Литература и язык. Современная энциклопедия

ДРАМ

от греч. drаma – действие), один из трех литературных родов, формальное отличие которого от других в том, что он предназначен для игры на сцене, и поэтому текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и разбит на действия и явления. По содержанию и приемам письма драма также отличается от лирики и эпоса: сведено к минимуму прямое выражение авторской точки зрения (авторские ремарки описывают только место действия и действия персонажей), главное средство для ее изображения – конфликт и его разрешение; драма предельно сценична, т. е. сосредоточена вокруг острого противоречия и соблюдает по возможности динамику действия; композиция драмы – деление на явления (эпизоды), сгруппированные в действия (акты), – позволяет выпускать промежутки времени любой длины между двумя напряженными моментами. Содержательную основу драмы, как и в эпосе, составляет действие – поступки персонажей. Текст драмы может быть написан как в стихотворной, так и в прозаической форме. До появления реалистических драм стихотворная форма была обязательна (драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, драмы Ж. Расина и П. Корнеля). Затем большее распространение получила прозаическая форма («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя, пьесы А. П. Чехова и др.). В драму включается множество жанров – комедия, трагедия, водевиль, фарс, мелодрама и пр., которые отличаются друг от друга своей функцией (рассмешить зрителя, заставить задуматься и т. д.), объемом, композицией. Наряду с драмами для сцены существуют драмы для чтения (напр., трагедии Дж. Г. Байрона, «Фауст» И. В. Гете, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина), драматическая форма которых облегчает понимание сюжета. Возникновение драмы связывают с античными празднествами, в ходе которых исполнялись песни и солист «переговаривался» с хором. Эти праздничные выступления переросли в небольшие сценки, из которых впоследствии возникла драма. Обязательным элементом античной драмы был хор, функция которого – высказывать авторские суждения, комментировать события, сочувствовать герою или осуждать его и пр. В ранних драмах сохранялась структура «солист – хор»: на сцене, помимо хора, присутствовал один актер. В произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана на сцену впервые вводятся несколько актеров (кроме хора). Первым теоретиком драмы стал Аристотель (трактат «Поэтика»), которому принадлежит теория катарсиса – очищающего воздействия драмы, возникающего в ходе переживания зрителями несчастий героя. В Др. Риме мастерами драмы были Плавт, Теренций, Сенека. Основной конфликт античной драмы – конфликт героя с роком, судьбой, предопределенной ему с рождения. Разрешение этого конфликта было, как правило, несчастливым. Драмы в древности отличались большой условностью: в театре играли только мужчины, декорации отсутствовали, актер выступал в сандалиях на очень высокой платформе – котурнах. В Средние века появились новые жанры драмы – мистерия, миракль, моралите, школьная драма, которые также были очень условны. Для них важно морально-этическое содержание. Средневековые драмы дидактичны, и в драматической форме в них показывается истинность религиозных принципов. Часть из них пишется на библейский или апокрифический сюжет. Драмы Нового времени и Просвещения связаны с эпохой классицизма в литературе – для всех жанров и родов литературы были созданы жесткие правила. Драма должна была иметь пять актов, быть написана александрийским стихом (шестистопный ямб с женской рифмой и парной рифмовкой) и соблюдать единство времени, места и действия, действие должно было умещаться в одни сутки, происходить в одном помещении, развивать и доводить до логического завершения одну сюжетную линию. Основной конфликт таких драм – конфликт между чувством и долгом в душе главного героя. Различные жизненные ситуации вынуждают героя выбирать, его переживания по поводу выбора и становятся содержанием драмы. Видные драматурги классицизма – П. Корнель и Ж. Расин в Европе, В. К. Тредиаковский и А. Д. Сумароков в России. Основными сюжетами классицистической драмы являются перипетии античных мифов, исторические события. В начале 19 в., в эпоху реализма, в драме стали нарушаться эти каноны: так, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова четыре акта вместо пяти и не соблюдено единство действия. Наряду с конфликтом чувства и долга приобрел значение социальный конфликт: в «Горе от ума» он развивается параллельно любовному, а в «Ревизоре» Н. В. Гоголя присутствует только социальный конфликт. В середине 19 в. появились драмы, насыщенные народным колоритом: фольклорные образы и лексические клише народной поэзии составляли отличительную особенность языка драм А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Не в свои сани не садись» и др.). Следующая эпоха развития драмы связана с творчеством А. П. Чехова («Чайка», «Три сестры», «Иванов», «Вишневый сад» и др.), Г. Ибсена, А. Стриндберга, М. Метерлинка. Драма у этих авторов имеет исключительно внутреннее действие, «подводные течения», по выражению А. П. Чехова. Все важные, повлиявшие на жизнь героев события происходят вне сцены, а зрители становятся свидетелями переживаний, диалогов. Зрительный зал превращается в «четвертую стену», и основная задача актеров – создать максимальную достоверность. В 20 в. возникает новое направление в развитии драмы – драма абсурда (напр., творчество Э. Ионеско), особенность которой состоит в том, что связь между репликами персонажей в диалогах, между действиями и реакцией на эти действия нарушена. Термин «драма» подразумевает не только драму как род литературы, но и как вид ее, наряду с трагедией и комедией. В отличие от трагедии, драма изображает более ординарных людей и более ординарные конфликты, которые могут иметь благополучное разрешение. В отличие от комедии, драма не осмеивает людей, а изображает их в связи с тем обществом, где они существуют. В процессе развития действия в драме драматизм нарастает, и развязка редко бывает положительной.

  1. драма ч.i Грошова одиниця Врмен лумв....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. драмгреч. Drama действие род литературы основу которой составляет действие. Отличительная особенность драмы диалогичность развитие сюжета решение конфликтов раскрытие хара...Мировая художественная культура. Словарь
  3. драмкорень ДРАМ нулевое окончаниеОснова слова ДРАМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДРАМ Слово Драм содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  4. драмдрам драм а ден. ед....Орфографический словарь
  5. драмдрам менник чоловчого роду грошова одиниця Врмен...Орфографічний словник української мови
  6. драмОрфографическая запись слова драм Ударение в слове драм Деление слова на слоги перенос слова драм Фонетическая транскрипция слова драм [драм] Характеристика всех звуков ...Полный фонетический разбор слов
  7. драмдрам а ден. ед. ч. Синонимы единица...Русский орфографический словарь
  8. драмN...Русско-армянский словарь
  9. драмдрам а мн.em драмы овденежная единица АрменииСинонимы единица...Русское словесное ударение
  10. драмударный инструмент барабан....Словарь молодёжного слэнга
  11. драмдрам сущ. колво синонимов единица Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы единица...Словарь синонимов II
  12. драмДРАМ а ч.Грошова одиниця Врмен дорвню лумам.Перш згадки про врменськ драми походять з XIII столття з наук.попул. лт....Словник української мови у 20 томах
  13. драма ч. Грошова одиниця Врмен лумв....Толковый словарь украинского языка
  14. драмУдарение в слове драмУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  15. драм[dram]...Українсько-польський словник
  16. драмденежная единица Армении. Введен в обращение взамен рубля после распада СССР....Экономика от А до Я
  17. драмденежная единица Армении. Введен в обращение взамен рубля после распада СССР....Экономика от А до Я - Тематический справочник