Музыкальная энциклопедия

АЛЕАТОРИКА

(от лат. alеa - игральная кость; случайность) - течение в совр. музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства. Элемент случайности вносится в музыку разл. методами. Так, муз. композиция может строиться с помощью "жребия" - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название) и т.п. В результате возникает некая "стабильная" запись, предлагаемая исполнителям.
Применяется и иной метод: внесение элементов случая в процессе исполнения пьесы. Это достигается перестановкой по воле исполнителя отдельных её кусков (К. Штокхаузен, Klavierstьcke, XI), перетасовкой перед каждым исполнением карточек, на к-рых написано по несколько тактов музыки (Б. Нильсон, Квартет для деревянных духовых) и т.п. В этих случаях принцип А. по существу снимает с композитора всякую ответственность за своё произведение, перекладывая её на исполнителей, вольных каждый раз по-своему реализовать намеченную схему.
Нередко нотная запись произв. представляет собой лишь ряд намёков-символов, та или иная реализация к-рых предоставляется на усмотрение исполнителя. Обычно в подобных записях композиторы частично или полностью отказываются от пятилинейной нотной системы. Используются также одновременная несогласованная игра неск. оркестров (К. Штокхаузен, "Группы"), коллективная импровизация орк. музыкантов, играющих "кто во что горазд". Основой подобного рода "творчества" является "не то, что должно быть, но то, что может случиться" (П. Булез). Теоретики А. видят её преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни "новую форму", неожиданную, независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Однако эти "новые формы" не несут в себе к.-л. жизненного содержания и по существу являются мёртвыми формами.
А. возникла в 1957 почти одновременно в ФРГ (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез) как своего рода реакция на "тотальную организованность" серийной техники.Первые попытки использования элементов случайности в муз. творчестве предпринимались и ранее: в 1951 в Нью-Йорке композитор Дж. Кейдж организовал эксперимент. концерты, в к-рых использовались 12 радиоприёмников, настроенных на 12 разл. радиостанций. Сидевшие у каждого приёмника 2 оператора регулировали настройку и силу звука по указанию "автора-дирижёра" Кейджа.
Стремясь обосновать историч. преемственность A., нек-рые теоретики ссылаются на древнее иск-во муз. импровизации, на особенности импровизационного принципа инд. музыки, наконец, на опыт Моцарта, предложившего шуточную инструкцию "Как сочинять контрадансы без всякого знания музыки при помощи двух игральных костей". В действительности же А. имеет очень мало общего с подлинно творч. импровизацией в народном и проф. иск-ве, и Моцарт отнюдь не рассматривал свою шутку с игральными костями, как метод создания настоящей, полноценной музыки, способный заменить "менее удобный" и трудоёмкий обычный метод её сочинения.
Во взглядах представителей А. существуют расхождения. Кейдж, Штокхаузен, С. Буссотти и др. допускают полный произвол исполнителей или автоматич. устройств. Роль композитора сводится при этом к роли "организатора" звукового номера, дающего ему своё имя и придумывающего для него название. Напротив, Булез, а в последующее время и В. Лютославский - сторонники ограничений в применении принципа случайности. Булез считает, что элемент случайности "должен быть интегрирован в самой структуре произведения". Так, в своей 3-й сонате композитор предлагает пианисту самостоятельно устанавливать порядок следования частей, выбирать по своему усмотрению и вкусу отдельные выписанные под особыми знаками эпизоды, использовать любые темпы. Т. о., исполнитель становится как бы соавтором произведения, не выходя всё же из известных рамок, указанных композитором. Лютославский в своих сочинениях наряду с точно выписанной музыкой предусматривает эпизоды импровизации отдельных оркестровых групп и солирующих инструментов. По его мнению, в целом форма произведения должна быть прочно скреплена и лишь в частностях может зависеть от случайного ("контролируемая А.").
"Ограничительные" тенденции, исходившие от Булеза и от Лютославского, не определили дальнейшего развития A., не приостановили увлечения её представителей "стихией случая". Господствующее положение занял метод "абсолютной", "тотальной" A., что привело к полному распаду муз. формы, к неподдающемуся художеств. контролю хаосу. Метод "тотальной" А. на Западе всё чаще подвергается критике (высказывания И. Ф. Стравинского, назвавшего композиторов-алеаториков "ходячими врагами искусства", и др.).
Как частный приём А. используется в отд. эпизодах произведений и композиторами (в том числе советскими), не разделяющими осн. принципов этого течения.

Литература: Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964; его же, Сериализм и алеаторика - "тождество противоположностей", "СМ", 1971, No 1; Раппопорт Л., Выдающийся мастер, "СМ", 1969, No 7; Меуеr-Еррler W., Statistische und psychologische Klangprobleme, 1. Die Reihe, W., 1955; Boulez P., Alйa, "Nouvelle revue franзaise", P., 1957, No 59, p. 839-57; Thomas E., Was ist Aleatorik?, "Melos", Jahrg. XXVIII, 1961, H. 7-8; LutosLawski W. MateriaLy do monografii, zestanil S. Jarocinski, Warsz., 1967; Stuckenschmidt R., Twentieth century music, (N. Y.), 1969.

Г. M. Шнеерсон.

Синонимы:
композиция


  1. алеаторикаимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. алеаторикавласна назва мен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. алеаторикаот лат. alea игральная кость случайность методмузыкальной композиции в. использующий элементы случайности какформообразующий фактор....Большой энциклопедический словарь II
  4. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат. alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Большой Энциклопедический словарь V
  5. алеаторикаи ж.i муз.i Течя сучасно музики що проголошу випадковсть головним началом творчост виконавства....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. алеаторикаот латинского alea игральная кость жребий случайность метод музыкальной композиции в. предполагающий мобильность музыкального текста когда элементы случайности возводят...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. алеаторикаот лат. alеa игра в кости случайность жребий Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом как самостоятельный способ сочинения музыки оформился в XX в....Лексикон нонклассики
  8. алеаторикаНачальная форма Алеаторика слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. алеаторикавд лат. alea випадковсть гральна ксть напрямок сучасно музики який проголошу випадковсть першоджерелом творчост та виконавства. Випадковсть вноситься рзними засобами ж...Музичні терміни
  10. алеаторикаот лат. alea игральная кость случайность течение в современной музыке провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнител...Музыкальный словарь
  11. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат . alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Новый большой англо-русский словарь II
  12. алеаторикаалеаторика алеаторика и...Орфографический словарь
  13. алеаторикаалеаторика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  14. алеаторикак.и. алеаторика...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  15. алеаторикаОрфографическая запись слова алеаторика Ударение в слове алеаторика Деление слова на слоги перенос слова алеаторика Фонетическая транскрипция слова алеаторика [литорк] Х...Полный фонетический разбор слов
  16. алеаторикаот лат. alea игра в кости случайность жребий распространенная во й пол. в. техника композиции опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактор...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  17. алеаторикаалеаторика иСинонимы композиция...Русский орфографический словарь
  18. алеаторикаалеаторика лат.em alea игральная кость случайность течение в современном муз.em искусстве провозглашающее формалистический способ сочинения и исполнения музыки основанный...Словарь иностранных слов русского языка
  19. алеаторикаалеаторика сущ. колво синонимов композиция Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы композиция...Словарь синонимов II
  20. алеаторикалат. гральний формалстичний напрям у сучаснй музиц який проголошу головним у творчост й виконавств принцип випадковост коли музична композиця будуться на основ розбризкув...Словник іншомовних слів
  21. алеаторикаалеаторика вд лат. aleatorius гральний формалстичний напрям у сучаснй музиц який проголошу головним у творчост й виконавств принцип випадковост коли музична композиця бу...Словник іншомовних слів Мельничука
  22. алеаторикаАЛЕАТОРИКА и ж.Напрям у сучасному музичному мистецтв що проголошу спосб написання та виконання музики який рунтуться на випадковому поднанн звукв.Алеаторику як метод музи...Словник української мови у 20 томах
  23. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от латинского alea игральная кость жребий случайность метод музыкальной композиции в. предполагающий мобильность музыкального текста когда элементы случайнос...Современная энциклопедия
  24. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат . alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Современный энциклопедический словарь
  25. алеаторикаалеаторика[...Толковый словарь иностранных слов
  26. алеаторикаи ж. муз. Течя сучасно музики що проголошу випадковсть головним началом творчост виконавства....Толковый словарь украинского языка
  27. алеаторикаУдарение в слове алеаторикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове алеаторика...Ударение и правописание
  28. алеаторикаМетод музично композиц який рунтуться на використанн випадкових дй композитора пд час побудови композиц або виконавця пд час виконання музичного твору започаткована в й п...Універсальний словник-енциклопедія
  29. алеаторикаметод музично композиц який рунтуться на використанн випадкових дй композитора пд час побудови композиц або виконавця пд час виконання музичного твору започаткована в й п...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  30. алеаторикаТелика Текила Таро Тарелка Тара Талик Талер Таир Ротик Рота Рот Ролик Рол Рок Роек Рита Рио Рико Рик Риал Риа Рет Релит Реликт Река Реал Рао Рало Ракита Ракета Рак Раек О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  31. алеаторикаАлеаторика от лат. alеa игра в кости случайность жребий Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом как самостоятельный способ сочинения музыки оформи...Энциклопедия культурологии