Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - литературное направление в Зап. Европе и России XVIII - нач. XIXвв.

I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ.- Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), к-рое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л.Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер «uber naive und sentimentalische Dichtung» (О наивной и сентиментальной поэзии, 1795). В буржуазном литературоведении Запада термин «С.» не в ходу. Немцы, следуя Лессингу (письмо Л. к переводчику Стерна И.Боде, 1768), предпочитают термин empfindsam (чувствительный), объединяя под рубрикой «чувствительная поэзия» (empfindsame Dichtung) такие факты литературы, как духовные песни пиэтистов, роман в письмах, слезную комедию и т.п., но не стремясь истолковать как продукты единой стилистической системы; французы и англичане рассматривают аналогичные факты, как «изживание классицизма», его деформацию, как «преромантизм» (см.). Несомненна однако наличность в европейских литературах XVIII - нач. XIXвв. определенного комплекса идей и чувств, возникшего и развивавшегося в среде мелкой и средней буржуазии и получившего философское обоснование напр. у И.Г.Гаманна (1730-1788), немецкого противника просветительского рационализма и кантовской «критики чистого разума» - во имя философии «чувства и веры», или у голландца Фр. Хемстерхейса (F.Hemsterhuis, 1721-1790), сочетавшего в своих теориях своеобразный эмпиризм с платоновским идеализмом, или наиболее влиятельного из всех Ж.Ж.Руссо. В общем - это реакция «чувства» против «разума», признание «сердца» самым надежным вождем человека, проповедь филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения, культ природы, простоты и естественности. Однако на разных этапах классовой борьбы буржуазии XVIIIв. и у разных прослоек буржуазного класса все эти черты получают неодинаковое выражение в художественной практике. С. средней буржуазии в Англии и отчасти во Франции средины XVIIIв. есть, по существу, дидактический реализм, в формах семейного романа и драмы (слезной комедии, мещанской трагедии, «серьезного» драматического жанра), пропагандирующий семейные добродетели, буржуазный «демократизм», простоту и естественность, новое, противоположное феодальному, отношение к любви и дружбе. Таков напр. сентиментализм Ричардсона или Мариво-романиста. Таков С. - большинства буржуазных драм - от английских и французских (Лилло, Мур, Нивель де Лашоссе, Дидро и др.) до немецких, зародившихся с первыми выступлениями немецких просветителей (Лессинг). Более революционный характер имеет С. мелкой буржуазии, провозглашающей борьбу за радикальное переустройство общества и решительный разрыв со старыми литературными традициями. Таков во Франции сентиментализм Руссо и его последователей. В «Новой Элоизе» Руссо прославлена любовь, непреодолимая и неподчиняющаяся никаким законам; в открытой форме поставлены вопросы о коренном изменении общественных и семейных отношений, о реформе воспитания, литературы и т.д. Поставив «естественность» и «чувствительность» превыше всего в человеке, Руссо вместе с тем открыл для своих читателей новое чувство, незнакомое классической поэзии, «чувство природы». Таков в Германии С. немецких «бурных гениев» (эпохи Sturm und Drang’а), особенно остро поставивших вопрос о разрыве с классической поэтикой во имя самобытности, национальности и свободы личного творчества (Якоб Ленц, Anmerkungen ubers Theater (Заметки о театре), 1774; первые произведения Гёте, особенно его «Вертер», Шиллера - «Разбойники», «Коварство и любовь» и др.). В С. этой группы сказалось уже ощущение двойственности буржуазного прогресса, критическое отношение к буржуазному просвещению и рационалистической философии. Рядом с патетическим протестом мы найдем у отдельных представителей этой группы и стремление преодолеть действительность юмором - «смехом сквозь слезы», например у Жан-Поля Рихтера (см.), а отчасти у Стерна (см.), крайний индивидуализм к-рого является уже формой отхода от задач общественной борьбы. То же ощущение ломки старого быта отсталых слоев мелкой буржуазии вызвало желание бежать от борьбы, отграничиться «стенками собственного сердца», укрыться в деревенскую идиллию. Это - «мирные энтузиасты чувствительности», создающие поэзию томных воздыханий, раздумий при лунном свете, на кладбищах, поэзию слез и меланхолии - в формах элегической лирики, лирико-повествовательной и описательной прозы и т.п. Таково напр. творчество Т.Грея, Э.Юнга (E.Joung, сб. «Ночи» (The complaint, or Night thoughts on life, death and immortality), 1742-1745, переведенный на все европейские языки), В.Коупера и др. Гипертрофированная эмоциональность - характерная черта большинства произведений этих поэтов. Близок к С. этой группы С. упадочного дворянства, в предреволюционную эпоху перенимающего у буржуазии ее индивидуализм, культ природы и нервную возбужденность. Мотивы тоски и разочарования в отдельных случаях сближают дворянский С. с дворянским романтизмом (Шатобриан). В «С.» так. обр. имеются и черты реализма и некоторые предвестия романтизма: это переходное течение, не закрепленное никаким единым литературным «манифестом» или теоретической программой, подобной классическому кодексу Буало. В области эпической поэзии - семейный роман и роман личности («Вертер» Гёте), а рядом с ними жанр бессюжетной прозы - «путешествия» (Стерн, Мориц и др.); в области драмы - «слезная комедия» или просто «драма»; в области лири-ки - меланхолическая «элегия» - таковы типичные жанры С.

Библиография:

SchmidtE., Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875; WaldbergM.N., Der empfindsame Roman in Frankreich, Strassburg, 1906; MornetD., Le sentiment de la nature en France de J.J.Rousseau a Bernardin de Saint-Pierre, P., 1907; AppellJ.W., Werther und seine Zeit, Neue Ausg. Lpz., 1865; КожевниковВ.А., Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIIIв. и к критической философии, ч.1, М., 1897; РозановМ.Н., Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, М., 1901; Его же, Ж.Ж.Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX века, т.I, М., 1910; Де-Ла-БартФ.Т., Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905; Его же, Литературное движение на Западе в первой трети XIX ст., М., 1914; работы В.Сиповского, А.Н.Веселовского (см. ниже); ФричеВ.М., Очерк развития западных литератур, М., 1931 (гл.IV).

II. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ.- В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретики нового направления видели в том, что оно «должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления» (1793, «Что нужно автору?» Карамзина). «Поэзия - цветник чувствительных сердец» - говорил Карамзин. Поэт - «искусный лжец», «находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону», «описывает те предметы, которые к нему близки и собственною силою влекут к себе его воображение», но это расширение круга явлений, подлежащих ведению поэта, сравнительно с поэтикой классицизма ограничено требованием: «молодому питомцу Муз лучше изображать в стихах первые впечатления любви, дружбы, нежных красот природы, нежели разрушение мира, всеобщий пожар Натуры и пр. в сем роде» (из предисловия ко 2-й книжке «Аонид», 1796). В жанре элегии разрабатывались темы любви, дружбы, сельской натуры с нарочитым вкусом к «чувствительным» сюжетам. Меланхолия - «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья» - считается настроением «милее всех искусственных забав и ветренных утех». Мысли о кладбище, размышления на кладбище ночью при луне с воспоминаниями об Юнге, Оссиане, Грее типичны для меланхолика, любующегося слезой своей и прославляющего творца вселенной. Идиллические воспоминания о прошедшем, розовые мечты о будущем, о власти провидения входят в душевный багаж поэта-сентименталиста, признавшего, что разум, к-рый революционная буржуазия во Франции провозгласила могучей силой обновления мира, недостаточен и что воспитывать надо «сердце» - «виновник дел великих, дел благородных». Лирика Карамзина (см.), Жуковского (см.), И.Дмитриева (см.), Капниста, Нелединского-Мелецкого (см.), Кайсарова, Карабанова, П.Львова, А.Турчаниновой, сотрудников «Московского журнала», «Вестника Европы», «Ипокрены, или утех любословия», «Чтения для вкуса, разума и чувствований» и т.п. насыщена указанной тематикой. Культ природы, натуры вызвал особый жанр путешествий. «Письма русского путешественника» Карамзина с припоминанием «чувствительного, доброго, любезного Стерна» сделались образцом, к-рому следовали многочисленные «чувствительные путешественники» - Невзоров («Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800», М., 1803), Шаликов («Путешествие в Малороссию», М., 1803), В.Измайлов («Путешествие в полуденную Россию», 1800-1802), М.Гладкова («Пятнадцатидневное путешествие пятнадцатилетнего, писанное в угождение родителям и посвящаемое пятнадцатилетнему другу», П., 1810) и т.д. Цель путешествий - «исповедь о себе», «беседа с самим собою и с друзьями о происшествиях мира, о судьбе земных народов, о собственных чувствах». Наряду с описаниями чувствительных эмоций, то и дело возникающих у путешественников, с повторением тематики, сентиментальной лирики (меланхолия, мечта, кладбище и пр.) жанр путешествий вводил в читательский оборот сведения о разнообразных частях света, о памятниках культуры, о выдающихся людях (Карамзин в «Письмах» о Гердере, Виланде, Канте и др.). Из-за чувствительных тирад о натуре и мечтах «под током речек» редко выступала безотрадная картина подлинной жизни, зато трезвая политика великодержавного помещика наглядно проявлялась в сочинениях В.Измайлова, защищавшего колонизаторскую деятельность в Крыму, или П.Сумарокова в «Досугах крымского судьи, или втором путешествии в Тавриду» (1803), предлагавшего выселить татар из Крыма. «История несчастий рода человеческого», входила в программу сентиментальной беллетристики, где две струи - «ужасное» и «чувствительное» - сливались в один поток трогательных эмоций, вызванных несчастной судьбой кого-либо из героев, героинь или «страшными» эпизодами. Роман Гнедича «Дон Коррадо де Геррера, или дух мщения и варварства гишпанцев» (1803) и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) наиболее типичны в этом жанре. Повести под заглавием «Бедная Лилла» (1803), «Бедная Маша» (1803), «Несчастная Маргарита» (1803), «Обольщенная Генриетта», «История бедной Марьи», «Несчастные любовники» и пр. вызывали «нежные чувства» сочувствия к «бедным», но пейзанский колорит в изображении крестьянской или мещанской жизни, мелодраматические эффекты заслоняли правду жизни и тем самым вскрывали «мир существенности» крайне ограниченно действительностью. Слабые ростки правдоподобия заметны и в так называемом историческом романе сентиментальной школы. Попытки на основании документов, семейной хроники, предания нарисовать прошлое облекались в форму привычной идиллии или фантастики: «Наталья боярская дочь» (1792), «Марфа Посадница или покорение Новгорода» (1803) Карамзина, «Рюрик» А.М.-ского (1805), «Ксения Княжна Галицкая» (1808), следуя иногда довольно точно мелким фактам исторического характера, давали ложную идеализацию давно прошедшего. Та же линия сглаживания противоречий социальной жизни, идиллического отношения к действительности в сентиментальной драматургии, насыщенной «коцебятиной»: Ильин, автор драмы «Лиза, или торжество благодарности» (1801), «Великодушие или рекрутский набор» (1803); Федоров, автор пьесы «Лиза, или следствие гордости и обольщения» (1804); Иванов, автор пьесы «Награжденная добродетель, или женщина, каких мало» (1805), и пр. Все элементы сентиментального стиля подчинены были одному художественному принципу: «Слог, фигура, метафора, образы, выражения - все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством» (Карамзин, Что нужно автору?, 1793). Работа над языком должна была содействовать «обрабатыванию сердца». Изящная речь, чуждая просторечья, провинциализмов, церковно-славянизмов, построенная по образцу французских писателей - «образцов тонкости и приятности в слоге» (Карамзин), легла в основу реформы литературного языка в школе Карамзина. Отбор слов, грамматические формы, синтаксические структуры ломали церковнокнижную стихию литературного языка, превращая его в орудие борьбы дворянской интеллигенции против архаических форм. Благодаря этому, а также благодаря некоторому расширению тематики С. в России имел известное прогрессивное значение. Политические события, с начала XIXв. вызывавшие под воздействием европейской жизни сложную реакцию в общественной действительности России, содействовали ускорению конца сентиментального направления. Русский С. стал разлагаться, попадая отдельными стилевыми тенденциями во вновь слагавшиеся литературные направления или совсем прекращая свое существование. «Было время, когда всякой хотел славы сентиментального; наступило другое - и всякой старается кстати и некстати сказать и написать - умно или глупо, нужды нет! эпиграмму против сентиментального», констатировала положение дел на лит-ном фронте «Аглая» в 1808. Элементы некоторой чувствительности в дальнейшем развитии русской литературы вошли в столь далекие по существу от С. течения, что их наличие в творчестве авторов «Станционного смотрителя» или «Шинели» или «Бедных людей» нужно рассматривать как явления совершенно иного исторического и эстетического значения.

Библиография:

СиповскийВ.В., Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественника», СПБ, 1899; Его же, Очерки из истории русского романа, т.I, вып.2, СПБ, 1910; ВеселовскийА.Н., В.А.Жуковский, СПБ, 1904 (изд. 2, П., 1918), гл.I. Эпоха чувствительности; РезановВ.И., Из разысканий о сочинениях В.А.Жуковского, вып.I, гл.IX, СПБ, 1906; вып.II, гл.XXIII, П., 1916; ИгнатовИ.Н., Театр и зрители, ч.1, М., 1916, стр.79-103; РоболиТ.А., Литература путешествий, в сб. «Русская проза», Под редакцией Б.Эйхенбаума и Ю.Тынянова, Л., 1926; СкипинаК.А., О чувствительной повести, в сб. «Русская проза», Л., 1926; СакулинП.Н., Русская литература, ч.2, период второй, гл.IX, М., 1929.

  1. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ франц. sentimentalisme от англ. sentimental чувствительный от франц. sentiment чувство течение в литре и искве й пол. в. в Зап. Европе и России подготовл...Большая советская энциклопедия
  2. сентиментализмфранц. sentimentalisme от англ. sentimental чувствительный от франц. sentiment чувство течение в литературе и искусстве й половины в. в Западной Европе и России подгот...Большая Советская энциклопедия II
  3. сентиментализмм. лит. sentimentalismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. сентиментализмсентиментализм м . лит. Sentimentalismus m тк. sg неизм. . перен. Empfindsamkeit f Rhrseligkeit fСинонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. сентиментализмм лит. Sentimentalismus m тк. sg неизм. перен. Empfindsamkeit f Rhrseligkeit f Синонимы направление...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. сентиментализмм. лит.sentimentalismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. сентиментализмсущ. муж. родасентименталзм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. сентиментализмм. sentimentalisme m...Большой русско-французский словарь
  9. сентиментализмм.sentimentalisme m направление...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. сентиментализмот франц. sentiment чувство течение в европейской иамериканской литературе и искусстве й пол. нач. вв. Отталкиваясьот просветительского рационализма см. Просвещение ...Большой энциклопедический словарь II
  11. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ от франц. sentiment чувство течение в европейской и американской литературе и искусстве й пол. нач. вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма...Большой Энциклопедический словарь V
  12. сентиментализмнаправление в литературе с х г в. раскрывавшее чувства простых людей....Глоссарий исторических терминов
  13. сентиментализмот французского sentiment чувство течение в европейской и американской литературе и искусстве й половины начала вв. Отталкиваясь от просветительного рационализма смот...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ а м. sentimentalisme m. strong. Литературное направление второй половины начала в.em пришедшее на смену классицизму характеризующееся особенным внимание...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  15. сентиментализмфр. sentimentalisme от англ. sentimental чувствительный от франц. sentiment чувство литературнохудожественное направление в Зап. Европе и России во второй половине XVI...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  16. сентиментализмтечение в европейской литературе и искусстве второй пол. нач. вв. см. Просвещение. Сентименталисты утверждали культ не разума а чувства. Однако разум как таковой не бы...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ литературное направление в Зап. Европе и России XVIII нач. XIXвв. I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ.strong Термин С. образован от прилагательного сентименталь...Литературная энциклопедия
  18. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ франц. sentimentalisme от англ. sentimental чувствительный франц. sentiment чувство течение в европейской литературе и искусстве й половины XVIII в. подг...Литературный энциклопедический словарь
  19. сентиментализма м.em Течение в литературе и искусстве второй половины начала вв. характеризующееся особым вниманием к душевному миру человека к природе и вместе с тем идеализацией д...Малый академический словарь
  20. сентиментализмфр. sentiment чувство художественное течение в европейском и американском искусстве второй половины XVIII в. возникшее в результате кризиса просветительского рационализ...Мировая художественная культура. Словарь
  21. сентиментализмкорень СЕНТИМЕНТАЛ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова СЕНТИМЕНТАЛИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный СЕНТИМЕНТАЛ ИЗМ Слово Сентиментализм со...Морфемный разбор слова по составу
  22. сентиментализмНачальная форма Сентиментализм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. сентиментализмфранц. sentimentalisme от англ. sentimental чувствительный от франц. sentiment чувство нем. empfindsamer Stil чувствительный стиль течение в литре и искве с середины ...Музыкальная энциклопедия
  24. сентиментализмсентиментализм . м. Литературное направление второй половины XVIII в. начала XIX в. пришедшее на смену классицизму характеризующееся особенным вниманием к индивидуальном...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. сентиментализмсентиментализм сентиментализм а...Орфографический словарь
  26. сентиментализмu м направление...Орфографический словарь русского языка
  27. сентиментализмсентиментализм сентиментализмы сентиментализма сентиментализмов сентиментализму сентиментализмам сентиментализм сентиментализмы сентиментализмом сентиментализмами сентиме...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. сентиментализмОрфографическая запись слова сентиментализм Ударение в слове сентиментализм Деление слова на слоги перенос слова сентиментализм Фонетическая транскрипция слова сентимента...Полный фонетический разбор слов
  29. сентиментализмфранц. sentimentalisme чувствительность направление в европ. худож. культуре й пол. в. Является составной ч. эпохи Просвещения. Наиб. характерные образцы С. созданы в ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  30. сентиментализмсентиментализм аСинонимы направление...Русский орфографический словарь
  31. сентиментализмМ мн. нет sentimentalizm . XVIII srin axrlarnda v XIX srin vvllrind Avropa dbiyyatnda bir cryan . hddindn artq hssaslq hissilik hiss qaplma....Русско-азербайджанский словарь
  32. сентиментализмсентиментализм м.isentimentalism...Русско-английский словарь
  33. сентиментализмсентиментализм м. sentimentalism....Русско-английский словарь II
  34. сентиментализмМуж. сентыменталзм сентыменталзм сентыментальнасць...Русско-белорусский словарь
  35. сентиментализммуж.i лит. ист.i сентыменталзм муж. сентыменталзм муж.iсентыментальнасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  36. сентиментализм. лит. сентиментализм дебиет пен нердег аым. излишняя чувствительность сезмдлкке берлушлк кйреуктк...Русско-казахский словарь
  37. сентиментализмсентиментализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  38. сентиментализмм. . лит. сентиментализм кылымдын аягы кылымдын башындагы адабий агым бул э эле ыксыз сезгичтик ыйлаактагандык жумшактык жана чындыкты бир аз кооздоп крст менен мнздлт ...Русско-киргизский словарь
  39. сентиментализмgnshngzhyСинонимы направление...Русско-китайский словарь
  40. сентиментализмsentimentlisms sentimentalitte sentimentlisms...Русско-латышский словарь
  41. сентиментализмм литu sentimentalismo m направление...Русско-португальский словарь
  42. сентиментализмм .д.сентиментализм .кит.сентиментальлек хиск бирелчнлек срлнчнлек...Русско-татарский словарь
  43. сентиментализмм лит. направление...Русско-турецкий словарь
  44. сентиментализм.strong haledus.strong halemeelsus hrdameelsus hrdus sentimentaalsus sentimentalism...Русско-эстонский словарь
  45. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ САНТИМЕНТАЛИЗМ чувствительность. Полный словарь иностранных слов вошедших в употребление в русском языке. Попов М. сентиментализм фр.em sentimentalisme se...Словарь иностранных слов русского языка
  46. сентиментализмчувство течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIIIначале XIX вв. Объявил доминантой человеческой природы не разум а чувство и путь...Словарь исторических терминов
  47. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы развившееся в конце XVIIIм века и окрасившее собою начало XIXго которое отличалось культом человеч...Словарь литературных терминов
  48. сентиментализмот фр. sentiment чувство чувствительность литературное направление второй половины XVIII в. нач. XIX в. в отличие от классицизма признающее основой человеческой природ...Словарь литературоведческих терминов
  49. сентиментализмсентиментализм сущ. колво синонимов направление чувствительность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление...Словарь синонимов II
  50. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ от французского sentiment чувство течение в европейской и американской литературе и искусстве й половины начала вв. Отталкиваясь от просветительного ра...Современная энциклопедия
  51. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ от франц . sentiment чувство течение в европейской и американской литературе и искусстве й пол. нач. вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма...Современный энциклопедический словарь
  52. сентиментализмот франц. sentiment чувство чувствительность направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в. для которого характерна абсолютизация человеческих чувств и п...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  53. сентиментализмсентиментализм [фр. sentimentalisme lt sentiment чувство] европейское литературное направление конца нач. вв. культивировавшее в противовес просветительскому рациона...Толковый словарь иностранных слов
  54. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ алlt. iigt...Толковый словарь Ожегова
  55. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ сентиментализма мн. нет м. фр. sentimentalisme. . Литературное направление конца и начала века пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вни...Толковый словарь русского языка II
  56. сентиментализмсентиментализм сентиментализм а м. Художественное направление в России в конце и нач. в. характеризующееся вниманием к душевной жизни человека чувствительностью и идеал...Толковый словарь русского языка II
  57. сентиментализмСЕНТИМЕНТАЛИЗМ алlt.gt...Толковый словарь русского языка
  58. сентиментализмУдарение в слове сентиментализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове сентиментализм...Ударение и правописание
  59. сентиментализмRzeczownik сентиментализм m Literacki sentymentalizm m sentymentalno f...Универсальный русско-польский словарь
  60. сентиментализмфр. sentiment чувство художественный метод возникший в Англии в середине в. и получивший распространение гл. обр. в европейской литературе Дж. Ричардсон Л. Стерн в Ан...Философский энциклопедический словарь
  61. сентиментализмсентиментализм сентиментализмы сентиментализма сентиментализмов сентиментализму сентиментализмам сентиментализм сентиментализмы сентиментализмом сентиментализмами сентиме...Формы слова
  62. сентиментализмсентиментализмот франц. sentiment чувство течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. нач. вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвеще...Художественная энциклопедия
  63. сентиментализмСинение Син Симментал Сим Силен Силан Сила Сизин Сиенит Сиена Сет Сентиментализм Сентим Сент Сени Сенат Сена Семитизм Семит Семенна Семен Семема Сема Селина Селенит Селен...Электронный словарь анаграмм русского языка
  64. сентиментализмСентиментализм в западноевропейской и русской литературе i литературное направление явившееся в XVIII и в начале XIX в. противовесом одностороннему господству так называ...Энциклопедический словарь
  65. сентиментализмв западноевропейской и русской литературеem литературное направление явившееся в XVIII и в начале XIX в. противовесом одностороннему господству так называемой псевдоклас...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  66. сентиментализмСентиментализм фр.em sentiment чувство направление в литературе и искусстве й половины ХVIII нач. ХIХ вв. Возник как реакция на промышленный переворот ХVIII в. в Англи...Энциклопедия культурологии
  67. сентиментализмот фр. senti ment чувство худож. течение в западноевроп. амер. и рус. литре изобразительном искусстве и музыке сложившееся в конце эпохи Просвещения Просвещения эстетик...Эстетика