Энциклопедия античных писателей

ОВИДИЙ

Овидий Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. — Первые произведения сразу принесли О. громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. О. был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, О. неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Тому (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам О. говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. О. умер в Томе после 10 лет изгнания. Все произведения О., кроме Метаморфоз и не сохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества О. посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. О. издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна — вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта.Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, О. представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи О. исполнены очарования и юмора, а порой — цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) — 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр) самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней О. рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., О. изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. О. дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э.. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество О. представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах О. ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских — Катулла, Цинну, Мацера. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая прежде всего те, что рассказывали о каких-либо превращениях. О. замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Книги I-V включают самые древние мифы о потопе, о четырех веках человечества, о мировом пожаре — до эпохи Фив; кн. VI-X содержат предания, касающиеся Геркулеса, с кн. XI начинаются легенды троянские, италийские и римские. В пределах всей эпопеи О. рассказывает или упоминает 250 мифов о превращениях. Стремясь придать повествованию связность, он использует принцип хронологической и генеалогической последовательности, группирует локальные мифы, предания, связанные единой темой или контрастирующие между собой, включает множество эпизодов. Разнообразие содержания порождает разнообразие стиля и настроения: начало и конец Метаморфоз написаны в философском тоне, а, например, ухаживания Циклопа напоминают идиллию. Целое, однако, выдержано в эпическом стиле, что подчеркивают многочисленные гомеровские сравнения, описания природы и произведений искусства, большие эпические сцены, каталоги, а прежде всего размер — гекзаметр. В то же время, что Метаморфозы, О. создает Фасты (dies fasti — это дни, в которые были дозволены публичные выступления и деятельность, в отличие от запретных дней — dies nefasti) При создании этого поэтического календаря, рассказывающего об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов, О. вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, а по некоторым сведениям, также сочинениями Варрона, Катона, Веррия, Флакка. Изгнание помешало О. закончить произведение. Ему удалось написать только 6 книг, каждая из которых посвящена одному месяцу, от января до июня. Изгнание надломило О. Произведения, созданные в этот период, характеризует монотонность содержания и интонации. Тристии (Скорбные элегии) в 5 книгах включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о заступничестве и помиловании. Они дышат тоской по Риму, полны воспоминаний, рисуют грустную картину жизни изгнанника. Вторую книгу составляет только одна элегия, адресованная Августу, в которой поэт объясняется по поводу обвинений в адрес Науки любви. Элегия 10 в книге IV представляет собой автобиографию поэта. Письма с Понта (Epistulae ex Ponto) в 4 книгах были изданы позднее, кн. IV, по-видимому, уже после смерти поэта. Их содержание напоминает Тристии, но каждое послание адресовано конкретному человеку. В изгнании О., вероятно, выучил язык гетов и на нем написал хвалебную песнь в честь Августа. К этому же периоду принадлежат: ориентированный на произведение Каллимаха Ибис, полный проклятий врагам О., поэма о рыбах Halieutica (фр.) и элегия Орех (Nux), в которой звучат жалобы дерева. В отличие от Вергилия и Горация, О. не принял провозглашенной Августом программы оздоровления римского общества. О любви и о богах он всегда говорил свободно. Однако он восхвалял свое время, воспевал Рим и его красоту. Римская действительность просвечивает даже сквозь миф: Зевс в поэмах О. напоминает Августа, Олимп — Палатин, нимфы и богини — римских красавиц. О. — блестящий знаток человеческой психологии, в особенности женской. Его советы влюбленным удивляют своей меткостью, письма героинь дышат подлинным чувством. О. является также мастером повествования. Он захватывает живостью и красочностью описаний, фантазией, разнообразием настроений, чувством юмора. Влияние риторики проявляется в многочисленных сентенциях, шутливых оборотах, игре слов. Язык и стих О. совершенны, полны очарования и изысканной простоты. О. пользовался популярностью уже у своих современников. В средневековье читали прежде всего его любовные стихотворения, трактуя их аллегорически. Метаморфозы называли«Библией язычников»и«Библией поэтов». О. оказал огромное влияние не только на литературу: он предоставил материал для создания драм и опер, а также произведений живописи.

М.В. Белкин, О. Плахотская.Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,1998

  1. овидийдо н. э. н. э. Овидий творил в эпоху правления Августа. Это был золотой век римской литературы. Римская империя расширила свои границы до Кавказа на севере и до Марокко...100 великих писателей
  2. овидийНазон Публий до н.э. ок. н. э.Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до года когда император Август сослал его в Томы совр. Констанца приг...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. овидийПублий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римск. поэт автор лирич. элегий поэм а также эпич. произведений Метаморфозы и Фасты. Произведения О. являются одним из источников...Атеистический словарь
  4. овидийПублий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римск. поэт автор лирич. элегий поэм а также эпич. произведений Метаморфозы и Фасты. Произведения О. являются одним из источни...Атеистический словарь II
  5. овидийОВИДИЙ Публий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н. э. ок. н. э. римский поэт. Культивируя индивидуалистическую гл. обр. эротич. поэзию О. в ранних поэмахНаука любви ...Большая советская энциклопедия
  6. овидийПублий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н. э. около н. э. римский поэт. Культивируя индивидуалистическую главным образом эротическую поэзию О. в ранних поэмах Наука...Большая Советская энциклопедия II
  7. овидийимя собств. сущ. муж. рода с.х....Большой русско-украинский словарь
  8. овидийOvidius Naso Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт. Любовные элегии послания проникнутые юмором и ирониейдидактические поэмы Наука любви Средства от любв...Большой энциклопедический словарь II
  9. овидийПублий Овидий Назон до н. э. н. э. римский поэт....Даты рождения и смерти известных людей
  10. овидийПублий Овидий Назон . до н.э. н.э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до нач. н.э. сб. Любовные элег...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. овидийПублий Овидий Назон . до н.э. н.э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до нач. н.э. сб. Любовные элег...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. овидийOvidius Публий Овидий Назон до нашей эры около нашей эры римский поэт. Около лет провл и умер в изгнании. Любовные элегии послания иронически обыгрываемая эротика быт...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. овидийОвидий Публий Овидий Назон г. до н.э.Ч около г. н.э. римский поэт который культивировал главным образом эротическую поэзию. В поэмах Наука любви и Лекарство от любви О...Исторический словарь
  14. овидийovidius полное имя Публий Овидий Назон до н. э. Сульмон н. э. Томы современная Констанца Румыния римский поэт. Принадлежал к старинному всадническому роду. Обучался ри...Литература и язык. Современная энциклопедия
  15. овидийОВИДИЙ полное имя Публий Овидий Назон до нашей эры нашей эры римский поэт. Согласно данным автобиографии Тристии IV стихотв. О. родился в семье издавна принадлежавше...Литературная энциклопедия
  16. овидий[полное имя Публий Овидий Назон до нашей эры нашей эры] римский поэт. Согласно данным автобиографии Тристии IV стихотв. О. родился в семье издавна принадлежавшей к бо...Литературная энциклопедия II
  17. овидийОВИДИЙ полное имя Публий Овидий Назон до нашей эры нашей эры римский поэт. Согласно данным автобиографии Тристии IV стихотв. О. родился в семье издавна принадлежавше...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  18. овидийОВИДИЙ Ovidius Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт. Ок. лет провел и умер в изгнании в г. Томы Констанца. Любовные элегии сб. любовных посланий Героин...Литературный энциклопедический словарь
  19. овидийНазон Публий г. до н.э. ок. г. н.э. римский поэт эпохи Августа Октавиана которого Данте поставил рядом с Гомером Горацием Луканом по степени влияния оказанного им на ...Мировая художественная культура. Словарь
  20. овидийНачальная форма Овидий единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  21. овидийОвидий Овидий я...Орфографический словарь
  22. овидийОрфографическая запись слова овидий Ударение в слове Овидий Деление слова на слоги перенос слова овидий Фонетическая транскрипция слова овидий [авид] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  23. овидийOvidius Publius Ov. Naso. По собственным его словам Ov. trist.u . он родился марта на второй день праздника Quinquatrus посвященного Минерве в Sulmo н. Сольмона в г. ...Реальный словарь классических древностей
  24. овидийОвидий я...Русский орфографический словарь
  25. овидийОвидий Ovidius Овидий Публий Овидий Назон Publius Ovidius Naso до н.э. ок. н.э.strong Римский поэт. Был видной фигурой в римском обществе до года когда Император Авгу...Сводная энциклопедия афоризмов
  26. овидийНазон Публий до н.э. ок.Is н.э. крупнейший рим. поэт. Уже первой его произведение Любовные элегии Amores сделало его знаменитым. В Науке любви Ars amatoria или Ars aman...Сексологическая энциклопедия
  27. овидийНазон Публий лат.em Ovidius Naso P. род. . . до н. э. в Сульмоне Ср. Италия ум. ок. н. э. в ссылке в г. Томы ныне Констанца на Черном м. рим. поэт. Происходил из сослов...Словарь античности
  28. овидийРимский поэт...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  29. овидийОвидий Публий Овидий Назон до н. э. ок. н. э. римский поэт...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  30. овидийОвидий спаситель Словарь русских синонимов. ....Словарь синонимов II
  31. овидийОвидий спаситель...Словарь синонимов
  32. овидийНазон Публий О. до н. э. н. э. рим. поэт в знач. . Привратник царственно ленив Встал и звериная зевота Напомнила твой образ скиф! Когда с дряхлеющей любовью Мешая в п...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  33. овидийОВИДИЙ Назон Публий О. до н. э. н. э. рим. поэт тж в знач. нариц. Привратник царственно ленив Встал и звериная зевота Напомнила твой образ скиф! Когда с дряхлеющей лю...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  34. овидийПублий Овидий Назон Publius Ovidius Naso .III. до н. э. н. э. рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа любовная поэзия примерно до ...Советская историческая энциклопедия
  35. овидийОВИДИЙ Ovidius Naso Публий Овидий Назон до н . э. ок. н. э. римский поэт. Любовные элегии послания проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы Наука любви Средств...Современный энциклопедический словарь
  36. овидийУдарение в слове ОвидийУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Овидий...Ударение и правописание
  37. овидийПублий Овидий НазонPublius Ovidius Naso до н. э. н. э.римский поэт. Шекспир был прекрасно знаком с его творчеством и при создании своих произведений использовал его Ме...Шекспировская энциклопедия
  38. овидийИов Идо Диво Див Вой Вод Вид Овидий Йод...Электронный словарь анаграмм русского языка
  39. овидийОвидий Публий Овидий Назон один из самых даровитых римских поэтов род. в г. до Р. Х. по основании Рима в городе Сульмоне в стране пелигнов небольшого народа сабелльско...Энциклопедический словарь
  40. овидийполн. имя Публий Овидий Назон до н. э. н. э. рим. поэт. Писал любовные элегии послания дидактич. поэмы Наука любви Средства от любви проникнутые юмором и иронией. Авт...Энциклопедический словарь псевдонимов
  41. овидийПублий Овидий Назон один из самых даровитых римских поэтов род. в г. до Р. Х. по основании Рима в городе Сульмоне в стране пелигнов небольшого народа сабелльского плем...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  42. овидийОвидийНазонstrongOvidius Naso. Знаменитый римский поэт род. в г. до Р. X. в городе Сульмоне. Он посвятил себя поэзии и сначала пользовался расположением имп. Августа кот...Энциклопедия мифологии