Любительское художественное творчество в России ХХ века

РОМОДА

фольклорно-этнографический ансамбль (г. Москва). Образованный в 1996 г., ансамбль уже успел заявить о себе как один из наиболее интересных фольклорных ансамблей «нового поколения». Участники группы (их 12 человек, большинство начинали свой путь в фольклоре в подростковом фольклорном клубе «Ветка») — это несколько молодых семей, связанных друг с другом тесными родственными, «свойскими» и дружескими отношениями (несколько сестер Прохоровых, их мужья, друзья с женами). Коллективы подобного типа нередки в традиционной сельской среде; в фольклорном движении по такой же модели десятилетием ранее создавался калужский ансамбль «Калузя», а также новосибирская «Радуница» (рук. Наталья Индан), в то время как подавляющее большинство городских ансамблей сложились на основе иной модели — однородной возрастной группы (ее крайний вариант — «проточные» студенческие объединения). Следует признать, что группа такого состава, какой мы видим в «Р.» (назовем ее, к примеру, «содружество семей»), имеет немало преимуществ: она потенциально более устойчива во времени, сплоченна, прочно соединена не только общим интересом, но и реальными жизненными связями. Все это, как показывает практика фольклорного движения, оказывается весьма важными факторами сложения хорошей, «мастерской» певческой группы, коллективное мастерство которой должно складываться годами и наполняться не только «профессиональной» (музыкально-танцевально-певческой и тому подобной деятельностью), но и длительным опытом совместной жизни и эмоционального взаимодействия. Поскольку «Р.» существует в качестве самостоятельного коллектива лишь немногим более 10 лет, ее пока еще вряд ли можно считать «ансамблем мастеров», но то, что у этой группы есть все предпосылки, чтобы таковым стать, не вызывает сомнений. Убедительны и сегодняшние достижения коллектива. Дело даже не в том, что коллектив подготовил немало сложных, интересных концертных программ, включающих песни, танцы и пляски, разнообразную инструментальную музыку (каждый из мужчин группы владеет несколькими музыкальными инструментами), что он успешно участвовал во многих фольклорных фестивалях и праздниках. Гораздо важнее то, что «Ромода» движется по «верному» с точки зрения философии и эстетики фольклорного движения пути — не сбиваясь в сторону «валютушек» (коммерционализации) и «калинушек» (сценической стилизации), соблюдая неуклонную бережность и точность в передаче аутентичного материала, потихоньку-помаленьку, из года в год набирая не дешевую «известность», а драгоценную «этнографичность» и органику. Ансамбль работает на основе нескольких русских региональных фольклорных традиций: сибирской (а именно сибирских казаков, старообрядцев-«поляков», «семейских» Забайкалья) и южнорусской (южной части русско-украинского пограничья: русские села Слободской Украины, белгородские села междуречья Оскола и Дона). Инициатор создания и лидер коллектива — Григорий Холоднов; этномузыковед и хормейстер-руководитель (с 2000 г.) — Светлана Власова. Интернет-ресурс: www.romoda.ru

  1. ромодаРОМОДА ж. перм. новг. толпа шум возня толкотня суета столбовая мошка толкунцы рой толкущейся столбом мошки. олон. простофиля На улице ромода громада жена мужа продала п...Толковый словарь живого великорусского языка
  2. ромодатолпа шум возня толкотня новгор. олонецк. перм. Даль Этногр. Обозр. ромада то же новгор. ромадить суетиться толкаться новгор.Согласно Микколе Ваlt. u. Slav. от громад...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  3. ромодаромода ромодатолпа шум возня толкотня новгор. олонецк. перм. Даль Этногр. Обозр. ромада то же новгор. ромадить суетиться толкаться новгор.Согласно Микколе Ваlt. u. Sla...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)