Литературная энциклопедия

РИФМА


РИФМА — звуковой повтор в конце ритмической единицы:
«Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).
Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами, которые подчеркивают ритмическую законченность каждой строки; в этом ритмическое значение Р., — она является звуковым сигналом, отмечающим членение данного ритмического движения на определенные единицы. Этим рифма и отличается от обычного звукового повтора, к-рый не связан с ритмом, а если иногда и связан, то эпизодически, а не с той закономерной последовательностью, к-рую дает Р. Благодаря этому повтор и не выполняет той ритмической функции, к-рая присуща Р. Отсюда — неправильно рассматривать Р. как простой звуковой повтор, как это делал например Корш («рифма есть украшение чисто звуковое»), и столь же неправильно рассматривать звуковой повтор как «внутреннюю Р.»: ибо рифма является звуковым обозначением законченности ритморяда.
Необходимо отметить, что Р. не является единственным признаком законченности ритморяда; благодаря наличию сильной паузы, конечного ударения и клаузулы конец строки (как ритмической единицы) определяется и без Р., напр.:
«Четырех царей неверных
Дон Родриго победил,
И его прозвали Сидом
Побежденные цари» (Жуковский).
Но наличие рифмы подчеркивает и усиливает эту законченность, а в стихах более свободного ритмического строения, где соизмеримость ритмических единиц выражена с меньшей отчетливостью (строки различны по числу слогов, местам ударений и т.п.), ритмическое значение Р. выступает с наибольшей отчетливостью (в свободном и вольном стихе, в раешнике и т. д.), напр.:
«Пусть книги горят на кострах дымносизых,
Пусть древние мраморы в тогах и ризах
Разбиты на части (заряды для новых орудий),
Пусть люди,
Отдавшие жизнь за свободу народа,
У входа
Опустелых темниц
Расстреляны падают ниц» и т. д. (Брюсов).
Наоборот, в том случае, если звуковой повтор не опирается на паузу, ударение и клаузулу, Р. не возникает даже при последовательном применении звукового повтора, т. к. в этом случае нет той законченности ритморяда, в связи с которым и возникает Р.; напр. в следующем стихотворении Брюсова:
«Детских плеч твоих дрожанье,
Детских глаз недоуменье,
Миги встреч, часы свиданья,
Долгий час, как век томленья» и т. д.
внутренняя рифма не ощущается, так как звуковой повтор расположен в середине ритморяда.
Наряду с ритмическим в Р. имеется и большое смысловое значение. Слово, находящееся на конце строки, подчеркнутое следующей за ним паузой и выделенное при помощи звукового повтора, естественно привлекает к себе наибольшее внимание, занимает наиболее выгодное место в строке. У неопытных поэтов стремление к Р. приводит к погоне за звуковым повтором и в ущерб смыслу; рифма, как говорил Байрон, превращается в «могучий пароход, заставляющий стихи плыть даже против течения здравого смысла».
Ограниченность запаса рифмующихся слов грозит опасностью повторений, штампа, особенно в тех случаях, когда каноны созвучания Р. более или менее строги. Так, в России в XIX в. господствует точная Р., требующая полного совпадения всех входящих в звуковой повтор звуков. В связи с этим еще Пушкин в «Мыслях на дороге» указывал на ограниченность запаса Р. и предсказывал переход к белому стиху (см.). Драматический стих, требующий большей разговорности, зачастую отказывается от Р.
В звуковом отношении Р. может быть весьма разнообразна. В качестве звукового минимума она требует повторения одного звука — обычно ударного гласного (последнего в строке), напр.: «любви — мои», в качестве максимума она включает в себя целый комплекс звуков как до, так и после ударного гласного, захватывая иногда даже и слова, предшествующие последнему, т. е. уже обязательно рифмующему слову, напр.:
«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь» (Брюсов).
Своеобразной гипертрофией Р. являются так наз. панторифмы, или сплошные рифмы, как у Гумилева:
«Слышен с|вист и вой локомобилей,
Дверь линг|висты войлоком обили»,
но, не говоря уже о единичности этих примеров, мы в сущности не имеем здесь дела с рифмой как звуковым повтором, обладающим ритмической функцией.
С точки зрения звукового построения Р. может быть точной, т. е. давать полное совпадение рифмующих звуков («нам — волнам»), и неточной, т. е. включать в звуковой повтор не совпадающие или лишь приблизительно совпадающие звуки («докеры — оперы»). В том случае, если в Р. совпадают гласные звуки, а согласные не совпадают, ее называют ассонансом («ветер — пепел»). В редких случаях Р. создается благодаря повторению четко звучащего контекста согласных звуков при различии ударного гласного («мячики — пулеметчики») — так наз. консонанс (см.). В зависимости от характера звуковой организации Р. в стиховедческой литературе имеется ряд попыток дать классификацию Р., однако сколько-нибудь удовлетворительной классификации нет. В зависимости от характера клаузулы Р. делится на Р. мужскую (на конце ударный слог), женскую (на конце — безударный), дактилическую (на конце — 2 безударных), гипердактилическую (на конце — более 2 безударных) и т. д. В зависимости от места в строфе (см.) — на Р. парные (идущие рядом), перекрестные (через строку), опоясанные (стоящие до и после парной Р.) и т. д. В зависимости от характера рифмующихся слов Р. бывают составные («вдруг ли — угли», «колокол — молоко лакал»), омонимические (см.), тавтологические (т. е. повторение одинаковых слов: «занавесила окно — загляни еще в окно» — Блок), каламбурные (см. Каламбур).
Смысловое, ритмическое, звуковое значение Р. определяет ее значимость как существенного фактора организации стиха. В связи с этим Р. неодинаково используется в различных литературных стилях. Помимо того непосредственного различия Р. разных литературных стилей, которое определяется иным в каждом из них отношением к слову, иным словарным запасом и т. д., это различие сказывается и в разном подходе к Р., в к-рой подчеркивается то звуковая сторона, то, наоборот, смысловая и т. д. Так напр. у символистов Р. чрезвычайно разработана в звуковом отношении, в отношении неожиданности сочетаний рифмующихся слов («берега — Тиберика»), разнообразия слов и т. п., что стоит в связи с общим отношением символистов к слову, стремлением к «музыкальности» стиха и т. д. Наоборот, напр. для Д. Бедного характерно стремление не к самоцельной музыкальности Р., но к Р., максимально выразительной в смысловом отношении:
«На фабриках отрава,
На улицах — расправа,
И тут свинец, и там — свинец,
Один конец!»
Это различие конечно есть различие стилевое. Р. входит как один из элементов в общую систему данного литературного стиля и лишь в этой системе, т. е. исторически, может быть осмыслена. Самое возникновение Р. в европейских литературах, как можно думать, связано с звуковой организацией стиха. Неорганизованные вначале звуковые повторы в том случае, если они совпадали с наиболее отчетливо выделенными на конце ритмической единицы словами, звучали наиболее резко и заметно; благодаря этому и создавалось определенное тяготение их к концам строк или полустиший. Это тяготение усиливалось и благодаря синтаксическому параллелизму, т. е. повторению однородных частей речи со сходными окончаниями. В то же время переход от устных стихотворных систем с музыкально-ритмической организацией к стиху письменному, ослабляя четкость ритмической организации стиха, вызывал поиски новых ритмообразующих элементов, к-рым в частности и явилась Р., неизвестная по существу ни античному ни народному стихосложению (хотя спорадически она в них и появлялась). Комплекс этих условий, в каждом данном случае исторически своеобразный, и лежит в основе появления Р. в новой поэзии.
В России Р. эпизодически появлялась в былинах, напр.:
«Он подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой»,
а также в письменных памятниках XVII в. как результат совпадения (при параллелизме стихов) грамматических окончаний:
«Сему писанию конец предлагаем.
Дела толикие вещи во веки не забываем.
Настоящего изыскуем,
В пространную сию историю сия написуем» и т. д.
Но в основном Р. получает свое развитие в силлабических стихах, начиная с Симеона Полоцкого (1629—1680) и других поэтов, у которых она складывалась под влиянием западной поэзии и в первую очередь польских поэтов. Самое это влияние было основано на том процессе создания письменного стиха взамен устного, к-рый протекал в XVII в. в России и был вызван резкими социальными и культурными сдвигами.
Уже в это время Р. получает значительное распространение и развитие (ср. каламбурную Р. у С. Полоцкого: «Плутон — плут он», составные — у Ф. Прокоповича, Козачинского: «на ны — страны»; «на ни — агаряни» и т. д.), переходит в народную поэзию через всякого рода интермедии и вслед затем получает широкое распространение, давая самые разнообразные модификации. Современная Р. характеризуется большой смысловой насыщенностью и значительной звуковой свободой, т. е. включением в звуковой повтор лишь приблизительно совпадающих звуков («докеры — оперы»), отбрасыванием заударных согласных («стран — сестра») и т. д., что создает возможность наиболее гибкого и разностороннего ее использования сравнительно с прошлыми периодами в истории русской поэзии. Вирши, Строфа, Стихосложение.

Библиография:
Ehrenfeld A., Studien zur Theorie des Reims, 2 Bde, Zurich, 1897—1904; Delaporte P., De la rime francaise, ses origines, son histoire.., P., 1898; Schmidt E., Deutsche Reimstudien, Berlin, 1900; Saintsbury G. E. B., History of English prosody from XII-th century to the present day, 3 vv., L., 1906—1910; Saran F., Deutsche Verslehre, Munchen, 1907; Schipper J., A history of English versification, L., 1910; Grammont M., Le vers francais, 2-e ed., Paris, 1913; Neumann F., Geschichte des neuhochdeutschen Reimes von Opitz bis Wieland, Berlin, 1920; Pretzel A., Geschichte des Reims, Diss., Gottingen, 1930; Lanz H., The physical basis of rime, An essay on the Aesthetics of Sound, Stanford, Calif., 1931; Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise, t. III, P., 1933 (дана литература о Р.); Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (M.), 1933 (см. по предметному указателю).

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

ри́фма
(греч. rhythm?s – мерность), комплекс звуков, повторяющийся в разных строках стихотворного текста в одной и той же позиции. Рифма помогает читателю ощутить интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет. Невозможно точно сказать, в какой национальной литературе возникло это явление, потому что представления о рифме исторически изменчивы. В античной литературе европейского юга будущую рифму с её функцией отмечать границы соотносимых речевых отрезков (фраз или стихов) замещал гомеотелевтон – приём подбора слов с однозвучными окончаниями, а в раннесредневековой поэзии европейского севера –аллитерация(см.Тоника). А. С.Пушкин(«О поэзии классической и романтической») указал, что рифма распространилась в европейской поэзии в результате деятельноститрубадуровПрованса. Есть три гипотезы о появлении рифмы в Провансе 11 в.: согласно первой рифма была заимствована из средневековой латинской литературы, где она отчётливо проявилась в 9–10 вв.; по второй рифма заимствована у арабов Испании, т. к. в арабской поэзии рифма распространилась в 8 в.; третья – рифма заимствована из устного творчества кельтов, которые заселяли территорию Прованса в начале нашей эры; в ирландской и валлийской (т. е. кельтской) поэзии уже к 8 в. были рифмы. Можно добавить, что явление рифмы в той или иной степени известно всем народам и рифмы могли зарождаться в разных национальных культурах. После появления рифмы в европейской литературе их отсутствие в поэтическом произведении стали обозначать терминомбелый стих.
В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки. Достаточной рифмой считают повтор ударного гласного звука, дополненный повтором опорного согласного: она – у окна (если ударный гласный последний звук в слове, такие рифмы называют открытыми). Если в рифме совпадают не опорные гласные, а все заударные звуки (кроет – воет), она именуется бедной. Если звуковое подобие перемещается от конца слова к его началу, рифма называется богатой (умираю – краю), а если охватывает всё слово, то глубокой (законом – загоним).
Существуют и другие виды рифмы. В точных рифмах все звуки после ударного гласного совпадают (болтающих – погибающих); в приблизительных отдельные звуки после ударного гласного не совпадают (ложись – жизнь); вассонансах, начиная с ударного, совпадают только гласные (разруха – рассудка); в диссонансах совпадают все звуки, кроме ударного гласного (о стиле – на стуле); в разноударных совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них (об очках – бабочках); в неравносложных в заударной части разное количество слогов (наружно – жемчужинами); в составных звуковой комплекс умещается в одном из слов, но выходит за пределы второго, рифмующегося с ним (от года расти – бодрости); в каламбурных повтор звуков одного слова целиком охватывает несколько других слов (до ста расти – старости); в банальных рифмах используются слова, часто встречающиеся в поэзии (кровь – любовь); в экзотических используются слова, редко встречающиеся (боливар – бульвар).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

Рифма
РИФМА«отмечает сходным звучанием слов определенное место (большей частью конец) в метрических и евфонических звукорядах». (Валерий Брюсов, «О рифме», «Печать и Революция», кн. I, 1924 г.) Отсюда к рифме прежде всего должно подходить со стороны ее звукового состава и со стороны композиционного ее значения (об этом подробно см. книгу В. Жирмунского: «Рифма, ее история и теория» Петроград 1923 г.).
Согласно деления, даваемого Валерием Брюсовым в его «Науке о стихе», евфонически можно разбить рифмы на следующие основные группы: 1) собственно рифмы или верные рифмы; 2) ассонансы (см.); 3) диссонансы — созвучие, где одинаковы конечные согласные, но различны ударные гласные (напр., «напрасный — пресный — кипарисный») и 4) полурифмы (см.) — созвучие слов до ударной гласной (убогий —убитый). Собственно рифмы или верные рифмы (как и ассонансы) могут быть подразделены на более мелкие группы (см. напр. слова: «омоним» и «тавтология»), из которых особый интерес представляют так называемые сочные и глубокие рифмы. Подсочнымирифмами Брюсов понимает такие верные рифмы, в которых созвучна исогласная, предшествующая ударной гласной — так называемаяопорная согласная(напр.рада — ограда), а подглубокими— рифмы, в которых созвучны не только опорная согласная, но и предшествующие ей слоги (напр., «миновало —овала»). Сочные и глубокие рифмы отличаются, таким образом, от обычных верных рифм тем значением, какое в них имеет опорная согласная и звукислеваот нее. Если теперь представить себе, что созвучиесправаот удара и опорной согласной будет становиться в рифме все приблизительней, то характер рифмы постепенно изменится. В современной рифме мы и видим такой процесс перенесения созвучности впредударнуючасть рифмующихся слов при одновременном ослаблении звучальной точности взаударнойчасти. Следует, однако, подчеркнуть вслед за Брюсовым, что изменение характера рифмы не есть ее разрушение. Если у поэтов-классиков рифмы более точны, чем у современных поэтов, то и у них не всегда наблюдается равновесие в значении предударной и заударной части рифмы. Можно сказать, что поэты классики обращали главное свое внимание на созвучие заударных частей рифм, а новые — предударных. Приэтом, однако, ни поэты классики, ни подлинные поэты современности не забывали «пренебрегаемых» ими моментов: у Пушкина, как отмечает Валерий Брюсов, есть «новые рифмы» (т.-е. со звучальным центром в предударной части), а у современных поэтов усиление звучального сходства в предударных частях не всегда ведет к окончательному ослаблению «заударной» созвучности. В самом деле — хорошие современные рифмы — не диссонансы, не полурифмы, а ассонансы нового типа («сходные по произношению слова» по определению Брюсова) т.-е. рифмы с уравновешенной созвучностью предударных и заударных частей, как, напр., «детства — одеться», «папахи — попахивая», «Ковно — нашинковано» и т. д. Такова в общих чертах характеристиказвуковойстороны рифмы.
Основнойкомпозиционнойфункцией рифмы является, как сказано выше, закрепление определенного места — большей частью конца — в метрическом и евфоническом звукоряде. Отчетливо обнажая границы звукорядов, рифма дает следовательно возможность естественного расчленения стихотворного материала и объединения отдельных звукорядов в группы высшего порядка — полустрофа, строфа (см. Строфа). Композиционное значение рифмы с этой стороны особенно ясно в тех случаях, когда рифмы создают «внутренние строфы» в свободных стихах (см. Свободные стихи). Закрепляя то или иное место звукоряда (по положению в стихе рифмы могут быть не только конечными, но находиться и в начале, и в середине, и внутри стиха), рифмы могут соответствовать, или не соответствовать метрической, евфонической или синтаксической направленности звукоряда в целом (или какой-либо комбинации этих направленностей), и в зависимости от этого усиливать (или ослаблять) композиционную свою роль. Рассмотрим, напр., расхождение метрической направленности звукоряда и рифм. Основным делением рифм в метрическом отношении является деление по числу слогов (с этой стороны различаются рифмы мужские, напр. «грусть — наизусть», женские, напр. «услугу — кольчугу»), дактилические («странники — изгнанники») и гипердактилические, т.-е. рифмы 4-х сложные, пятисложные и т. п. (напр., сковывающий — очаровывающий). Расхождение метрической направленности звукоряда и рифм и может получиться в том случае, если, напр., в ямбическом звучащем стихотворении рифмы будут дактилическими, как мы это видим в нечетных стихах Лермонтовской «Молитвы»:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Композиционно такое расхождение очень существенно. Объединенные дактилическими рифмами, выделяющими их из общего строя, соответственные звукоряды выдвигаются на первый план и стихотворение строится как бы на чередовании руководящего мотива и припева, лейтмотива и рефрена («С души как бремя скатится, — Сомненья далеко» — второе отзвук первого). Еще более интересны случаи расхождения синтаксической (и связанной с ней смысловой) направленности звукоряда и положения рифмы. Как удачно напоминает Мюллер-Фрейенфельс (см. его книгу «Поэтика», Харьков 1923, Культ.-просв. изд. «Труд») «по Вундту звуковая рифма возникла из смысловой». Расхождение между смысловой (и синтаксической) значимостью рифмующихся слов в пределах объединенных ими звукорядов, как таковых, и композиционной значимостью рифм, как элементов этого объединения, и происходит порой благодаря контрасту между положением и композиционным значением рифмы с одной стороны и значением рифмующегося слова самого по себе, — с другой, т.-е. вследствие разрыва между звуковой и смысловой рифмовкой звукорядов. Возьмем, напр., следующие Тютчевские стихи:
Лишь жить в самом себе умей,
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно волшебных дум.
Дающие определенное композиционное членение полустрофе, рифмы — «умей» и «твоей» — совершенно очевиднонеимеют столь важного значения в смысловом и синтаксическом строе соединяемых ими звукорядов, как таковых. Смысловой центр соответственных звукорядов сосредоточен в словах: «в самом себе» и «в душе», синтаксически же «твоей» — член второстепенный, что и подчеркнуто enjambement (см.), а слову «умей» лишь видимо придана синтаксическая значимость, ибо синтаксическая роль этого слова могла быть придана глаголу «жить» (живи). Мы видим таким образом, что между смысловой (и синтаксической) и звуковой рифмовкой разбираемых звукорядов существует расхождение, и оно придает особую окраску композиционной роли рифм «умей» и «твоей» в образовании полустрофы. Эта окраска заключается в ярко выраженнойслужебностирифм, обнажаемой, кроме всего прочего,затушеванной созвучностью слов, находящихся перед рифмами:
Лишь жить в самомсебеумей,
Есть целый мир вдушетвоей.
Расхождение между евфонической направленностью звукорядов и объединяющих их рифм можно наблюдать в тех случаях, когда в рифмах появляются новые звуки, не имеющиеся в звукоряде, или когда затушеванные в последнем звуки выдвигаются в рифме на первый план. Композиционное значение рифмы от этого, кончено, увеличивается.
Интересный случай композиционной значимости рифмы в связи с особенностью звукового ее строя имеем мы в стихотворении Тютчева: «Я знал ее еще тогда»... Это стихотворение написано сплошь мужскими рифмами, причем из 15 составляющих его стихов лишь две пары имеют разные ударные гласные (это рифмы — «лучом — голубом» и «темноты— цветы»), а остальные 11 стихов имеют одну и ту же ударную гласную а. Интересно, кроме того, что эти отличные от прочих по своей ударной гласной рифмы находятся в I и II строфах (в стихотворении всего 3 строфы и 5 стихов в каждой), а третья строфа сплошь однообразна по рифмовке, причем даже одно из пары рифмующихся слов в этой строфе то же, что и в первой строфе («звезда»). И вот любопытно, что эти общие с первой строфой рифмы («звезда — года» в I-й и «звезда — чужда» — в третьей) занимают в третьей строфе как раз то же место, которое в первой и во второй строфах занимают отличные по своей ударной гласной от всех прочих рифмы (т. е. «лучом — голубом» и «цветы — темноты»). При ближайшем рассмотрении стихотворения такая композиционная роль рифм оказывается обусловленной всем замыслом произведения, еще раз подчеркивая этим то основное эстетическое положение, что в настоящем художественном творении ничего случайного нет, и что довлеющая себе рифма есть просто «игрушка, глухого ребенка» (слова Верлэна).

Я. Зунделович.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Синонимы:
ассонанс, вирша, консонанс, созвучие, эпифора


  1. рифмафирма...Анаграммы
  2. рифмаРифма куст дрока место между Асирофом и РимнонФарецом где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне Чис . Возм. это совр. ВадиАбуРетемат распо...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. рифмаместо кустарника Чис. один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно впрочем некоторые как например Робинсон дума...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. рифмаРифма растение Чис. аналог. Алуш. ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. рифмаРИФМА от греч. rhythmos стройность соразмерность созвучие стихотворных строк имеющее фоническое метрическое и композиционное значение. Р. подчркивает границу между стиха...Большая советская энциклопедия
  6. рифмаот греч. rhythms стройность соразмерность созвучие стихотворных строк имеющее фоническое метрическое и композиционное значение. Р. подчркивает границу между Стихами emи ...Большая Советская энциклопедия II
  7. рифмаж. rima мужская женская рифма rima tronca femminile заданные рифмы rime obbligate сказать в рифму dire in rima Итальянорусский словарь. Синонимы ассонанс вирша консо...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. рифмажReim mмужская рифма mnnlicher stumpfer Reimженская рифма weiblicher klingender Reimдактилическая рифма gleitender Reim ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. рифмарифма ж Reim m a мужская рифма mnnlicher stumpfer] Reim женская рифма weiblicher klingender] Reim дактилическая рифма gleitender ReimСинонимы ассонанс вирша консонанс с...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. рифмаж.rima fть в риuфму decir en rima...Большой русско-испанский словарь
  11. рифмасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. рифмаж. rime f мужская рифма rime masculine женская рифма rime fminine богатая рифма rime riche говорить в рифму parler en vers...Большой русско-французский словарь
  13. рифмаБрать взять в рифмуstrong кого.strong Жарг. угол. мил.em Проводить опознание по приметам опознавать когол. Балдаев ББИ ТСУЖ .Синонимы ассонанс вирша консонанс созвучи...Большой словарь русских поговорок
  14. рифмаж.rime fмужская рифма rime masculineженская рифма rime fminineбогатая рифма rime richeговорить в рифму parler en vers ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. рифмаот греч. rhythmos складность соразмерность созвучие концовстихов или полустиший т. н. внутренняя рифма отмечающее их границы исвязывающее их между собой. Развилась из е...Большой энциклопедический словарь II
  16. рифмаРИФМА от греч. rhythmos складность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший т. н. внутренняя рифма отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развил...Большой Энциклопедический словарь V
  17. рифмаот греческого rhythmos складность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший так называемая внутренняя рифма отмечающее их границы и связывающее их между собой....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. рифмарифма....Киргизско-русский словарь
  19. рифмарифма рифматм прил.строка строка без рифмыкужана брйыны рифмаяс искусно подбирать рифмы...Коми (зырянский)-русский словарь
  20. рифмаРифма versus consonantes homoeoteleuton i n consonantia verba similis vocum exitus us terminationis identitas...Латинский словарь
  21. рифмаРифма Никогда не согласуется со здравым смыслом.Синонимы ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Лексикон прописных истин
  22. рифмаРИФМАstrong см. Стихосложение.Лермонтовская энциклопедия АН СССР. Инт рус. лит. Пушкин. Дом Науч.ред. совет издва Сов. Энцикл. Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников...Лермонтовская энциклопедия
  23. рифмагреч. rhythmОs мерность комплекс звуков повторяющийся в разных строках стихотворного текста в одной и той же позиции. Рифма помогает читателю ощутить интонационное члене...Литература и язык. Современная энциклопедия
  24. рифмазвуковой повтор в конце ритмической единицы Мой дядя самых честных правил Когда не в шутку занемог Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог Пушкин. Выделенные сл...Литературная энциклопедия II
  25. рифмаРИФМА звуковой повтор в конце ритмической единицыМой дядя самых честных правилКогда не в шутку занемогОн уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог Пушкин.Выделенные ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  26. рифмаРИФМА от греч. rhythms плавность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвуч...Литературный энциклопедический словарь
  27. рифмаы ж.em Созвучие окончаний слов начиная с последнего ударного слога завершающих стихотворные строки или части строк.Перекрестная рифма. Глагольная рифма.em Он сочинял сон...Малый академический словарь
  28. рифмагреч. rhythmos соразмерность созвучное окончание стихотворных строк в основе которого лежит совпадение последних ударных гласных звуков. Рифма играет важную роль как в ...Мировая художественная культура. Словарь
  29. рифмакорень РИФМ окончание А Основа слова РИФМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой РИФМ А Слово Рифма содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  30. рифмаНачальная форма Рифма единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. рифмарифма ж. Созвучие концов стихотворных строк в стихосложении....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. рифмарифма рифма ы...Орфографический словарь
  33. рифмаu жu мн.u рифмы Р.u рифм ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Орфографический словарь русского языка
  34. рифмарифма менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  35. рифмарифма рифмы рифмы рифм рифме рифмам рифму рифмы рифмой рифмою рифмами рифме рифмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. рифмаРифмаместо кустарника Чис. один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно впрочем некоторые как например Робинсон...Полная популярная библейская энциклопедия
  37. рифмаОрфографическая запись слова рифма Ударение в слове рифма Деление слова на слоги перенос слова рифма Фонетическая транскрипция слова рифма [ривм] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  38. рифмаРИФМАstrong от греч. соразмерность композиционнозвуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов чаще начиная с последнего ударного слога в рифмуемы...Поэтический словарь
  39. рифмаСм. rima.Синонимы ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  40. рифмаРИФМА от греч. плавность соразмерность созвучие стихотв. строк системат. повторяющееся на определ. месте стиха играет фонетич. метрич. и строфообразующую роль в композ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  41. рифмарифма ыСинонимы ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русский орфографический словарь
  42. рифмаЖ db. qafiy глагольная рифма bax глагольный....Русско-азербайджанский словарь
  43. рифмарифма ж.irhyme мужская рифма single male masculine rhyme женская рифма double female feminine rhyme богатая бедная рифма strong weak rhyme...Русско-английский словарь
  44. рифмарифма ж. rhyme мужская женская рифма masculine feminine rhyme....Русско-английский словарь II
  45. рифмаrhyme ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-английский технический словарь
  46. рифмаN...Русско-армянский словарь
  47. рифмаРыфма мужская рифма мужчынская рыфма женская рифма жаночая рыфма перекрстная рифма крыжаваная рыфма дактилическая рифма дактылчная рыфма...Русско-белорусский словарь
  48. рифмарыфма жен.iмужская рифма мужчынская рыфмаженская рифма жаночая рыфмаперекрстная рифма крыжаваная рыфмадактилическая рифма дактылчная рыфма...Русско-белорусский словарь II
  49. рифмаrim ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-венгерский словарь
  50. рифмарифма ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  51. рифмари Синонимы ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-ивритский словарь
  52. рифмайас рифма ле жолдарыны йасы йастырып айту...Русско-казахский словарь
  53. рифмарифма йас...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. рифмаж. рифма уйкаштык ыр уйкаштыгы мужская рифма эркек рифмасы басымы акыркы муунга тшкн рифма женская рифма аял рифмасы басымы акыркы муундун алдындагы муунга тшкн рифма ска...Русско-киргизский словарь
  55. рифмаyn ynjioсказать в рифму ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-китайский словарь
  56. рифмаQafiye...Русско-крымскотатарский словарь
  57. рифмакъафие...Русско-крымскотатарский словарь II
  58. рифмаatskaa...Русско-латышский словарь
  59. рифмаШлгийн холбоц сл холбох шлэглэх...Русско-монгольский словарь
  60. рифмаж. Reim m рифмованный gereimt....Русско-немецкий словарь
  61. рифмаRijm...Русско-нидерландский словарь
  62. рифмарифмаж ....Русско-новогреческий словарь
  63. рифма...Русско-персидский словарь
  64. рифмаrym...Русско-польский словарь
  65. рифмажrima f ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-португальский словарь
  66. рифмаРифмаkina vi ujembe ед.рифма сквозная повторяющаяся в последней строке каждого четверостишияem kibwagizo vi...Русско-суахили словарь
  67. рифмарифма офия...Русско-таджикский словарь
  68. рифмажuyak em kafiye ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русско-турецкий словарь
  69. рифмаqofiya...Русско-узбекский словарь Михайлина
  70. рифмаf...Русско-финский словарь
  71. рифмаrm rmy...Русско-чешский словарь
  72. рифмасущ.жен.рифма св йркисен всем пр пек янранй подобрать рифму рифма туп...Русско-чувашский словарь
  73. рифмаrim.strong rim en dikt utan rimбелый стих...Русско-шведский словарь
  74. рифмаRim...Русско-шведский словарь II
  75. рифмаRiim...Русско-эстонский словарь
  76. рифмарифмаСинонимы ассонанс вирша консонанс созвучие эпифора...Русское словесное ударение
  77. рифмаВ античной поэзии рифма была случайной. Ее значение возросло только в позднелат. христианской гимнографии. В Ср.век. лат. поэзии Р. представлена в различных формах. Наибо...Словарь античности
  78. рифмаОна превращает прозу в стихи...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  79. рифмаСозвучие окончаний слов...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  80. рифмаРИФМА греч. rhythmos. Созвучие слов которыми оканчиваются стихи однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. РИФМ...Словарь иностранных слов русского языка
  81. рифмаскладность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший....Словарь исторических терминов
  82. рифмаРИФМА отмечает сходным звучанием слов определенное место большей частью конец в метрических и евфонических звукорядах. Валерий Брюсов О рифме Печать и Революция кн. I г....Словарь литературных терминов
  83. рифмаДочь нимфы Эхо и Феба. Ее преемницей была сама Мнемозина Рифма . Приложение Пушкин и поэзия....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  84. рифмаот греч. rhythmos соразмерность одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк отмечающее их границы и связывающее их между собой например в о...Словарь литературоведческих терминов
  85. рифмаfontгреч. стройность соразмерностьfont разновидность эпифоры созвучие концов стихотворных строк создающее ощущение их единства и родства регулярный звуковой повтор нес...Словарь разновидностей рифмы
  86. рифмарифма эпифора ассонанс консонанс созвучие Словарь русских синонимов. рифма сущ. колво синонимов ассонанс вирша консонанс рифмочка созвучие эпифора Словарь си...Словарь синонимов II
  87. рифмарифма эпифора ассонанс консонанс созвучие...Словарь синонимов
  88. рифмаh рифмаbig сущ.жен.неод.i ед.им. О рифма!Пр. слово и к тому же рифма пребогомерзкая говяда.Пс. ед.род. несчастию никак не мог прибрать рифмы для лядунок и киверовПр. я д...Словарь языка Грибоедова
  89. рифмаРима...Словник чужослів Павло Штепа
  90. рифмаРИФМА от греческого rhythmos складность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший так называемая внутренняя рифма отмечающее их границы и связывающее их между ...Современная энциклопедия
  91. рифмаРИФМА от греч . rhythmos складность соразмерность созвучие концов стихов или полустиший т. н. внутренняя рифма отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развил...Современный энциклопедический словарь
  92. рифмаот греч.u rhythmos соразмерность созвучие концов стихов или полустиший отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика структура стихотворного произведенияЦ...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  93. рифмаоднозвучие последних слогов с ударением Ср.em Эхо бессонная Нимфа скиталась по брегу ПенеяФеб увидев ее страстию к ней воспылал.Нимфа плод понесла восторгов влюбленного б...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  94. рифмаРимаstrong одвозвуче послднихъ слоговъ съ ударенемъ. Ср.em Эхо безсонная Нимфа скиталась по брегу ПенеяФебъ увидвъ ее страстю къ ней воспылалъ.Нимфа плодъ понесла восторг...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  95. рифмаРИФМА ж. греч. однозвучие конечных слогов в стихах красный склад. У эллинов не было рифмы а был только ритм размер и ударенье распев долгих и коротких слогов. Но вот трещ...Толковый словарь живого великорусского языка
  96. рифмарифма [...Толковый словарь иностранных слов
  97. рифмаРИФМА ы ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. сударением на последнем слоге стиха. Женская р. с ударением напредпоследнем слоге стиха. Точная р. Говорить в ри...Толковый словарь Ожегова
  98. рифмаРИФМА рифмы ж. греч. rhythmos лит. В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма с ударением на последнем слоге женская рифма на предпоследнем дактил...Толковый словарь русского языка II
  99. рифмарифма рифма ы ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. с ударением на последнем слоге стиха. Женская р. с ударением на предпоследнем слоге стиха. Точная р. Говор...Толковый словарь русского языка II
  100. рифмаРИФМА ы ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма с ударением на последнем слоге стиха. Женская рифма с ударением на предпоследнем слоге стиха. Точная рифма Го...Толковый словарь русского языка
  101. рифмаУдарение в слове рифмаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове рифма...Ударение и правописание
  102. рифмаRzeczownik рифма f rym m...Универсальный русско-польский словарь
  103. рифмарифма рифмы рифмы рифм рифме рифмам рифму рифмы рифмой рифмою рифмами рифме рифмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ассонанс вирша...Формы слова
  104. рифмаМиф Рам Раф Рим Риф Рифма Арифм Аир Фарм Фима Фира Фирма Фра Фри Риа Ирма Рами Мир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  105. рифмаРифма поэтический прием повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. яз. характерным признаком Р. является совпадение ударных гласных....Энциклопедический словарь PR и рекламы
  106. рифмаРИФМАиспользование сходно звучащих слов как правило на концах стихотворных строк а также сами эти слова.Наиболее часто встречающийся вид рифмы точная или богатая рифма. ...Энциклопедия Кольера II
  107. рифмаРифмаstrong. Заимств. в XVIII в. из греч. яз. где rhythmosi соразмерность lt размеренность. Звук фi а не тi ср. Федорi и Теодорi на месте греч. thi говорит о непосредстве...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  108. рифмаИз греч. размеренность ритм такт соразмерность подобно тому как нем. Reim рифма из лат. rhythmus....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  109. рифмаЗаимств. в XVIII в. из греч. яз. где rhythmosem соразмерность ampLT размеренность. Звук фem а не тem ср. Федорem и Теодорem на месте греч. them говорит о непосредственном...Этимологический словарь русского языка
  110. рифмарифма рифмаИз греч. размеренность ритм такт соразмерность подобно тому как нем. Reim рифма из лат. rhythmus....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  111. рифмаЛатинское rhythmus.Греческое rhythmos размеренность ритм такт соразмерность.Древнерусское рифма заимствовано из греческого языка в котором существовала буква ф. В други...Этимологический словарь русского языка Семенова