Литературная энциклопедия II

ЗАГОВОР

заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, заклинания, присушки, отсухи, шептанья, слова и т. д. У немцев наиболее распространенный термин — Beschworungen, Besprechungen, также Zauberformeln, Heilspruche, Segen, у французов — incantations. З. — одна из наиболее распространенных форм словесного творчества: З. бытует в древних культурах средиземноморского круга и Азии, в античном мире, в еврейском, христианском и мусульманском средневековьи, в новое и новейшее время у народов высокой (европейцев, тюрков, финнов и др.) и первобытной культуры. Точное определение понятия З. представляет большие трудности. Наиболее известные у нас определения Крушевского, рассматривавшего З. как «пожелание, которое должно непременно исполниться», и примыкающее к нему определение Потебни («словесное изображение сравнения данного или нарочно произведенного явления с желанным, имеющее целью произвести это последнее») не могут считаться исчерпывающими, так как не все виды З. укладываются в формы желания или сравнения, а могут заключать в себе формулы врачебного совета, молитвы, магические перечни, абракадабры (набор непонятных слов), приказания, прошения и т. д. Широко распространенное мнение, что заговоры основываются исключительно на вере в магическую силу слова, не оправдывается анализом генезиса З. Многие заговорные формулы могут быть рассмотрены только в связи с сопутствующими или сопутствовавшими им действиями. Некоторые из традиционных заговорных формул являются не чем иным, как описательным пояснением действия: таков например традиционный зачин многих русских З.: «Встану я, раб божий, благословясь, выйду, перекрестясь, из ворот в ворота, из дверей в двери, в чистое поле, во широкое раздолье, — в чистом поле, во широком раздолье лежит бел-горюч камень; стану я, раб божий, на бел-горюч камень» и так далее. Первоначально, надо полагать, вся сила заговора заключалась в обрядовом действии симпатического порядка: магизм приписывался предмету или акту, ассоциативно связанному с объектом З. Предполагалось, что свойства предмета, в соприкосновение с которым приводится заговариваемый объект, перейдут тем самым к последнему. Словесное пояснение вызвано было стремлением осмыслить действие, начинавшее терять свою понятность. Словесные формулы проливают полный свет на многие магические обряды. При произнесении З., записанного в 1914 в Пудожском уезде проф. Мансиккой, предписывается, «чтобы корова стояла спокойно, построгать с хлевного столба стружки и положить их в ведро и напоить», а сам З. поясняет: «Как этот столп стоит, не шатнетсы, не ворохнетсы, с места не подаетсы, так бы моя милая скотина стояла, не шатнуласи и не ворохнуласи. Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныни до веку. Аминь». Точно так же у узбеков при произношении З. на отпадение пуповины новорожденного повитуха мажет ребенку сажей середину живота, приговаривая: «Во имя аллаха милостивого и милосердного! Пятно, пятно, пятно! Мазать-то буду я, затвердеть должно ты». В одном из древнелатинских З. на тяжбу читается: «...Как этот щенок никому не вредит, так и они не могли бы победить в тяжбе; как мать этого щенка не может защитить его, так и поверенные их не могли бы защитить этих врагов; как этого щенка поворачиваю, и он не может подняться, так и они...» С течением времени, с широким распространением заговорных словесных формул они начинают в сознании лиц, пользующихся З., приобретать все более самостоятельное значение и в отношении к обрядовому действию, постепенно оттесняя последнее на задний план и становясь вместо него в качестве автономного магического приема. Так вырабатывается вера в магическую силу слова в З. Однако даже и с утратой обрядового действия словесный заговор, в большинстве случаев, в сознании пользующихся им имеет силу только в том случае, если при его произнесении выполняются некоторые условия: или заговор произносится обязательно на утренней или вечерней заре, или на перекрестке дорог, или непременно шопотом, и т. п. Таким образом полного отрыва от синкретических элементов обычно не происходит. Сила З. мыслится обычно такою, что ее разрушить или ослабить сможет лишь какой-нибудь другой З., заклятие или чара. Так, уже древнеиндийская Атхарва-веда знает многочисленные З. против З.: «Возьми З. за руку и отведи его к заговорившему, поставь его с ним лицом к лицу, чтобы он убил заговорившего. Да поразит проклятье того, кто проклинает, да вернется З. к заговорившему; как легко катится колесница, так катись З. к заговорившему...» (Атхарва-веда, V — 14). Научную мысль интересовал вопрос о роли ритма в З. Некоторые исследователи склонны были возводить заговорные формулы к ритмическим и песенным видам. Но сравнительный анализ русских и западно-европейских З. заставляет притти к выводам, что стихотворные (ритмические и зачастую даже рифмованные) З., напр. немецкие, французские, а также иногда русские, являются уже показателями более поздней стадии их лит-ого развития. В европейском фольклоре есть однако остатки песенного магического синкретизма, столь характерного для всех первобытных и малокультурных народов (ср. у них охотничьи и военные пляски и песни): но это уже не заговоры в собственном смысле слова, а разновидности обрядовых песен (см. «Обрядовая поэзия»). Ткань с заклинанием на древнееврейском языке Единой композиционной схемой З. не обладают, но отдельные элементы ее разрозненно или в типических сочетаниях мы встречаем в разных видах З. Наибольшей устойчивостью в композиционном отношении отличаются так наз. эпические З. с развитыми формулами сравнения. Многие заговоры начинаются с церковного молитвенного введения: «Во имя отца, и сына, и святого духа», у немцев: «Im Namen des Vaters, des Sohnes und des heiligen Geistes. Amen». Совершенно так же у мусульман З. начинаются словами Корана: «Во имя аллаха милостивого и милосердного». Сингальские заклинания против злых духов (яку) начинаются словами: «Великому Будде и его учению и его монахам поклонение». Далее идет зачин, один из образцов к-рого приведен выше. В северных русских заговорах этот зачин осложняется или заменяется другой, более поэтически развитой, но менее обрядово-реалистической формулой: «Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, пойду по матери по сырой земле, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отычусь». В западно-европейских З. для подобной формулы имеются лишь отдаленные параллели: «Der Himmel ist mein Hut, die Erden sind meine Schuh». Затем, как мы знаем по первой формуле зачина, идет упоминание о каком-то камне. Многие исследователи мифологической школы готовы были видеть здесь отражение каких-то древнейших мифов, последующие ученые, работавшие главным образом по сравнительному историко-литературному методу, возводили этот мотив камня (часто называется Латырь-камень) к библейским сказаниям о сионском камне (Ягич, Веселовский, Мансикка), но в настоящее время правильнее всего объяснять упоминание в З. о камне, на к-рый обычно или кто-то становится или садится, как описание симпатического обрядового действия. Прикосновение к камню передает свойства камня болящему или слабому: его нечувствительность, крепость, силу. Действительно, этот образ встречается и в З. нехристианских народов: так у узбеков, при закапывании последа от новорожденного, повитуха утаптывает землю, приговаривая: «Пусть будет, как камень, пусть будет, как железо». На этот образ вполне реального камня у европейских народов постепенно, по мере литературного развития З., наслаивались черты христианских легенд об алтарном сионском камне. Упоминание о камне имеется и в зап.-европейских З.: «Es sitzen drei Jungfrauen auf einem Marmorstein», «Sainte Apolline etant assise sur la pierre de marbre». После «Кабала» у пермяков (писанный заговор на пропажу лошади — прошение к лесному царю о возврате ее), XIX в. зачина следует во многих развитых заговорных формулах так наз. эпическая часть, рассказывающая обычно о чудесах, совершающихся вокруг упоминаемого в З. предмета (в европейских З. часто камня) для достижения цели З. В некоторых З. (как напр. весьма художественных сванских З. против сглаза, судьбы и лешего) изложение драматизируется в форме диалога. Действующими лицами являются какие-нибудь сверхъестественные существа: образы берутся или из примитивной мифологии (очень интересны развитые космогонические мифы в финских З. — «рунах»), или из развитой религиозной (например христианской), или же образы подсказаны магическим назначением З. — в З. от вражеского оружия действующим лицом является какой-то «железный муж», в заговорах на рану или на кровь — «красная девица»; этот образ знают уже древнеиндийские З. «на кровь»: «Девушки проходящие, жилы красноодеянные, остановитесь бессильно, как сестры, лишенные брата» (Атхарва-веда, I — 17) и т. д. Таким образом эпитет сам является как бы симпатическим средством и влечет за собою создание новых, характерных только для данного фольклорного жанра, поэтических образов. Некоторые из таких эпитетов являются «сквозными», т. е. приставляются ко всем предметам, поминаемым в данном З. Так напр. в грузинском З. против дурного глаза «сквозным» является эпитет «черного цвета»: «Обрушилась черная скала, вышел черный человек, выбежал черный конь в черной сбруе. Человек сел на черного коня, поехал по черной дороге, приехал к черной реке, опустил черную руку, вынул черную змею, выпотрошил ножом с черной ручкой, достал черный жир, ударил им по черному булыжнику и расколол его». В немецком З. против рожи (по-немецки «Rose») «сквозным» является эпитет «красного цвета»: «Шел я сквозь красный лес, и в том красном лесу была красная церковь, и в той красной церкви там был красный алтарь, и на том красном алтаре там лежал красный нож; возьми красный нож и разрежь красный хлеб». Как же объяснить генезис эпических образов, независимо от их бытовых или лит-ых источников Повидимому, потребность в них явилась тогда, когда еще больше стала ослабевать вера в магическую силу заговорной формулы. Для уверения в пользе З. и сопряженного с ним действия приходилось делать ссылку, что соответствующий результат достигался авторитетными существами: напр. кровь должна остановиться, т. к. сидевшая на камне богородица зашила рану или остановила ее другим способом. В древнегерманском З. на вывих, вывихнутую ногу бальдурова жеребенка заговаривают Фрейя, Вотан и другие боги. В узбекском З. новорожденного приговаривается: «Не моя рука, рука биби Фатымы, биби Зукры, рука матери Умай, матери Камбар...» Так. обр. утверждался авторитет З. Ясно, что развитая эпическая часть в заговорных формулах генетически — явление сравнительно позднего происхождения. В З. встречаются эпические вставки и другого характера, объясняющие происхождение того или иного предмета или явления; такие вставки, особенно обильные в финских заговорах, Карле Крон связывает с явлением шаманства, так как «задачей финского шамана было — установить причину болезни или другого зла и средство от них избавиться». Вслед за эпической частью нередко идет подробный перечень видов данной болезни или частей тела, с которых болезнь сгоняется. Такой перечень вызывается особенностями чрезвычайно конкретного мышления малокультурного человека, полагающего, что неотмеченный специально факт ускользнет от магического воздействия. Так, в древних латинских З. мы читаем: «Боги подземные, вам вверяю, если обладаете силой, вам предаю Тихену Карисию... Вам предаю ее цвет, члены, образ, голову, волосы, тень, мозг, лоб, брови, лицо, нос, подбородок, щеки, губы, слова, дыхание, шею, печень, плечи, сердце, легкие, внутренности, живот, руки, пальцы, кисти, пуп, пузырь, бедра, ноги, пятки, ступни, пальцы». Дальше следует форма ссылания болезни или зла в какое-нибудь пустынное или отдаленное место. В Атхарва-веде, напр., лихорадке (Такману) советуют: «Ступай к Муджавантам, к Баликам, ступай, Такман, прочь, в дальние страны» (V ч.). Встречаются и соединенные формулы перечня и ссылания: «Выходзиця, уроци, з раба божаго, зь яго с щираго сэрца, з рацивого живота, с черныя печани, из белого лехкаго, ис потроха, ис голосной гортани, з ясных вочей, ис слуховых вушей, из боявых ноздрей, из буйныя головы, из белых рук на мхи, на болоты, на ницыя лозы, на сухие лясы, дзе ветры не веюць, дзе и сонца ня грея, дзе и птицы не летаюць и звярье ня бегая». С этим белорусским З. можно сопоставить напр. грузинский З. от испуга: «Мужчина ли испугал, женщина испугала; большой испугал, маленький испугал; днем ли испугался, ночью ли испугался; во сне ли испугался, на яву ли испугался; животное ли испугало, собака испугала — выходи (боязнь), оставь его, чужих женщину и мужчину посети...» В конце очень многих русских З. помещается так наз. закрепка. Самый распространенный вид ее: «Буди слово мое крепко и лепко. Ключ и замок словам моим». Мифологи и здесь пытались видеть отголоски древнейших мифов. Мансикка, согласно со своей общей теорией З., усматривает здесь христианскую символику; Познанский правильно сводит генезис этой формулы к магическому обряду, и до сих пор практикуемому, напр., пастухами при оберегах скотины: между реальными ключом и замком прогоняется скотина, а затем замок запирается ключом, и ключ с замком закидываются в разные стороны. Этим обрядом и фиксацией его в слове как бы подтверждается крепость и нерасторжимость заговора. В самом конце как русских, так и западноевропейских заговоров происходит закрепление их словом «Аминь», «Amen». Выше уже шла речь о так наз. сквозных эпитетах, имеющих в З. значение одного из симпатических средств, указывалось также настойчивое стремление к точной конкретизации явлений, фиксации оттенков и видов одного и того же предмета или факта. Отсюда — исключительное богатство З. эпитетами. Что касается вообще языка З., то он и у русских и у западно-европейских народов состоит из двух причудливо сплетшихся элементов: яркой, живой, меткой народной речи и церковно-книжной стихии. Двенадцать трясовиц (из старопечатной молитвы) В языке З. — непосредственное свидетельство о той социальной среде, в к-рой они должны были создаваться. Огромную роль в словесном оформлении многих З. сыграла церковь и церковная лит-ра. Надо полагать, что духовенство, практиковавшее в своей деятельности врачевательные или заклинательные молитвы и обряды, вроде употреблявшихся при крещении, составляло или по крайней мере известным образом стилизовало и З., тем более, что резкую грань между собственно молитвами и молитвообразными З. провести затруднительно. Особо большое влияние на сложение З. оказала легендарно-апокрифическая лит-ра. В летописях, в юридических архивных материалах находится достаточно большое количество сведений о бытовании З. в старое время, причем наряду с другими общественными слоями, пользовавшимися заговорной литературой, очень часто упоминаются попы, дьячки и другое духовенство. Надо принять во внимание и природу средневекового дуализма церкви, боровшейся самыми жестокими мерами против «чернокнижия», «воровских писем», «еретичества», но этими мерами только углублявшей в народной толще веру в реальную действенность чар, заклятий и З. В судебных актах от XVII и XVIII вв. приводится большое количество фактов о пользовании З. как устными, так и списанными на листы, в тетради и даже книги, в самых разнообразных слоях населения, начиная с царского двора. В одном деле Преображенского приказа рассказывается, как «Петрова жена Волынского, Авдотья-еретица, как была вдовою, ходила в Преображенское... и вынимала след землю... до первого до Азовского похода по присылкам из Девичья монастыря от царевны Софии Алексеевны». Есть упоминания о пользовании заговором детей боярских, боярынь, попов, стрельцов, крестьян, посадских людей, работников, скотников и т. д. К бабе Дарьице села Володятина Дмитровского уезда «царь Борис Федорович, как был в правителех и от него-де прислан был дворянин, Микифором звали, а чей сын и прозвище того не упомнит, тот-де дворянин загадывал, быть ли Борису Федоровичу на царстве». Распространение З. гл. обр. сосредоточивалось в руках специалистов-профессионалов: знахарей, знахарок, ворожей, колдунов, колдуний, «знающих» людей. Можно сказать, что заговорный жанр имел спрос во всех слоях населения. Но конечно отдельные тексты З. могут быть подвергнуты более точному социологическому прикреплению. Простейшие из них по смыслу и языку, — как напр. вышеприведенный З., «чтобы скотина стояла», — целиком могут быть отнесены к чисто крестьянскому творчеству. З. своим содержанием (предназначением), гл. обр. хозяйственно-экономического порядка, выдают если не своих создателей, то потребителей: хлебопашцев, охотников, ратных людей, ремесленников, пастухов, слуг, батраков и т. д. Во многих З. очень ярко вскрываются социальные антагонизмы прежних времен. В XVII в. один помещик бил челом царю Алексею Михайловичу на то, что «похвалялся человек мой Ивашка Рыжий... хотя-де боярин мой каков-нибудь на меня сердит будет, а я-де поговорю (т. е. произнесу З.) идучи на сени.., и он-де мне ничего не учинит». Огромный общественно-исторический интерес представляет напр. З. «на подход ко властям или на умилостивление судей». Текст прекрасно вводит в понимание общественных отношений старого времени эпохи московской царской Руси. Один перечень властей, неправого суда к-рых надлежало опасаться, достаточно обрисовывает настроение того, кому предстояло итти в суд: «Как возрадуется темная ночь младому светлому месяцу, и как возрадуется утренняя заря белому свету, и как возрадуется свет красному солнцу, — так бы возрадовались мне, рабу божию (имя рек), моему приходу цари и царицы, князи и княгини, бояре и боярыни, дьяки и поддьяки, и пестрыя власти, вси приказные люди, судьи, и всех чинов люди, мои супостаты; от меня, раба божия, в лице или в тыло и со стороны и смотрели бы на меня, раба божия, как на красное солнце, и не могли бы насмотреться, душею и телом, и ретивым сердцем, ясными очами, думой и помыслом. Всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Отображением насильственной христианизации и руссификации восточных финнов может служить например следующий отрывок из З., бытовавшего среди пермяков еще в начале XX в.: «Укрывала (богородица) своими ризами нетленными и пеленами господними от всяких людей страшных и от попутных злых, от попа, от попадьи, от диакона, диаконицы, от дьячка, от дьячицы, от пономаря, от пономарицы...» Подобные упоминания духовенства встречаются, впрочем, и в З. русского населения. К сожалению в социологическом и в историко-бытовом разрезах З. изучены еще очень слабо. Библиография: I. Лучшие сборники русск. З.: Майков Л. Н., Великорусские заклинания, СПБ., 1869 (отд. оттиск из «Записок Имп. русск. геогр. о-ва по отд. этногр.», т. II); Ефименко П. С., Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ., ч. 2, Народная словесность, «Труды Этногр. отд. О-ва люб. естеств., антроп. и этногр.», кн. 5, в. II, М., 1878; Виноградов Н. Н., Заговоры, обереги и спасительные молитвы, «Живая старина», кн. 1, 2, 1907; кн. 1—4, 1908; кн. 2, 1909; Мансикка, Заговоры Шенкурского уезда, «Живая старина», 1911, № 1. II. Самое последнее по времени русское исследование о заговорах, подводящее итоги предыдущим работам и ставящее новые вопросы, принадлежит Познанскому Н. Ф.: Заговоры. Опыт исследования, происхождения и развития заговорных формул, П., 1917. См. также: Крушевский Н., Заговоры как вид русской народной поэзии, Варшава, 1876; Потебня А., Малорусская народная поэзия, Воронеж, 1877, и др. сочин.; Соколов М. И., Апокрифический материал для объяснения амулетов, СПБ., 1889; Миллер В. Ф., Ассирийские заклинания и русские народные заговоры, «Русская мысль», 1896, кн. 7; Зелинский Ф., О заговорах, История развития заговора и главные его формальные черты, Харьков, 1897; Алмазов А., Апокриф. молитвы, заклинания и заговоры, «Летоп. ист.-фил. о-ва при Новоросс. ун-те», IX, Одесса, 1901; Попов Г., Русская народная бытовая медицина, СПБ., 1903; Ветухов А., заговоры, заклинания, обереги и т. д., в. I—II, Варшава, 1907; Новомбергский, Врачебное строение допетровской Руси, 1907; Блок А., Поэзия заговоров и заклинаний, «Ист. русск. литературы», изд. «Мир» т. I., М., 1908; Веселовский Ал-др., Сочинения, т. I; Елеонская Е. Н., К изучению заговора и колдовства в России, в. I, М., 1917; Wuttke A., Der deutsche Volksglaube der Gegenwart, Berlin, 1869; Ebermann O., Blut und Wundsegen in ihrer Entwickelung dargestellt, Berlin, 1903; Palaestra, XXVI; Mansikka, Ueber russische Zauberformeln mit Berucksichtigung der Blut- und Verrenkungssegen, Helsingfors, 1909; Seligmann S., Der bose Blick und Verwandtes Ein Beitrag zur Geschichte des Aberglaubens aller Zeiten und Volker, 2 Bde, Berlin, 1910; Halsig F., Der Zauberspruch bei den Germanen bis um di Mitte des 16 Jahrh., 1910; Platt C., Popular Superstitions, 1925; Bulow W., Die Geheimsprache der deutschen Marchen, 1925. О древнесемитских заговорах: Wohlstein, Damonenbes hworungen auf babylonischen Thongefassen, 1894; Stube, Judisch-babylonische Zaubertexte, 1895; Blau, Das altjudische Zauberwesen, 1898. Об египетских: Budge, Egyptian magic, 1899. Об античных: Weessely, Griechische Zauberpapyrus, Paris u. London, 1888. О ведийских любовных заклинаниях: Weber A., in «Indische Studien», B. V. О финских и скандинавских: Hastesko B. A., Motivverzeichnis westfinnischer Zauberspruche, 1914 (F. F. C., № 19); Christiansen R., Die finnischen uud nordischen Varianten des zweiten Merseburgerspruches, 1915 (F. F. C., № 18); Krohn K., Magische Ursprungsrunen der Finnen, 1924 (F. F. C., № 52); Karjalainen K., Die Religion der Jugra-Volker, 1921 (F. F. C., № 41); Mannienen I., Die damonistischen Krankheiten im finnischen Volksaberglauben, 1922 (F. F. C., № 45); Krohn K., Magische Ursprungsrunen der Finnen, 1924; Rantasalo A., Der Ackerbau, 1924 (F. F. C., № 55); Ohrt T., Herba, gratia plena, 1929 (F. F. C., № 2); Ohrt T., Fluchtafel und Wettersegen, 1929 (F. F. C., № 86); Mansikka V., Litauische Zauberspruche, 1929 (F. F. C., № 7); Handworterbuch des deutschen Aberglaubens, hrsg. v. Hoffmann-Krauer u. H. Bachthold-Staubli, 1928—1929. III. Сумцов H., Заговоры (Библиографич. указатель). Харьков, 1892; Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX стол. включит., ч. 1, СПБ., 1899; Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров А. П., Русская устная словесность, Л., 1924; Хаханов А. С., Очерки по истории грузинской словесности; Die finnischen und nordischen Varianten des zweiten Merseburgerspruches, v. Fr. Christiansen, 1914 (F. F. C., 18). Юрий Соколов и Р. Шор

  1. заговорЗАГОВОР заклинание в устном творчестве разных народов словесная формула по суеверным представлениям якобы имеющая магич. силу. В древности . были связаны с магич. действи...Большая советская энциклопедия
  2. заговорзаклинание в устном творчестве разных народов словесная формула по суеверным представлениям якобы имеющая магическую силу. В древности З. были связаны с магическим действ...Большая Советская энциклопедия II
  3. заговорI м. complotto congiura f cospirazione f заговор молчания книжн. la congiura del silenzio II м. заклинание esorcismo scongiuro заговор от болезни scongiuro contro le m...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. заговорIstrong мVerschwrung f Komplott n м заклинаниеem Zauberspruch m умл.em Beschwrungsformel fСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магич...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. заговорзаговор II м заклинание Zauberspruch m a Beschwrungsformel f cзаговор I м Verschwrung f c Komplott n aСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор к...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. заговорзаговор молчанияСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглаше...Большой русско-английский фразеологический словарь
  7. заговорI complot mem conspiracin fem conjuracin fem confabulacin fть в заuговор urdir tramar una conspiracin un complot conspirar viбыть в заuговоре с кемлибоem estar conjurad...Большой русско-испанский словарь
  8. заговорсущ. муж. родатайное соглашение о совместных действиях против когон.змова мен. жн. роду контрреволюционный заговор контрреволюцйна змова заговор молчания змова мовчанн...Большой русско-украинский словарь
  9. заговорм. complot m conspiration f conjuration f быть в заговоре tre du complot заклинаниеem formule f magique paroles f pl magiques заговор молчания complot илиem conspira...Большой русско-французский словарь
  10. заговорЗаговор молчания.strong Книжн. Неодобр.em Намеренное замалчивание печатью общественностью и т. п. какогол. значительного но неприятного факта заслуги неугодного лица. ФСР...Большой словарь русских поговорок
  11. заговорЕсли во сне вы увидели себя объектом заговора опасайтесь неправильных шагов в управлении делами....Большой универсальный сонник
  12. заговорм. complot m conspiration f conjuration f быть в заговоре tre du complot заклинаниеem formule f magique paroles f pl magiques заговор молчания complot или conspiration ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. заговортайное соглашение о совместных организованных действиях преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя. Во Франции понятие ...Большой юридический словарь
  14. заговорЗАГОВОР тайное соглашение о совместных организованных действиях преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя. Во Франции...Большой юридический словарь II
  15. заговорполит. заговор....Киргизско-русский словарь
  16. заговорзаговор революциялы паныд заговор контрреволюционный заговор...Коми (зырянский)-русский словарь
  17. заговорЗаговор conjuratio conspiratio factio составлять заговор conspirare заговор молчания consensus ac taciturnitas mutui silentii consensus...Латинский словарь
  18. заговорЗАГОВОР заклинательная словесная формула крой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями имеющими видовое значение както наговоры ...Литературная энциклопедия
  19. заговорЗАГОВОР заклинательная словесная формула крой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями имеющими видовое значение както наговоры ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  20. заговорЗАГОВОР заклинание в устном творчестве разных народов словесная формула якобы имеющая магическую силу. В древности были связаны с магическим действием. Известны З. воинск...Литературный энциклопедический словарь
  21. заговора м.em Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого чегол. для достижения какихл. определенных политических целей.[Наполеон] втягивается в заговор ...Малый академический словарь
  22. заговорприставка ЗА корень ГОВОР нулевое окончаниеОснова слова ЗАГОВОРВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный ЗА ГОВОР Слово Заговор содержит сл...Морфемный разбор слова по составу
  23. заговорНачальная форма Заговор винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. заговорзаговор . м. Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против когол. чегол. для достижения какихл. целей. Секретный уговор сговор. . м. Набор слов и выраж...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. заговорзаговор заговор а...Орфографический словарь
  26. заговорu мu мн.u заговоры Р.u заговоров аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор...Орфографический словарь русского языка
  27. заговорконцепция заговора рассмотрение З. в качестве скрытой движущей силы истории попытка найти в З. объяснительный принцип событий в обществе которые обычно оцениваются как н...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  28. заговорст.сл. заговорить текст магического характера используемый как заклинание при лечении при ожидании желаемых действий и успеха. Заговоры на Руси возникли в XI веке. Суще...Основы духовной культуры
  29. заговортайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против коголибо чаще всего для достижения определенных политических целей....Политико-терминологический словарь
  30. заговортайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против коголибо чаще всего для достижения определенных политических целей....Политическая наука - Словарь-справочник
  31. заговорЗаговор тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против коголибо чаще всего для достижения определенных политических целей. Политическая наука Словарьсправ...Политология. Словарь.
  32. заговорзаговор заговоры заговора заговоров заговору заговорам заговор заговоры заговором заговорами заговоре заговорах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. заговорзаговор заговоры заговора заговоров заговору заговорам заговор заговоры заговором заговорами заговоре заговорах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. заговорОрфографическая запись слова заговор Ударение в слове заговор Деление слова на слоги перенос слова заговор Фонетическая транскрипция слова заговор [загавар] Характеристи...Полный фонетический разбор слов
  35. заговорЗАГОВОРstrong старинная форма народной так называемой магической поэзии основанной на суеверии. Это заклинания произносимые с целью повлиять на божество на нечистую силу...Поэтический словарь
  36. заговорсм.u Гетерии.Синонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашени...Реальный словарь классических древностей
  37. заговорзмова змовини вин. Составлять составить вор учиняти учинити змову змовини змовлятися змовитися на кого и проти кого заклинание замова замовини нашепт ту действие замовл...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. заговорЗаговор молчания.hЗмова мовчання....Російсько-український словник сталих виразів
  39. заговормагический обряд имеющий целью связь с потусторонними силами нечистой силой для получения помощи и поддержки. При этом произносили определенные слова и совершали ритуальн...Русская энциклопедия
  40. заговорзаговор аСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашение фак...Русский орфографический словарь
  41. заговорМ . qsd suiqsd . dilbirlik lbirlik cinayt iind . khn. ovsun tilsim cadu заговор молчания hamlqla susma skut etm dinmm qsdn danmama....Русско-азербайджанский словарь
  42. заговорзаговор . м. тайное соглашениеiplot conspiracy вступить в заговор join in a conspiracy устраивать заговор быть в заговоре conspire plot hatch ai plot идиом. iраскрывать...Русско-английский словарь
  43. заговорзаговор II м. заклинание charm....Русско-английский словарь II
  44. заговорзаговор I м. тайный сговор plot conspiracy быть в заговор Iе be in a conspiracyplot составить заговор I make a plot plot conspire заговор I молчания conspiracy of silenc...Русско-английский словарь II
  45. заговорm.conspiracy plotСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглаш...Русско-английский словарь математических терминов
  46. заговорconspiracy...Русско-английский словарь по электронике
  47. заговорcabal...Русско-английский словарь политической терминологии
  48. заговорconfederacy junto plot...Русско-английский экономический словарь
  49. заговорсущ.conspiracy plotбыть обвиннным в соучастии в заговоре to be indicted as a coconspiratorвступать в заговор to conspire plotраскрывать заговор to discover expose a co...Русско-английский юридический словарь
  50. заговорN...Русско-армянский словарь
  51. заговорЗагавор муж. замова...Русско-белорусский словарь
  52. заговорI i загавор муж.i змова жен.iмуж.iII этногр.i замова жен.i...Русско-белорусский словарь II
  53. заговорsszeeskvs аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашение факция...Русско-венгерский словарь
  54. заговорзаговор м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  55. заговорСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашение факция...Русско-ивритский словарь
  56. заговорполитический cbala complot confabulacin conspiracin...Русско-испанский юридический словарь
  57. заговорcospirazione complotto congiura...Русско-итальянский юридический словарь
  58. заговор. аскнемдк астанды астыртын сз байласу астыртын рекет раскрыть заговор астандыты ашу. уст. заклинание шкру дуалау заговор от болезни ауруды шкрту...Русско-казахский словарь
  59. заговораскнемдк рекет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  60. заговорастанды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. заговорм. . полит. заговор болуп турган бийликке каршы бир нече адамдын з ара жашырын сз бекитип аракеттениши быть в заговоре заговорго катышуу раскрыть заговор заговорду ачуу ....Русско-киргизский словарь
  62. заговор1yngzhuy zhuwn fzhu. от болезни zh bngdezhuy....Русско-китайский словарь
  63. заговорIstrong м тайный сговорem ynmu mmu chuntngплести заговор против коголибо .быть в заговоре заговор молчания м заклинаниеem zhuy zhuwn fzhuСинонимы аводь заклинани...Русско-китайский словарь
  64. заговорFitne...Русско-крымскотатарский словарь
  65. заговорфитне...Русско-крымскотатарский словарь II
  66. заговорburamie vrdi pojamie vrdi riebjamie vrdi vrdi sazvrestba...Русско-латышский словарь
  67. заговорsambaudis smokslas suokalbis...Русско-литовский словарь
  68. заговор1воражендама уфама тиема...Русско-мокшанский словарь
  69. заговорХуйвалдаан нууц явуулга...Русско-монгольский словарь
  70. заговорм. Verschwrung f Komplott n....Русско-немецкий словарь
  71. заговорKomplott Konspiration...Русско-немецкий юридический словарь
  72. заговорComplot...Русско-нидерландский словарь
  73. заговорзаговорм . составлять раскрывать . заклинание фольк. ....Русско-новогреческий словарь
  74. заговорkonspirasjon аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашение факция...Русско-норвежский словарь
  75. заговор...Русско-персидский словарь
  76. заговорspisek zmowa...Русско-польский словарь
  77. заговормconspirao fu conluio mu conjurao f составить заговор заговор молчания аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептан...Русско-португальский словарь
  78. заговорЗаговор подготовка переворотаem fitina njama ujanja ед.em hila колдовское средствоem mbundugo...Русско-суахили словарь
  79. заговорзаговор суиасдзабон яккардани заговор суиасдзабон яккардани...Русско-таджикский словарь
  80. заговорм I.заговор мкер кору хыянт .сз куеш беркет з. молчания эндшмск сз куешу II.м шкер фсен ырым з. от болезни чирдн шкер...Русско-татарский словарь
  81. заговорkomplo by Istrong мсоставить заговор komplo kurmak мuзаклинаниеem by аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептан...Русско-турецкий словарь
  82. заговорfitna fitnachilik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  83. заговорm...Русско-финский словарь
  84. заговорkomplot konspirace spiknut zaklnn zakvadlo zakvn...Русско-чешский словарь
  85. заговорсущ.муж.кавар ва рттн килш составить заговор кавар ту антиправительственный заговор правительствна хйр кавар...Русско-чувашский словарь
  86. заговорkmplt.strong komplottsamansvrjning.strong sammansvrjning...Русско-шведский словарь
  87. заговорKomplott sammansvrjning...Русско-шведский словарь II
  88. заговор.strong lausumine.strong posimine salanu...Русско-эстонский словарь
  89. заговорзаговорСинонимы аводь заклинание заклятие калхан ков комплот контрзаговор крамола магические слова наговор нашептание нашептывание петушиное слово сговор соглашение факци...Русское словесное ударение
  90. заговорзаклинание словесная формула имеющий магическую силу и служащий для достижения к.л. цели напр любовный . т.е. вызывающий любовь. ср.em ворожба.Источник Словарь сексуальны...Сексологическая энциклопедия
  91. заговорЗАГОВОР заклинательная словесная формула произносимая с целью вызывания или предотвращения какогол. события. Особ. распространены в славянских странах. Русские з. часто о...Словарь астрологических терминов
  92. заговорМагические слова...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  93. заговорсговор двух и более лиц обычно с цепью свержения существующей власти монарха президента премьерминистра или отстранения от должности. Второе значение заклинание словесна...Словарь исторических терминов
  94. заговорзаговор см. бунт козни мятеж...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  95. заговора м.i.Тайное соглашение ряда лиц о совместных действиях для достижения определенных целей преимущ. политических.А с Москвы и к Москвfont стрfontльцы никого не пропускали ...Словарь русского языка XVIII в
  96. заговорзаговорСм. бунт козни мятеж....Словарь синонимов II
  97. заговорзаговор См. бунт козни мятеж. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. заговор бунт козни мятеж комплот заклятие...Словарь синонимов II
  98. заговорзаговор бунт козни мятеж комплот заклятие контрзаговор заклинание наговор ков соглашение сговор магические слова петушиное слово крамола...Словарь синонимов
  99. заговорA сущu см. _Приложение IIтайное соглашение заклинаниеЕсли это солнцеВ зstrongаstrongговореstrong с ними Мы его всей ратьюНа штыках подымем.С. А. Есенин Небесный барабанщи...Словарь ударений русского языка
  100. заговорЗАГОВОР тайное соглашение о совместных организованных действиях преследующих цель захватить власть или совершить иное преступление против существующего строя. Во Франции...Словарь юридических терминов
  101. заговорh заговорbig сущ.муж.неод.i ед.им. Вс это заговор и в заговоре был Он сам и гости все.ГоУ . ед.пр. Вс это заговор и в заговоре был Он сам и гости все.ГоУ . Верьте мне он...Словарь языка Грибоедова
  102. заговорЕсли заговор готовится против вас вам суждено предпринять неверные шаги в управлении своими делами....Современный сонник
  103. заговорВидеть во сне себя объектом заговора предвещает что Вы сделаете неправильные шаги в управлении своими делами....Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  104. заговорБыть во сне свидетелем заговора значит наяву невольным образом впутаться в бестолковую историю. Если же вы раскрываете заговор направленный против вас то такой сон предв...Сонник от А до Я
  105. заговордревнейший жанр заклинательного фольклора тесно связанный с магическими обрядами словесная формула которую считали средством воздействия на окружающий мир. Отличается осо...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  106. заговорзаговор [тайное соглашение] сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего заговораstrong чему заговоруstrong вижу что заговорstrong чем заговоромstrong о чм о заго...Толковый словарь Дмитриева
  107. заговор1ЗАГОВОР а м. Тайное соглашение о совместных действиях противкогон. в политических и других целях. Антиправительственный з. Заговормолчания книжн. сознательное замалчива...Толковый словарь Ожегова
  108. заговорЗАГОВОР заговора м. . заговор устар. Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против когон. для достижения какихн. определенных политических целей. Противо...Толковый словарь русского языка II
  109. заговорзаговор заговор а м. Тайное соглашение о совместных действиях против когон. в политических и других целях. Антиправительственный з. Заговор молчания книжн. сознательное з...Толковый словарь русского языка II
  110. заговорЗАГОВОР а м. Магические слова обладающие колдовской или целебной силой. . от болезни. прилагательное заговорный ая ое....Толковый словарь русского языка
  111. заговорЗАГОВОР а м. Тайное соглашение о совместных действиях против когонибудь в политических и других целях. Антиправительственный заговор Заговор молчания книжное сознательно...Толковый словарь русского языка
  112. заговорУдарение в слове заговорУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове заговор...Ударение и правописание
  113. заговорЗаговор. Змова. Головн осередки заговору против Роси суть полуднев губернй Роси Кив Херсон Волинь Бесарабя Чернигв Харкв Полтава Б. порвн. пол. zmowa змова spisek т...Українська літературна мова на Буковині
  114. заговорRzeczownik заговор m spisek m Archaiczny zamawianie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  115. заговоробщее назв. магических жанров народнопоэтического творчества представляющих собой словесную форму нередко сопровождаемую ритуальным действием края обеспечивает выполнение...Уральская историческая энциклопедия
  116. заговор. заговор заговоры заговора заговоров заговору заговорам заговор заговоры заговором заговорами заговоре заговорах . заговор заговоры заговора заговоров заговору заговорам...Формы слова
  117. заговорРао Раз Ров Рог Рогов Орза Орг Овраг Рогоз Роза Оао Зов Заговор Завр Зав Гроза Гор Говор Гавр Враз Враг Ворог Вор Взор Вар Арго Азов Агро Агор Розга Воз Газ Зао Зга...Электронный словарь анаграмм русского языка
  118. заговорЗаговорstrong.Время появления в русском языке вторая половина XIII в.Слово сформировалось на базе глагола заговорить имеющего значение тайное соглашение о совместных дей...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  119. заговорЗаговорstrong тайное соглашение о совместных действиях. Искон. Производное от заговоритьi условиться договориться. Ср. сговорi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  120. заговорВремя появления в русском языке вторая половина XIII в.Слово сформировалось на базе глагола заговорить имеющего значение тайное соглашение о совместных действиях. В нетр...Этимологический словарь русского языка Семенова