Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

МАХАБХАРАТА

МАХАБХАРАТА (Mahābhārata - «великое (повествование о бое) потомков Бхараты») - знаменитый эпос древней Индии, получивший свое окончательное оформление примерно между IV в. до нашей эры - IV в. нашей эры. В дошедшей до нас форме М. представляет собой огромный (согласно индийской традиции - в 100 000 двустиший, в действительности несколько меньший) комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления. Центральным сюжетным ядром является повествование о борьбе двух династий из царского рода Бхарата - потомков Куру и сыновей Панду, о 18-дневной их битве и о гибели потомков Куру, об отказе сыновей Панду от власти и о путешествии их в рай и ад. Повествование это начинается с генеалогии рода Бхарата, подробно описывает чудесное зачатие сыновей Панду, их воспитание при дворе слепого их дяди - царя Дхритараштра, козни врагов против них, бегство в дикий лес и приключения в нем, женитьбу пяти братьев на прекрасной Драупади, получение и утрату царства, проигранного старшим из братьев Юдхиштхирой в кости, вторичное изгнание сыновей Панду и подготовку к войне с соперниками. Это повествование дано как рассказ «благочестивого Вайшямпайяна» на торжественном жертвоприношении при дворе потомка пандуидов - царя Джанамеджайя; это первое обрамление обрамлено в свою очередь длинным вступлением, мотивированным тем, что рассказ Вайшямпайяна пересказывается «благочестивым Уграшьравас» на жертвоприношении в лесу Наймиша, - второе обрамление, к-рым и начинается М. Конец М. образует самостоятельная пурана о Вишну-Кришне, так наз. Хариванша.

Так. обр. М. дается преимущественно в речах действующих лиц; в качестве примеров и параллелей к развертывающимся в повествовании событиям действующие лица М. и приводят многочисленные вставные повести эпоса (а каждое вводимое в действие лицо дает основание для включения новых эпизодов, связанных с его происхождением, его предками и т. д.). Так, в утешение проигравшему в кости свое царство, свободу и жену Юдхиштхире отшельник Бхридашьва рассказывает повесть о злополучном царе Нишадхи Нале. Чтобы успокоить оплакивающего горькую участь своей жены Юдхиштхиру, аскет Маркандейя рассказывает ему повесть о самоотверженной Савитри. Приготовившемуся вступить в бой Арджуне Кришна открывает учение о спасении через любовь к божеству (знаменитая Бхагавадгита) и т. д., не говоря уже об изречениях, баснях, притчах, приводимых буквально «к слову».

Анализ текста, тематики и яз. М. позволяет вскрыть в этом великом эпосе Индии ряд последовательных наслоений, существенно перестраивающих его целое и внесенных в него в конечном счете изменениями структуры древнеиндийского общества и сменой борющихся за гегемонию прослоек господствующего класса - двух высших каст: жреческой и военно-аристократической.

Древнейшую часть М. образуют обломки военно-аристократического эпоса - генеалогии знаменитых княжеских родов и предания об их боевых подвигах в борьбе за власть. Не только по идеологии и отразившимся в них формам быта (запрещенная брахманизмом полиандрия), но и по яз. они чужды жречеству; сюда относится и сюжетное ядро М. - сказание о великом бое сыновей Панду и потомков Куру.

Другого типа составные элементы М. вносит жречество, перерабатывающее этот эпос в одну из наиболее почитаемых книг брахманизма. Таковы, с одной стороны, многочисленные легенды, восхваляющие могущество брахманов и изображающие благоденствие князей и царей, обнаруживших по отношению к первым достаточно почтения и щедрости; с другой стороны, вставки дидактического, философского, этического и правового содержания (образующие порой целые главы, как «Бхагавадгита»), пропагандирующие учение позднего брахманизма.

Наконец третий слой представляют собой многочисленные малые дидактико-повествовательные формы, вкрапленные в текст М. притчи, апологи, басни. Так, в М. мы находим древнейшие варианты сюжетов о «человеке в колодце» (русск. перев. Жуковского с немецк. пересказа Рюккерта), о «коте-отшельнике», об «охотнике и голубе», проходящих через мировую литературу. Отталкиваясь от узко-сословной дидактики жречества, обличая не раз корыстолюбие брахманов, противопоставляя ей «общечеловеческую» мораль, эта дидактико-повествовательная продукция отражает рост демократическо-аскетической оппозиции существующему кастовому строю. Так вырастает изумительное строение М., при всем многообразии влившихся в него элементов образующее художественное целое, оказавшее огромное влияние на всю позднейшую литературу на древних и новоиндийских яз., а частью и на литературу смежных стран. Так напр. персидский поэт Джелялэддин Руми (см.) пересказывает упомянутую выше притчу о «человеке в колодце».

На европейские литературы сюжетика М. оказывает двоякое воздействие. С одной стороны, в европейском фольклоре можно установить филиацию басенных и притчевых сюжетов М., через арабско-еврейскую дидактическую литературу воздействующих и на книжную христианскую дидактику. Пути этой передачи сюжетов не вполне ясны, наиболее вероятным является наличие ряда посредствующих звеньев и общих источников, а в некоторых случаях не исключена возможность полигенезиса подобных сюжетов ( См. Сказка, Фольклор). С другой стороны, в начале XIX в. начинается освоение европейскими литературами М. через переводы Банга, Рюккерта, Жуковского, Губернатиса и др. Если огромное строение эпоса и осталось в целом недостаточно освоенным, то отдельные фрагменты (как «Наль и Дамаянти», «Савитри» и др.) вошли в сокровищницу мировой литературы.

Библиография:

I.Полный прозаический перев. на английском яз. - изд. Protap Chandra Roy (Калькутта, 1884-1896) и Manmatha Nath Dutt (Калькутта, 1895-1905); французский перев. H. Fauche (P., 1863-1870) доведен только до 10-й кн. Перев. избр. отрывков: на английском яз. - M. Williams, Indian Wisdom, L., 1893; на французском яз. - Ph. E. Foucaux, Le Mahabharata, P., 1862; A. Roussel, Legendes morales de l’Inde, P., 1900; на немецком языке - P. Deussen, Vier philosophische Texte des Mahabharatam, Lpz., 1906; на итальянском языке - P. E. Pavolini, Mahabharata. Переводы отдельных эпизодов М.: а) Шякунтала - B. Hirzel, Kalidasas cakuntala, Zurich, 1833 (приложение к переводу); б) Наль и Дамаянти - немецк. перев. Ruckkert, 1819; E. Meier, Stutt., 1847; русск. перев. Жуковского; кроме того существуют переводы на английск., франц., лат., шведск., итальянск., чешск., польск., новогреческ. и венгерск. яз.; в) Савитри - немецк. перев. F. Bopp, Berlin, 1829; F. Ruckkert и ряд др.; г) Бхагавадгита - английск. перев. Gh. Wilkins, L., 1785; новейший - K. T. Telang (Sacr. Books of East, 8); немецк. перев. Pr. Garbe, Lpz., 1905.

II.Для ознакомления с общей структурой и содержанием М. лучше всего - Jacobi H., Mahabharata, Bam., 1903; Dutt R., Maha-Bharata, L., 1899. См. также: Hopkins E. W., The Great Epic of India, N. Y., 1901. Большая часть существующей европейской литературы о М. связана с полемикой вокруг реконструкции «первоначальной формы» эпоса; диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос даны в работах: Holzmann A., Das Mahabharata, 1892-1895; Dahlmann J., Das Mahabharata als Epos und Rechtsbuch, Berlin, 1895; Genesis des Mahabharata, Berlin, 1899. Библиографию журнальных статей см. - Winternitz M., Geschichte der indischen Literatur, B-de I, III, Lpz., 1908-1920; Oldenberg H., Das Mahabharata, sein Entstehen, Inhalt, Form, 1922.

  1. махабхаратадревнеиндийская эпическая поэма рассказывает о борьбе братьев Пандавов потомков царя Бхараты за престол XIX вв. до н.э. Содержит рекомендации правителям Если царь соблюд...Археологический словарь II
  2. махабхаратасанскр. Сказание о великой битве бхаратов др.инд. эпос сложившийся приблизительно в вв. до н. э. Повествует о легенд борьбе двух царских династий Кауравов и Пандавов....Атеистический словарь II
  3. махабхаратаМАХАБХАРАТА санскр. Сказание о великих Бхарата эпос народов Индии. Сложился на основе устных сказаний и легенд бытовавших у племн и народностей сев.зап. и сев. Индии. Ег...Большая советская энциклопедия
  4. махабхаратаМахабхарата эпос народов Индии. Сложился на основе устных сказаний и легенд бытовавших у племн и народностей северозападной и северной Индии. Его истоки восходят ко й пол...Большая Советская энциклопедия II
  5. махабхаратаэпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. готыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из книг вводных эпическихсказаний главным образом фольклорного характер...Большой энциклопедический словарь II
  6. "махабхарата"МАХАБХАРАТА эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из книг вводных эпических сказаний главным образом фолькло...Большой энциклопедический словарь III
  7. махабхаратаМАХАБХАРАТА эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из книг вводных эпических сказаний главным образом фолькл...Большой Энциклопедический словарь V
  8. махабхаратадр.инд. эпич. поэма Великое сказание о потомках Бхаратыem. Написана на санскрите. В ней рассказыв. о борьбе за престол потомков царя Бхараты пяти братьев Пандавов с их с...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. махабхаратадр.инд. эпич. поэма Великое сказание о потомках Бхараты. Написана на санскрите. В ней рассказыв. о борьбе за престол потомков царя Бхараты пяти братьев Пандавов с их ста...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. "махабхарата"эпос народов Индии. Первоначально повидимому был написан на пракрите затем изложен на санскрите. Сложился на основе устных повествований и легенд племен и народов СевероЗ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. "махабхарата"Великое сказание о битве потомков Бхараты др.инд. эпическая поэма на санскрите насчитывает в разных рецензиях от до тыс. двустиший шлок разделенных на различного объе...Индуизм
  12. махабхаратаиндийская священная эпопея на санскритском языке автором которой по преданию считается Дваймаян Виасса состоит из книг и более стихов...Краткий справочник мифологических терминов
  13. махабхаратасанскрит Сказание о великих Бхарата древнейший памятник индийского эпоса в. до н. э. в. н. э. Содержит строк оформленных в виде двустиший поделен на книг. Махабхар...Литература и язык. Современная энциклопедия
  14. "махабхарата"санскрит Сказание о великих Бхарата древнейший памятник индийского эпосаem в. до н. э. в. н. э. Содержит строк оформленных в виде двустиший поделн на книг. Махабха...Литературная энциклопедия
  15. махабхаратаМАХАБХАРАТА Mahbhrata великое повествование о бое потомков Бхараты знаменитый эпос древней Индии получивший свое окончательное оформление примерно между IV в. до нашей ...Литературная энциклопедия
  16. махабхарата[Mahabharata великое повествование о бое потомков Бхараты] знаменитый эпос древней Индии получивший свое окончательное оформление примерно между IV в. до нашей эры IV в...Литературная энциклопедия II
  17. махабхаратасанскр. Сказание о великих Бхарата эпос народов Индии сложившийся на основе устных сказаний и легенд второй половины II тыс. до н.э. и принявший современный вид к серед...Мировая художественная культура. Словарь
  18. махабхаратаMahabharata классич. санскритский эпос примерно г. до н.э. г. н.э. считается одним из свящ. индуистских текстов. В. М. описывается трагическая война между двумя ветвям...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  19. махабхаратаu жu эпос народов Индии эпос...Орфографический словарь русского языка
  20. махабхаратаСанскр. Букв. великая война прославленная эпическая поэма Индии возможно длиннейшая поэма в мире которая включает как Рамаяну так и Бхагавад Гиту Песнь Небесную. Нет двух...Религиозные термины
  21. махабхаратамахабхарата...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. махабхаратавеликая история Бхаратов или повествование о ней. Эпическое произведение содержащее около строк которое собрал и составил мудрец Вьяса.Синонимы эпос...Словарь восточных терминов
  23. махабхаратаМАХАБХАРАТА санскр. Индейская эпопея описывающая войны Моравов и Пандавов и подвиги Кришны и Арджуны. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык ...Словарь иностранных слов русского языка
  24. "махабхарата"Mahabharata Один из двух великих поэтических эпосов древней Индии вторым является Рамаяна. Махабхарата особенно примечательна тем что включает знаменитый текст по йоге Б...Словарь йоги
  25. махабхаратамахабхарата сущ. колво синонимов эпос Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы эпос...Словарь синонимов II
  26. махабхаратаМАХАБХАРАТА эпос народов Индии. Первоначально повидимому был написан на пракрите затем изложен на санскрите. Сложился на основе устных повествований и легенд племен и нар...Современная энциклопедия
  27. махабхаратаМАХАБХАРАТА эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из книг вводных эпических сказаний главным образом фолькло...Современный энциклопедический словарь
  28. махабхаратаМАХАБХАРАТА древнеиндийская поэма насчитывает тысяч строк посвященная войне Бхарата в Северной Индии произошедшей около г. до н.э. Эпос рисует величественную картину в...Уфологический словарь-справочник
  29. махабхаратаМАХАБХАРАТА санскр. великая повесть о бхаратах др.инд. эпос созданный в й пол. го тыс. до н.э. состоит из тыс. двустиший шлок разделенных на книг. Эпос М. создавался ...Философская энциклопедия
  30. махабхаратасанскр. великая повесть о бхаратах др.инд. эпос созданный в й пол. го тыс. до н.э. состоит из тыс. двустиший шлок разделенных на книг. Эпос М. создавался в период рас...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. махабхаратаМахабхарата см. Магабхарата....Энциклопедический словарь
  32. "махабхарата"МАХАБХАРАТА эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из книг вводных эпических сказаний главным образом фолькл...Энциклопедический словарь естествознания
  33. махабхаратасм. Магабхарата....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона