Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ФОНИКА

ФОНИКА - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Одним из основных достижений современной Ф. является отказ от зрительно-графического рассмотрения фонической организации стиха, при к-ром принимались во внимание не звуки, а буквы, тогда как между письмом и произношением любого языка имеются расхождения, иногда очень значительные. Например буквы русского языка «я», «ё», «ю» не соответствуют никакому самостоятельному звуку, а являются в положении после гласного звуками «а», «о», «у» с предшествующим им «й». Поэтому по большей части случаи зияния, т. е. неприятного для слуха столкновения гласных звуков, в русском стихе являются мнимыми, основанными на излишнем доверии к написанию слова. Ряд русских согласных звуков изменяет свое звучание в зависимости от положения в слове и соседства с другими звуками (напр. «луг», «нож» произносятся как «лук», «нош»). Неударяемые гласные теряют в различной степени длительность и отчетливость звучания и даже меняют его качество. Ударения, расстановка к-рых образует ритмическую организацию стиха, становятся в то же время опорными пунктами и его фонической организации. Звуковые повторы гласных (нередко называемые неудачным термином «ассонанс») ощутимы и отчетливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными. Повторы согласных (обычно обозначаемые словом «аллитерация»), хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударяемым гласным. Ф. не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов (см.) стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. Сумму всех средств звуковой организации стиха обычно называют инструментовкой. При анализе фонической организации стиха следует иметь в виду, что число звуков каждого языка сравнительно невелико, вследствие чего близкое соседство одинаковых звуков в ней всегда в некоторой степени наличествует, не являясь признаком ее художественной организации. Поэтому о звуковых повторах в стихе нельзя говорить отвлеченно, а лишь в сопоставлении с фонетической системой данного языка. Следует отметить также, что отношение к звуковой насыщенности стиха, в частности к пользованию звуковыми повторами, в разные эпохи испытывало значительные изменения. Поэтому трактовка вопросов Ф. вне конкретной исторической перспективы привела бы к существенным научным промахам.

Вопросы фонической организации стиха, усиленно обсуждавшиеся в русской поэзии с начала XX в., имеют в мировой лит-ре многовековую давность. Еще античная поэзия обладала детально разработанной системой правил, оберегавших стих от неблагозвучия (какофонии). Значительной популярностью пользовалось также мастерство звукоподражания, образцы которого в «Энеиде» Вергилия сохранили и до нашего времени широкую известность. Русская поэзия XVIII в., восприняв ряд понятий и терминов античной поэтики, именно в таком объеме включила в свой обиход вопросы Ф. стиха. С одной стороны, проявлялась забота о «сладкозвучии» или «сладкогласии» стиха (позднее эти термины были заменены аналогичным словом древнегреческого происхождения «эвфония») - стремились избежать «стычки», т. е. столкновения трудно произносимых согласных звуков или неприятного для слуха «слития» гласных. С другой стороны, иногда прибегали к «подражательной гармонии слова», т. е. к средствам звуковой изобразительности, к-рые в XVIII в. понимали примитивно - как непосредственное звукоподражание. Примером может служить подражание кваканию лягушек у Сумарокова: «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить». Однако уже в первой четверти XIX в. стало проявляться стремление расширить понятие «подражательной гармонии» и найти в звуковой организации стиха средства для передачи эмоционального содержания и образной выразительности произведения. Разумеется, как эти попытки, так и аналогичные позднейшие рассуждения русских символистов в области звукописи и эмоциональной или даже мистической значимости звуков поэтической речи, не имели научной лингвистической основы. Но как показатель углубленной работы над фоникой стиха у поэтов XIX-XX вв. такие высказывания знаменательны. Достаточно указать на замечание Пушкина в письме к Вяземскому (14-15 авг. 1825): «вла-вла - звуки музыкальные», или на разностороннее обсуждение Ф. стиха у такого современного поэта, как Маяковский.

Библиография:

русская указана в кн.: Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933.

  1. фоникаот греч. phone звук звуковая организация художественной речи а также отрасль поэтики е изучающая. Звуковой материал которым располагает художественная речь задан ей сами...Большая Советская энциклопедия II
  2. фоникаж. муз. fonica Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. фоникасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. фоникаот греч. phone звук эвфония . звуковая организация речипреимущественно стихотворной особенно в тех ее элементах правилаповтора которых не канонизованы как в случае метра...Большой энциклопедический словарь II
  5. фоникаФОНИКА от греч. phone звук эвфония . звуковая организация речи преимущественно стихотворной особенно в тех ее элементах правила повтора которых не канонизованы как в слу...Большой Энциклопедический словарь V
  6. фоникаот греческого phone звук эвфония звуковая организация речи преимущественно стихотворной особенно в тех ее элементах правила повтора которых не канонизованы как в случае...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. фоникаФОНИКА и ж. phonique adj. ampLTгр. Звуковая организация поэтической речи вообще звуковая сторона речиem. БАС. Акустика или фоника . ampLT древнееврейскогоampGT наречия п...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  8. фоникаФОНИКАstrong см. Стихосложение.Лермонтовская энциклопедия АН СССР. Инт рус. лит. Пушкин. Дом Науч.ред. совет издва Сов. Энцикл. Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андронико...Лермонтовская энциклопедия
  9. фоникагреч. phone звук раздел литературоведения учение об эстетическом применении звуков в художественной речи. Такое понимание предмета фоники основано на принятом современно...Литература и язык. Современная энциклопедия
  10. фоникаФОНИКА отдел теории стиха изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обыч...Литературная энциклопедия
  11. фоникаотдел теории стиха изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и бо...Литературная энциклопедия II
  12. фоникаФОНИКА от греч. phniks звуковой phn звук звуковая организация художественной речи а также отрасль поэтики ее изучающая. Звуковой материал которым располагает художестве...Литературный энциклопедический словарь
  13. фоникаи ж. лит.em Звуковая организация поэтической речи.[От греч. звук]...Малый академический словарь
  14. фоникакорень ФОН суффикс ИК окончание А Основа слова ФОНИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ФОН ИК А Слово Фоника содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  15. фоникаНачальная форма Фоника единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. фоникафоника ж. Звуковая сторона речи фонетика....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  17. фоникафоника фоника и...Орфографический словарь
  18. фоникаu ж...Орфографический словарь русского языка
  19. фоникафоника фоники фоники фоник фонике фоникам фонику фоники фоникой фоникою фониками фонике фониках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  20. фоникаОрфографическая запись слова фоника Ударение в слове фоника Деление слова на слоги перенос слова фоника Фонетическая транскрипция слова фоника [фонк] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  21. фоникаФОНИКА от греч. звук звук. оргция худож. речи а также раздел поэтики ее изучающий в узком смысле один из х осн. разделов стиховедения то же что эвфония и инструментов...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  22. фоникафоника и...Русский орфографический словарь
  23. фоникаЖ мн. нет dil. bax фонетика ci mnada....Русско-азербайджанский словарь
  24. фоникаФонка...Русско-белорусский словарь
  25. фоникалингв.i фонка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  26. фоника....Русско-китайский словарь
  27. фоникаж фоника авазланыш...Русско-татарский словарь
  28. фоникафоника...Русское словесное ударение
  29. фоникаФОНИКА греч. от phone звук. Учение о тонах о слухе. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ФОНИКА греч. от phone звук. Учение о звуках....Словарь иностранных слов русского языка
  30. фоникараздел стиховедения изучающий звуковую организацию речи особенно в тех ее элементах правила повтора которых не канонизированы например звуковые повторы и другие виды звук...Словарь исторических терминов
  31. фоникаот греч.em phonikos звучащий. Звуковая организация речи звукопись звуковая инструментовка...Словарь лингвистических терминов
  32. фоникадр.греч.u звучащий strong Эвфония звуковая организация неканонизованной речи звукопись звуковые повторы стихотворная интонация и т.п. strong область стиховедения исследую...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  33. фоникаФОНИКА от греческого phone звук эвфония звуковая организация речи преимущественно стихотворной особенно в тех ее элементах правила повтора которых не канонизованы как в...Современная энциклопедия
  34. фоникаФОНИКА от греч . phone звук эвфония . звуковая организация речи преимущественно стихотворной особенно в тех ее элементах правила повтора которых не канонизованы как в сл...Современный энциклопедический словарь
  35. фоникаот греч.u phonikos звучащий раздел стиховедения изучающий сочетания звуков в стихе иногда этим термином обозначается и сама звуковая отранизация стихотворной речи. Рубр...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  36. фоникафоника [...Толковый словарь иностранных слов
  37. фоникаФОНИКА и ас. спец. Звуковая организация художественной речи. Ф.стиха. II прш. фонический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  38. фоникаФОНИКА фоники мн. нет ж. от греч. phone звук лингв. Звуковая сторона звуковой состав речи то же что фонетика во знач....Толковый словарь русского языка II
  39. фоникафоника фоника и ж. спец. Звуковая организация художественной речи. Ф. стиха.прил. фонический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  40. фоникаФОНИКА и ас. спец. Звуковая организация художественной речи. Фоника стиха. прш. фонический ая ое....Толковый словарь русского языка
  41. фоникаУдарение в слове фоникаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове фоника...Ударение и правописание
  42. фоникафоника фоники фоники фоник фонике фоникам фонику фоники фоникой фоникою фониками фонике фониках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  43. фоникаНок Ока Фан Ника Кон Коан Фанк Кина Каф Кан Фин Каин Инок Инко Финка Фокин Фон Инк Аон Анк Аник Акно Аки Фоника Афон Икона Фок Ион Каон Кино...Электронный словарь анаграмм русского языка