словарь-справочник
  37. религиярелигия христианскй религия христианская религия...Коми (зырянский)-русский словарь
  38. религияобщая связь всех природных атрибутов. Критериологически религия это единство Этики музыкального мотива смысла Высшей Идеи суггестии стиха аранжировки множества исполните...Краткий критериологический словарь
  39. религиявера в сверхъестественные силы управляющие миром. Это извращенное фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил. Всякая ре...Краткий политологический толковый словарь
  40. религияот лат. relegere вновь воспроизвести religari соединить себя связь с Высшим со Святым открытость и доверие к Нему готовность принять в качестве руководящих начал своей жи...Краткий религиозно-философский словарь
  41. религияэто система верований и ритуалов с помощью которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным форма общественного сознания....Краткий словарь по социологии
  42. религиясистема верований ритуалов действий отдельных индивидов групп общностей определяемых верой в существование сверхъестественного священного и реализуемых в определенных соц...Краткий социологический словарь
  43. религияДать определение религии вообще как и допустим овощам вообще невозможно. Однако в Европе религией вообще называются великие религии или религии книг т.е. брахманизм будди...Краткий философский словарь предрассудков
  44. религияreligion Относительно представления Фрейда о том что религиозные идеи являются иллюзиями осуществлением самых древних сильных и самых настоятельных желаний человечества с...Критический словарь психоанализа
  45. религияРелигия religio...Латинский словарь
  46. религияРелигия Одна из основ общества. Нужна народу однако не в очень большом количестве. Религия наших отцовem произносить с благоговением.Синонимы бахаи браманизм брахманиз...Лексикон прописных истин
  47. религияи ж.em Мировоззрение несовместимое с научным миропониманием основанное на вере в существование бога сверхъестественных сил управляющих миром.Религия есть один из видов ду...Малый академический словарь
  48. религиякорень РЕЛИГИ окончание Я Основа слова РЕЛИГИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой РЕЛИГИ Я Слово Религия содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  49. религияНачальная форма Религия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  50. религияreligion мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение основанные на вере в существование сверхъестественного. В опред. смысле Р. это склонность человек...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  51. религияРЕЛИГИЯ лат. religio благочестие набожность святыня мировоззрение миропонимание мироощущение а также сопряженное с ними поведение людей определяемое верой в существован...Новейший философский словарь
  52. религиялат. religio благочестие набожность святыня мировоззрение миропонимание мироощущение а также сопряженное с ними поведение людей определяемое верой в существование сверх...Новейший философский словарь II
  53. религиярелигия ж. Одна из форм общественного сознания совокупность представлений основанных на вере в существование высших сил и существ Бога и богов которые являются предмето...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  54. религиятрадиционная этимология связывает этот термин с лат. religio relegere связь связывать религия следовательно будет связью между людьми система верований догм и практики р...Новый философский словарь
  55. религияВ основном система убеждений с либо институциализированными либо традиционно определяемыми моделями церемоний. Многими исследователями религия рассматривается как культу...Оксфордский толковый словарь по психологии
  56. религияВ основном система убеждений с либо институциализированными либо традиционно определяемыми моделями церемоний. Многими исследователями религия рассматривается как культу...Оксфордский толковый словарь по психологии
  57. религиярелигия религия и...Орфографический словарь
  58. религияu жu Р.u Д.u Пр.u религии мн.u религии Р.u религий бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосиз...Орфографический словарь русского языка
  59. религияВ социологии существует два основных подхода к определению Р Э. Дюркгейм религия определяется с точки зрения ее социальных функций религия это система соотносимых с об...Основные социологические термины
  60. религиялат. вера это особая форма общественного и индивидуального сознания признающего господство внешних сил Бога над человеком заслуживающих послушания поклонения и почитани...Основы духовной культуры
  61. религияВера духовная вера вероисповедание богопочитание или основные духовные убеждения. Одна из форм общественного сознания. Совокупность представлений основанных на вере в све...Основы православной культуры
  62. религиярелигия религии религии религий религии религиям религию религии религией религиею религиями религии религиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  63. религияОрфографическая запись слова религия Ударение в слове религия Деление слова на слоги перенос слова религия Фонетическая транскрипция слова религия [рилига] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  64. религияотношения человека с Богом либо с некими иными потусторонними силами.Синонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание в...Православный энциклопедический словарь
  65. религияот лат. religio набожность святыня благочестие мировоззрение мироощущение а также соответствующее поведение определяемое верой в существование Бога божества чувство свя...Профессиональное образование
  66. религияReligo. I. P. греков была в древнейшие времена в так называемый пеласгический период обоготворением природы но не сами предметы природы как они представляются нашим чувст...Реальный словарь классических древностей
  67. религияЭтимологически термин восходит к латинскому глаголу religate связывать. Религия как явление включает в себя ряд компонентов вероучение верования составляющие систему догм...Религиозные термины
  68. религиярелигия иСинонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм и...Русский орфографический словарь
  69. религияgodsdiens eo religio...Русский-африкаанс словарь
  70. религияЖ din....Русско-азербайджанский словарь
  71. религияж.religion faith сравнительная религия теистическая религия...Русско-английский психологический словарь
  72. религиярелигия ж.ireligion...Русско-английский словарь
  73. религиярелигия ж. religion....Русско-английский словарь II
  74. религияfaith religion...Русско-английский словарь политической терминологии
  75. религиясущ.исповедовать религию to exercise profess religion worshipотказываться от своей религии to abandon ones religion бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм ве...Русско-английский юридический словарь
  76. религияN...Русско-армянский словарь
  77. религияРэлгя...Русско-белорусский словарь
  78. религиярэлгя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  79. религияvalls бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм индуизм исл...Русско-венгерский словарь
  80. религиярелигия ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  81. религиярели Синонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм и...Русско-ивритский словарь
  82. религияж дн мусульманская религия мсылман дн христианская религия христиан дн...Русско-казахский словарь
  83. религиядн...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  84. религиядн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  85. религияж. дин....Русско-киргизский словарь
  86. религияzngjio вероисповеданиеem xnyngСинонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм ...Русско-китайский словарь
  87. религияDin...Русско-крымскотатарский словарь
  88. религиядин...Русско-крымскотатарский словарь II
  89. религияreliija...Русско-латышский словарь
  90. религияШашин штлэг бишрэл...Русско-монгольский словарь
  91. религияж. Religion f....Русско-немецкий словарь
  92. религияReligion...Русско-немецкий юридический словарь
  93. религияGodsdienst...Русско-нидерландский словарь
  94. религиярелигияж ....Русско-новогреческий словарь
  95. религияreligion бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм индуизм ис...Русско-норвежский словарь
  96. религия...Русско-персидский словарь
  97. религияreligia...Русско-польский словарь
  98. религияжreligio f бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм индуизм ...Русско-португальский словарь
  99. религияРелигияdini...Русско-суахили словарь
  100. религиярелигия дин мазаб...Русско-таджикский словарь
  101. религияж дин мусульманская р. ислам дине христианская р. христиан дине...Русско-татарский словарь
  102. религияж бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зороастризм индуизм ислам исп...Русско-турецкий словарь
  103. религияdin...Русско-узбекский словарь Михайлина
  104. религияf...Русско-финский словарь
  105. религияnboenstv vra...Русско-чешский словарь
  106. религиясущ.жен.тн христианская религия христиан тене Христос тен языческая религия ырусал тн...Русско-чувашский словарь
  107. религияrelijon.strong religion frmmande religionerчужие религии...Русско-шведский словарь
  108. религияReligion...Русско-шведский словарь II
  109. религия.strong religioon.strong usk usund...Русско-эстонский словарь
  110. религияИндивидуально система ориентиров метапсихическому психейному попытка возврата к архаическим родовым началам. Сакральные тексты тех или иных религий не допускают ни прямог...Сверхкраткий философский словарь
  111. религияРЕЛИГИЯРелигия это убеждение что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным н...Сводная энциклопедия афоризмов
  112. религияот лат.em religio благочестие набожность святыня предмет культа. В домикенское и микенское время содержание Р. определялось культом предков роскошные гробницы и возникши...Словарь античности
  113. религияРЕЛИГИЯ лат. religio от предл. re и ligare связывать. Отношение которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание вера вообще признание и почитан...Словарь иностранных слов русского языка
  114. религиянабожность святыня предмет культа одна из форм общественного сознания отражение действительности основанное на специфическом мироощущении основанном на вере в существова...Словарь исторических терминов
  115. религияот лат. religio набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанные на вере в сущ...Словарь конфликтолога
  116. религиярелигия см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  117. религиярелигияСм. вера....Словарь синонимов II
  118. религиярелигия См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. религия вероисповедание исповедание вера верования па...Словарь синонимов II
  119. религиярелигия вероисповедание исповедание вера верования парсизм монотеизм ислам конфуцианство верование выбор связь синто сабеизм вероучение буддизм синтоизм верованье зороаст...Словарь синонимов
  120. религиясоциальный институт включающий верования и ритуалы основанные на представлении о сакральном святом. Это форма общественного сознания выступающая в рамках социального инст...Словарь справочник по социальной работе
  121. религияОт латинского religio набожность святыня предмет культа. Мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанные на вере...Словарь терминов по правам человека
  122. религияРЕЛИГИЯ см. Государственная религия.Синонимы бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джа...Словарь юридических терминов
  123. религияh религияbig сущ.жен.неод.i ед.твор. убеждает ему верить и он религиею истинного армянина еще более ихРЗ. ед.пр. Султан о религии толковал очень порядочно в БахчисараеПу...Словарь языка Грибоедова
  124. религиямировоззрение и мироощущение основанные на вере в сверхъестественное в существование одного или несколько богов. В трудах З. Фрейда содержались различные высказывания о р...Словарь-справочник по психоанализу
  125. религияот лат. reeligio набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанных на вере в Бога...Словарь-справочник по философии
  126. религиялат. religio одна из древнейших идеологич. форм находит свое выражение в ритуальных и мифологич. системах деятельности культовых оргций ориентации массового сознания и л...Советская историческая энциклопедия
  127. религияот лат. religio благочестие набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфич. действия культ крые основываются ...Советский философский словарь
  128. религияРЕЛИГИЯ от латинского religio набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанные ...Современная энциклопедия
  129. религияРЕЛИГИЯ от лат . religio набожность святыня предмет культа мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основана на вере...Современный энциклопедический словарь
  130. религияСон связанный с религией предвещает значительные перемены в жизни. Если во сне вы ударились в богоискательство и ведете серьезные разговоры на религиозные темы значит на...Сонник от А до Я
  131. религиялат. religio благочестие набожность святыня мировоззрение миропонимание мироощущение а также сопряженное с ними поведение людей определяемое верой в существование сверхъе...Социологическая энциклопедия
  132. религияRELIGION В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого вслед за Э.Дюркгеймом Durkheim религия определяется с точки зрения ее социа...Социологический словарь
  133. религияВерования разделяемые членами некоторого сообщества включая символы к которым относятся с чувством благоговения и поклонения а также ритуальные действия. Не во всех религ...Социология
  134. религияобщие для данной социальной среды способы мышления чувствования и действия которые сфокусированы на сфере сверхъестественного или потустороннего и основываются на верован...Социология права. Словарь специальных терминов
  135. религиясистема верований и ритуалов с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то что находит сверхъестественным и священным....Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  136. религияот лат. благочестие святыня такая форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной естественный воспринимаемый органами чувств и по...Тематический философский словарь
  137. религиядуховный суррогат претендующий на некоторую высшую духовность. Понятие относится к тем о которых стоит поговорить и явление не такое безобидное как кажется на первый взгл...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  138. религиярелигия сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего религииstrong чему религииstrong вижу что религиюstrong чем религиейstrong о чм о религииstrong мн. что религи...Толковый словарь Дмитриева
  139. религияРЕЛИГИЯ ж. лат. вера духовная вера исповеданье богопочитание или основные духовные убежденья. Религиозный обряд обряд веры. Религиозный человек верующий твердый в вере. Р...Толковый словарь живого великорусского языка
  140. религиярелигия [лат. religio] одна из форм отражения действительности в фантастических образах представлениях понятиях главным определяющим признаком религии является вера в ре...Толковый словарь иностранных слов
  141. религияРЕЛИГИЯ и ж. . Одна из форм общественного сознания совокупностьдуховных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы исущества богов духов крые являютс...Толковый словарь Ожегова
  142. религияРЕЛИГИЯ религии ж. латин. religio. Взгляды и представления основанные на мистике на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религи...Толковый словарь русского языка II
  143. религиярелигия религия и ж. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов духов крые ...Толковый словарь русского языка II
  144. религияРЕЛИГИЯ и ж. . Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа богов духов крые являю...Толковый словарь русского языка
  145. религияУдарение в слове религияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове религия...Ударение и правописание
  146. религияRzeczownik религия f religia f...Универсальный русско-польский словарь
  147. религиямировоззрение миропонимание мироощущение связанное с ориентацией на сверхъестественное запредельное. В самом общем виде специфическая форма общественного сознания и культ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  148. религиямиропонимание основанное на вере в существование сверхъестественного священного Абсолюта Бога который признается верховным началом мира жизни и нравственности. Основными ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  149. религияРЕЛИГИЯ от лат. religio благочестие святыня предмет культа. Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение моральные нормы и тип поведения которые основаны на вер...Философская энциклопедия
  150. религияот лат. religio культ богов .фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил которые господствуют над ними в их повседневной жизни отражение в котором земные ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  151. религияИндивидуально система ориентиров метапсихическому психейному попытка возврата к архаическим родовым началам. Сакральные тексты тех или иных религий не допускают ни прямог...Философский словарь
  152. религияСлово религия имеет много значений и длинную историю. Первоначально оно было связано с определенными обрядами унаследованными из далекого прошлого которые когдато выполня...Философский словарь разума, материи, морали
  153. религияот лат. relegio благочестие набожность святыня мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение определяемое верой в существование Бога божества чувство свя...Философский энциклопедический словарь II
  154. религияот лат. relegio благочестие набожность святыня мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение определяемое верой в существование Бога божества чувство с...Философский энциклопедический словарь
  155. религиярелигия религии религии религий религии религиям религию религии религией религиею религиями религии религиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняк...Формы слова
  156. религиялат. religio связь мировоззрение мироощущение поведение и действия основанные на вере в сверхъестественное. По содержанию религия включает в себя благочестие набожность с...Человек и общество
  157. религияодна из форм мировоззрения связанного с верой в сверхестественные силы в их влияние на жизнь людей на существование человека после смерти специфическое отражение людьми п...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  158. религиямировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ основанные на вере в существование бога или богов священного. Наиболее ранни...Экономическая география. Словарь терминов
  159. религияГилея Гелия Гиря Глия Игил Религия Рия Ярл Гея...Электронный словарь анаграмм русского языка
  160. религияФилософы и богословы определяли Р. различно выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам которому или которым...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  161. религиясм. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ. бахаи браманизм брахманизм буддизм ведаизм ведизм вера верование верованье вероисповедание вероучение вуду выбор даосизм джайнизм друидизм зо...Энциклопедический словарь экономики и права
  162. религияРелигия лат.em religio одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений основанных на вере в существование бога или богов в сверхъестественные сил...Энциклопедия культурологии
  163. религияангл. religion нем. Religion. . Соц. институт включающий систему соц. норм ролей установленных обычаев верований и ритуалов культов предписаний стандартов поведения орган...Энциклопедия социологии
  164. религияРелигияstrong. Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз. где religiai lt лат. religioi богослужебные обряды lt благочестие добросовестность суф. производного от religare...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  165. религияуже у Куракина религия релея гг. см. Христиани . Заимств. через польск. religia из лат. religio см. Преобр. II . Сюда же религиозный через нем. religios то же из лат. ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  166. религияЗаимств. в Петровскую эпоху из польск. яз. где religiaem ampLT лат. religioem богослужебные обряды ampLT благочестие добросовестность суф. производного от religareem связ...Этимологический словарь русского языка
  167. религиярелигия религияуже у Куракина религия релея гг. см. Христиани . Заимств. через польск. religia из лат. religi см. Преобр. II . Сюда же религиозный через нем. religis т...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  168. религияодна из форм общественного сознания в основе которой лежит идеалистическое отражение действительности. Суть его заключается в том что все процессы и явления природы общес...Юридическая энциклопедия