Философская энциклопедия

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
— термин М. Вебера, обозначающий понятие, отсылающее к культурно-историческим объектам, интерпретированным в свете определенных ценностей. Определения таких понятий находятся между реальными определениями (определениями-описаниями) и номинальными определениями (определениями-предписаниями). По Веберу, ключевые понятия социальных и гуманитарных наук представляют собой И.т. Напр., основные понятия теории капитализма К. Маркса («капитализм», «частная собственность», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» и др.) являются И.т., т.е. существуют в контексте, или в координатах, определенных ценностей. Вебер упрекает Маркса не за использование подобного рода понятий (без них невозможно вычленение самого исторического «объекта», являющегося предметом исследования), а за то, что их определения представляются чистыми описаниями, никак не связанными с ценностями и являющимися истинными или ложными, как и все реальные определения. Понятие И.т. вводилось Вебером в рамках общей концепции отнесения к ценностям, призванной стать основой коренной перестройки наук о культуре.
Как ценности, так и ориентированные на них «точки зрения», с которых рассматриваются объекты культуры, схватываемые И.т., подвержены изменению. Поэтому И.т. свойственна, как подчеркивает Вебер, зависимость от «субъективных ценностей», совершенно чуждая тем естественным наукам, которые по своему типу близки механике.И.т. являются «индивидуальными» ценностными понятиями», поскольку они образованы путем соотнесения с ценностными идеями».
Представление об И.т. было одним из важных элементов замышлявшейся Вебером общей программы исключения прямых оценочных утверждений из наук о культуре. Принцип «свободы от ценностей» до сих пор остается, однако, предметом острой дискуссии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
см. встатьях Вебер М., Типология.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
понятиесоциологии.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — методологическое средство социально-исторического исследования, разработанное немецким социологом М. Вебером. По Веберу, теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений — социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т. п. Идеальный тип представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия социальных явлений, осуществляемое исследователем в целях систематизации данного ему эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения. Идеальный тип, согласно Веберу, “формируется односторонним акцентированием одной или более точек зрения и синтезом очень многих расплывчатых, более или менее разрозненных, имеющихся налицо или по временам отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые организуются в соответствии с этими односторонне подчеркиваемыми точками зрения в единую логическую конструкцию”.
Вебер утверждал, что взятый в своей “концептуальной чистоте” идеальный тип не может быть найден в эмпирической реальности. Так, он указывал, что в социальной действительности нельзя найти, скажем, чисто рациональное действие, которое может выступать только как идеальный тип. Или, напр., реальное исторически существующее общество является в одних отношениях феодальным, в других — патронимным, в третьих — бюрократическим, в четвертых — харизматическим. Представления о чистом феодальном, бюрократическом, харизматическом и прочих обществах являются с этой точки зрения идеальными типами.
Концепция идеальных типов, в которой подчеркивалась роль идеализации в типологических процедурах, была направлена тем самым против засилья эмпиризма и описательности в социально-историческом исследовании, а также против трактовки истории как чисто идиографической науки неокантианцами баденской школы. Указывая на своеобразие задач исторического и социологического познания, которые Вебер трактовал в духе понимающей социологии, он в то же время отмечал принципиальное сходство процедур идеализации в естествознании и гуманитарных науках. Вместе с тем, находясь под влиянием неокантианской гносеологии, он рассматривал идеальные типы лишь как логические конструкции для обработки эмпирических данных, а не как идеализации, имеющие свои реальные прообразы в социально-исторической действительности.
Идеальный тип, по Веберу, не является гипотезой, ибо последняя представляет собой некоторое предположение относительно конкретной реальности, которое должно быть проверено сопоставлением с этой реальностью и принято как истинное или ложное. Идеальный тип заведомо абстрактен и не охватывает конкретной реальности, если под нею понимать конкретные вещь или процесс. Идеальный тип не есть некоторое усредненное представление об объектах данного типа в том смысле, в каком говорят о “среднем весе” человека, “средней заработной плате” и т. п. Наконец, идеальный тип не является родовым обобщающим понятием. Вебер подчеркивал, что идеальные типы не являются самоцелью, а представляют собой лишь средство социально-исторического анализа. Это предельные понятия, с которыми сравнивают социальную реальность, чтобы исследовать ее и выявить в ней какие-то существенные моменты. Несовпадение идеального типа с социальной реальностью служит стимулом исследования, заставляя выявлять факторы, вызывающие это несовпадение. Напр., по Веберу, для целей научного анализа удобно рассматривать все иррациональные, определяемые аффектами элементы поведения как отклонения от концептуально чистого типа рационального действия. Различие между действительнымходом поведения и его идеально-типичной конструкцией облегчает открытие действительных мотивов или условий, которые определяют существующую ситуацию. Идеальные типы отнюдь не являются для Вебера чем-то произвольным. Они должны быть, во-первых, объективно возможны в том смысле, что состав идеального типа и способ соединения его элементов не должны противоречить уже добытому научному знанию; во-вторых, должна быть показана и доказана причинная связь вводимых в идеальный тип элементов с другими его элементами.
Сам Вебер не дал какой-либо классификации идеальных типов, хотя введенное им понятие охватывает различные виды осуществления типологической процедуры в социальных науках. Комментаторы и критики Вебера проводили различие между идеальным типом в истории и собственно социологическим идеальным типом. Первые связаны с логическим воспроизведением конкретных исторических целостностей, исследованных Вебером. Он считал, что история может строить теоретические понятия об “исторических индивидуумах”, схватывая целостность и уникальность конкретного исторического явления, показывая своеобразие образующей его структуры элементов. Примерами собственно социологического идеального типа являются вводимые Вебером типология социального действия, различение типов господства и власти.
В. С. Швырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. идеальный типмысленная конструкция создаваемая исследователем посредством выделения отд. черт реальности используемых для соотнесения и сравнения с конкретными соц.истор. объектами. Р...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  2. идеальный типпонятие введенное в социологию М. Вебером которое представляет собой мысленную конструкцию исследователя включающую набор отдельных черт социальной реальности используемы...Краткий словарь основных понятий по социологии
  3. идеальный типсинтетическая мыслительная конструкция представляющая систематические характеристики индивидуальных значимых в своей единичности связей объектов культуры. Понятие И. т. п...Новая философская энциклопедия
  4. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП методологическая категория предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств применяемых в социальном и историческом познании. Опасной...Новейший философский словарь
  5. идеальный типтеоретическая конструкция понятие или система понятий представляющая определенный аспект процесс момент связь и т. д. социальной реальности в индивидуальном своеобразии л...Основные социологические термины
  6. идеальный типумозрительная конструкция позволяющая извлечь максимум смысла из бесконечно сложных явлений мира выявить их предельно общее логическое ядро....Политология - глоссарий по книге
  7. идеальный типideal type...Русско-английский психологический словарь
  8. идеальный типкемшлксз тип...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  9. идеальный типабстрактное утверждение о важнейших особенностях любого социального феномена....Словарь справочник по социальной работе
  10. идеальный типодно из ключевых понятий социологии и теории познания Вебера. Представляет собой мыслительную конструкцию воспроизводящую своеобразие и логическикаузальную структуру обра...Современная западная философия
  11. идеальный типметодологическая категория предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств применяемых в социальном и историческом познании. Опасной ошибкой дезори...Социологическая энциклопедия
  12. идеальный типIDEAL TYPE Толкование идеальнотипических конструкций в социологии сопряжено со значительной неразберихой. Внимание обществоведов на идеальные типы впервые обратил М. Вебе...Социологический словарь
  13. идеальный типideal type. Конструкция в которой подчеркиваются основные черты рассматриваемого социального объекта не обязательно существующего в реальности. Примером может служить иде...Социология
  14. идеальный типтипизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция созданная с целью выработки...Социология. Словарь
  15. идеальный типопределенный образсхема состояний и процессов как если бы они происходили без отклонений и помех которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпириче...Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  16. идеальный типпонятие социологической теории М. Вебера обозначающее теоретическую конструкцию понятие или систему понятий представляющую определенный аспект социальной реальности в его...Философский глоссарий
  17. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП упрощенная схематич. концептуализация социальных феноменов социальных связей процессов институтов групп и т.д.em применяемая в качестве инструмента научного...Энциклопедия культурологии
  18. идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП упрощенная схематич. концептуализация социальных феноменов социальных связей процессов институтов групп и т.д. применяемая в качестве инструмента научного ...Энциклопедия Культурология XX век
  19. идеальный тип. см. ТИП ИДЕАЛЬНЫЙ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии