Литературная энциклопедия II

ДРУЖИНИН

. Александр Васильевич [1824—1864]— критик и беллетрист. Р. в состоятельной чиновничьей семье, образование получил в Пажеском корпусе. Служил офицером в гвардейском полку, затем числился в канцелярии военного министерства. С 1851 окончательно оставил службу и отдался литературной работе. Стал широко известен повестью «Полинька Сакс» [1847, которая пользовалась исключительным успехом. Здесь выдвинут женский вопрос, правда, не как общественная проблема. Д. интересует лишь право женщины на самостоятельность в области чувства. Фабулу и основные мотивы повести Дружинин заимствовал из «Жака» Жорж Санд. Затем следовали: «Лола Монтес» [1848, «Рассказ Алексея Дмитрича» [1848, «Жюли» [1849]и др. В темные годы русской лит-ры (период реакции после 1848) Д. занимал руководящее место среди западников, тем самым демонстрируя оскудение критики и публицистики. В «Письмах иногороднего подписчика» Д. доходит до совершенного равнодушия к общественным вопросам. Подчеркивая, что он из «хорошего общества», часто распространяясь о «хорошем тоне джентльмена», он от русской лит-ры переходит к кухонным рецептам, затем опять возвращается к лит-ре и снова переходит к анекдотам из жизни охотника за львами. Весьма характерно и его «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам», которое печаталось в «Современнике» в 1850. Здесь пустое, подчас скабрезное, остроумие отражает непритязательный вкус автора. Характерна и речь Д. — бойкая и легкомысленная. Подъем лит-ой жизни во второй половине 50-х гг. заставил Д. стать серьезнее. Выступая в этот период в качестве лит-ого критика, Д. развивал «артистическую» теорию искусства, к-рую он и группа критиков (Анненков, Дудышкин) противопоставляли «дидактической», по Д., теории разночинцев (Чернышевского, Добролюбова и др.). Сущность ее сводится к немногим положениям: 1. искусство должно быть свободно и не служить «минуте»; 2. оно выражает вечные идеи красоты, добра и правды; 3. искусство не утилитарно. Но разночинец заставил эстета видоизменить свою теорию, пробил брешь в его воззрениях; в «артистической» системе появились под конец чуждые ей признания. «Теория независимого и свободного творчества вовсе не исключает здравого и даже современного поучения». Более того: «Здравомыслящий и практически развитой поэт, отдавшись дидактике, может произвести много полезного для современников». Д. — сторонник чистого искусства — боролся за традиции художественной школы Пушкина, видя в ней идеальное выражение своих взглядов, и противопоставлял Пушкина гоголевскому направлению («натуральной школе»). Сатирическое направление школы Гоголя граничит с дидактизмом, а то и переходит в явный дидактизм. Но общественным интересам, по мнению Д., нет места в числе задач искусства. Оно ставит себе не временные, а «вечные» цели. Понятно после этого, как Д. расценивал творчество писателей-современников. Тургенев для него «пленительный идеалист и мечтатель, слишком поэтичный, чтобы серьезно взяться за роль чьего-либо продолжателя». «В Толстом мы видим, — говорит Д., — правильное движение современной изящной словесности в сторону истинного понимания искусства». Иначе расценивал критик Островского и тем более Салтыкова-Щедрина, к-рых считал представителями одностороннего «дидактизма». Так выступал в 50-е гг. критик-эстет. Его система воззрений отражала вкусы аристократической верхушки дворянства. Эта группа, утратив прежнее положение в экономике, теряла силу и в лит-ре, и в критике. Свою эстетическую теорию она должна была дополнить чертами, вносившими двойственность в систему. В художественной литературе она не могла противодействовать дидактизму и гоголевскому направлению. Пытаясь пропагандировать Пушкина как свой идеал, пытаясь ликвидировать в критике Белинского и его последователей, ставивших утилитарные цели искусству, Д. и его группа не могли успешно бороться с дидактизмом, с разночинцем и были обречены на бессильный протест против той новой жизни, какая шла мимо них. И понятен тот завет, который оставил Д. писателю своей группы: «Для поэта может существовать только один протест — гордое молчание. Для художника нет мелкой войны и мелких страничек публициста. Пока слово его может раздаваться в сфере искусства, оно должно быть вполне независимо, в этом самом независимом слове и доля, и заслуга, и значение художника». Из критических работ Д. следует отметить еще, кроме статей о русских писателях, его этюды по английской литературе (о Вальтер Скотте, Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Дизраэли и др.). Дружинин известен и как талантливый переводчик Шекспира («Король Лир» и др.). В области лит-ой жизни Д. оставил память как основатель «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» — «Литературного фонда» (см.). Библиография: I. Собр. сочин., изд. под ред. Н. В. Гербеля, 8 тт., СПБ., 1865—1867. Критические статьи вошли в т. VII. В т. II — список сочин. Д., сост. Гербелем. II. Кирпичников А., Забытый талант, Очерки по истории русской литературы, т. I (неск. изд.); Григорьев Ап., Сочин., I, История русской литературы, изд. «Мир», т. II, М., 1909; Венгеров, Сочин., т. V, СПБ., 1911; Бельчиков Н., П. В. Анненков, А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин — в «Очерках по истории русской критики», под ред. А. Луначарского и Вал. Полянского, т. I, М. — Л., 1929. III. Кроме упомянутого выше списка сочин. Д. см. еще: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V, СПБ., 1897; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924. Н. Бельчиков . Павел Давыдович [1890—]— современный поэт, член литературной группы «Перевал». Р. в крестьянской семье Пензенской губ. Отношение Д. к крестьянству может скорее всего быть охарактеризовано как любование отдельными моментами деревенской жизни. Традиционная тальянка, лубочная «любовь» парней и девушек, сермяга, лирический пейзажик, — вот тематика, характерная для творчества Д. Труд как мотив в поэзии Д. почти отсутствует. Не чужд Д. и чисто народнического «жаления» крестьянина. Последнее сочетается в Д. с идеализацией и поэтизацией косных пережитков, рассматриваемых им как атрибуты национального русского «духа». Определенные шовинистические настроения, узко национальная ограниченность, свойственные Д., в свое время были вскрыты Н. Бухариным (см. ст. «Злые заметки»). Часто наша деревня представляется Д. совершенно не изменившейся по сравнению со старым укладом жизни (см. стих. «Дороги, кочки и ухабы...»). Для обще-«народных» устремлений Д. примечательно стих. «Жизнепеснь» — проповедь всеобщей любви и умиротворения. Образы Д. не отличаются оригинальностью. Следует отметить большую зависимость от Есенина как идеологическую, так и стилевую. Не последнее место занимают образы церковного происхождения («ризы нив», «гудит, как благовест соборный, в полях зеленая весна»). Большой художественной ценности творчество Д. не представляет. Изобразительные средства его до крайности штампованы («родимые поля», «васильковые глаза», «шелковые волосы»). Д. можно считать выразителем настроений и стиля консервативной, зажиточной части деревни. Библиография: Песни самоучки, изд. Турк. Гиз, Ташкент, 1920; Соломенный шум, Гиз, М., 1924; Деревня Самолетово, изд. ОДВФ, М., 1925; За кровь, Рассказ, изд. ЦК МОПР, М., 1927; Черный хлеб, изд. «Федерация», М., 1928. А. Т.

  1. дружининкапитан автор брош. о бездымном порохе.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. дружининДРУЖИНИН Александр Васильевич [. Петербург. там же] русский литературный критик журналист писатель поэтпереводчик. Родился в дворянской семье был офицером в вышел в отст...Большая советская энциклопедия
  3. дружининДРУЖИНИН Николай Михайлович [р. . Курск] советский историк акад. АН СССР . Окончил юридич. и историкофилологич. фты Моск. унта. Совмещая музееведч. работу Музей Революц...Большая советская энциклопедия
  4. дружининимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. дружининадктив...Большой украинско-русский словарь
  6. дружинина е.Належний дружин у знач. . Прикм. до дружина ....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  7. дружининВладимир Николаевич российский психолог специалист в области методологии псикологии психологического образования психологии способностей и психодиагностики. Автор конце...История психологии в лицах
  8. дружининАлександр Васильевич СанктПетербург там же русский прозаик критик. Родился в семье видного чиновника учился в Пажеском корпусе . Литературный дебют Дружинина повесть ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  9. дружининАлександр Васильевич СанктПетербург там же русский прозаик критик.А. В. Дружинин Родился в семье видного чиновника учился в Пажеском корпусе . Литературный дебют Дружи...Литературная энциклопедия
  10. дружининкорень ДРУЖИН суффикс ИН нулевое окончаниеОснова слова ДРУЖИНИНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДРУЖИН ИН Слово Дружинин содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  11. дружининНачальная форма Дружинин единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  12. дружининдружинин прикметник...Орфографічний словник української мови
  13. дружинин.strong ДРУЖИНИН Игнат Петрович род. гидролог академик РАН . Осн. труды по прогнозированию колебаний стока рек комплексному использованию водных ресурсов.strong ДРУЖИНИН...Русская энциклопедия
  14. дружининДРУГОВ ДРУЖИНИН ДРУЖКИН ДРУЖКОВ ДРУНИНТак же как Добрыня Друг и Дружина древнерусские нецерковные имена весьма популярные встарину что подтверждается распространенностью ...Словарь фамилий
  15. дружи́нинДРУЖИНИН а е. Належний дружин у знач. Прикм. до дружина . Наче живе глянуло в мисл обличчя з подушки дружинине й оч з тихим соромом з коханням до нього Головко II . ...Словник української мови в 11 томах
  16. дружининНиколай Михайлович p. .I. сов. историк акад. с . Окончил юридич. и ист.филологич. фты Моск. унта. Совмещая музееведч. работу Гос. музей Революции СССР с педагогическо...Советская историческая энциклопедия
  17. дружининДРУЖИНИН Александр Васильевич русский писатель и литературный критик. В повести Полинька Сакс отстаивал права и достоинство женщины. В е гг. сторонник теории чистого ис...Современный энциклопедический словарь
  18. дружининДРУЖИНИН Сергей Иванович российский ученый членкорреспондент АН СССР . Труды по строительной механике сопротивлению материалов....Современный энциклопедический словарь
  19. дружининДРУЖИНИН Николай Михайлович российский историк академик АН СССР . Труды по социальноэкономической истории общественной мысли и революционному движению в России в. Ленин...Современный энциклопедический словарь
  20. дружининДРУЖИНИН Игорь Петрович р . российский ученый академик РАН . Основные труды по прогнозированию колебаний стока рек комплексному использованию водных ресурсов....Современный энциклопедический словарь
  21. дружинина е. Належний дружин у знач. Прикм. до дружина ....Толковый словарь украинского языка
  22. дружининДРУЖИНИН Александр Васильевич окт. янв. рус. писатель критик и литературовед. С принимал участие в издании журн. Современник крый оставил в будучи противником пол...Философская энциклопедия
  23. дружининРин Рунди Нии Удин Унр Иудин Инжир Урд Инж Индр Жуир Друнин Дружинин Динин Дин Джинн Уридин Дунин Жид Жир Инд Индри...Электронный словарь анаграмм русского языка