Новая философская энциклопедия

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

синтетическая мыслительная конструкция, представляющая систематические характеристики индивидуальных, значимых в своей единичности связей объектов культуры. Понятие И. т. принадлежит М. Веберу. С помощью этого понятия Вебер попытался разрешить оппозицию номотетического и идиографического методов. Тогда как номотетический метод представляет способ исследования объектов природы и предполагает подведение этих объектов под всеобщие законы, а идиографический метод способ исследования явлений культуры и ориентируется на индивидуальные, уникальные и конкретные события, задача заключалась в том, чтобы *номотетически* исследовать культурные явления. Т. е. выработать номологические понятия, которые между тем способны были бы индивидуализировать соответствующие культурные объекты. Такие номологические идеально-типические образования конструируются по принципу отнесения к ценности и культурной значимости. Общим для И. т. и научных (родовых) понятий является то, что они образуются путем абстрагирования и усиления определенных существенных элементов действительности. Отличие заключается в том, что И. т. представляют собой логически предельно развитое понятие. Кроме того, И. т. содержат суждения о *типических* условиях, что говорит об их генетическом характере. Как только понятие развивается в генетической форме с указанием *типических* условий протекания того или иного процесса, оно приобретает характер идеально-типических конструкций. Генетический характер И. т. позволяет им отойти от эмпирической действительности, которую можно только сравнивать, соотносить с ними. Ни одно родовое понятие не носит типического характера, а только объединяет общие свойства эмпирических явлений, тогда как идеально-типические конструкции выражают систему связей, лежащих в основании специфического культурного значения того или иного объекта. *Цель идеально-типических понятий всегда состоит в том, чтобы полностью довести до сознания не родовые признаки, а своеобразие явлений культуры*. *Типическое* в данном контексте не означает законосообразного. И. т. развития того или иного культурною объекта также может быть сконструирован. Конструктивность идеально-типических понятий прежде всего говорит об их противопоставленности эмпирической действительности. Идеально-типическая конструкция не просто сравнивается с действительностью, но и противопоставляется ей. Сравнение в той или иной степени предполагает соответствие. Цель же противопоставления заключается в том, чтобы обнаружить абсолютное несоответствие и тем самым выявить своеобразие и историческое значение исследуемого объекта, не укладывающиеся в сконструированный образ, что позволит исследователю более отчетливо постичь характеристики объекта, не связанные с идеальным образом. Идеально-типическая. конструкция выполняет свою логическую задачу в том случае, если обнаруживает свое несоответствие действительности. Т. о., согласно Веберу, И. т. служат просто средством совершить преднамеренно значимое сведение исторического явления к его действительным причинам. По своему содержанию И. т. конструкции утопичны, поскольку, с одной стороны, конструируются посредством мысленного доведения определенных элементов действительности до полного выражения и логического предела, а с другой они нигде эмпирически не встречаются. И. т. *это средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности*. Они ничего не изображают, а представляют средства для этого выражения. Задача научного исследования заключается в том, чтобы выяснить степени удаленности или приближенности элементов действительности этому мыслительному образу. Т. о., сравнивая И. т. конструкцию с реальной действительностью можно было бы разрешить одновременно две задачи: во-первых, выяснить эмпирически фиксируемые причины расхождения реального события с И. т., во-вторых, указать потенциальные возможности протекания тех или иных явлений. На самом деле, И. т. можно было бы концептуализировать как предельные потенциальные возможности развития социальных и культурных объектов. Вследствие того, что интерес к культурным объектам связан прежде всего с их *культурной значимостью* как результата отнесения к ценности, относительно любого культурного объекта можно было бы сформулировать бесконечное множество И. т. конструкций. И поскольку эти конструкции эмпирически неопровержимы и недоказуемы, все они могут претендовать на выражение *идеи* данного культурного объекта. Единственный критерий для оценки этих конструкций это то, в какой степени они способствуют познанию культурных объектов *в их взаимосвязи, в их причинной обусловленности и значении*. Т. о., конструирование И. т. не самоцель, а средство логически непротиворечивого познания действительности. Однако Вебер предупреждает о некоторых сложностях, связанных прежде всего со смешением теории и истории, выражающемся в форме веры в отображение *подлинного* содержания или *сущности* действительности, или в *гипостазировании идей* в качестве подлинной реальности или реальных сил, Действующих в культурной истории. Сложность обусловлена скорее сущестfiyioiiien зависимостью между идеальнотипическими конструкциями и *идеей* в смысле практической или теоретической направленности. *Идеальный тип определенного общественного состояния, сконструированный посредством абстрагирования ряда характерных социальных явлений эпохи, может... представляться современникам практическим идеалом, к которому надлежит стремиться, или во всяком случае максимой, регулирующей определенные социальные связи*. Отношение между идеей и элементами действительности, из которых абстрагируется соответствующий этой идее И. т., может принимать самые различные формы. Однако сами эти идеи можно постигнуть только с помощью И. т. Идеально-типическим конструкциям присущ еще один усложняющий их образование и функционирование момент. Дело в том, что они очень часто претендуют на значимость не только в логическом, но и в практическом смысле. В этом контексте идеи уже не просто логические вспомогательные средства, не понятия, с которыми сравнивается или соотносится эмпирическая действительность, а идеалы, ориентирующие на оценочные суждения. Поскольку идеальнотипические конструкции претендуют на практическую значимость, они вторгаются в сферу оценочных суждений. Единственным выходом из этой ситуации является, согласно Веберу, достаточно четкое разведение действительности, сравнимой или соотносимой с И. т. в логическом смысле, оценочного суждения о действительности, предопределенного существующими идеалами. *Идеальный тип* в нашем понимании... есть нечто, в отличие от оценивающего суждения, совершенно индифферентное и не имеет ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим совершенством*. Понятие идеально-типических конструкций сыграло эвристическую роль в теоретическом оформлении социальных наук, обнаружило возможности *объективного* познания в области социальных наук и социальной политики. Т. X. Керимов

  1. идеальный типмысленная конструкция создаваемая исследователем посредством выделения отд. черт реальности используемых для соотнесения и сравнения с конкретными соц.истор. объектами. Р...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  2. идеальный типпонятие введенное в социологию М. Вебером которое представляет собой мысленную конструкцию исследователя включающую набор отдельных черт социальной реальности используемы...Краткий словарь основных понятий по социологии
  3. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП методологическая категория предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств применяемых в социальном и историческом познании. Опасной...Новейший философский словарь
  4. идеальный типтеоретическая конструкция понятие или система понятий представляющая определенный аспект процесс момент связь и т. д. социальной реальности в индивидуальном своеобразии л...Основные социологические термины
  5. идеальный типумозрительная конструкция позволяющая извлечь максимум смысла из бесконечно сложных явлений мира выявить их предельно общее логическое ядро....Политология - глоссарий по книге
  6. идеальный типideal type...Русско-английский психологический словарь
  7. идеальный типкемшлксз тип...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  8. идеальный типабстрактное утверждение о важнейших особенностях любого социального феномена....Словарь справочник по социальной работе
  9. идеальный типодно из ключевых понятий социологии и теории познания Вебера. Представляет собой мыслительную конструкцию воспроизводящую своеобразие и логическикаузальную структуру обра...Современная западная философия
  10. идеальный типметодологическая категория предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств применяемых в социальном и историческом познании. Опасной ошибкой дезори...Социологическая энциклопедия
  11. идеальный типIDEAL TYPE Толкование идеальнотипических конструкций в социологии сопряжено со значительной неразберихой. Внимание обществоведов на идеальные типы впервые обратил М. Вебе...Социологический словарь
  12. идеальный типideal type. Конструкция в которой подчеркиваются основные черты рассматриваемого социального объекта не обязательно существующего в реальности. Примером может служить иде...Социология
  13. идеальный типтипизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция созданная с целью выработки...Социология. Словарь
  14. идеальный типопределенный образсхема состояний и процессов как если бы они происходили без отклонений и помех которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпириче...Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  15. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП термин М. Вебера обозначающий понятие отсылающее к культурноисторическим объектам интерпретированным в свете определенных ценностей. Определения таких поня...Философская энциклопедия
  16. идеальный типпонятие социологической теории М. Вебера обозначающее теоретическую конструкцию понятие или систему понятий представляющую определенный аспект социальной реальности в его...Философский глоссарий
  17. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП упрощенная схематич. концептуализация социальных феноменов социальных связей процессов институтов групп и т.д.em применяемая в качестве инструмента научного...Энциклопедия культурологии
  18. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП упрощенная схематич. концептуализация социальных феноменов социальных связей процессов институтов групп и т.д. применяемая в качестве инструмента научного ...Энциклопедия Культурология XX век
  19. идеальный тип. см. ТИП ИДЕАЛЬНЫЙ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии