Философская энциклопедия

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
(отгреч.— отрицательный), теология, стремящаяся адекватно выразитьабс.трансцендентность бога путём последоват. отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия(напр., о боге нельзя сказать не только то, что его нет, но и то, что он есть, ибо он по ту сторону бытия). А.т.была разработана Псевдо-Дионисием Арео-пагитом; вср. векадополнялась каталитической теологией.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
(от греч. apophatikos – отрицательный)
теология, разработаннаяДионисием Ареопагитоми стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать его абсолютную трансцендентность (отрицание того, что он есть, а затем того, что его нет, позволяло доказывать его существование по ту сторону бытия).Дополняласькатафатической теологией.

Философский энциклопедический словарь.2010.

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. άποφατικός -- отрицательный) — один из двух (наряду с катафатической теологией) путей познания Бога, состоящий в последовательном восхождении от тварного мира к Творцу, которое предполагает, с одной стороны, рассмотрение все более совершенных творений и свойств, а с другой — констатацию несоизмеримости каждого из них с Богом, с божественной сущностью. Поскольку всякое знание является знанием о сотворенных вещах, обладание ими привязывает человека к миру; освобождение от власти тварного мира и его образов предполагает отстранение от всего, что не есть Бог, отказ от приложения к Богу понятий и представлений, почерпнутых из рассмотрения конечных вещей, так как с их помощью невозможно достичь положительного знания о Боге. При этом в апофатической теологии в целях Бот-опознания могут использоваться любые понятия и представления, но при условии осознания их радикального отличия по своему содержанию от божественной сущности. В этом случае доступные познанию образы конечных вещей как бы сами отсылают к тому, что находится за пределами тварного мира и недоступно рациональному познанию — к Богу. Апофатическая теология отрицает возможность приписывания каких-либо постижимых атрибутов Богу; последовательно раскрывая неадекватность не только чувственных образов, но и самых возвышенных понятий, таких как “благость”, “любовь”, “мудрость” для познания божественной сущности, апофатическая теология демонстрирует абсолютную трансцендентность Бога-Творца. Апофатический путь Богопознания предполагает, что человек обладает способностью как рационального познания, так и выхода за его пределы. Выход за границы рационального познания не может быть результатом чисто интеллектуальных усилий, для этого необходим духовный опыт; путь апофатики — путь аскезы. Четкое разграничение двух путей Богопознания—катафатического и апофатического— впервые введено Псевдо-Дионисием Ареомгитом, хотя основные идеи апофатической теологии были сформулированы уже каяпадокийцами, а отдельные элементы содержатся у более ранних отцов Церкви. Путь отрицания описывается Дионисием как требующий очищения ума и сердца: необходимо оставить “как чувственную, так и умственную деятельность, и вообще все чувственное и умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил устремиться к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания” (“О мистическом богословии”.—см. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994, с. 341—343). Это путь обретения мистического опыта, ведущего к тому, что превосходит всякое разумение. Бог, по утверждению Псевдо-Дионисия Ареопагита, познается во мраке неведения; он открывается тому, кто сам, “будучи за пределами всего”, отказавшись от всякого знания, соединяется с Неведомым, “ничего-не-знанием сверхразумное уразумевая” (там же, с. 349). В экстатическом и неизреченном единении с Божеством, как утверждают Григории Нисский и Максим Исповедник, Бог познается не по отдельным действиям, или энергиям, а по существу. При этом сущность Божия продолжает оставаться недоступной рациональному познанию; для рассудка мистический опыт Богопознания предстает как чисто отрицательный, апофатический в узком смысле слова.
Средневековая схоластика ищет способы рационального отображения апофатического опыта. Особое внимание в ней уделяется анализу логической структуры высказываний, в которых Богу приписываются те или иные признаки. Начиная с Боэция, теологи-схоласты указывают на принципиальное отличие суждений о Боге от суждений о сотворенных вещах: все предикаты, приписываемые Богу, совпадают, и потому ни один из них не приписывается ему в положительном смысле, как обладающий особым содержанием, отличным от содержания других предикатов. На понятийно-логическом уровне, т. о., воспроизводится апофатическое учение о неизреченности Бога. Рациональная апофатика в схоластике приобретает самостоятельное значение; она по существу рассматривается как начальная стадия обретения собственного мистического опыта. Прежде чем отрицать правомерность приписывания того или иного атрибута Богу, схоласты считают необходимым сначала как можно точнее сформулировать и логически обосновать то, что подлежит отрицанию. Наиболее яркий пример—апофатический вывод о непознаваемости Бога и его существования, к которому приходит Ансельм Кентербершский после завершения онтологического доказательства в “Proslogion”.
В отличие от католической традиции в православии рациональные элементы апофатической теологии выполняют сугубо вспомогательные функции; православная апофатика всегда подчинена решению духовно-практических задач. Алофатическое отрицание является условием личной встречи человека с Богом. Бог в мистическом опыте познается не как Сущность, а как Личность, вернее, как три нераздельные Личности, непознаваемые по своей сущности. Бог одновременно есть Бог, которому каждый христианин говорит “Ты”, который в рамках катафатической теологии открывается как обладающий положительными определениями.
Апофатический подход к реалиям мистического опыта присущ и другим религиям—запрет изображения Бога в иудаизме и исламе, концепция высшего духовного начала всего сущего (Брахмана) в индуизме и т. д. Так, Брахман вне времени, пространства и причинно-следственных отношений, свободный от качеств и действий и внеположный явленному (феноменальному) миру невыразим в положительных терминах и чаще всего определяется чисто отрицательно—как немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, “не это, не это” (na iti, па и) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрительными конструкциями. Брахман познается лишь высшей религиозной интуицией, лежащей в основе целостного опыта.
В. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. апофатическая теологияот греч. apophatikos отрицательный стремитсявыразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательногоотбрасывания отрицания всех относящихся к нему опре...Большой энциклопедический словарь II
  2. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч. apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Большой Энциклопедический словарь V
  3. апофатическая теологияот феч. отрицательный отказ от попыток исчерпать глубины веРы катафатическим путем т. е. описанием Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений стремление выразит...Новая философская энциклопедия
  4. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ теология греч. apophatikos отрицательный специфичная для теизма парадигмальная установка теологии фундированная презумпцией невыразимости Бога в позитивно...Новейший философский словарь
  5. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч . apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Новый большой англо-русский словарь II
  6. апофатическая теологияф.п. апофатикалы теология...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  7. апофатическая теологияапофатикалы теология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  8. апофатическая теологиятеология стремящаяся адекватно выразить абс. трансцендентность бога путм последоват. отрицания всех его атрибутов и обозначений устраняя одно за другим относящиеся к нему...Советский философский словарь
  9. апофатическая теологияАПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ от греч . apophatikos отрицательный стремится выразить сущность абсолютного потустороннего бога путем последовательного отбрасывания отрицания все...Современный энциклопедический словарь
  10. апофатическая теологияот греч. apophatikos отрицательный теология разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий атрибутов и представлений св...Философский энциклопедический словарь II