Лексикон нонклассики

АЛЕАТОРИКА

(от лат. alеa — игра в кости, случайность, жребий) Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом; как самостоятельный способ сочинения музыки оформился в XX в. А. означает полный или частичный отказ композитора от жесткого контроля над музыкальным текстом либо даже устранение самой категории композитора-автора в традиционном смысле. Новаторство А. заключается в соотнесении стабильно установленных компонентов музыкального текста с сознательно вводимой случайностью, произвольной мобильностью музыкальной материи. Понятие А. может относиться и к общей компоновке частей сочинения (к форме), и к строению его ткани. По Э. Денисову, взаимодействие между стабильностью и мобильностью ткани и формы дает 4 основных типа сочетания, три из которых — 2-й, 3-й и 4-й — являются алеаторическими: 1. Стабильна ткань — стабильна форма (обычная традиционная композиция, opus perfectum et absolutum; как, например, 6 симф. Чайковского); 2. Стабильна ткань — мобильна форма; по В. Лютославскому, «А. формы» (П. Булез, 3-я соната для ф-п, 1957); 3. Мобильна ткань— стабильна форма; или, по Лютославскому, «А. фактуры» (Лютославский, Струнный квартет, 1964, Main Movement); 4. Мобильна ткань — мобильна форма; или «А. Кейджа» (при коллективной импровизации нескольких исполнителей). Это узловые точки метода А., вокруг которых располагаются много разных конкретных видов и случаев структур, различные степени погружения в А.; кроме того, естественны и метаболы («модуляции») — переход от одного вида или типа к другому, также к стабильному тексту либо от него. А. получила распространение с 1950-х гг., явившись (вместе с сонорикой), в частности, реакцией на крайнее закрепощение музыкальной структуры в многопараметровом се-риализме (см.: Додекафония). Между тем, принцип свободы структуры в том или ином отношении имеет древние корни. По существу, звуковым потоком, а не однозначно структурированным опусом, является народная музыка. Отсюда нестабильность, «неопусность» народной музыки, вариацион-ность, вариантность и импровизационность в ней. Незаданность, импровизируемость формы характерны для традиционной музыки Индии, народов Дальнего Востока, Африки. Поэтому представители А. активно и осознанно опираются на сущностные принципы восточной и народной музыки. Элементы А. существовали и в европейской классической музыке. Например, у венских классиков, устранивших принцип генералбаса и сделавших музыкальный текст полностью стабильным (симфонии и квартеты И.Гайдна), резким контрастом стала «каденция» в форме инструментального концерта— виртуозное .соло, партию которого композитор не сочинял, а предоставлял на усмотрение исполнителя (элемент А. формы). Известны шуточные «алеаторические» методы составления несложных пьес (менуэтов) посредством комбинирования кусочков музыки на игральных кубиках (Wurfelspiel) во времена Гайдна и Моцарта (трактат И.Ф.Кирнбергера «В любое время готовый композитор полонезов и менуэтов». Берлин, 1757). В XX в. принцип «индивидуального проекта» в форме стал наводить на мысль о допустимости текстовых вариантов произведения (т. е. А.). В 1907г. американский композитор Ч.Айвз сочинил фортепианный квинтет «Hallwe'en (= «Канун Дня всех святых»), текст которого при исполнении в концерте должен играться по-разному четыре раза подряд. Д. Кейдж сочинил в 1951г. «Музыку перемен» для ф-но, текст которой он составил «манипулированием случайностями» (слова композитора), использовав для этого китайскую «Книгу перемен». Классический пример А. — «Фортепьянная пьеса XI» К. Штокхаузена, 1957. На листе бумаги ок. 0,5 кв.м в случайном порядке расположены 19 музыкальных фрагментов. Пианист начинает с любого из них и играет их в произвольной последовательности, следуя случайно упавшему взгляду; в конце предшествующего отрывка написано, в каком темпе и в какой громкости играть следующий. Когда пианисту покажется, что он сыграл так уже все фрагменты, их надлежит сыграть вторично опять в столь же случайном порядке, но в более яркой звучности. После второго круга пьеса заканчивается. Для большего эффекта алеаторическое произведение рекомендуется в одном концерте еще и повторить — слушателю предстанет другая композиция из того же материала. Метод А. широко используется современными композиторами (Булезом, Штокхаузеном, Лютославским, А.Волконским, Денисовым, Шнитке и др.). Предпосылкой А. в XX в. явились новые законы гармонии и вытекающие из них тенденции к поискам новых форм, соответствующих новому состоянию музыкального материала и характерных для авангарда. Алеаторическая фактура была совершенно немыслима до эмансипации диссонанса, разработки атональной музыки (см.: Додекафония). Сторонник «ограниченной и контролируемой» А. Лютославский усматривает в ней несомненную ценность: «А. открыла передо мной новые и неожиданные перспективы. Прежде всего — огромное богатство ритмики, недостижимое с помощью других техник». Денисов, обосновывая «введение элементов случайного в музыку», утверждает, что оно «дает нам большую свободу в оперировании музыкальной материей и позволяет нам получать новые звуковые эффекты , но идеи мобильности могут дать хорошие результаты лишь в том случае , если скрытые в мобильности деструктивные тенденции не разрушают конструктивность, необходимую для существования любой формы искусства». С А. пересекаются некоторые другие методы и формы музыки. Прежде всего это: 1. импровизация — исполнение произведения, сочиняемого в процессе игры ; 2. графическая музыка, которую импровизирует исполнитель по зрительным образам поставленного перед ним рисунка (например, И.Браун, Folio», 1952), переводя их в звуковые образы, либо по музыкально-алеаторической графике, созданной композитором из кусков нотного текста на листе бумаги (С.Буссотти, «Страсти по Саду», 1966); 3. хэппенинг — импровизируемое (в этом смысле алеаторическое) действие (Акция) с участием музыки с произвольным (квази-)сюжетом (например, хэппенинг А.Волконского «Реплика» ансамбля «Мадригал» в сезоне 1970/71 г.); 4. открытые формы музыки — то есть такие, текст которых стабильно не фиксирован, а всякий раз получается в процессе исполнения. Это — виды композиции, принципиально не замкнутые и допускающие бесконечное продолжение (например, с каждым новым исполнением), англ. Work in progress. Для П.Булеза одним из стимулов, обративших его к открытой форме, было творчество Дж. Джойса («Улисс») и С.Малларме («Le Livre»). Пример открытой композиции — «Достижимые формы II» («Available Forms II», по смыслу — «Потенциальные формы») Ирла Брауна для 98 инструментов и двух дирижеров (1962). Браун сам указывает на связь своей открытой формы с «мобилями» в визуальных искусствах (см.: Кинетическое искусство), в частности у А. Колдера («Calder Piece» для 4 ударников и мобиля Колдера, 1965). Наконец, алеаторическими принципами пронизана «Gesamtkunst»-акция (см.: Гезамткунстверк). 5. Мультимедиа, спецификой которых является синхронизация инсталляций нескольких искусств (например: концерт + выставка живописи и скульптуры + вечер поэзии в любых сочетаниях видов искусств и т. п.). Таким образом суть А. состоит в примирении традиционно сложившегося художественного порядка и освежающего фермента непредсказуемости, случайности — тенденция, характерная для художественной культуры XX в. в целом и неклассической эстетики. Лит.: Денисов Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие// Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976; Лютославский В. Статьи, беседы, воспоминания. М., 1995; Boulez P. Alea// Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. L, Mainz, 1958; Boulez R. Zu meiner III Sonate// Ibid, III. 1960; Schaffer B. Nowa muzyka (1958). Krakow, 1969; Schaffer B. Maly informator muzyki XX wieku (1958). Krakow, 1975; Stockhausen K. Musik und Grafik (1960) // Texte, Bd.l, Koln, 1963; Bohmer K. Theorie der offenen Form in der Musik. Darmstadt, 1967. Ю. Холопов

  1. алеаторикаимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. алеаторикавласна назва мен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. алеаторикаот лат. alea игральная кость случайность методмузыкальной композиции в. использующий элементы случайности какформообразующий фактор....Большой энциклопедический словарь II
  4. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат. alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Большой Энциклопедический словарь V
  5. алеаторикаи ж.i муз.i Течя сучасно музики що проголошу випадковсть головним началом творчост виконавства....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. алеаторикаот латинского alea игральная кость жребий случайность метод музыкальной композиции в. предполагающий мобильность музыкального текста когда элементы случайности возводят...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. алеаторикаНачальная форма Алеаторика слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  8. алеаторикавд лат. alea випадковсть гральна ксть напрямок сучасно музики який проголошу випадковсть першоджерелом творчост та виконавства. Випадковсть вноситься рзними засобами ж...Музичні терміни
  9. алеаторикаот лат. alеa игральная кость случайность течение в совр. музыке провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства....Музыкальная энциклопедия
  10. алеаторикаот лат. alea игральная кость случайность течение в современной музыке провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнител...Музыкальный словарь
  11. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат . alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Новый большой англо-русский словарь II
  12. алеаторикаалеаторика алеаторика и...Орфографический словарь
  13. алеаторикаалеаторика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  14. алеаторикак.и. алеаторика...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  15. алеаторикаОрфографическая запись слова алеаторика Ударение в слове алеаторика Деление слова на слоги перенос слова алеаторика Фонетическая транскрипция слова алеаторика [литорк] Х...Полный фонетический разбор слов
  16. алеаторикаот лат. alea игра в кости случайность жребий распространенная во й пол. в. техника композиции опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактор...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  17. алеаторикаалеаторика иСинонимы композиция...Русский орфографический словарь
  18. алеаторикаалеаторика лат.em alea игральная кость случайность течение в современном муз.em искусстве провозглашающее формалистический способ сочинения и исполнения музыки основанный...Словарь иностранных слов русского языка
  19. алеаторикаалеаторика сущ. колво синонимов композиция Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы композиция...Словарь синонимов II
  20. алеаторикалат. гральний формалстичний напрям у сучаснй музиц який проголошу головним у творчост й виконавств принцип випадковост коли музична композиця будуться на основ розбризкув...Словник іншомовних слів
  21. алеаторикаалеаторика вд лат. aleatorius гральний формалстичний напрям у сучаснй музиц який проголошу головним у творчост й виконавств принцип випадковост коли музична композиця бу...Словник іншомовних слів Мельничука
  22. алеаторикаАЛЕАТОРИКА и ж.Напрям у сучасному музичному мистецтв що проголошу спосб написання та виконання музики який рунтуться на випадковому поднанн звукв.Алеаторику як метод музи...Словник української мови у 20 томах
  23. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от латинского alea игральная кость жребий случайность метод музыкальной композиции в. предполагающий мобильность музыкального текста когда элементы случайнос...Современная энциклопедия
  24. алеаторикаАЛЕАТОРИКА от лат . alea игральная кость случайность метод музыкальной композиции в. использующий элементы случайности как формообразующий фактор....Современный энциклопедический словарь
  25. алеаторикаалеаторика[...Толковый словарь иностранных слов
  26. алеаторикаи ж. муз. Течя сучасно музики що проголошу випадковсть головним началом творчост виконавства....Толковый словарь украинского языка
  27. алеаторикаУдарение в слове алеаторикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове алеаторика...Ударение и правописание
  28. алеаторикаМетод музично композиц який рунтуться на використанн випадкових дй композитора пд час побудови композиц або виконавця пд час виконання музичного твору започаткована в й п...Універсальний словник-енциклопедія
  29. алеаторикаметод музично композиц який рунтуться на використанн випадкових дй композитора пд час побудови композиц або виконавця пд час виконання музичного твору започаткована в й п...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  30. алеаторикаТелика Текила Таро Тарелка Тара Талик Талер Таир Ротик Рота Рот Ролик Рол Рок Роек Рита Рио Рико Рик Риал Риа Рет Релит Реликт Река Реал Рао Рало Ракита Ракета Рак Раек О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  31. алеаторикаАлеаторика от лат. alеa игра в кости случайность жребий Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом как самостоятельный способ сочинения музыки оформи...Энциклопедия культурологии