Литературная энциклопедия

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не даёт возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения:
Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

(А. А. Ахматова, «Вечером»)

Такая художественная условность характерна для всех видов искусства; произведение не может быть создано без неё. В литературе особенность художественной условности зависит от литературного рода: внешняя выраженность действий вдраме, описание чувств и переживаний влирике, описание действия вэпосе. Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Так, мемуары Г. В.Иванова«Петербургские зимы» вызвали много критических откликов самих героев; например, А. А.Ахматовавозмущалась тем, что автор выдумал никогда не бывшие диалоги между ней и Н. С.Гумилёвым. Но Г. В. Иванов хотел не просто воспроизвести реальные события, а воссоздать их в художественной реальности, создать образ Ахматовой, образ Гумилёва. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в её острых противоречиях и особенностях.
Вторичная художественная условность характерна не для всех произведений. Она предполагает сознательное нарушение правдоподобия: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалёва в «Носе» Н. В.Гоголя, градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е.Салтыкова-Щедрина. Вторичная художественная условность создаётся за счёт использования религиозных и мифологических образов (Мефистофель в «Фаусте» И. В.Гёте, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. А.Булгакова),гиперболы(невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках, Глупость в «Похвале Глупости»Эразма Роттердамского). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю в финальной сцене «Ревизора» Н. В. Гоголя, обращение к проницательному читателю в романе Н. Г.Чернышевского«Что делать?», вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий) в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» Л.Стерна, в рассказе Х. Л.Борхеса«Сад расходящихся тропок», нарушение причинно-следственныхсвязейв рассказах Д. И.Хармса, пьесах Э.Ионеско. Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. условность художественнаяодин из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа худ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  2. условность художественнаякркемдк шарттылы...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  3. условность художественнаянеотъемлемая черта любого произведения связанная с природой самого искусства и состоящая в том что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действит...Словарь литературоведческих терминов
  4. условность художественнаяУСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ в широком смысле изначальное свойство искусства проявляющееся в определенном отличии несовпадении художественной карт...Философская энциклопедия