Новая философская энциклопедия

ВСЕЕДИНСТВО

философская концепция, заключающаяся в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого. При этом полагается постоянное присутствие абсолютного, сверхбытия или сверхсущего в структуре сущего, .равно как и в каждой его части, в каждой конкретной единичной вещи. Последовательное выражение В. предполагает также и представленность самого сущего во всем его многообразии в структуре абсолютного, порождающего это многообразие, либо в некоей особой сущности, выполняющей функции посредника между сущим и сверхсущим. В то же время В. может быть понято как методологический принцип философского мышления и создания систем теоретической философии. Элементы такого методологического принципа можно обнаружить в различных теоретических направлениях. Объединяющим мотивом служит стремление к разработке потенциально универсальной, всеобъемлющей системы, теоретические принципы которой могли бы стать основанием для исчерпывающего познания реальности, сколь бы широкой не оказывалась сфера *реального*. При этом внутренняя цельность и логическая завершенность должны сочетаться с принципиальной открытостью и гибкостью, чтобы теоретико-систематическое осмысление действительности оставалось возможным в процессе приращения первоначальной сферы реального (или признаваемого таковым). Ярким примером опыта такого системотворчества в европейской философской культуре может служить философская система Гегеля. Но ее существенным недостатком следует признать основополагающий рационалистический монизм философского мышления. Результатом этого оказывается замкнутость системы в сфере абстрактно-логического мышления, ее неспособность охватить и осмыслить область реальности, не сводимую к разумно постигаемым феноменам мирового целого. С другой стороны, традиция новоевропейского эмпиризма терпит неудачу в смысле неспособности к универсальному обобщению разрозненной эмпирической базы и невозможности свести все многообразие мира и человека к совокупности чувственного опыта. Логическим завершением эмпиризма оказывается агностицизм по типу Д. Юма. Такая фундаментальная неудача ведущих линий европейской философии в создании универсальных методологических основ мышления и практики объясняется прежде всего опорой на изолированный системообразующий принцип, не способный обеспечить действительный выход за пределы наличной сферы духовнопрактического освоения мира. Термин В. более уместен в приложении к некоторым типам мистической философии. Наиболее часто это понятие употребляется в отношении русской религиозно-философской традиции конца XIX начала XX в., представленной такими именами, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин. Однако следует иметь в виду, что В. как системообразующий принцип философского мышления принадлежит к числу наиболее стойко воспроизводящихся стимулов философствования на протяжении всей истории духовной культуры с самых ранних времен ее существования. Идея В. принадлежит к наиболее фундаментальным основаниям теоретического, философского, а также художественного, религиозного, практическимистического типов культуры. С. С. Хоружий предлагает такое определение В.: *Всеединство есть категория онтологии, означающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй*, *трансрациональное единство раздельности и взаимопроникновения*, как сформулировал С. Л. Франк. Очевидно, что *трансрациональный* характер внутренней формы В. придает философским системам, построенным на таких основаниях, скорее интуитивно-символический характер, нежели рационально-понятийный, дискурсивный (хотя попытки рационально-логического выражения интуиции В. имеют едва ли более короткую историю, чем сама эта интуиция). Как всякая фундаментальная интуиция в истории мировой культуры, идея В. не может быть окончательно исчерпана в рамках одной изолированной теоретической парадигмы. Более того, само постижение В. связано с взаимодействием различных уровней мышления, по крайней мере философского и религиозного, либо философско-теоретического и мифопоэтического подходов к действительности. Принципиальная неисчерпаемость темы и проблемы В. связана с тем, что философское постижение ее изначально основывается на интуиции единого, бытия, многого. Поэтому философский вопрос о возможности В. не может иметь одного исчерпывающего ответа. *Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые и новые переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не дают законченной экспликации этой природы* (С. С. Хоружий). Именно в силу апорийного, парадоксального характера В. классическая рационалистическая философия терпит неудачу в опыте построения внутренне непротиворечивых универсальных парадигм мышления, поскольку рационально-логическое мышление, уверенное в собственной безграничности, всякий раз останавливается, сталкиваясь с предельными антиномиями, неразрешимыми и неэлиминируемыми в его собственных пределах. Генетически история В. уходит своими корнями в самые ранние периоды выделения собственно культурно-духовной деятельности из ритуально-магической практики. Некоторые мотивы В. до сих пор сохраняют родство с магическим типом отношения к миру. Для В. как мировоззренческого принципа характерны такие воззрения, которые формируются в магически-анимистическом сознании. К примеру, определения взаимосоотнесенности мирового целого и его частей: *все есть во всем*, *вверху все так же, как и внизу*, принцип непрерывной симметрии Космоса, тождества микрои макрокосмосов и т. п. Собственно философская история В. начинается с момента, когда сама интуиция В. приобретает не только интуитивно-онтологическое и непосредственно жизненное значение, но и методологическое, гносеологическое звучание, когда сам источник В. относится к сфере сверхсущего, тогда как примитивный магизм ограничивается рамками наличного бытия. В. в качестве самостоятельного философско-методологического принципа впервые отчетливо выражается у Плотина и его последователей. Плотин предлагает фундаментальное понимание В.: *Всякое содержит в себе все и созерцает себя во всем другом, так что все всюду; и все во всем, и всякое сущее есть все*. Источником В., постоянно поддерживающим и воспроизводящим этот строй мирового бытия, становится неоплатоновский вариант абсолюта Единое (Первоединство). Единое, являясь непреходящим и неисчерпаемым источником всего сущего, питает собой все многообразие мирового бытия, не истощаясь и не *погрязая* во множественности. Такое взаимоотношение Единого и *иногомногого* становится возможным в результате вневременной эманации Иного из Первоединства (прежде Ума-Логоса, затем Души-Софии). Противостояние Единого и порождаемых им и его эманациями мирового многообразия вещей оказывается почти иллюзорным, так как сам Первопринцип континуально присутствует в мире, обусловливая его органичность и целостность. Эта концепция В., детально разработанная в период поздней античности, была воспринята последующей христианской культурой благодаря двум интерпретациям: гностической и павлианской Гностики разработали изощренную космогоническую картину мира, в которой осуществлялось постепенное нисхождение идеального Первоначала до абсолютно непросветленной материальности. Оно осуществлялось через посредство многочисленных эманирующих сущностей. В гностическом варианте В. принципиально важны два момента: то, что здесь происходит наделение онтологических сущностей характеристиками конкретно-личностных мифообразов, заимствованных из христианской мифологии (в классическом неоплатонизме онтологические сущности, даже приравниваемые к мифическим фигурам, оставались только рационально-логическими конструктами). Второе: в гностицизме принципиальное значение приобретает идея начала истории как грехопадения, существенно важная для последующей социальной интерпретации мотивов христианской мистики В. В соответствии с этим смысл и цель человеческой истории раскрываются в осуществлении всемирного искупления посредством творческого возвышения падшей природы человека. Существует и собственно христианский парадигмальный архетип В.: это понятие-образ Церкви как мистического сообщества индивидов, которое само по себе обладает самыми существенными характеристиками индивидуальности и личности. В учении ап. Павла о Церкви совершается кардинальный поворот идеи В. от его космически-логического аспекта, разработанного в неоплатонизме и гностицизме, к его историософскому и человеческому аспектам. Источник В для христианского миропонимания не *умный мир* сверхбытийственных сущностей, упорядоченное царство идей, а живое, совершенное сообщество совершенных личностей, сущность коего обретается в единстве телесно-духовного порядка индивидуально-всеобщего бытия человека. Синтез первоначального внеконфессионального философско-мистического выражения В. с его христианским архетипом-аналогом осуществляется в трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ареопагитики вводят христианизированный аналог неоплатоновского *умного мира* *мир в Боге* как предвечное предопределение и прообраз *всякой вещи и всякой твари*, пребывающие в Боге. Этот прообраз служит подлинным смыслом мира, его содержанием и сущностью. Следовательно, все вещи сотворенного мира также обретают свою сущность в Боге. Раскрытие этой мировой сущности во всей ее полноте и оказывается исходом мировой судьбы. Так вырисовывается религиозно-философская концепция В. в его основных мотивах. Здесь представлены все основные метафизические аспекты В.: онтологически-космический с присущим ему панентеизмом и мифоорганическим образом мира; методолого-гносеологический с его обращенностью на постижение сущности мира через установление мистической связи сущего и сверхсущего в индивидуальном акте трансцендирования; социально-исторический с пониманием сущности индивида как сущности родовой, а родовой как действительного Богочеловечества; эсхатологический (предзаданность мировой истории в божественном предопределении); эстетический (представление об органическом единстве сущего и красоты, о воплощении В. в художественно-вдохновенном акте)... Средневековая философия представляет различные варианты раскрытия В. (вообще христианская парадигма культуры предоставляет весьма плодотворную основу для развертывания такого типа систем само догматическое установление о триединстве Бога, о его воплощении в человеческой индивидуальности, об онтологической укорененности божественного в бытии и т. д.). К подобным концепциям относятся такие философско-богословские системы, как учение Эригены, Майстера Экхарта (афористически сформулировавшего основной гносеологический принцип В.: *Глаз, которым я смотрю на Бога, есть тот же самый глаз, которым Бог смотрит на меня*). Последовательное историософское раскрытие концепции церкви как метафоры В. дает Иоахим Флорский. В эпоху Возрождения наиболее оригинальные концепции В. разрабатывались Дж. Бруно, Я. Беме, Парацельсом, Николаем Кузанским. Последний разработал новый вариант диалектики В., оказавший серьезное влияние на становление систем В. в новое время (Лейбниц, Шеллинг, Гегель, русская философия В.). Николаю Кузанскому принадлежит заслуга разработки нового понимания принципа присутствия всеобщего и единого в многообразном бытии мира, отличающегося и от классического неоплатоновского варианта эманации, и христианского сочетания эманации и креационизма. Фактически концепция *тождества противоположностей* и *стяженного* (ограниченного) присутствия абсолютного в единичном закладывает основы эволюционного развертывания принципа В., обусловливающего последующее развитие диалектики европейского рационализма. Тем не менее, как уже отмечалось, рационалистический монизм европейской метафизики нового времени не достигает той цельности и логической непротиворечивости в выражении В., которые были свойственны предшествующим вариантам философии В. как философско-религиозного синтеза. Наиболее последовательное и оригинальное выражение концепции В. в современной культуре происходит в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Основы этой традиции в раскрытии В. заложил В. Соловьев. Следует отметить, что предшествующая русская философская традиция знает свой религиозно-философский архетип В., представленный идеей соборности (см. *Соборность*). Подобно раннехристианскому архетипу церкви, соборность характеризует преимущественно социально-личностные аспекты В., взятые в их образно-интуитивном, внутренне мистическом выражении. Философские интенции Соловьева идут гораздо дальше, раскрывая внутренний потенциал В. во всех сферах философско-теоретического знания того времени. Сам замысел универсального философского раскрытия В., по Соловьеву, требует осуществления религиозно-философско-научного синтеза, опыт реализации которого стал бы одной из характеристик собственной философской системы русского мыслителя Своеобразие философского воплощения В в системе Соловьева заключается, прежде всего, в уникальном методологическом прочтении основополагающего принципа В. Результатом этого явился отказ от методологического монизма, свойственного как классическим типам философствования, так и аутентичному христианскому мистицизму. Принципиальность подхода Соловьева заключается в признании равноправия всех существующих методов познания реальности, но в их собственных пределах, в соответствующих им сферах сущего и человеческой деятельности. Действительным ядром выстраиваемой т. о. системы цельного знания становится мистическое познание с присущим ему непосредственным усмотрением сущности всего, как и конкретных вещей в их внутренней связи с универсальным смыслом мироздания (причем основанием такого усмотрения оказывается исходная интуиция наличия такой взаимосвязи и самого существования абсолютно-сущего). Достаточно традиционная онтология христианизированного неоплатонизма сочетается у Соловьева с уникальной методологией системосозидания и собственно познания. Внутренняя мистическая сущность концепции Соловьева выражается посредством систематики и языка классической европейской метафизики рационализма с его отточенной диалектикой и строгой дискурсивностью развертывания системной логики понятий. Это сочетание противоположных начал (которое, впрочем, может быть понято как последовательное воплощение принципа В.) становится возможным за счет утверждения особой концепции и особой категории, выступающей в качестве носителя противоречивого единства мировых начал. Это есть концепция софии (см. *София*). Философия, построенная на началах *положительного всеединства*, имеет софийный характер. Ее суть сводится к *введению извечных ценностей христианской культуры в новую, более соответствующую им форму*, т. е. в форму теории. Раскрытием интуиции В. в сфере онтологии является представление о взаимоотношениях абсолютно-сущего с миром бытия, им обусловленного, посредством творческой и одновременно тварной природы софии. В гносеологическом смысле софия является носителем подлинного, цельного знания о мире во всех его противоречивых, но внутренне причастных единству проявлениях (сама множественность способов познания становится залогом всесторонности познания мирового целого при условии их творческого соединения в системе цельного знания). Историософский смысл В в его софийном проявлении заключается в софийной природе человечества, принимаемого за единственный личностный субъект исторического действия. Софийность самого человечества раскрывается в концепции Богочеловечества как актуального завершения исторического становления. Богочеловечество составляет как мистическую сущность церкви, так и предвечную истину творения, воплощаясь в истории трижды: как предзамысел, или как София, как Христос (индивидуальный Богочеловек) и как вселенское Богочеловечество. Такой философско-религиозный синтез В. оказывается основой создания системы цельного знания, цель которой в гармонизации всех духовно-культурных и технических аспектов цивилизации для достижения софийного раскрытия истории человечества. Совершенное познание должно воплотиться в совершенной исторической практике, завершающейся установлением всемирной теократии и Вселенской Церкви. Результат синтеза совершенной практики и совершенного познания переход человечества к Богочеловечеству, что означает конец земной предыстории и начало истории космической. Наиболее плодотворная идея Соловьева, как представляется, это идея методологического раскрытия первичной интуиции В. в системе цельного знания, могущая иметь некоторые перспективы в условиях специализации философского знания. Тем более, что сам опыт гармонизации мистического и рационального в рамках одной системы уже состоялся (что не отвергает всей возможной критики в его адрес). Существенным является и сам незавершенный характер системы метафизики В. Вл. Соловьева, что представляется соответствующим основным мотивам самой идеи В. как непрекращающегося становления и переутверждения мирового единства во всех его элементах. Поэтому вполне справедливыми кажутся слова Булгакова, назвавшего философское учение Соловьева *самым полнозвучным аккордом, когда-либо раздававшимся в истории культуры*. Своеобразная методология философско-религиозного осмысления В., разработанная Соловьевым, повлияла на его последователей в русской философской традиции: С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина. Следует отметить, что в их философских системах происходит определенный отход от методологического принципа *мистического рационализма* (за исключением, пожалуй, Флоренского), хотя в общих чертах можно говорить о следовании основным мотивам, истекающим из метафизики В. Вл. Соловьева. Разработка софиологических аспектов В. была продолжена С. Н. Булгаковым и П. А. Флоренским. Первый вводит в сферу философского познания социально-экономическое, хозяйственное значение софийного, а второй разрабатывает оригинальное культурологическое учение софиологического характера, С. Л. Франку принадлежит разработка социально-философской систематики В. в свете принципиальной неисчерпаемости и парадоксальности самой социальности и культуры Л. П. Карсавин сосредоточивает свое внимание на опыте универсальной историософии, основанной на синтезе антропологической концепции В и диалектики, близкой к мотивам Николая Кузанского. Н О Лосский и И. А. Ильин разрабатывают собственно методологические концепции познания в русле интуитивизма, равно как и целостная система этики В., разработанная Н. А. Бердяевым, использует некоторые элементы философскорелигиозного синтеза В. в обосновании персоналистической доктрины истории и культуры. При этом можно говорить о значении методологии, построенной на раскрытии и применении исходной интуиции В. для всей русской религиозно-философской традиции XX в. Основной метод философского мышления, заключающийся в сочетании интуитивного постижения сущности вещи в ее связи с интуитивно же открываемым смыслом мироздания и истории с рационально-логическим развертыванием системы интуиции, составляет, пожалуй, наиболее существенную характеристику самой русской религиозно-философской традиции. Такой синтетический путь философского познания отличен от классических типов философствования, раскрывающихся в европейской культуре. Он по необходимости оперирует антиномиями как единственной реальностью познания, открывая за внешним противостоянием сверхрациональное единство смысла и явленности. Данный тип философствования, опирающийся на опыт культурного синтеза различных уровней самой культуры и их внутренних парадигмальных установок, обязан своим существованием принципу В. как одному из основных стимулов духовной культуры. С другой стороны, некоторые мотивы В. в русской религиозной философии определенно свидетельствуют о недостаточности специфической методологии В. для реализации ее собственных целей. Особенно это характерно для применения ее в области социального познания. Общая черта социально-философских построений В. это стремление к построению универсальной схемы исторического процесса в его духовно-культурных и мистико-провиденциальных определениях В данном случае методологические предписания В. приводят к отрицанию субстанциальности личности как реального средоточия социально-исторических изменений реальности. В. как основа социального познания ограничивается введением некоторых метафор личности и индивидуальности. Как следствие, и социальное измерение исторического процесса остается лишь предметом символического описания, что определяет известную абстрактность и утопичность социально-философских мотивов философии В. Е. В. Гутов

  1. всеединствоцентр идея религ.филос. учения В. С. Соловьева и его последователей. В онтологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека в гнос...Атеистический словарь
  2. всеединствоцентр идея религ.филос. учения В. С. Соловьева и его последователей. В онтологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека в гнос...Атеистический словарь II
  3. всеединствосущ. ср. рода только ед. ч.вседнсть мен. жн. роду тльки одн....Большой русско-украинский словарь
  4. всеединствоединство Вселенной всего сущего единство всего человечества высший онтологический принцип организации бытия означающий взаимопроникювение и вместе с тем взаиморазделенно...Евразийская мудрость от А до Я
  5. всеединствоонтологич. концепция описывающая органический строй бытия вытекающий из формулы все во всем. Как одна из фундаментальных интуиций филос. мысли проблема В. разрабатывалась...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. всеединствофилософское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов и...История философии
  7. всеединствоВСЕЕДИНСТВОstrongфилософское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющи...История философии II
  8. всеединствоединство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том что общее ...Краткий религиозно-философский словарь
  9. всеединствоприставка ВСЕ корень ЕДИН суффикс СТВ окончание О Основа слова ВСЕЕДИНСТВВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ...Морфемный разбор слова по составу
  10. всеединствоНачальная форма Всеединство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  11. всеединствоединство Вселенной в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии единое целое. Понятие всеединства существовало в элейской школе натурфилософии Все есть единое H...Начала современного естествознания
  12. всеединствоВСЕЕДИНСТВО философское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих ег...Новейший философский словарь
  13. всеединствофилософское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов и...Новейший философский словарь II
  14. всеединствовсеединство ср. Полное единство безраздельная общность взглядов мнений чувств и т.п....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. всеединствовсеединство всеединство а...Орфографический словарь
  16. всеединствоu с...Орфографический словарь русского языка
  17. всеединствовсеединство всеединства всеединства всеединств всеединству всеединствам всеединство всеединства всеединством всеединствами всеединстве всеединствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. всеединствоОрфографическая запись слова всеединство Ударение в слове всеединство Деление слова на слоги перенос слова всеединство Фонетическая транскрипция слова всеединство [фсийи...Полный фонетический разбор слов
  19. всеединствофилософская категория идея принцип выражающая органическое единство универсального мирового бытия взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей их тождественно...Русская философия
  20. всеединствовсеединство а...Русский орфографический словарь
  21. всеединствоСр мн. нет fls. kll vhdt btv tam....Русско-азербайджанский словарь
  22. всеединствожалпы ттасты жаппай брлк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  23. всеединствовсеединство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  24. всеединствоодна из центр категорий ряда филос. систем означающая принцип совершенного единства множества крому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность ...Советский философский словарь
  25. всеединствовысший принцип организации бытия означающий единство Вселенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Сол...Тематический философский словарь
  26. всеединствоВСЕЕДИНСТВО всеединства мн. нет ср. филос. Единство включающее в себя вс....Толковый словарь русского языка II
  27. всеединствоВСЕЕДИНСТВО ср. Полное единство безраздельная общность взглядов мнений чувств и т.п....Толковый словарь русского языка
  28. всеединствоУдарение в слове всеединствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове всеединство...Ударение и правописание
  29. всеединствоRzeczownik всеединство n jedno f zjednoczenie n zgoda f Matematyczny jednostka f...Универсальный русско-польский словарь
  30. всеединствопонятие и концепция характеризующие мир как неразделенную целостность в которой вещи в их внутренней связи взаимодействии и иерархичности образуют единое бытие в котором ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  31. всеединствофилософский принцип согласно которому гармоничное устройство мира основано на таком соединении его частей когда их существование в едином целом достигается не за счет уще...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  32. всеединствоВСЕЕДИНСТВО греч. en koipan лат. Unomnia нем. Alleinheit одна из центральных категорий ряда филос. систем означающая принцип совершенного единства множества которому при...Философская энциклопедия
  33. всеединство. В религиозной философии В. понимается как принцип совершенного единства множества проявляющийся в пребывании единства в каждом своем моменте. По сути это характеристика...Философские категории
  34. всеединствоединство Вселенной в которой веши в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов Все есть единое Hen kai pan в о...Философский энциклопедический словарь II
  35. всеединствовсеединство всеединства всеединства всеединств всеединству всеединствам всеединство всеединства всеединством всеединствами всеединстве всеединствах Источник Полная акцент...Формы слова
  36. всеединствоСтенд Стен Соте Сост Сосед Сонет Сон Соед Совет Сноси Снос Снов Снести Сито Сист Сион Синто Синод Син Сет Сестон Сент Сеноед Сено Сени Сеид Сеево Седов Седи Сев Сдвоение ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  37. всеединствоВсеединство В. т. е. единство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полаг...Энциклопедический словарь
  38. всеединствоВ. т. е. единство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том ч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  39. всеединствоВСЕЕДИНСТВО философское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих ег...Энциклопедия История философии