Новая философская энциклопедия

АНТИНОМИЗМ

принцип и метод философского познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, противоречий между одинаково доказуемыми суждениями. Метод антиномий (греч. antinomia противоречие в законе) применяли, например, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский и ряд других известных русских философов; одной из характерных особенностей русской религиозной философии является ее антиномический метод. Внешне А. схож с диалектическим методом, поскольку предполагает сталкивание и взаимоотражение противоположностей; однако по своей сути он во многом отличается от западной диалектики. Предмет антиномического исследования бесконечное целое, в котором как-то опосредованы полярные противоположности. Чтобы совместить полюса такого целого друг с другом и определить меру их тождества и их взаимопереход, нужно постигнуть это бесконечное. Однако рациональное мышление обычно способно оперировать только понятием потенциальной бесконечности, в лучшем случае раскрывая это понятие как переход из одного конечного (качества) в другое конечное и т. д. Наглядная модель потенциальной бесконечности шаг наружу из круга, описанного вокруг нас; другая ее модель *дурная бесконечность* натурального ряда чисел. Актуальная бесконечность не поддается рационально-логической реконструкции, на чем настаивают, например, математики-интуиционисты. Можно ли (а если можно, то на каком основании) логически непротиворечиво отождествить между собой полюса целого, между которыми лежит актуально-бесконечный ряд посредников, промежуточных звеньев? Сторонники так называемой *диалектической* логики уверяют, будто схватывание тождества полярных противоположностей доступно научному и философскому разуму, когда разум научается правилам и законам рациональной диалектики. Отмежевываясь от диалектической логики, антиномисты не желают прятаться за уверениями, будто им понятна и ими постигнута суть бесконечного взаимоперехода полюсов единого целого. Они всего лишь констатируют, что, в силу равной обоснованности опытом и логикой, все стороны антиномии (апории, дилеммы, диалектического противоречия) должны быть оценены как относительно истинные и проблемно в оговариваемых пределах отождествлены друг с другом. А. ограничивает притязания и сферу применимости логического мышления, диалектической логики и рациональносистемного анализа. Мир это не только бездна *систем*, Но также и бездна *антисистем*, если под *системой* понимать совокупность рационально структурированных элементов. Мир целостен, конкретен, а потому он металогичен, сверхсистемен. Металогичное предмет интуиции, но не рационального дискурса. А. противостоит, с одной стороны, эклектике, а с другой рационалистическому систематизму. Тривиальный эклектицизм сополагает альтернативные принципы (например, парные категории) чисто механически и без рассуждений об опосредованности полюсов целого промежуточными звеньями. Напротив, А., отсекая надуманные альтернативы и отбирая равнореальные контрадикторные утверждения о целом, признает, что конъюнкция последних правомерна при условии их опосредования неким бесконечным содержанием, пока не доступным нашему разуму. С другой стороны, А. противоположен рационалистической софистике, карикатурно изображающей бесконечно запутанный и металогический клубок бытия в виде непротиворечивых типологизаций и систем понятий. В этом смысле А. софийно соборен, но не софистичен в отличие от диалектической логики, которая заранее невесть откуда *знает*, что реалии, обозначаемые парными категориями, суть подлинные полюсы одного и того же целого (всякого целого), а потому эти полюсы, мол, логично отождествлять в одном и том же отношении. А. более осторожен он отправляется от предположения, что парные категории выражают разные опыты, разные факты и разные мироотношения, однако, в силу равновеликости этих опытов, ни одному из них нельзя отдать явного предпочтения и невозможно игнорировать ни один из этих опытов. А. противоядие от категоричного отрицания того, что рождено опытом инакомыслящих и чужими культурами. Он признает одинаковую правомерность как рационализма, так и сенсуализма, догматизма и антидогматизма, конкретизма и систем-анализа и т. д. Однако А. признает их лишь как частичные истины, требуя непременно оговаривать их границы и условия опровержимости. Например, если невозможно убедительно опровергнуть ни идею Троицы в христианстве, ни мусульманское кредо Единого Бога, то лучше признать относительными и равновеликими обе эти истины, нежели только одну из них объявить подлинным знанием или обе отвергнуть. Учет всех равновеликих и дополняющих друг друга опытов помогает антиномисту сосредоточиваться на неведомом бесконечном посреднике между этими опытами и одновременно относиться к этому посреднику и катафатическим способом, и апофатически. И. Кант констатировал антиномии рассудка, благодаря которым рассудок неизбежно запутывается в собственные сети. В русской философии проблема антиномизма в мышлении наиболее остро поставлена П. А. Флоренским в его книге *Столп и утверждение истины*. Подробное обсуждение этого вопроса содержится в книге *Свет невечерний* С. Н. Булгакова. Ныне в России в связи с критикой марксистской диалектики и рационалистического системного анализа интерес к А. возрождается и *антиномистов* становится все больше. Д. В. Пивоваров

  1. антиномизмНачальная форма Антиномизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  2. антиномизмантиномизм антиномизм а...Орфографический словарь
  3. антиномизмОрфографическая запись слова антиномизм Ударение в слове антиномизм Деление слова на слоги перенос слова антиномизм Фонетическая транскрипция слова антиномизм [нтнамизм]...Полный фонетический разбор слов
  4. антиномизмот греч.противозаконное противоречиев законе диалектическое философствование осн. признаком крого является антиномия т. е. напряженное противостояние противоположных расс...Русская философия
  5. антиномизмантиномизм а...Русский орфографический словарь
  6. антиномизмАНТИНОМИЗМ греч. от anti против и nomos закон. Отрицание ветхозаветных законов. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АНТИНОМИЗМ греч...Словарь иностранных слов русского языка
  7. антиномизмAntinomianism. Это слово происходит от греч. anti против и nomos закон . Так называется учение согласно кром у христиане не обязаны проповедовать иили соблюдать моральн...Теологический энциклопедический словарь
  8. антиномизмУдарение в слове антиномизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове антиномизм...Ударение и правописание
  9. антиномизмНом Нитон Нит Нина Нии Низом Низина Низ Нато Нант Нанизм Намин Наин Наз Мотин Мот Монтан Монт Монизм Митоз Миот Миома Миозит Миозин Миоз Мио Мина Мимоза Мимо Мим Миаз Мат...Электронный словарь анаграмм русского языка
  10. антиномизмАнтиномизм чрезмерное пренебрежение законами Старого Завета проявлявшееся или практически под видом мнения что возрожденный человек не нуждается ни в каком внешнем закон...Энциклопедический словарь
  11. антиномизмчрезмерное пренебрежение законами Старого Завета проявлявшееся или практически под видом мнения что возрожденный человек не нуждается ни в каком внешнем законе так как вс...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. антиномизмАНТИНОМИЗМот греч. anti против и nomos закон. Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал что человек оправдывается верою неза...Энциклопедия Кольера II