Новая философская энциклопедия

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

(от феч. ??????????? отрицательный) отказ от попыток исчерпать глубины веРы катафатическим путем, т. е. описанием Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений, стремление выразить Бога путем устранения (*отрицания*) всех относящихся к Нему познавательных образов как несоизмеримых с Его природой. Поскольку Полнота Бытия (Бог) беспредельна, неправомерно представлять ее в форме какого-либо определенного бытия, качества и тем самым ограничивать Бога. Бог не поддается определению и не имеет атрибутов, ибо находится за пределами любого мыслимого нами бытия и качественности. В течение первых трех веков своего существования христианская церковь не прибегала к формулировкам хранимой ею истины, не обладала еще системой определяющих веру догматов. Истина веры переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и потому не нуждающееся в теоретической обработке. *Догмат* появляется тогда, когда возникает опасность ереси, церковь начинает апофатически и катафатически определять границы живого религиозного опыта. Апофатизм впервые выступает еще у Филона, Оригена, неоплатоников, развивается Григорием Нисским. В классической форме он предстает в *Ареопагитиках*, созданных Псевдо-Дионисием Ареопагитом, представителем поздней патристики. Эти религиозные сочинения, подписанные именем жившего в в. в Афинах Дионисия Ареопагита, создавались не ранее 2-й половины V в. под влиянием неоплатонизма (особенно Прокла). Дальнейшее развитие апофатизм получает у Симеона Нового-Богослова. *Бог* в А. т. трактуется как сверхразумное тождество бытия и небытия, поэтому о Боге нельзя сказать не только то, что Его нет, но и то, что Он есть, т. к. Бог по ту сторону всякого наличного бытия. Апофатически и подход требует от богослова в большей мере опираться на эзотерический язык поэзии, нежели на прозу общеизвестных абстрактных понятий и логических схем. На образно-символическом языке Бог предстает у апофатиков как *сверхсущностная Сущность*, *безымянное имя*, *безначальное начало*, *дух, не вмещаемый духом*, *неизреченное слово*, *смысл, не выразимый никаким смыслом* и т. д. Познание Бога именуется *ведением о неведении*, *непричастной причастностью*. Истина отождествляется с непосредственным опытом, а теология с *видением Бога*, с *исполнением неисполнимого*. Христианская церковь противоречиво относится к А. т. С одной стороны, она поддерживает и заимствует часть идей апофатиков, в особенности идеи о сверхтрудной постижимости Бога человеком и о том, что действительное познание Бога дается лишь мистическим озарением души верующего. С другой стороны, церковь усматривает в апофатизме реальную опасность пантеистической деперсонализации Бога, а также принижения значимости духовенства в качестве посредника мирян с Богом. Такие средневековые апофатики, как Экхарт, Беме, Шеффлер подрывали представление о Боге как личности. Поэтому в средние века церковь искала возможности дополнить А. т., считавшуюся более совершенным путем богопознания, альтернативной ей катафатической теологией. Хотя церковь отдает предпочтение живому опыту перед чисто интеллектуальным подходом, тем не менее она не проповедует туманный мистицизм и не пренебрегает рациональным мышлением, наследуя образцы мышления эллинистической цивилизации. В современной философской литературе термин *апофатический* подчас употребляется в расширительном и нестрогом смысле для характеристики логически неопределяемых аспектов трансцендентной реальности, для обозначения непостижимости безусловного бытия, бездны абсолюта, бесконечности сущности. Д. В. Пивоваров

  1. апофатическая теологияот греч. apophatikos отрицательный стремитсявыразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательногоотбрасывания отрицания всех относящихся к нему опре...Большой энциклопедический словарь II
  2. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч. apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Большой Энциклопедический словарь V
  3. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ теология греч. apophatikos отрицательный специфичная для теизма парадигмальная установка теологии фундированная презумпцией невыразимости Бога в позитивно...Новейший философский словарь
  4. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч . apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Новый большой англо-русский словарь II
  5. апофатическая теологияф.п. апофатикалы теология...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  6. апофатическая теологияапофатикалы теология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. апофатическая теологиятеология стремящаяся адекватно выразить абс. трансцендентность бога путм последоват. отрицания всех его атрибутов и обозначений устраняя одно за другим относящиеся к нему...Советский философский словарь
  8. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч . apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Современный энциклопедический словарь
  9. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч.em отрицательныйem теология стремящаяся адекватно выразить абс.em трансцендентность бога путм последоват. отрицания всех его атрибутов и о...Философская энциклопедия
  10. апофатическая теологияот греч. apophatikos отрицательный теология разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий атрибутов и представлений св...Философский энциклопедический словарь II