Литературная энциклопедия II

ОВИДИЙ

[полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры]— римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего лит-ого поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину Иллюстрация: Страница итальянского изд. «Метаморфоз» Овидия [XVI в.]Иллюстрация: Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия (из русского изд. конца XVIII в.) Иллюстрация: Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия (из изд. 1558) Иллюстрация: Титульный лист франц. изд. «Метаморфоз» Овидия [XVIII в.] или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными лит-ыми мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице лит-ый стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка. О. дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» — «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в «Героинях» (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической лит-ры и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — «учителя любви» — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями. Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся «О средствах красоты лица» — «De medicamine faciei») О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В «Метаморфозах» О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных «превращениях» в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого «превращения» хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду. В «Фастах» (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста — О. всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий «ученой» поэзией: «Метаморфозы» остались законченными вчерне, а «Фасты» и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; «Ибис» — гневная инвектива в «ученом» стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о «рыбной ловле» (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия «Медея». Популярность О. в античности и в средние века была огромна. «Метаморфозы» рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию («Ovide moralise»). Для светской поэзии (трубадуры, «Roman de la Rose») О. оставался «учителем любви»; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII—XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. лит-ая действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков. Библиография: I. Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902); Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905); Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, под ред. проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926; Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874—1876); Тристии, перев. А. Фета, М., 1893; Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I—III, Lpz., 1915—1924; L’art d’aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания: Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882; Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898; De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, fur die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907; Id., ed. by J. G. Frazer, 1929; Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911; Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913. II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, «ЖМНП», 1901, кн. VII; Его же, «ЖМНП», 1907, кн. II—IV; Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. «Баллад-посланий»); Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915; Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. «Средства от любви»), М., 1926; Lafaye G., Les Metamorphoses d’Ovide et leurs modeles grecs, P., 1904; Schrotter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908; Ripert E., Ovide..., P., 1922; Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924; Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926; Martini E., Ovid u. seine Bedeutung fur die romische Poesie, в кн. «Epitymbion», v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927; Slater D. A., Towards a Text of the «Metamorphoses» of Ovid, L., 1927. И. Троцкий

  1. овидийдо н. э. н. э. Овидий творил в эпоху правления Августа. Это был золотой век римской литературы. Римская империя расширила свои границы до Кавказа на севере и до Марокко...100 великих писателей
  2. овидийНазон Публий до н.э. ок. н. э.Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до года когда император Август сослал его в Томы совр. Констанца приг...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. овидийПублий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римск. поэт автор лирич. элегий поэм а также эпич. произведений Метаморфозы и Фасты. Произведения О. являются одним из источников...Атеистический словарь
  4. овидийПублий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римск. поэт автор лирич. элегий поэм а также эпич. произведений Метаморфозы и Фасты. Произведения О. являются одним из источни...Атеистический словарь II
  5. овидийОВИДИЙ Публий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н. э. ок. н. э. римский поэт. Культивируя индивидуалистическую гл. обр. эротич. поэзию О. в ранних поэмахНаука любви ...Большая советская энциклопедия
  6. овидийПублий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н. э. около н. э. римский поэт. Культивируя индивидуалистическую главным образом эротическую поэзию О. в ранних поэмах Наука...Большая Советская энциклопедия II
  7. овидийимя собств. сущ. муж. рода с.х....Большой русско-украинский словарь
  8. овидийOvidius Naso Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт. Любовные элегии послания проникнутые юмором и ирониейдидактические поэмы Наука любви Средства от любв...Большой энциклопедический словарь II
  9. овидийПублий Овидий Назон до н. э. н. э. римский поэт....Даты рождения и смерти известных людей
  10. овидийПублий Овидий Назон . до н.э. н.э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до нач. н.э. сб. Любовные элег...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. овидийПублий Овидий Назон . до н.э. н.э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до нач. н.э. сб. Любовные элег...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. овидийOvidius Публий Овидий Назон до нашей эры около нашей эры римский поэт. Около лет провл и умер в изгнании. Любовные элегии послания иронически обыгрываемая эротика быт...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. овидийОвидий Публий Овидий Назон г. до н.э.Ч около г. н.э. римский поэт который культивировал главным образом эротическую поэзию. В поэмах Наука любви и Лекарство от любви О...Исторический словарь
  14. овидийovidius полное имя Публий Овидий Назон до н. э. Сульмон н. э. Томы современная Констанца Румыния римский поэт. Принадлежал к старинному всадническому роду. Обучался ри...Литература и язык. Современная энциклопедия
  15. овидийОВИДИЙ полное имя Публий Овидий Назон до нашей эры нашей эры римский поэт. Согласно данным автобиографии Тристии IV стихотв. О. родился в семье издавна принадлежавше...Литературная энциклопедия
  16. овидийОВИДИЙ полное имя Публий Овидий Назон до нашей эры нашей эры римский поэт. Согласно данным автобиографии Тристии IV стихотв. О. родился в семье издавна принадлежавше...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. овидийОВИДИЙ Ovidius Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт. Ок. лет провел и умер в изгнании в г. Томы Констанца. Любовные элегии сб. любовных посланий Героин...Литературный энциклопедический словарь
  18. овидийНазон Публий г. до н.э. ок. г. н.э. римский поэт эпохи Августа Октавиана которого Данте поставил рядом с Гомером Горацием Луканом по степени влияния оказанного им на ...Мировая художественная культура. Словарь
  19. овидийНачальная форма Овидий единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. овидийОвидий Овидий я...Орфографический словарь
  21. овидийОрфографическая запись слова овидий Ударение в слове Овидий Деление слова на слоги перенос слова овидий Фонетическая транскрипция слова овидий [авид] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  22. овидийOvidius Publius Ov. Naso. По собственным его словам Ov. trist.u . он родился марта на второй день праздника Quinquatrus посвященного Минерве в Sulmo н. Сольмона в г. ...Реальный словарь классических древностей
  23. овидийОвидий я...Русский орфографический словарь
  24. овидийОвидий Ovidius Овидий Публий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н.э. ок. н.э.strong Римский поэт. Был видной фигурой в римском обществе до года когда Император Авгу...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. овидийНазон Публий до н.э. ок.Is н.э. крупнейший рим. поэт. Уже первой его произведение Любовные элегии Amores сделало его знаменитым. В Науке любви Ars amatoria или Ars aman...Сексологическая энциклопедия
  26. овидийНазон Публий лат.em Ovidius Naso P. род. . . до н. э. в Сульмоне Ср. Италия ум. ок. н. э. в ссылке в г. Томы ныне Констанца на Черном м. рим. поэт. Происходил из сослов...Словарь античности
  27. овидийРимский поэт...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  28. овидийОвидий Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  29. овидийОвидий спаситель Словарь русских синонимов. ....Словарь синонимов II
  30. овидийОвидий спаситель...Словарь синонимов
  31. овидийНазон Публий О. до н. э. н. э. рим. поэт в знач. . Привратник царственно ленив Встал и звериная зевота Напомнила твой образ скиф! Когда с дряхлеющей любовью Мешая в п...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  32. овидийОВИДИЙ Назон Публий О. до н. э. н. э. рим. поэт тж в знач. нариц. Привратник царственно ленив Встал и звериная зевота Напомнила твой образ скиф! Когда с дряхлеющей лю...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  33. овидийПублий Овидий Назон Publius Ovidius Naso .III. до н. э. н. э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до ...Советская историческая энциклопедия
  34. овидийОВИДИЙ Ovidius Naso Публий Овидий Назон до н . э. ок. н. э. римский поэт. Любовные элегии послания проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы Наука любви Средств...Современный энциклопедический словарь
  35. овидийУдарение в слове ОвидийУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Овидий...Ударение и правописание
  36. овидийПублий Овидий НазонPublius Ovidius Naso до н. э. н. э.римский поэт. Шекспир был прекрасно знаком с его творчеством и при создании своих произведений использовал его Ме...Шекспировская энциклопедия
  37. овидийИов Идо Диво Див Вой Вод Вид Овидий Йод...Электронный словарь анаграмм русского языка
  38. овидийОвидий Публий Овидий Назон один из самых даровитых римских поэтов род. в г. до Р. Х. по основании Рима в городе Сульмоне в стране пелигнов небольшого народа сабелльско...Энциклопедический словарь
  39. овидийполн. имя Публий Овидий Назон до н. э. н. э. рим. поэт. Писал любовные элегии послания дидактич. поэмы Наука любви Средства от любви проникнутые юмором и иронией. Авт...Энциклопедический словарь псевдонимов
  40. овидийПублий Овидий Назон один из самых даровитых римских поэтов род. в г. до Р. Х. по основании Рима в городе Сульмоне в стране пелигнов небольшого народа сабелльского плем...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  41. овидийОвидий Назон Публий Ovidius Naso Publius г. до н. э. или г. н. э. римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В...Энциклопедия античных писателей
  42. овидийОвидийНазонstrongOvidius Naso. Знаменитый римский поэт род. в г. до Р. X. в городе Сульмоне. Он посвятил себя поэзии и сначала пользовался расположением имп. Августа кот...Энциклопедия мифологии