Музыкальная энциклопедия

ИМПРЕССИОНИЗМ

(франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художеств. течение, возникшее в 70-х ГГ. 19 в. во франц. живописи, а затем проявившееся в музыке, лит-ре, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их иск-ва - в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов. Муз. И. возник в конце 80 - нач. 90-х гг. Своё классич. выражение он нашёл в творчестве К. Дебюсси. Применение термина "И." к музыке во многом условно: муз. И. не вполне аналогичен одноим. течению в живописи. Главное в музыке композиторов-импрессионистов - передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологич. состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает муз. И. с иск-вом поэтов-символистов, для к-рого характерен культ "невыразимого". Термин "И.", применявшийся муз. критиками конца 19 в. в осуждающем или иронич. смысле, позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг муз. явлений рубежа 19-20 вв. как во Франции, так и в др. странах Европы.
Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. франц. композиторов проявляются в тяготении к поэтич. одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академич. условностей. Др. сфера муз. И. - рафинированная фантастика, порождённая антич. мифологией или ср.-век. легендами, мир экзотики народов Востока. Новизна художеств. средств нередко сочеталась у композиторов-импрессионистов с претворением изысканных образов старинного иск-ва (живописи стиля рококо, музыки франц.клавесинистов).
Муз. И. унаследовал нек-рые черты, присущие позднему романтизму и нац. школам 19 в.: интерес к поэтизации старины и далёких стран к тембровой и гармонич. красочности, воскрешению архаич. ладовых систем. Поэтич. миниатюризм Ф. Шопена и Р. Шумана, звукопись позднего Ф. Листа, колористич. находки Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М. П. Мусоргского нашли оригин. продолжение в творчестве Дебюсси и Равеля. Талантливо обобщив достижения предшественников, эти франц. мастера в то же время резко восстали против академизации романтич. традиций; патетич. преувеличениям и звуковой перенасыщенности муз. драм Р. Вагнера они противопоставляли иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры. В этом сказалось и стремление воскресить специфически франц. традицию ясности, экономии выразит. средств, противопоставив их тяжеловесности и глубокомысленности нем. романтизма.
Во мн. образцах муз. И. проступает восторженно-гедонистич. отношение к жизни, что роднит их с живописью импрессионистов. Иск-во для них - сфера наслаждения, любования красотой колорита, сверканием светлых безмятежных тонов. При этом избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия.
В отличие от чёткого рельефа и сугубо материальной палитры Вагнера и его последователей, музыка импрессионистов часто характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов. "Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется... лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений" (В. Г. Каратыгин).
Эстетика И. воздействовала на все осн. жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симф. эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фп. музыке - столь же сжатые программные миниатюры, осн. на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности; на смену романтич. песне пришла вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инстр. фона. В оперном т-ре И. привёл к созданию муз. драм полулегендарного содержания, отмеченных чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вок. декламации. При некотором углублении психологич. выразительности в них сказалась статика драматургии ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси).
Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру муз.-выразит. средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с её техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен. Импрессионисты заметно расширили совр. тональную систему, открыв путь многим гармонич. новшествам 20 в. (хотя и заметно ослабили чёткость функцион. связей). Усложнение и разбухание аккордовых комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтерированные и квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают чистые краски, капризные блики; часто применяются соло деревянных духовых, пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и неуловима. Для мелодики характерны не закруглённые построения, но короткие выразит. фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда, раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке импрессионистов придало частое обращение к песенно-танц. жанрам, тонкое претворение ладовых, ритмич. элементов, заимствованных в фольклоре народов Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза.
В нач. 20 в. муз. И. распространился за пределами Франции, обретая у разл. народов специфич. нац. черты. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, молодой А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро оригинально развивали творч. идеи франц. композиторов-импрессионистов. Своеобразен англ. муз. И. с его "северной" пейзажностью (Ф. Дилиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В Польше муз. И. представлял К. Шимановский (до 1920) с его ультрарафинированными образами античности и Др. Востока. Влияние франц. И. испытали в нач. 20 в. и нек-рые рус. композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко в ранние годы его творчества). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты И. сочетались с пламенной экстатичностью и бурными волевыми порывами. Слияние традиций музыки Н. А. Римского-Корсакова с самобытно претворёнными воздействиями франц. И. заметны в ранних партитурах И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", опера "Соловей"). Вместе с тем Стравинский и С. С. Прокофьев наряду с Б. Бартоком оказались зачинателями нового, "антиимпрессионистского" направления в европ. музыке кануна 1-й мировой войны.

Литература: Каратыгин В., Новейшие течения в западноевропейской музыке, "Северные записки", 1913, декабрь, в кн.: В. Г. Каратыгин. Избранные статьи, М.-Л., 1965; его же. Музыкант-импрессионист. К постановке "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси, "Речь", 1915, 21 октября, в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, Л., 1965; Кремлев Ю., Об импрессионизме Клода Дебюсси, "СМ", 1934, No 11; его же, Импрессионизм Дебюсси, там же, 1962, No 12; Landоrmy Р., Le dйclin de l'impressionisme, "RM", II, 1902; Wartisch О., Studien zur Harmonik des musikalischen Impressionismus, Erlangen, 1921 (Diss.); Danckert W., Liszt als Vorlдufer des musikalischen Impressionismus, "Die Musik", Jahrg. XXI, 1928/29; его же, Das Wesen des musikalischen Impressionismus, I, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", VII, 1929; Кцlsсh H. F., Der Impressionismus bei Debussy, Kцln, 1937 (Diss.); Lyz R., Les musiciens Impressionistes, P., 1938; Schulz H. G., Musikalischer Impressionismus und impressionistischer Klavierstil, Wьrzburg, 1938; Сaprу A., Le origini dell impressionismo musicale, "Rass. mus.", XI, 1939; Moser R., L'impressionisme franзais..., Gen.-Lille, 1952; Кroher E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957.

И. В. Нестьев.

Синонимы:
направление


  1. импрессионизмфранц. impressionnisme от impression впечатление направление в искусстве последней трети начале вв. И. сложился во французской живописи конца начала х гг. В пору ег...Большая Советская энциклопедия II
  2. импрессионизмфр. impression впечатление направление в искусстве цель которого состоит в том чтобы запечатлеть мир в его подвижности достоверности его единстве с человеком. См. Здесь и...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. импрессионизмм. impressionismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. импрессионизмимпрессионизм м Impressionismus m тк. sg неизм.Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. импрессионизммImpressionismus m тк. sg неизм. направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. импрессионизмм.impresionismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. импрессионизмсущ. муж. рода только ед. ч.направление в искусстве стремящееся к непосредственному воспроизведению субъективных переживаний впечатлений настроений художникампресонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. импрессионизмм. иск. impressionnisme m...Большой русско-французский словарь
  9. импрессионизмм. иск.impressionnisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ от франц. impression впечатление направление в искусстве последней трети нач. вв. представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято ...Большой Энциклопедический словарь V
  11. импрессионизмфранц.впечатление художественное направление возникшее во Франции в х годах в. и получившее наиболее яркое воплощение в станковом изобразительном искусстве. Импрессион...Евразийская мудрость от А до Я
  12. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ а м. impressionisme m. Доктрина живописцевимпрессионистовem. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве ставящее своей целью передачу непосредственных субъе...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. импрессионизмнаправление в живописи возникшее во Франции во й половине XIX в. и оказавшее значительное влияние на живопись в Германии и России. Главной задачей живописи импрессионисты...Исторический справочник русского марксиста
  14. импрессионизмфранц. впечатление направление в изобразительном искусстве последней трети XIX начале ХХ веков. Сложился во французской живописи конца х начала х годов. Название импр...История и теория культуры
  15. импрессионизмфранц. impression впечатление направление в искусстве последней трети XIX начала XX в. представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  16. импрессионизмИмпрессионизм impressionismus...Латинский словарь
  17. импрессионизмот франц. impression впечатление Направление в искусстве возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И. Клод Моне Огюст Ренуар Камилл Писсарро Ал...Лексикон нонклассики
  18. импрессионизмот франц. impression впечатление художественный стиль господствовавший в искусстве модернизма в е гг. Термин изначально выражал общие стилистические особенности в творче...Литература и язык. Современная энциклопедия
  19. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности созерцательности и впечатлительности применимую в той или иной мере к художественному тво...Литературная энциклопедия
  20. импрессионизмИ. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности созерцательности и впечатлительности применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все в...Литературная энциклопедия II
  21. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности созерцательности и впечатлительности применимую в той или иной мере к художественному тво...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  22. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ франц. impressionnisme от impression впечатление направление в искусстве последней трети XIX начале XX вв. Сложилось во французской живописи конца начал...Литературный энциклопедический словарь
  23. импрессионизма м.em Направление в искусстве живописи литературе музыке и т. д. возникшее в последней трети начале вв. основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъектив...Малый академический словарь
  24. импрессионизмфр. Impression впечатление направление в живописи возникшее во Франции в е гг. XIX в. представители которого стремились естественно и непредвзято запечатлеть природу ок...Мировая художественная культура. Словарь
  25. импрессионизмкорень ИМПРЕССИ суффикс ОН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ИМПРЕССИОНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИМПРЕССИ ОН ИЗМ Слово Импресс...Морфемный разбор слова по составу
  26. импрессионизмНачальная форма Импрессионизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. импрессионизмимпрессионизм м. Направление в искусстве последней трети XIX в.начала XX в. основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности изменчивости и запечатлеть со...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. импрессионизмимпрессионизм импрессионизм а...Орфографический словарь
  29. импрессионизмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  30. импрессионизмфр. впечатление направление в искусстве на рубеже XIX XX вв. стремившееся передать мимолетные впечатления вызванные изменчивостью окружающего мира поновому использоват...Отечественная история в терминах и понятиях
  31. импрессионизмимпрессионизм импрессионизмы импрессионизма импрессионизмов импрессионизму импрессионизмам импрессионизм импрессионизмы импрессионизмом импрессионизмами импрессионизме им...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. импрессионизмОрфографическая запись слова импрессионизм Ударение в слове импрессионизм Деление слова на слоги перенос слова импрессионизм Фонетическая транскрипция слова импрессионизм...Полный фонетический разбор слов
  33. импрессионизмфранц. impressionism от impression впечатление направление в искусстве возникшее в последней трети нач. в. представители которого стремились наиболее естественно и н...Профессиональное образование
  34. импрессионизммпресонзм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. импрессионизмфранц. impressionnisme от impression впечатление Худож. направление в европ. искве зародившееся во Франции в последней трети в. Первонач. развивалось в живописи затем ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. импрессионизмимпрессионизм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  37. импрессионизмМ мн. нет snt. impressionizm incsntd v dbiyyatda realizmi rdd edn ictimai msllrdn qaan xsi hvalruhiyy v tssrat vermy alan v mzmunun zrrin olaraq formaya hddindn artq fiki...Русско-азербайджанский словарь
  38. импрессионизмимпрессионизм м. иск.iimpressionism...Русско-английский словарь
  39. импрессионизмимпрессионизм м. impressionism импрессионист м. impressionist импрессионистский impressionistic....Русско-английский словарь II
  40. импрессионизмN...Русско-армянский словарь
  41. импрессионизммпрэсянзм...Русско-белорусский словарь
  42. импрессионизмиск.i мпрэсянзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  43. импрессионизмимпрессионизм м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  44. импрессионизмимпрессиони направление...Русско-ивритский словарь
  45. импрессионизмиск. импрессионизм ды жартысы мен ды басында нерде дебиетте пайда болан аым...Русско-казахский словарь
  46. импрессионизмимпрессионизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  47. импрессионизмимпрессионизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  48. импрессионизмм. импрессионизм искусстводо жана адабиятта кылымдын ортосунда пайда болгон идеалисттик багыт бул багыт реализмди четке кагат жана айрым кишинин гана клн элесин чындык к...Русско-киргизский словарь
  49. импрессионизмynxingpiСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  50. импрессионизмimpresionisms...Русско-латышский словарь
  51. импрессионизмИмпрессионист урлаг...Русско-монгольский словарь
  52. импрессионизмм. Impressionismus m....Русско-немецкий словарь
  53. импрессионизмImpressionismus жив....Русско-немецкий словарь по искусству
  54. импрессионизмImpressionisme...Русско-нидерландский словарь
  55. импрессионизмимпрессионизмм м ....Русско-новогреческий словарь
  56. импрессионизмimpresjonisme направление...Русско-норвежский словарь
  57. импрессионизмм искu impressionismo m направление...Русско-португальский словарь
  58. импрессионизмizlenimcilik м иск. empresyonizm izlenimcilik направление...Русско-турецкий словарь
  59. импрессионизмm импрессионист...Русско-финский словарь
  60. импрессионизмimpresionismus...Русско-чешский словарь
  61. импрессионизмимпрессионизмСинонимы направление...Русское словесное ударение
  62. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ [фр. impressionnisme lt impression впечатление] направление в искусстве и литературе отражающее субъективные переживания настроения и впечатления автора в...Словарь иностранных слов русского языка
  63. импрессионизмнаправление в искусстве последней трети XIXначале XX вв. представители которого стремились изобразить мир наиболее естественно и непредвзято. Зародился в г. во французск...Словарь исторических терминов
  64. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ. Конец века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства в особенности в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от ...Словарь литературных терминов
  65. импрессионизмот франц. impression впечатление модернистское художественное течение возникшее в творчестве французских живописцев последней четверти ХIХ века и оказавшее существенное...Словарь литературоведческих терминов
  66. импрессионизмимпрессионизм сущ. колво синонимов направление Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  67. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ от французского impression впечатление направление в искусстве последней трети начала вв. Сложилось во французской живописи х начала х гг. Э. Мане К. М...Современная энциклопедия
  68. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ от франц . impression впечатление направление в искусстве последней трети нач. вв. представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято ...Современный энциклопедический словарь
  69. импрессионизмот франц. impression впечатление направление и художественный метод в искусстве последней трети XIXначала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть ...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  70. импрессионизмновейшее с г. направление в живописи исключительно изображать впечатлениеem от виденного в природе явления Ср.em Импрессионистыem и их школа сторонники импрессионизма....Толково-фразеологический словарь Михельсона
  71. импрессионизмИмпрессонизмъstrong новйшее съ г. направлене въ живописи исключительно изображать впечатлнеem отъ видннаго въ природ явленя. Ср.em Импрессонистыem и ихъ школа сторонн...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  72. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве конца начала в.стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний настроений ивпечатлений художника. II прил. импре...Толковый словарь Ожегова
  73. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ импрессионизма мн. нет м. фр. impressionisme искус. Направление в искусстве ставящее целью передачу воспроизведение непосредственных субъективных впечатлени...Толковый словарь русского языка II
  74. импрессионизмимпрессионизм импрессионизм а м. Направление в искусстве конца начала в. стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний настроений и впечатлений художника....Толковый словарь русского языка II
  75. импрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ а м. Направление в искусстве конца начала в. стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний настроений и впечатлений художника. прилагатель...Толковый словарь русского языка
  76. импрессионизмУдарение в слове импрессионизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове импрессионизм...Ударение и правописание
  77. импрессионизмRzeczownik импрессионизм m impresjonizm m...Универсальный русско-польский словарь
  78. импрессионизмимпрессионизм импрессионизмы импрессионизма импрессионизмов импрессионизму импрессионизмам импрессионизм импрессионизмы импрессионизмом импрессионизмами импрессионизме им...Формы слова
  79. импрессионизмИмпрессионизм франц. impressionnisme от impression впечатление направление в искусстве последней трети XIX начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца х нача...Художественная энциклопедия
  80. импрессионизмСми Сироп Сирин Сип Сионизм Сион Син Симон Сименс Сим Сизин Серсо Серп Серо Серин Сенсор Сено Сени Семо Семиозис Сезон Росс Роп Рон Ромен Ром Розеин Рисс Рис Риони Рио Ри...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. импрессионизмИмпрессионизм от франц. impression впечатление Направление в искусстве возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И. Клод Моне Огюст Ренуар Ками...Энциклопедия культурологии
  82. импрессионизмотфр. impression впечатление направление в изобразительном искусстве худож. литре музыке и худож. фотографии конца XIX нач. XX в. Сложилось во фр. живописи х гг. назва...Эстетика
  83. импрессионизмИмпрессионизмstrong. Заимств. в конце XIX в. из франц. яз. в котором impressionismei суф. производное от impressioni впечатление. Течение было названо по соответствующей...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  84. импрессионизмЗаимств. в конце XIX в. из франц. яз. в котором impressionismeem суф. производное от impressionem впечатление. Течение было названо по соответствующей картине Клода Моне...Этимологический словарь русского языка