Маркетинг. Большой толковый словарь

СТИЛЬ ЖИЗНИ

англ. Lifestyle] — в маркетинге совокупность целей и ценностей приобретения, а также направлений, способов и размеров использования разнообразных ресурсов, доступных человеку (биологических, социальных, материально-финансовых, информационных и др.), присущая определенным людям или социальным группам. С. ж. определяется и как образ жизни человека в целом, и как совокупность характеристик, отражающих траты им собственного времени, усилий и денег. С. ж. характеризует деятельность людей, их интересы и мнения. С. ж. является одним из главных объектов внимания в социологии при изучении поведения потребителей (см.). Изучается не только сам феномен С. ж., но и его взаимосвязи с процессом модернизации и структурными изменениями общества, культурой, влияние на покупательское поведение. Известны классические концепции С. ж. Г. Зиммеля, М. Вебера, современные концепции П. Бурдье, Р. Инглхарта, Ж. Липовецки и др. Так, Г. Зиммель писал о том, что наиболее ярко характеризует людей, живущих в больших городах. Г. Тард показал, что досуг и потребление — это те сферы повседневной жизни, в которых люди свободны от всех ограничений рабочей жизни и могут осуществлять свою социализацию и придавать смысл собственной жизни. Как отмечают специалисты, в современной социологической теории сложились две традиции в понимании С. ж. Представителями первой являются У. Бек, Г.-П. Мюллер, Л.Г. Ионин и др. С. ж. здесь рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная форма», отрицающая социальные расслоения. С. ж. каждого индивида — особый и неповторимый: он не идентичен С. ж. кого-либо другого, но в тоже время ориентирован на общее и социальное. В любом обществе определенное число индивидов выберут такие С. ж., которые будут сходны и которые будут отличать их от других индивидов, имеющих, в свою очередь, иные С. ж. Немецкий социолог Г.-П. Мюллер выделяет следующие признаки С. ж.: целостность, добровольность, характерность, распределение шансов стилизации. У. Бек говорит о том, что одним из серьезных последствий развития индустриальных обществ является растущая индивидуализация, в ходе которой человек утрачивает традиционные связи с семьей, социальным классом и становится более самостоятельным в осуществлении своего выбора. В целом приверженцы этой традиции констатируют, что наступающая индивидуализация и плюрализация, освобождение от воздействия традиционной социальной среды и свобода выбора индивидуальных С. ж. знаменуют собой конец социального расслоения и неравенства. Другой подход к пониманию С. ж. сложился в концепциях М. Вебера, Т. Веблена, П. Бурдье, Ф. Паркина, Б.С. Турнера, В.И. Ильина. В рамках данного подхода утверждается, что статусные различия поддерживаются посредством как классовой стратификации общества, так и культурной исключительности: «статус как С. ж.». М. Вебер и Т. Веблен видели роль культурной исключительности прежде всего в том, чтобы предотвратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто поднялся «на вершину». Для П. Бурдье и Б.С. Турнера функциональное значение С. ж. состоит также и в возможности изменения классового положения. В рамках концепции П. Бурдье утверждается, что классовое и слоевое разделение общества не исчезает, не растворяется в культуре, но культура влияет на формирование классово-слоевых идентификаций. Объективные условия существования взаимодействуют с габитусом — системой связанных между собой склонностей к чему-либо, предпочтений. Габитус включает два компонента: когнитивный (доступная информация) и мотивационный (социальные интересы). Отсюда С. ж. представляется в этой концепции как особая модель повседневной жизни, которая характеризует индивида и связана с его позицией в социальной структуре общества. Если габитус проявляется в схемах восприятия, вкусах, мышлении, то С. ж. — в деятельности, практике жизни индивида. «Наличие С. ж. можно констатировать, — заявляют последователи Дж. Рона, — когда люди не позволяют жизни диктовать им свои условия, а сами выдвигают перед ней свои требования». Они не стараются сделать так, чтобы их уровень и С. ж. соответствовали уровню их зарплаты, а принимают решение, как они хотят прожить свою жизнь, а потом прилагают усилия, находят средства и технологии, чтобы достичь того уровня возможностей, который позволил бы им реализовать свои устремления. Попыток классифицировать С. ж. было осуществлено немало и по различным критериям: по отношению людей к новациям; сообразно специфике общественной жизни в периоды созревания и становления человека (на разных возрастных этапах); в соответствии с этапами жизненного цикла семьи, по психографическим типам личности; национальной принадлежности и др. Особую известность получила американская методика измерения С. ж. VALS (Value and Lifestyle — ценности и типы образа жизни), разработанная компанией SRI International в 1978 г. Она основана на психографический сегментации и немедленно была взята на вооружение маркетологами. Методика разделила потребителей в США на четыре большие группы: - потребители, которыми руководят потребности. Они тратят деньги в связи со своими потребностями, а не предпочтениями. Это беднейшие слои населения, без образования; -потребители, которыми руководят внешние факторы. Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают об этом другие; -потребители, которыми руководят внутренние факторы. Для них прежде всего важны собственные потребности и желания; -«интегрированные». Эти потребители составляют самую малочисленную группу. Перечисленные основные группы были разделены на девять типов: «выживающие», «терпеливые», «убежденные», «подражающие», «преуспевающие», «индивидуалисты», «рискующие», «социально озабоченные» и «интегрированные». Вслед за VALS появилась VALS-2, в которой потребительские группы были сформированы в зависимости от ориентации человека на принцип, статус или действие. В этой методике под ресурсами потребителя понимают психологические, физические, социо-экономические факторы, которые влияют на выбор и принятие решения о покупке каждого потребителя (человека). В частности, это такие факторы, как образование, доход, уверенность в себе, умственные способности, покупательская активность. В последние годы в связи с развитием электронной коммерции набирает популярность пока мало известная в России система анализа психографических типов пользователей интернет (iVALS), выделившая такие их типы, как «гуру», «пионеры», «странники», «основная масса», «опытные пользователи», «рабочие лошадки», «общительные», «общественники», «искатели» и «чужаки». В России к анализу С. ж. обращалось немало деятелей не только науки, но и культуры, искусства, включая кинематограф: достаточно вспомнить фильмы с названиями, говорящими сами за себя, такими как «Любить по-русски», «Особенности национальной охоты» и т.д. Во многих русских поговорках просматривается внимание к стилю жизни, присущему личности: «По Сеньке и шапка», «Каков поп, таков и приход», «На чужой каравай рот не разевай» и др. В современных СМИ С. ж. называют характеристики и предпочтения, представляющие собой весьма пестрый ряд. Это могут быть: - конкретные наборы, иерархии духовных и материальных ценностей, включая готовность со вниманием или без оного относиться к проблемам экологии, собственному здоровью, страхованию и др.; -лидерство или другие социальные позиции, в т.ч. в связи с возрастом, занятостью, уровнем образования; -увлеченность автомобилем, огородом, виндсерфингом или другими хобби, вплоть до чтения газеты «Аргументы и факты»; -следование требованиям и нормам бизнеса или другой профессиональной деятельности, в т.ч. науки, программирования и т.д.; -забота о внешнем имидже и следование моде, рекламе, брендам, обожание аксессуаров; -любовь к экстремальным видам спорта, экзотике и к другим занятиям по принципу жить «не как все»; -возможности и претензии жить богато, с соответствующими знаковыми атрибутами, сигналами об этом другим и самим себе — вплоть до модного стаффордширского терьера. Понятно, что большинство таких стилей оказываются в центре внимания маркетологов и становятся для них целевыми аудиториями соответствующих товарных групп. Для маркетинга определение С. ж. и соответствующей ему группы людей — это всегда сегментация на основе мотиваций, ценностных ориентиров, отношений, эмоций, особенностей поведения и условий жизни. В современной России маркетологи особое внимание уделяют изучению С. ж. и потребления среднего класса. Это не удивительно. Ключевую роль среднего класса в деле стабилизации общества подтвердил и В.И. Ленин знаменитой формулой революционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому»: середина в ней явно отсутствует, поскольку это именно тот класс, которому революции, как правило, невыгодны, ибо лишают их устойчивости существования и развития. А.П. Панкрухин Березин И.С. Маркетинговые исследования: как это делают в России. М.: Вершина, 2005. Кутлалиев А.Х. Особенности национального стиля жизни // http://mr.gfk.ru/public/articles/html/lifestyle/ lifestyle00.htm. Митрофанова С.Ю. Жизненные стили подростков как показатель их социального статуса // http://www.bulletin. region.ulsu.ru/publications/mitrofanova/life_styles/. Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.

  1. стиль жизниИндивидуальные особенности поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Сюда же относят индивидуальные особенности образа мыслей стиля мышления. Являясь существе...Адаптивная физическая культура
  2. стиль жизнитермин А. Адлера обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов интерес...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. стиль жизниlife style способ которым живет индивидуум или группа см. Польски . Хотя термин использовался в ряде контекстов недавно он стал особенно популярен в сочетании с практико...Большой толковый социологический словарь
  4. стиль жизниStyle of life. Уникальная конфигурация личностных черт мотивов когнитивных стилей и способов совладания с реальностью характерная для поведения индивидуума и обеспечивающ...Глоссарий к «Теории личности» Л. Хьел
  5. стиль жизнипсихологический фактор поведения потребителей характеризующий манеры их поведения привычки и вкусы....Глоссарий по маркетингу
  6. стиль жизниуникальное соединение черт способов поведения и привычек определяющих неповторимую картину существования человека по А.Адлеру. Стиль жизни определяется проблемой дефектом...Дифференциальная психология
  7. стиль жизниобраз и способ которым живет индивидуум или группа. На западе термин стал особенно популярен в сочетании с практикой агентств по рекламе и организаций по исследованию рын...Евразийская мудрость от А до Я
  8. стиль жизниТермин Альфреда Адлера для обозначения уникального устойчивого способа действия человека. Он считал что этот стиль состоит из множества мотивов черт интересов и ценностей...Оксфордский толковый словарь по психологии
  9. стиль жизниТермин Альфреда Адлера для обозначения уникального устойчивого способа действия человека. Он считал что этот стиль состоит из множества мотивов черт интересов и ценностей...Оксфордский толковый словарь по психологии
  10. стиль жизни[греч. stylos стержень для письма] индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности...Психологический лексикон
  11. стиль жизнисовокупность характеристик жизнедеятельности человека обусловливающих собой единство направления в жизни....Психология человека от рождения до смерти
  12. стиль жизниstyle of life life style...Русско-английский психологический словарь
  13. стиль жизнимр стил...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  14. стиль жизниLebensstil...Русско-немецкий экономический словарь
  15. стиль жизниуникальный устойчивый способ действия человека состоит из множества мотивов черт интересов и ценностей человека и проявляется во всем поведении....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  16. стиль жизниустойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия бытового уклада манеры поведения привычки склонности и т. п. свойственные к.л. человеку или группе людей и выявляющи...Словарь по этике
  17. стиль жизнисоциальнолсихологич. категория выражающая определ. тип поведения людей. По содержанию несколько уже философскосоциологич. категории образ жизни охватывающей всю жизнедеят...Советский философский словарь
  18. стиль жизниот гр. stylos палочка определенный тип поведения людей сложившаяся форма жизнедеятельности социального субъекта черты общения бытового уклада. Понятие предложено А. Адл...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  19. стиль жизнификсирует определенный тип поведения личности ребенка подростка молодого человека воспроизводимые черты манеры привычки склонности ее динамические характеристики. Конкрет...Терминологический ювенологический словарь
  20. стиль жизниобраз жизни данного человека или группы людей их интересы распределение свободного времени взгляды и т.д. от стиля жизни зависит как данный человек тратит свои доходы....Учебник по рекламе - краткий словарь
  21. стиль жизниСТИЛЬ ЖИЗНИ социальнолсихологич. категория выражающая определ. тип поведения людей. По содержанию несколько уже философскосоциологич. категории образ жизни охватывающей в...Философская энциклопедия
  22. стиль жизниангл. life style нем. Lebensstil. Совокупность образцов поведения индивида или группы устойчиво воспроизводимые черты манеры привычки вкусы склонности ориентированные пре...Энциклопедия социологии
  23. стиль жизнисоциальнопсихологическая категория выражающая определенный тип поведения людей. По содержанию С.ж. уже категории образ жизни охватывающий всю жизнедеятельность людей в це...Энциклопедия трезвого образа жизни