Музыкальная энциклопедия

БАРОККО

(итал. bаrоссо, букв.- причудливый, вычурный, странный) - художеств. стиль, господствовавший в изобразит. иск-ве и архитектуре конца 16 - 1-й пол. 18 вв. Вопрос о Б. в музыке начал дискутироваться в конце 1910-х гг. (преимущественно в нем. музыковедении) в связи с работами К. Гурлитта ("Geschichte des Barockstiles", Bd 1-3, 1887-89) и Г. Вёльфлина ("Kunstgeschichtliche Grundbegriffe", 1915), к-рые, исходя в основном из формально-стилистич. признаков, установленных при изучении архитектуры и изобразительного иск-ва, выдвинули концепцию Б. как стиля всего зап.-европ. иск-ва указанного периода. Совр. музыковеды ФРГ и США склонны относить к единой эпохе Б. всё муз. иск-во от Дж. Габриели и К. Монтеверди до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно, основываясь на нек-рой общности в области композиционных средств. При этом не уделяется необходимого внимания комплексному взаимодействию этих средств, дающему конкретные художеств. результаты, а связь с социально-историч. факторами, как правило, рассматривается только в плане внешних общественно-бытовых условий. Это приводит к смешению понятий эпохи и стиля и, в частности, к непризнанию классицизма 17 в. как самостоят. стиля, проявлявшегося наряду и в тесном взаимодействии с Б. (гл. обр. во франц. музыке 2-й пол. 17 в. - см. Люлли). Нек-рые совр. франц. музыковеды, напротив, склоняются к чрезмерно расширительному толкованию классицизма, вплоть до полного отрицания существования стиля Б. В трудах, где музыка рассматривается в ряду др. иск-в, новые формальные свойства муз. письма, утверждавшиеся в 17 в. (генерал-бас, концертирующий стиль, воздействие поэтич. риторики на мелодику, кристаллизация мажоро-минорной тональной системы и др.), зачастую механически подводятся под общую рубрику Б. на основе чисто внешнего эстетич. сближения их с произв. живописи, зодчества, лит-ры.
Сов. искусствоведы в трактовке проблемы муз. Б. исходят из понимания стиля как широкой историч. категории, отражающей мировоззрение эпохи в его объективных связях с действительностью.При разнообразии местных условий и неравномерности обществ. развития во мн. европ. странах в период перехода от Возрождения к эпохе Просвещения борьба прогрессивной мысли против феод.-католич. реакции породила ряд новых сходных черт в мировосприятии. Оптимистич. гуманизм, свойственный эпохе Возрождения, к концу 16 в. сменяется трагич. гуманизмом, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономич., политич. и социальной жизни, в первую очередь - противоречий между личностью и обществом. В отличие от ясного и цельного ренессансного представления о человеке как центре гармонического мироздания, отд. личность, окружавшая её действительность и их взаимоотношения стали восприниматься как сложные, многоплановые, непрерывно изменяющиеся явления. Смелее проникая в тайны природы, глубже познавая самого себя, человек одновременно острее ощущает свою трагич. зависимость от несовершенного обществ. устройства, от произвола светских и духовных властителей. Поэтому не столько действия, сколько внутр. переживания характеризовали героя мн. художеств. произв, в образном строе к-рых подчёркивались драматич. патетика, напряжённая динамика, возбужденный риторич. пафос, неуравновешенность, смятенность, экстатич. преувеличенность эмоций. Характерным становится тяготение к монументальным масштабам, колоритному живописанию среды, многофигурным композициям, к многоплановому столкновению контрастов - света и мрака, возвышенного и низменного, углублённой лиричности и пышной декоративности, реальности и фантастики, мистицизма.
Эти общеэстетич. предпосылки возникновения стиля Б. были во мн. отношениях плодотворно реализованы в музыке. Впервые она столь полно продемонстрировала свои возможности углублённого, многостороннего воплощения процессов внутр. мира человека. На первый план выдвинулись муз.-театр. жанры (прежде всего - опера), что определялось характерным для Б. стремлением к драматич. экспрессии и к синтезу разл. видов иск-ва, проявлявшемуся и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Выразит. возможности муз. иск-ва расширяются, одновременно обнаруживается тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию инстр. жанров, в значит. мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в нек-рых сюитах причудливо чередуются увертюры театрального характера, фуги, импровизации орг. типа, бытовые танцы, певучие "арии", звукоизобразит. картинки (напр., у А. Польетти, Г. Ф. Генделя). Типичным становится сопоставление и переплетение полифонич. и гомофонного принципов муз. письма.
Наиболее ярко стиль Б. проявился в Италии, где его черты наметились уже во 2-й половине 16 в., особенно в многохорных вок.-инстр. полифонических произведениях мастеров венецианской школы во главе с Дж. Габриели. К лучшим достижениям итальянской инстр. музыки барочного стиля относится орг. творчество Дж. Фрескобальди. В итал. опере проявились разл. аспекты Б. - от внешней декоративности, близкой к декоративному академизму в живописи (М. А. Чести, то же в духовных ораториях Дж. Кариссими), до глубокого драматизма, проникнутого реалистическими тенденциями, выходящими за рамки данного стиля (позднее творчество К. Монтеверди).
Итал. оперное Б. культивировалось к концу 17 в. во мн. австр. и нем. католич. придворных центрах. Параллельно и в нем. музыке возникают явления барочного плана - нац. опера с ярко выраженным нар.-бытовым началом (вершина - в соч. Р. Кайзера), орг. творчество Д. Букстехуде, программно-изобразит. клавирные сонаты И. Кунау. Германия, в историч. судьбе к-рой с особой силой сказались трагич. противоречия эпохи, к началу 18 в. дала миру двух великих композиторов - И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество ещё тесно связано со стилем Б. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европ. музыки, оно не вмещается в рамки к.-л. одного стиля (подобно наследию У. Шекспира или Рембрандта).
Одновременно с Б. в качестве самостоят. стиля сложился классицизм, развивавшийся наиболее интенсивно в абсолютистской Франции. Это привело к многообразному перекрещиванию барочных и классицистских черт. В то же время существовали и др. стили или стилевые направления (на рубеже 16-17 вв. - маньеризм, в 1-й пол. 18 в. - галантный стиль, сентиментализм и др.).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; её же, На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; еи же, Проблема стиля в музыке XVII века, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, М., 1966; Скребков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей, в сб.: Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, М., 1969; Sасhs С., Barockmusik, в кн.: "JbP", XXVI, 1919/20; его же, The commonwealth of art, N. Y., 1946; его же, Our musical heritage, N. Y., 1948; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1928; Lang P. H., Music in Western civilization, N. Y., 1941; Вukоfzer M. P., Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947; Сlerсх S., Le baroque et la musique, Brux., 1948; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern-Mьnch., 1956; Aus der Welt des Barocks, dargestellt von R. Alewin (u. a.), Stuttg., 1957; Blume Fr., Begriff und Grenze des Barocks in der Musik, "StMw", XLIII, 1961; его же, Renaissance and Baroque music, a comprehensive survey, N. Y.,1967; Le baroque musical. Recueil d' йtudes sur la musique, Liиge, 1964; Damman R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967; Palisca Cl. V., Baroque music, New Jersey, 1968.

В. Н. Брянцева.

Синонимы:
стиль


  1. бароккокоробка...Анаграммы
  2. барокконаправление в искусстве Европы и Америки конца XVIXVIII в. от ит. странный неправильный. Сложилось впервые в Италии. Б. в архитектуре торжественный и пышный стиль характе...Археологический словарь II
  3. бароккоот итал.u barocco буквально причудливый странный зародившийся в Италии один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVIсередины XVIII веков....Архитектурный словарь
  4. бароккоБарокко от итальянского barocco буквально причудливый странный зародившийся в Италии один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVIсереди...Архитектурный словарь (из интернета)
  5. бароккоБАРОККО предположительно от португ. perola barroca жемчужина причудливой формы или от лат. bагосо мнемонич. обозначение одного из видов силлогизма в схоластич. логике г...Большая советская энциклопедия
  6. бароккопредположительно от португ. perola barroca жемчужина причудливой формы или от лат. baroco мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике г...Большая Советская энциклопедия II
  7. барокконескл. с. barocco m Итальянорусский словарь. Синонимы стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. бароккос иск. Barock n m Barockstil mСинонимы стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. бароккобарокко с иск. Barock n m Barockstil m Синонимы стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. бароккос. нескл. иск.estilo barroco barroquismo mнское бароuкко churriguerismo mem barroco espaol...Большой русско-испанский словарь
  11. бароккос. иск. style m baroque baroque m...Большой русско-французский словарь
  12. бароккос. иск.style m baroque baroque m стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. бароккоитал. barocco букв. странный причудливый осн. стилистич. направление в искусстве стран Европы и Америки кон. сер. вв. пришедшее на смену стилю Ренессанс.i Для архите...Большой энциклопедический политехнический словарь
  14. бароккоитал. barocco букв. странный причудливый одно из главныхстилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв.Барокко тяготевшее к торжественному большому с...Большой энциклопедический словарь II
  15. бароккоБАРОККО итал. barocco букв. странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв. Барокко тяготевшее к торжественному ...Большой Энциклопедический словарь V
  16. бароккоитал. причудливый странный стиль в европейском искусстве конца XVI середины XVШ веков. Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусс...История и теория культуры
  17. бароккоот итал. Ьагоссо причудливый вычурный стиль в искусстве для которого характерны стремление к величию и пышности текучесть ложных обычно криволинейных форм декоративност...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  18. бароккоБароккоars barocca...Латинский словарь
  19. бароккостиль в искусстве и литературе Европы и Америки утвердившийся в Италии в кон. первой пол. в. в Испании в в. в России в сер. первой пол. в. Слово барокко употреблял...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. бароккоБАРОККО от итал. barocco фр. baroque странный неправильный литературный стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литературе из искусств...Литературная энциклопедия
  21. барокко[от итал. barocco фр. baroque странный неправильный] литый стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литре из искусствознания основанием ...Литературная энциклопедия II
  22. бароккоБАРОККО от итал. barocco фр. baroque странный неправильный литературный стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литературе из искусств...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. барокконескл. ср.Художественный стиль вв. получивший наибольшее развитие в архитектуре отличавшийся декоративной пышностью деталей и живописностью.[итал. barocco] стиль...Малый академический словарь
  24. бароккоитал. Barocco вычурный странный причудливый один из главных художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI середины XVIII вв. которому присущи выразительн...Мировая художественная культура. Словарь
  25. бароккоНачальная форма Барокко неизменяемое неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  26. бароккоПавильон Грот в усадьбе Кусково.Москва.барокко стиль в архитектуре конца XVI середины XVIII вв. отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны ж...Москва (энциклопедия)
  27. бароккобарокко . ср. нескл. Стиль в европейском искусстве конца XVI в . XVIII в. отличавшийся декоративной пышностью живописностью и причудливостью форм. . прил. неизм. Отличающ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. бароккобарокко барокко неизм. и нескл. с....Орфографический словарь
  29. барокконескл. сu неизм.u Синонимы стиль...Орфографический словарь русского языка
  30. бароккоитал. причудливый направление в искусстве конца XVI сер. XVIII вв. связанное с дворянскоцерковной культурой периода абсолютизма стремящееся к отражению величия пышност...Отечественная история в терминах и понятиях
  31. бароккобарокко...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. бароккоОрфографическая запись слова барокко Ударение в слове барокко Деление слова на слоги перенос слова барокко Фонетическая транскрипция слова барокко [брока] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  33. бароккоБарокко тал.em не вдм....Правописний словник Голоскевича
  34. бароккобароко. очный бароковий....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. бароккоБАРОККО итал. barocco причудливый предположительно от португ. perola barroca жемчужина неправильной формы явление европ. культуры нач. в. Эпоха Б. связана с Вел. ге...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. бароккобарокко неизм. и нескл. ср. Синонимы стиль...Русский орфографический словарь
  37. бароккоСр нескл. barokko XVI XVIII srlrd yaylm bdii slub....Русско-азербайджанский словарь
  38. бароккобарокко с. нескл. иск.ibaroque в стиле барокко in baroque...Русско-английский словарь
  39. бароккобарокко . с. нескл. иск. baroque . неизм. прил. в стиле барокко in baroque....Русско-английский словарь II
  40. бароккоБарока...Русско-белорусский словарь
  41. бароккоиск.i барока нескл. ср.i...Русско-белорусский словарь II
  42. бароккоbarokk с иск стиль...Русско-венгерский словарь
  43. бароккобаро стиль...Русско-ивритский словарь
  44. бароккос. архит. barocco m...Русско-итальянский политехнический словарь
  45. бароккобарокко ХVXVIII асырда олданылан лемшт айшыты архитектура стил...Русско-казахский словарь
  46. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  47. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  48. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  49. бароккоср. нескл. иск. барокко кылымдардагы т ыгы жок кооздолгон архитектуралык стиль....Русско-киргизский словарь
  50. бароккоblgsh blukСинонимы стиль...Русско-китайский словарь
  51. бароккоbaroks...Русско-латышский словарь
  52. бароккоBarock...Русско-немецкий политехнический словарь
  53. бароккостильem Barock...Русско-немецкий словарь по искусству
  54. бароккоBarok...Русско-нидерландский словарь
  55. бароккобароккос нескл. иск. ....Русско-новогреческий словарь
  56. бароккоbarokk стиль...Русско-норвежский словарь
  57. бароккос нсклu искu barroco m стиль...Русско-португальский словарь
  58. бароккобарокко барокко...Русско-таджикский словарь
  59. бароккоbarok с нескл. в стиле барокко barok slubunda стиль...Русско-турецкий словарь
  60. бароккоbarok barok slubu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  61. бароккоbarok baroko...Русско-чешский словарь
  62. барокко.strong barokk.strong barokkstiil...Русско-эстонский словарь
  63. бароккобарокко неизм.em нескл. с. стиль...Русское словесное ударение
  64. бароккоБарокко общеевропейский стиль распространнный в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  65. бароккозаимствованное из историкоискусствостроведч. терминологии обозначение одного Из периодов развития античного искусства а именно эллинистич. скульптуры и архитектуры. Как к...Словарь античности
  66. бароккоСтильпричудник...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  67. бароккоБАРОККО порт. barroco неправильноовальный жемчуг отсюда франц. barroque неправильный бесформенный. Странное неправильное своеобразное в искусстве. Словарь иностранных с...Словарь иностранных слов русского языка
  68. бароккоот странный причудливый стиль искусства Европы и Америки конца XVIсередины XVIII вв. Связан с дворянскоцерковной архитектурой зрелого абсолютизма. Тяготеет к торжественн...Словарь исторических терминов
  69. бароккобарокко сущ. колво синонимов стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стиль...Словарь синонимов II
  70. бароккот. вибагливий химерний стиль в архтектур та мистецтв кнця середини ст. для якого характерн пдкреслена урочистсть пишна декоративнсть динамчнсть композиц....Словник іншомовних слів
  71. бароккобарокко вд тал. barocco вибагливий химерний стиль в архтектур та мистецтв кнця середини ст. для якого характерн пдкреслена урочистсть пишна декоративнсть динамчнсть к...Словник іншомовних слів Мельничука
  72. баро́ккоБАРОККО невдм. с. Стилстичний напрям у вропейському мистецтв кнця XVI середини XVIII ст. що характеризуться примхливстю форм та декоративною пишнстю. Стиль барокко харак...Словник української мови в 11 томах
  73. бароккоБАРОККО итал . barocco букв. странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв. Барокко тяготевшее к торжественному ...Современный энциклопедический словарь
  74. бароккостиль в архитектуре Европы конца XVI середины XVIII вв в архитектуре Б. преобладают динамически развивающиеся в пространстве многообразные ансамбли контрастные напряжнны...Строительный словарь
  75. бароккоБАРОККО стиль в архитектуре Европы конца XVI середины XVIII вв в архитектуре Б. преобладают динамически развивающиеся в пространстве многообразные ансамбли контрастные ...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  76. бароккоитал.u barocco букв. странный причудливый одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVIсередины XVIII в. Барокко свойственны контрастност...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  77. бароккоБАРОККО несклон. итал. худож. все странное необычайное неправильное насильственное в сочинении и исполнении картины здания и пр. но не смешное чудимый дикообразность....Толковый словарь живого великорусского языка
  78. бароккобарокко [ит. barocco букв вычурный] художественный стиль конца середины в. отличался от стиля возрождения и от класси. цизма в. декоративной пышностью динамическими ...Толковый словарь иностранных слов
  79. бароккобарокко барокко. нескл. ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве вв. неизм. Имеющий такой стиль выполненный в таком стиле. Архитектура б.прил. барочный ая ое к знач....Толковый словарь русского языка II
  80. бароккоБAPOKKO . нескл. ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве вв. . неизм. Имеющий такой стиль выполненный в таком стиле. Архитектура барокко прилагательное барочный ая ое к...Толковый словарь русского языка
  81. бароккоУдарение в слове бароккоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове барокко...Ударение и правописание
  82. бароккобарокко баротал. barocco дивний химерний напрям у вроп. миств й лр ст. Поняття барокко як худож. системи псляренесансно епохи спершу виникло в мистецтвознавств а в с...Українська літературна енциклопедія
  83. бароккоndm n barok...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  84. бароккоRzeczownik барокко n barok m...Универсальный русско-польский словарь
  85. бароккобарокко Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы стиль...Формы слова
  86. бароккоБарокко итал. barocco букв. причудливый странный один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в ...Художественная энциклопедия
  87. бароккоОкк Окб Ока Оброк Обр Оборка Обора Обок Оао Краб Коробка Короб Корка Кора Кокор Кок Кобра Кбар Како Кабо Око Окорка Каб Брак Бра Борка Бор Бокка Орк Бок Баро Орок Раб Бак...Электронный словарь анаграмм русского языка
  88. бароккоБарокко стиль см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения....Энциклопедический словарь
  89. бароккоБарокко архитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыяснен...Энциклопедический словарь
  90. бароккоIstrongархитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненны...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  91. бароккоIstrongархитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненны...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  92. бароккоБарокко итал.em barocco странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность напр...Энциклопедия культурологии
  93. бароккоитал.u barocco букв. вычурный художественный стиль конца XVI в. середины XVIII в. родиной его является Италия. Для одежды этого стиля характерны декоративность пышност...Энциклопедия моды и одежды
  94. бароккоитал. bаrоссо странный причудливый. . Понятие используемое для обозначения направления западноевроп. культуры XVII в. сформировавшегося вслед за кризисом Возрождения на п...Эстетика