История философии

ВСЕЕДИНСТВО

философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. В. было представлено в различных философских концепци ях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема В. нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление философия В., к которой могут быть отнесены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н.О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др. В качестве идейного предшественника русской философии В. необходимо рассматривать учение о соборности славянофилов. В русской философии можно выделить четыре системы В.: софиологическая, монодуалистическая (панентеистическая), моноплюралистическая, символическая. Следует при этом учитывать, что хотя категория В. по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разработанной является софиологическая концепция В., базовый вариант которой предложен Соловьевым. Критикуя *отвлеченные начала* западной философии и стремясь к построению целостного синтетического мировоззрения, в качестве ключевого начала последнего Соловьев рассматривает положительное В. (*Критика отвлеченных начал*, *Чтения о Богочеловечестве*), в котором *единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия*. В основе мира, согласно Соловьеву, лежит Абсолютное, которое, являясь Сверхсущим, тем не менее не отделено от мира. Внутренняя диалектика Абсолютного-Сверхсущего ведет к возникновению реальной множественности вещей и одновременно к их разделенности и разобщенности (бытие как иное Абсолютного). Однако бытие не может характеризоваться только раздробленностью, иначе этим отрицалась бы абсолютность Абсолютного. Единство бытия реализуется через деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества как посредствующих звеньев между предметным множеством и безусловным единством Божества. Центральную роль здесь выполняет София как идея (собрание идей) мира, актуализирующаяся познанием и деятельностью человека, на которого и возложена функция восстановления В., что является сутью исторического процесса. В нравственной области положительное В. есть абсолютное благо, в познавательной абсолютная истина, в сфере материального бытия абсолютная красота. Если Соловьев делает акцент на дуалистическом противопоставлении софийного (божественного) и несофийного (тварного) бытия, то Флоренский и Булгаков, напротив, утверждают гармоничность и целесообразность тварности, обладание ею многими чертами софийности. Оба последователя Соловьева, разделяя его представление о единстве твари в Боге, в попытке его обоснования выбирают путь не нисхождения от Абсолюта к твари, а восхождения от твари к Абсолюту. София находится одновременно и в божественном и в тварном бытии, в результате Абсолютное и мир смыкаются во В. В качестве внутреннего принципа В., силы, созидающей и скрепляющей его, выступает любовь (Флоренский, *Столп и утверждение Истины*; Булгаков, *Свет невечерний*). Наиболее характерной особенностью монодуалистической интерпретации проблемы В. (Карсавин, Франк) является отказ от введения третьего софийного бытия в качестве посредника, связующего божественный и тварный мир, и усмотрение В. во внутренней сущности последних. В модели Карсавина центральное место принадлежит понятию *стяженного бытия*, согласно которому целое в *свернутом* виде присутствует во всех частях, а любая часть во всех других частях целого. Соответственно любой предмет есть момент В., а различие между В. и его моментами оказывается многоступенчатым, что придает В. иерархический характер. Принцип В. дополняется у Карсавина принципом триединства, позволяющим представить универсальное всеохватное бытие как динамический процесс развертывания единой разъединяющейся-объединяющейся субстанции (*О началах*, *О личности*). Отличительной особенностью модели Франка является ее гносеологическое обоснование. Различая предметное (знание об окружающей нас действительности) и интуитивное (знание подлинной реальности или бытия) знание, Франк приходит к выводу, что открываемая предметным знанием сумма определенностей не может исчерпать собой все бытие и логически выводит нас к металогическому началу, или непостижимому, являющемуся всеединым началом бытия. Суть его может быть выражена только на основе монодуалистического описания бытия и знания (*Непостижимое*). Моноплюралистические концепции В., формируясь под сильным влиянием монадологии Лейбница, стремились совместить представление о множественности субстанциальных (суверенных, самодостаточных) начал бытия с их принадлежностью к Абсолюту, в котором, однако, они не теряют своей самобытности. Наиболее развитую форму данная концепция получила в философии Лосского, исходным принципом рассуждений которого является идея *имманентности всего всему*. В. истолковывается Лосский как принцип взаимосвязи и взаимодействия субстанциальных деятелей конкретно-идеальных сущностей, сообщество которых образует иерархически организованный мир, где каждая сущность, в отличие от лейбницевских монад, открыта для взаимодействия с другими, а все вместе они единосущностны друг другу и высшей абсолютной реальности Богу (*Мир как органическое целое*). Иная попытка интерпретации проблемы В. на основе синтеза христианской онтологии и символистской картины реальности была предпринята поздним Флоренским (*Имена*, *Иконостас* и др.) и ранним Лосевым (*Философия имени*, *Диалектика мифа* и др.). Вся реальность, согласно Флоренскому и Лосеву, проникнута смысловыми отношениями, представляя собой совокупность символов этих смыслов. На вершине и в основании реальности находится Бог, сам символом не являющийся, но порождающий и вмещающий в себя смысловую сторону всех символов. Единство всего сущего усматривается в его одухотворенности, осмысленности, энергийной, а не субстанциальной причастности всего Богу. Сущность вещей наиболее полно выражается в слове, имени, в конечном счете и являющимися наиболее фундаментальными принципами бытия и познания. Имя и слово есть то, что есть сущность для себя и для всего иного. Поэтому и весь мир, и вся вселенная есть имя и слово.

  1. всеединствоцентр идея религ.филос. учения В. С. Соловьева и его последователей. В онтологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека в гнос...Атеистический словарь
  2. всеединствоцентр идея религ.филос. учения В. С. Соловьева и его последователей. В онтологич. аспекте В. представляет нерасторжимое единение творца и бессмертной души человека в гнос...Атеистический словарь II
  3. всеединствосущ. ср. рода только ед. ч.вседнсть мен. жн. роду тльки одн....Большой русско-украинский словарь
  4. всеединствоединство Вселенной всего сущего единство всего человечества высший онтологический принцип организации бытия означающий взаимопроникювение и вместе с тем взаиморазделенно...Евразийская мудрость от А до Я
  5. всеединствоонтологич. концепция описывающая органический строй бытия вытекающий из формулы все во всем. Как одна из фундаментальных интуиций филос. мысли проблема В. разрабатывалась...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. всеединствоВСЕЕДИНСТВОstrongфилософское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющи...История философии II
  7. всеединствоединство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том что общее ...Краткий религиозно-философский словарь
  8. всеединствоприставка ВСЕ корень ЕДИН суффикс СТВ окончание О Основа слова ВСЕЕДИНСТВВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ...Морфемный разбор слова по составу
  9. всеединствоНачальная форма Всеединство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  10. всеединствоединство Вселенной в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии единое целое. Понятие всеединства существовало в элейской школе натурфилософии Все есть единое H...Начала современного естествознания
  11. всеединствофилософская концепция заключающаяся в представлении мира человека а также сферы сверхбытия в виде единого органического целого. При этом полагается постоянное присутствие...Новая философская энциклопедия
  12. всеединствоВСЕЕДИНСТВО философское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих ег...Новейший философский словарь
  13. всеединствофилософское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов и...Новейший философский словарь II
  14. всеединствовсеединство ср. Полное единство безраздельная общность взглядов мнений чувств и т.п....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  15. всеединствовсеединство всеединство а...Орфографический словарь
  16. всеединствоu с...Орфографический словарь русского языка
  17. всеединствовсеединство всеединства всеединства всеединств всеединству всеединствам всеединство всеединства всеединством всеединствами всеединстве всеединствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  18. всеединствоОрфографическая запись слова всеединство Ударение в слове всеединство Деление слова на слоги перенос слова всеединство Фонетическая транскрипция слова всеединство [фсийи...Полный фонетический разбор слов
  19. всеединствофилософская категория идея принцип выражающая органическое единство универсального мирового бытия взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей их тождественно...Русская философия
  20. всеединствовсеединство а...Русский орфографический словарь
  21. всеединствоСр мн. нет fls. kll vhdt btv tam....Русско-азербайджанский словарь
  22. всеединствожалпы ттасты жаппай брлк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  23. всеединствовсеединство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  24. всеединствоодна из центр категорий ряда филос. систем означающая принцип совершенного единства множества крому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность ...Советский философский словарь
  25. всеединствовысший принцип организации бытия означающий единство Вселенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Сол...Тематический философский словарь
  26. всеединствоВСЕЕДИНСТВО всеединства мн. нет ср. филос. Единство включающее в себя вс....Толковый словарь русского языка II
  27. всеединствоВСЕЕДИНСТВО ср. Полное единство безраздельная общность взглядов мнений чувств и т.п....Толковый словарь русского языка
  28. всеединствоУдарение в слове всеединствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове всеединство...Ударение и правописание
  29. всеединствоRzeczownik всеединство n jedno f zjednoczenie n zgoda f Matematyczny jednostka f...Универсальный русско-польский словарь
  30. всеединствопонятие и концепция характеризующие мир как неразделенную целостность в которой вещи в их внутренней связи взаимодействии и иерархичности образуют единое бытие в котором ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  31. всеединствофилософский принцип согласно которому гармоничное устройство мира основано на таком соединении его частей когда их существование в едином целом достигается не за счет уще...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  32. всеединствоВСЕЕДИНСТВО греч. en koipan лат. Unomnia нем. Alleinheit одна из центральных категорий ряда филос. систем означающая принцип совершенного единства множества которому при...Философская энциклопедия
  33. всеединство. В религиозной философии В. понимается как принцип совершенного единства множества проявляющийся в пребывании единства в каждом своем моменте. По сути это характеристика...Философские категории
  34. всеединствоединство Вселенной в которой веши в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов Все есть единое Hen kai pan в о...Философский энциклопедический словарь II
  35. всеединствовсеединство всеединства всеединства всеединств всеединству всеединствам всеединство всеединства всеединством всеединствами всеединстве всеединствах Источник Полная акцент...Формы слова
  36. всеединствоСтенд Стен Соте Сост Сосед Сонет Сон Соед Совет Сноси Снос Снов Снести Сито Сист Сион Синто Синод Син Сет Сестон Сент Сеноед Сено Сени Сеид Сеево Седов Седи Сев Сдвоение ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  37. всеединствоВсеединство В. т. е. единство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полаг...Энциклопедический словарь
  38. всеединствоВ. т. е. единство всего принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том ч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  39. всеединствоВСЕЕДИНСТВО философское учение идея принцип раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих ег...Энциклопедия История философии