Большая советская энциклопедия

БАРОККО

БАРОККО(предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. bагосо - мнемонич. обозначение одного из видов силлогизма в схоластич. логике), главенствующий стиль в европ. иск-ве конца 16 - сер. 18 вв. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философ. и науч. изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Б. отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религ. и социальном сознании. Б. широко использовалосьКонтрреформациейв храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов; архитектура "ультрабарокко" в Лат. Америке). Однако Б. получило широкое распространение не только в католич., но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга. Ограничивать Б. рамками Контрреформации и феод. реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Б. развиваются формы "низового Б.", связанные с выражением антифеод. протеста, а также нац.-освободительного движения слав. народов против Габсбургов и османского ига. Б. отличается антиномично-стью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетич. призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с нату-ралистич. трактовкой деталей.

Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме. Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План.

М.Ф. д и Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План.

Б.- динамический, аффектированный стиль, к-рому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Б. усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для Б. характерно стремление к взаимодействию различных видов иск-ва (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой.

Л. Хильде6рандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721 - 22. План.

Б. опирается на схоластич. логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные худож. формы средневековья и Ренессанса, сочетает антич. образы с христианскими. Риторич. рационализм Б. облегчал выражение его средствами идей Раннего Просвещения. Отмечается рецепция Б. в романтизме и в новейших модернистских течениях.

В архитектуре, изобразительном и декоративном иск-ве Б. было одним из основных стилевых направлений с кон. 16 до сер. 18 вв. Б. утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и нац. гос-в (гл. обр. абсолютных монархий), расцвета мануфактурного произ-ва и одноврем. усиления феодально-католич. реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, иск-во Б. было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его дра-матич. сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Б. пришло на смену как художеств. культуреВозрождения,так и изощрённому субъективистскому иск-вуманьеризма.Отказавшись от присущих классич. ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Б. строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в иск-ве Б. предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На иск-во Б. повлияли и антифеод. крест. и плебейские движения, бурж. революции, внёсшие в него струю демократич. бунтарских устремлений.

Для иск-ва Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетич. приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжеств. монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Гор. ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религ., мифологии, или аллегорич. характера, парадные портреты, подчеркивающие привилегированное обществ. положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композиц. и оптич. эффектами, реальность - с фантазией, религ. аффектация - с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмич. и колористич. единство целого, часто - непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине Б.- в его рамках сложились и полное религ. и чувств, аффектации иск-во Л. Бернини, Ф. Бор-ромини, Пьетро да Кортоны, и академизмболонской школы,и демократич. бунтарский реализм Караваджо; позднее итал. Б. эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокру-жит. лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии рождённое нидерл. революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистич. и подчас народные начала в господствовавшее иск-во Б. (живопись П. П.Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. нек-рые черты Б. проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистич. живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга X. Б. де Чурригеры формы Б. достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" Лат. Америки). Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских гос-вах Германии (арх. Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, бр. Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. сталклассицизм,Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного бурж. развития - Англии и Голландии - влияние Б. было лишь частичным.

В России развитие иск-ва Б., отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю пол. 18 в. При общей для Б. сословной природе, рус. Б. было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католич. стран) и обладало рядом нац. особенностей, обусловл. чувством гордости за успехи гос-ва и народа.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли. План.

Рус. архитектура Б., достигшая величеств. размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архит. комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразит. иск-ва, освободившиеся от ср.-век. религ. пут, обратились к светским обществ. темам, к образу человека-деятеля (скульптура Б. К. Растрелли и др.). В России, как и в др. странах, эпоха Б. отмечена подъёмом декоративных иск-в, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. Б. повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стилярококо,сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Понятие "Б." нередко распространяется на всю художеств, культуру 17 в., в т. ч. на явления, далёкие от Б. по содержанию и стилю (напр., "нарышкинское Б.", или "моск. Б.", в рус. зодчестве кон. 17 в.).

Литература. Термин "Б." применялся к лит-ре уже с сер. 19в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Б. у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Б. часто служит для обозначенияпрециозной литературыво Франции,гонгоризмав Испании, маринизма в Италии, "метафизической поэзии" в Англии, придворно-схоластич. поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Б. рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европ. лит. развития. Выдвигается представление о "низовом Б.", отвечающем потребностям бюргерства и нар. масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопич. движениями и чаяниями, также обращались к формам лит. Б. (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для лит. Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на "принципе остроумия" (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания "далёких" идей, образов и представлений. Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к поли-гисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия ("Vanitas"), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, к-рый чувствует себя "щепкой" в водовороте жизни, что отвечает судьбам "солдат Фортуны", ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Б. усваивало готовые риторич. формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы нар. романа ("Симпли-циссимус" Гриммельсхаузена). Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, лит. сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Лит. Б. представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом; в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д‘Обинье; в Хорватии эпич. поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Нек-рые исследователи усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира ("Буря"), произведения Мильтона, Вон-дела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Б. тесно связано с укр. церковной проповедью и школьной драмой; оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В "Жизнеописании" Аввакума усматривают черты Б.- антино-мичность, трагич. характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, ф. Проко-пович), школьный театр, панегирич. поэзию петровских "триумфов". Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой рус. поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного иск-ва (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в России.

Музыка. В зарубежном музыкознании термин "Б." стал применяться с нач. 20 в. Эпохой муз. Б. считается весь период развития муз. культуры в европ. странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре и изобразит. иск-ве. Основанием для выделения эпохи муз. Б. служили прежде всего нек-рые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 -сер. 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонич. "вертикали" и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением нек-рых новых муз. жанров и форм - партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе муз. Б. объединяются различные, порой противоречивые муз. явления-от мадригалистов рубежа 16 -17 вв. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Сов. исследователи полагают, что в муз. иск-ве европ. стран этого периода наряду со стилем Б. проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи муз. Б. Согласно воззрениям сов. музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода - Генделя и Баха - не укладывается в рамки к.-л. одного стиля. В стиле муз. Б. сов. музыковеды считают ведущими не формально-технич. моменты, но определённый тип образов, характер муз. выразительности - величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т. п. Стиль Б. в музыке отличает, с одной стороны, стремление к глубокому отображению внутр. мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль муз. Б. наиболее ярко проявился в итал. музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее - в нем. музыке (оперы Р. Кейзе-ра, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.).Лит.:Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1918; его же, Основные понятия истории искусства, пер. с нем., М., 1930; Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, "Вестник ЛГУ", 1946, № 1; История русского искусства, т. 5, М., 1960; Ливанова Т. Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; История эстетики. Эстетические учения 17-18 в., т. 2, М., 1964; Ренессанс. Барокко. Классицизм, М., 1966; М о-розов А., Проблемы европейского барокко, "Вопросы литературы", 1968, № 12; его ж е, "Маньеризм" и "барокко", как термины литературоведения, "Русская литература", 1966, № 3; его же, Ломоносов и барокко, там же, 1965, № 2; Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант XVII века, "Русская литература", 1969, № 2; Weisbасh W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., В., 1929; Retorica e barocco, Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern-Munch., 1956; Т a p i e V.-L., Baroque et classicisme, P., [1957]; Angyal A., Die slawische Ba-rockwelt, Lpz., 1961; В 1 ume F., Begriff und Grenze des Barock in der Musik, "Svensk Tid-skrift for Musikforskning", 1961, Bd 43; Manierismo, Barocco, Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Le baroque musicale. Les congres et colloques de I‘Universite de Liege, Liege, 1964; W i n d f u h r M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., 1966.А. А. Морозов(введение, литература) ,В. Н. Брянцева(музыка),А. М. Кантор(архитектура, изобразит. и декоративное иск-во). Илл. см. на вклейке, табл. I, II.




  1. бароккокоробка...Анаграммы
  2. барокконаправление в искусстве Европы и Америки конца XVIXVIII в. от ит. странный неправильный. Сложилось впервые в Италии. Б. в архитектуре торжественный и пышный стиль характе...Археологический словарь II
  3. бароккоот итал.u barocco буквально причудливый странный зародившийся в Италии один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVIсередины XVIII веков....Архитектурный словарь
  4. бароккоБарокко от итальянского barocco буквально причудливый странный зародившийся в Италии один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVIсереди...Архитектурный словарь (из интернета)
  5. бароккопредположительно от португ. perola barroca жемчужина причудливой формы или от лат. baroco мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике г...Большая Советская энциклопедия II
  6. барокконескл. с. barocco m Итальянорусский словарь. Синонимы стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. бароккос иск. Barock n m Barockstil mСинонимы стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. бароккобарокко с иск. Barock n m Barockstil m Синонимы стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. бароккос. нескл. иск.estilo barroco barroquismo mнское бароuкко churriguerismo mem barroco espaol...Большой русско-испанский словарь
  10. бароккос. иск. style m baroque baroque m...Большой русско-французский словарь
  11. бароккос. иск.style m baroque baroque m стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. бароккоитал. barocco букв. странный причудливый осн. стилистич. направление в искусстве стран Европы и Америки кон. сер. вв. пришедшее на смену стилю Ренессанс.i Для архите...Большой энциклопедический политехнический словарь
  13. бароккоитал. barocco букв. странный причудливый одно из главныхстилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв.Барокко тяготевшее к торжественному большому с...Большой энциклопедический словарь II
  14. бароккоБАРОККО итал. barocco букв. странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв. Барокко тяготевшее к торжественному ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. бароккоитал. причудливый странный стиль в европейском искусстве конца XVI середины XVШ веков. Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусс...История и теория культуры
  16. бароккоот итал. Ьагоссо причудливый вычурный стиль в искусстве для которого характерны стремление к величию и пышности текучесть ложных обычно криволинейных форм декоративност...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  17. бароккоБароккоars barocca...Латинский словарь
  18. бароккостиль в искусстве и литературе Европы и Америки утвердившийся в Италии в кон. первой пол. в. в Испании в в. в России в сер. первой пол. в. Слово барокко употреблял...Литература и язык. Современная энциклопедия
  19. бароккоБАРОККО от итал. barocco фр. baroque странный неправильный литературный стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литературе из искусств...Литературная энциклопедия
  20. барокко[от итал. barocco фр. baroque странный неправильный] литый стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литре из искусствознания основанием ...Литературная энциклопедия II
  21. бароккоБАРОККО от итал. barocco фр. baroque странный неправильный литературный стиль Европы конца XVI XVII и части XVIII ст. Термин Б. перешел в науку о литературе из искусств...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  22. барокконескл. ср.Художественный стиль вв. получивший наибольшее развитие в архитектуре отличавшийся декоративной пышностью деталей и живописностью.[итал. barocco] стиль...Малый академический словарь
  23. бароккоитал. Barocco вычурный странный причудливый один из главных художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI середины XVIII вв. которому присущи выразительн...Мировая художественная культура. Словарь
  24. бароккоНачальная форма Барокко неизменяемое неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  25. бароккоПавильон Грот в усадьбе Кусково.Москва.барокко стиль в архитектуре конца XVI середины XVIII вв. отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны ж...Москва (энциклопедия)
  26. бароккоитал. bаrоссо букв. причудливый вычурный странный художеств. стиль господствовавший в изобразит. искве и архитектуре конца й пол. вв. Вопрос о Б. в музыке начал диску...Музыкальная энциклопедия
  27. бароккобарокко . ср. нескл. Стиль в европейском искусстве конца XVI в . XVIII в. отличавшийся декоративной пышностью живописностью и причудливостью форм. . прил. неизм. Отличающ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. бароккобарокко барокко неизм. и нескл. с....Орфографический словарь
  29. барокконескл. сu неизм.u Синонимы стиль...Орфографический словарь русского языка
  30. бароккоитал. причудливый направление в искусстве конца XVI сер. XVIII вв. связанное с дворянскоцерковной культурой периода абсолютизма стремящееся к отражению величия пышност...Отечественная история в терминах и понятиях
  31. бароккобарокко...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. бароккоОрфографическая запись слова барокко Ударение в слове барокко Деление слова на слоги перенос слова барокко Фонетическая транскрипция слова барокко [брока] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  33. бароккоБарокко тал.em не вдм....Правописний словник Голоскевича
  34. бароккобароко. очный бароковий....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. бароккоБАРОККО итал. barocco причудливый предположительно от португ. perola barroca жемчужина неправильной формы явление европ. культуры нач. в. Эпоха Б. связана с Вел. ге...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  36. бароккобарокко неизм. и нескл. ср. Синонимы стиль...Русский орфографический словарь
  37. бароккоСр нескл. barokko XVI XVIII srlrd yaylm bdii slub....Русско-азербайджанский словарь
  38. бароккобарокко с. нескл. иск.ibaroque в стиле барокко in baroque...Русско-английский словарь
  39. бароккобарокко . с. нескл. иск. baroque . неизм. прил. в стиле барокко in baroque....Русско-английский словарь II
  40. бароккоБарока...Русско-белорусский словарь
  41. бароккоиск.i барока нескл. ср.i...Русско-белорусский словарь II
  42. бароккоbarokk с иск стиль...Русско-венгерский словарь
  43. бароккобаро стиль...Русско-ивритский словарь
  44. бароккос. архит. barocco m...Русско-итальянский политехнический словарь
  45. бароккобарокко ХVXVIII асырда олданылан лемшт айшыты архитектура стил...Русско-казахский словарь
  46. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  47. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  48. бароккобарокко...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  49. бароккоср. нескл. иск. барокко кылымдардагы т ыгы жок кооздолгон архитектуралык стиль....Русско-киргизский словарь
  50. бароккоblgsh blukСинонимы стиль...Русско-китайский словарь
  51. бароккоbaroks...Русско-латышский словарь
  52. бароккоBarock...Русско-немецкий политехнический словарь
  53. бароккостильem Barock...Русско-немецкий словарь по искусству
  54. бароккоBarok...Русско-нидерландский словарь
  55. бароккобароккос нескл. иск. ....Русско-новогреческий словарь
  56. бароккоbarokk стиль...Русско-норвежский словарь
  57. бароккос нсклu искu barroco m стиль...Русско-португальский словарь
  58. бароккобарокко барокко...Русско-таджикский словарь
  59. бароккоbarok с нескл. в стиле барокко barok slubunda стиль...Русско-турецкий словарь
  60. бароккоbarok barok slubu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  61. бароккоbarok baroko...Русско-чешский словарь
  62. барокко.strong barokk.strong barokkstiil...Русско-эстонский словарь
  63. бароккобарокко неизм.em нескл. с. стиль...Русское словесное ударение
  64. бароккоБарокко общеевропейский стиль распространнный в архитектуре Петербурга в первой половине середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей. В период раннего...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  65. бароккозаимствованное из историкоискусствостроведч. терминологии обозначение одного Из периодов развития античного искусства а именно эллинистич. скульптуры и архитектуры. Как к...Словарь античности
  66. бароккоСтильпричудник...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  67. бароккоБАРОККО порт. barroco неправильноовальный жемчуг отсюда франц. barroque неправильный бесформенный. Странное неправильное своеобразное в искусстве. Словарь иностранных с...Словарь иностранных слов русского языка
  68. бароккоот странный причудливый стиль искусства Европы и Америки конца XVIсередины XVIII вв. Связан с дворянскоцерковной архитектурой зрелого абсолютизма. Тяготеет к торжественн...Словарь исторических терминов
  69. бароккобарокко сущ. колво синонимов стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стиль...Словарь синонимов II
  70. бароккот. вибагливий химерний стиль в архтектур та мистецтв кнця середини ст. для якого характерн пдкреслена урочистсть пишна декоративнсть динамчнсть композиц....Словник іншомовних слів
  71. бароккобарокко вд тал. barocco вибагливий химерний стиль в архтектур та мистецтв кнця середини ст. для якого характерн пдкреслена урочистсть пишна декоративнсть динамчнсть к...Словник іншомовних слів Мельничука
  72. баро́ккоБАРОККО невдм. с. Стилстичний напрям у вропейському мистецтв кнця XVI середини XVIII ст. що характеризуться примхливстю форм та декоративною пишнстю. Стиль барокко харак...Словник української мови в 11 томах
  73. бароккоБАРОККО итал . barocco букв. странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. сер. вв. Барокко тяготевшее к торжественному ...Современный энциклопедический словарь
  74. бароккостиль в архитектуре Европы конца XVI середины XVIII вв в архитектуре Б. преобладают динамически развивающиеся в пространстве многообразные ансамбли контрастные напряжнны...Строительный словарь
  75. бароккоБАРОККО стиль в архитектуре Европы конца XVI середины XVIII вв в архитектуре Б. преобладают динамически развивающиеся в пространстве многообразные ансамбли контрастные ...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  76. бароккоитал.u barocco букв. странный причудливый одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVIсередины XVIII в. Барокко свойственны контрастност...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  77. бароккоБАРОККО несклон. итал. худож. все странное необычайное неправильное насильственное в сочинении и исполнении картины здания и пр. но не смешное чудимый дикообразность....Толковый словарь живого великорусского языка
  78. бароккобарокко [ит. barocco букв вычурный] художественный стиль конца середины в. отличался от стиля возрождения и от класси. цизма в. декоративной пышностью динамическими ...Толковый словарь иностранных слов
  79. бароккобарокко барокко. нескл. ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве вв. неизм. Имеющий такой стиль выполненный в таком стиле. Архитектура б.прил. барочный ая ое к знач....Толковый словарь русского языка II
  80. бароккоБAPOKKO . нескл. ср. Вычурный и пышный стиль в искусстве вв. . неизм. Имеющий такой стиль выполненный в таком стиле. Архитектура барокко прилагательное барочный ая ое к...Толковый словарь русского языка
  81. бароккоУдарение в слове бароккоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове барокко...Ударение и правописание
  82. бароккобарокко баротал. barocco дивний химерний напрям у вроп. миств й лр ст. Поняття барокко як худож. системи псляренесансно епохи спершу виникло в мистецтвознавств а в с...Українська літературна енциклопедія
  83. бароккоndm n barok...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  84. бароккоRzeczownik барокко n barok m...Универсальный русско-польский словарь
  85. бароккобарокко Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы стиль...Формы слова
  86. бароккоБарокко итал. barocco букв. причудливый странный один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI середины XVIII вв. Барокко утвердилось в ...Художественная энциклопедия
  87. бароккоОкк Окб Ока Оброк Обр Оборка Обора Обок Оао Краб Коробка Короб Корка Кора Кокор Кок Кобра Кбар Како Кабо Око Окорка Каб Брак Бра Борка Бор Бокка Орк Бок Баро Орок Раб Бак...Электронный словарь анаграмм русского языка
  88. бароккоБарокко стиль см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения....Энциклопедический словарь
  89. бароккоБарокко архитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыяснен...Энциклопедический словарь
  90. бароккоIstrongархитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненны...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  91. бароккоIstrongархитектурный стиль господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненны...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  92. бароккоБарокко итал.em barocco странный причудливый одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность напр...Энциклопедия культурологии
  93. бароккоитал.u barocco букв. вычурный художественный стиль конца XVI в. середины XVIII в. родиной его является Италия. Для одежды этого стиля характерны декоративность пышност...Энциклопедия моды и одежды
  94. бароккоитал. bаrоссо странный причудливый. . Понятие используемое для обозначения направления западноевроп. культуры XVII в. сформировавшегося вслед за кризисом Возрождения на п...Эстетика