Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

ДРАМАТУРГИЯ

Д. в России возникает с учреждения светского придворного театра царя Алексея Михайловича. С октября 1672 г. по январь 1676 г. в театре были поставлены пьесы: “Артаксерксово действо”, “Иудифь”, “Комедия о Товии младшем”, “Егориева комедия”, “Малая прохладная комедия об Иосифе”, “Темир-Аксаково действо”, “Жалобная комедия об Адаме и Еве”, “Комедия о Давиде с Голиафом”, “Комедия о Бахусе с Венусом”, балет “Орфей”. Большая часть пьес этого обширного репертуара основана на библейских книгах, другие — на житиях, некоторые знакомили зрителей с антично-мифологическими сюжетами. “Артаксерксово действо” передавало содержание библейской книги “Эсфирь”, представляя историю персидского царя Артаксеркса, расставшегося со своей непокорной женой Астинь и женившегося на еврейке Эсфири, которая раскрывает придворный заговор царского воеводы Амана и спасает от истребления свой народ. “Иудифь” показывала зрителям хорошо им известную историю осады еврейского города Вефулии Олоферном, воеводой персидского царя Навуходоносора, и спасение осажденных мужественной красавицей Юдифью, проникшей в лагерь Олоферна и отрубившей ему голову. На библейских книгах построены пьесы о Товии, путешествующем в сопровождении ангела, и Иосифе, проданном братьями в рабство в Египет (текст “Товия” до нас не дошел, текст “Иосифа”—не полностью), а также история грехопадения Адама и Евы, соблазненных в раю змием,— пьеса была поставлена к концу масленицы 1675 г и напоминала о посте и покаянии Борьба Тамерлана, известного на Руси под именем Темир-Аксака, с турецким султаном Баязидом I, проигравшим в 1402 г битву при Анкаре и взятым Тамерланом в плен, была описана как в европейской литературе, так и в драматургии Темир-Аксак, угрожавший в 1395 г Москве, представлен в этих произведениях защитником христианства “Темир-Аксаково действо” отражало политические интересы России, находившейся в феврале 1675 г., когда была поставлена в театре царя Алексея Михайловича пьеса, в состоянии войны с Турцией. Текст пьесы о святом Георгии, победившем змея, нам неизвестен; о ней свидетельствуют документы, упоминающие необходимый для ее постановки реквизит и костюмы. Утрачены и тексты комедий о Давиде и Голиафе (также на известный сюжет из Библии) и о Бахусе с Венусом, главными действующими лицами которой были античные мифологические персонажи — Бахус, его жена Венус, их сын Купидон. Можно предположить, что эта комедия сопровождалась и нравоучением, осуждающим пьянство. Балет “Орфей”, показанный царскому двору в 1673 г., воспроизводил немецкий балет “Орфей и Эвридика”, исполнявшийся в Дрездене в 1638 г. Постановка музыкального спектакля явилась для русского театра событием замечательным, ибо царь Алексей Михайлович не любил светской музыки и поначалу противился ее введению в спектакли. Однако ему пришлось признать необходимость музыки в театральном деле. Инициатором и организатором русского театра был боярин Артамон Сергеевич Матвеев, воспитатель второй жены царя Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимавший в 1671—1676 гг важный пост главы Посольского приказа. Автором большинства пьес был пастор из московской Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори, человек образованный, знакомый с театральным делом Германии. Несмотря на то, что в Европе шли пьесы на сюжеты истории Эсфири, Юдифи и Товия, как рекомендованные Мартином Лютером для театральных инсценировок, Грегори написал свои пьесы самостоятельно, заложив тем самым основы оригинальной русской драматургии. Пьесы Грегори писал по-немецки; затем они переводились на русский язык. Помощниками Грегори были обитатели Немецкой слободы медик Лаврентий Рингубер, лейб-медик Лаврентий Блюментрост, а возможно, и учитель Юрий Гибнер (Хюбнер), написавший “Темир-Аксаково действо” на основе книги Жака дю-Бека, изданной в Париже в 1594 г , и ставший во главе театрального дела после смерти Грегори в феврале 1675 г В 1676 г пьесы ставил Стефан Федорович Чижинский, преподаватель латыни, впоследствии дипломат, выходец из Западной Украины. Балет “Орфей” ставил инженер Николай Лим. Первыми актерами придворного театра были ученики из Немецкой слободы, только мальчики, о чем они сами говорили в Прологе “Артаксерксова действа”, прося царя быть снисходительным к их детской игре, они намекали на связь “Персии” с московской действительностью и указывали на то, что “ во время оно будут Артаксерксовы люди точию немцы”. В 1673 г была набрана труппа из русской молодежи, в том числе из подьячих Посольского приказа. Всего в труппе было 70— 80 человек Служба актеров была тяжелой и подневольной, их держали “за караулом”, платили скудное жалованье, причем крайне нерегулярно, о чем они вынуждены были напоминать в своих челобитных, чтобы не умереть “голодной смертью” На театральное дело между тем тратились колоссальные средства, отпускались и закупались дорогие заграничные ткани, ленты и кружева, изготовлялось оружие, приобретались музыкальные инструменты, писались грандиозные декорации (“рамы перспективного письма”) Спектакли шли в селе Преображенском или в Москве, в помещении над Аптекарским приказом По желанию царя все необходимое для спектакля спешно перевозилось из Москвы в Преображенское и обратно Театр пользовался у царя большим успехом. Первую пьесу он смотрел десять часов, не вставая с места, сидя один в зале перед сценой Бояре и приближенные находились на самой сцене и смотрели спектакль стоя, а царица Наталья Кирилловна с царскими детьми и другими женщинами находилась в зарешеченной ложе. Таковы были условия этикета русского двора. Первые пьесы русского театра представляли собой драмы, близкие к жанру так называемых “английских” комедий, разыгрываемых в Германии XVII в. труппами английских комедиантов. Их особенностью были драматические коллизии, кровавые сцены — Баязет разбивал свою голову о прутья клетки, в которой его возил Тамерлан, Юдифь показывала окровавленную голову Олоферна. Новостью для русского зрителя были лирические монологи — Артаксеркс объяснялся Эсфири в своей страстной любви. Наряду с героическими персонажами появлялись комические лица — служанка Юдифи Абра и солдат Сусаким говорили простонародным языком и разыгрывали пародии на трагические события пьесы; в “Темир-Аксаковом действе” фигурировал шут Пикельгеринг, крадущий у воинов вино и закуску. Конец, как правило, был счастливым. По-видимому, между действиями и явлениями (“сенями”) разыгрывались интермедии на разные темы, в том числе и на сюжеты басен Эзопа. Вероятно, в придворном театре царя Алексея Михайловича в 70-х гг шли пьесы, автором которых был поэт и воспитатель царских сыновей, выходец из Южной Руси, монах Симеон Полоцкий: “Комидия притчи о Блуднем сыне”, развивавшая сюжет популярного евангельского рассказа, и “О Навуходоносоре царе, о теле злате и о трех отроцех, в пещи не сожженных” на сюжет 3-й главы библейской книги пророка Даниила. На эту же тему исполнялась святочная мистерия “Пещное действо” (с 17 до 25 декабря) — царь Навуходоносор хотел сжечь трех отроков, не поклонившихся его золотому изображению, но ангел выводил их из печи невредимыми. В конце XVII в. исполнение мистерии было запрещено, и пьеса Симеона Полоцкого призвана была заменить популярное зрелище Пьесы Симеона Полоцкого опирались на традиции украинского школьного театра, не оказавшие заметного влияния на придворный театр. После смерти царя Алексея Михайловича, последовавшей 30 января 1676 г , его театр прекратил свое существование. Профессиональный театр в России возобновился только в нач. XVIII в., что соответствовало новому укладу жизни и характеру петровских преобразований Петр I придавал значение спектаклям не только как развлекательному зрелищу, но и как средству воспитания. В Россию были приглашены профессиональные немецкие труппы Иоганна Кунста и Отто Фюрста (1702—1706), но их репертуар, далекий от русской жизни, не имел успеха. В 1707 —1716 гг. придворный театр возродила младшая сестра Петра Наталья Алексеевна, сначала в Преображенском, а с 1711 г.—в Петербурге. В ее театре шли некоторые пьесы из репертуара театра царя Алексея Михайловича и новые инсценировки Житий из “Четьих Миней” Димитрия, митрополита Ростовского (их киевское издание 1689— 1705 гг. имелось в библиотеке царевны), а также инсценировки светских беллетристических повестей, переведенных с польского во второй половине XVII в. (“Комедия Петра Златых ключей”, “Комедия о Мелюзине”, “Комедия Одундина” и др.). Пьесы театра Натальи Алексеевны относились к “английским комедиям” с их непременным счастливым концом (в применении к житийным сюжетам это было торжество христианской добродетели над языческим злом), им было присуще сочетание трагического с комическим, пафоса с просторечием. В них действовали обычные люди — правители, знать, горожане, купцы, монахи, солдаты, женщины разных сословий; действие происходило в доме, во дворце, в городе, в монастыре, в военном лагере; представлялись сцены пиров, турниров, битв, свидания влюбленных, отношения родителей и детей, страдания святых. С другой стороны, в них появлялись характерные для “школьной” драмы аллегорические персонажи — ангел и дьявол, Вера с крестом, Надежда с якорем, Любовь с пылающим сердцем. Наряду с театром Натальи Алексеевны в эти же годы существовал “школьный” театр Славяно-греко-латинской академии, ставивший пьесы отвлеченно-нравоучительного характера и наполненные символикой панегирические спектакли, прославлявшие победы Петра I в войне со шведами. И театр Натальи Алексеевны, и “школьные” спектакли были в известной степени общедоступны, их посещали не только придворные, но и горожане. Петр I стремился ввести театральное “действо” в культурный обиход общества, что было предпосылкой для развития русского национального театра и Д. XVIII в. Изд.: Тихонравов Н. С. Русские драматические произведения 1672—1725 годов — СПб , 1874 — Т 1, Старинные комедии Петровского времени, извлеченные из рукописей и подготовленные к печати И. А. Шляпкиным — Пгр., 1921, Артаксерксово действо Первая пьеса русского театра XVII в / Подг текста, ст и комм И. М. Кудрявцева — М., 1957., Первые пьесы русского театра Ранняя русская драматургия (XVII— первая половина XVIII в ) — М., 1972, Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в Ранняя русская драматургия (XVII— первая половина XVlII в)—М, 1972, Пьесы “школьных” театров Москвы Ранняя русская драматургия (XVII— первая половина XVIII в).—М., 1974, Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в Ранняя русская драматургия (XVII— первая половина XVIII в ) — М., 1975. Лит.: Морозов П. О. История русского театра до половины XVIII столетия.— СПб., 1889, Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре—М, 1914, Старинный спектакль в России — Л., 1929, Бегунов Ю К Ранняя русская драматургия (конец XVII— первая половина XVIII в ) // История русской драматургии: XVII — первая половина XIX века — Л., 1982.- С. 28-57. М. Д. Каган

  1. драматургияТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ см.также ТРАГЕДИЯ Роман это неподвижное целое через которое нужно пройти пьеса подвижное целое которое проходит через вас. Кеннет Тайнан Романист мо...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. драматургияДРАМАТУРГИЯ греч. dramaturgia совокупность драматич. произведений к.л. писателя народа эпохи. Сюжетнообразная концепция спектакля iили фильма. iОснову театр. Д. составл...Большая советская энциклопедия
  3. драматургиягреч. dramaturga совокупность драматических произведений какоголибо писателя народа эпохи. Сюжетнообразная концепция спектакля См. Спектакль или Фильма. Основу театраль...Большая Советская энциклопедия II
  4. драматургияж. drammaturgia Итальянорусский словарь. Синонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. драматургияжdramatische Dichtung драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. драматургиядраматургия ж dramatische DichtungСинонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. драматургияж.dramaturgia fem dramtica f...Большой русско-испанский словарь
  8. драматургиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  9. драматургияж. dramaturgie f драматургия Горького le thtre de Gorki...Большой русско-французский словарь
  10. драматургияdramaturgy подход к социальному анализу связанный в первую очередь с Эрвином Гофманом в котором театр является основой аналогии с повседневной жизнью. Социальная деятель...Большой толковый социологический словарь
  11. драматургияdramaturgy подход к социальному анализу связанный в первую очередь с Эрвином Гофманом в котором театр является основой аналогии с повседневной жизнью . Социальная деяте...Большой толковый социологический словарь II
  12. драматургияж.dramaturgie fдраматургия Горького le thtre de Gorki драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. драматургияДРАМАТУРГИЯ совокупность драматических произведений какоголибо писателя народа эпохи теория драмы сюжетнокомпозиционная основа отдельного театрального или кинематограф...Большой энциклопедический словарь III
  14. драматургияДРАМАТУРГИЯ совокупность драматических произведений какоголибо писателя народа эпохи теория драмы сюжетнокомпозиционная основа отдельного театрального или кинематографи...Большой Энциклопедический словарь V
  15. драматургияДРАМАТУРГИЯ и ж. dramaturgie f. ampLT гр. dramaturgia. strong. Искусство создания написания драмыem. Основы драматургии. Задачи драматургии. БАС. Общий курс драматургии....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. драматургиядраматургия....Киргизско-русский словарь
  17. драматургиядраматургия драматический драматургия гижд драматическое произведение...Коми (зырянский)-русский словарь
  18. драматургияДРАМАТУРГИЯ греч. dramaturga синоним понятия драмы как литературного рода или совокупность драматических произведений одного писателя направления либо эпохи нации регион...Литературный энциклопедический словарь
  19. драматургияи ж.em Драматургическое искусство.Произведения драматургии. Задачи драматургии.em Сегодня перед драматургией раскрыты небывалые возможности великие идеи лучшие в мире т...Малый академический словарь
  20. драматургиякорень ДРАМ суффикс АТ суффикс УРГ окончание ИЯ Основа слова ДРАМАТУРГВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДРАМ АТ УРГ ИЯ Слово Драматургия содер...Морфемный разбор слова по составу
  21. драматургияНачальная форма Драматургия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. драматургиямузыкальная система выразит. средств и примов воплощения драм. действия в произв. муз.сценич. жанра опере балете оперетте. В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как ...Музыкальная энциклопедия
  23. драматургиядраматургия ж. Искусство создания написания драмы . Совокупность драм созданных какимл. драматургом в какуюл. эпоху в какойл. стране и т.п. Сюжетнокомпозиционная осно...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. драматургиядраматургия драматургия и...Орфографический словарь
  25. драматургияu жu Р.u Д.u Пр.u драматургии драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Орфографический словарь русского языка
  26. драматургиядраматургия драматургии драматургии драматургий драматургии драматургиям драматургию драматургии драматургией драматургиею драматургиями драматургии драматургиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  27. драматургияОрфографическая запись слова драматургия Ударение в слове драматургия Деление слова на слоги перенос слова драматургия Фонетическая транскрипция слова драматургия [дрмтр...Полный фонетический разбор слов
  28. драматургиядраматургя....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  29. драматургиядраматургия иСинонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русский орфографический словарь
  30. драматургияЖ мн. нет dramaturgiya . dramatik srlr yazma snti v nzriyysi . dram srlri....Русско-азербайджанский словарь
  31. драматургиядраматургия ж.i. теорияi dramatic composition theory . собир. лит. ithe drama plays pl. iгреческая драматургия the Greek drama драматургия Шекспира Shakespearian drama...Русско-английский словарь
  32. драматургияN...Русско-армянский словарь
  33. драматургияДраматургя...Русско-белорусский словарь
  34. драматургиядраматургя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  35. драматургиядраматурги Синонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русско-ивритский словарь
  36. драматургиялит. драматургия драмалы шыарманы руды теориясы. драматургия белгл бр халыты авторды драмалы шыармаларыны жиынтыы...Русско-казахский словарь
  37. драматургиядраматургия...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  38. драматургияж. собир. драматургия бир элдин доордун же айрым жазуучунун бардык драма чыгармалары....Русско-киргизский словарь
  39. драматургияискусствоem xj ysh huj ysh собир. совокупность драматических произведенийem xj zupn [] huj [zupn]советская драматургия [] драма кинодраматургия основа театр теледрама...Русско-китайский словарь
  40. драматургияж. драматические произведения Dramatik f dramatische Dichtung теория Dramaturgie f....Русско-немецкий словарь
  41. драматургиядраматургияж ....Русско-новогреческий словарь
  42. драматургияdramatikk dramaturgi драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русско-норвежский словарь
  43. драматургияжdramatologia fu dramaturgia f драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русско-португальский словарь
  44. драматургиядраматургия драматургия...Русско-таджикский словарь
  45. драматургияж искусствоem dramatik sanat dramatrji собир. лит. dramatik eserler oyunlarСинонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русско-турецкий словарь
  46. драматургияfem ksem драматург...Русско-финский словарь
  47. драматургияdramaturgie...Русско-чешский словарь
  48. драматургиясущ.жен.драматурги драма хайлавсем всене ырас тата лартас сталх современная чувашская драматургия ку чухнехй чваш драматургйй...Русско-чувашский словарь
  49. драматургия.strong draamalooming.strong dramaturgia nitekirjandus...Русско-эстонский словарь
  50. драматургиядраматургия гииСинонимы драма кинодраматургия основа театр теледраматургия...Русское словесное ударение
  51. драматургияДРАМАТУРГИЯ гр. dramaturgia от drama драма и ergon труд работа. Теория и практика драматического искусства. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Ч...Словарь иностранных слов русского языка
  52. драматургиядраматургия драма кого чей театр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. драматургия сущ. колво синонимов драма...Словарь синонимов II
  53. драматургияДРАМАТУРГИЯ совокупность драматических произведений какоголибо писателя народа эпохи теория драмы сюжетнокомпозиционная основа отдельного театрального или кинематограф...Современный энциклопедический словарь
  54. драматургиядраматургия [гр. dramaturgia] теория искусство построения драматического произведения совокупность драматических произведений какогол автора народа эпохи и т. д....Толковый словарь иностранных слов
  55. драматургияДРАМАТУРГИЯ и ж. . Драматическое искусство теория построениядраматических произведений. Курс драматургии. . собир. Совокупность такихпроизведений. Русская классическая д....Толковый словарь Ожегова
  56. драматургияДРАМАТУРГИЯ драматургии мн. нет ж. греч. dramaturgia лит. . Теория искусство построения драматических произведений. Общий курс драматургии. . Характерные отличительные че...Толковый словарь русского языка II
  57. драматургиядраматургия драматургия и ж. Драматическое искусство теория построения драматических произведений. Курс драматургии. собир. Совокупность таких произведений. Русская класс...Толковый словарь русского языка II
  58. драматургияДРАМАТУРГИЯ и ж. . Драматическое искусство теория построения драматических произведений. Курс драматургии. . собир. Совокупность таких произведений. Русская классическая ...Толковый словарь русского языка
  59. драматургияУдарение в слове драматургияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове драматургия...Ударение и правописание
  60. драматургияRzeczownik драматургия f dramaturgia f...Универсальный русско-польский словарь
  61. драматургиядраматургия драматургии драматургии драматургий драматургии драматургиям драматургию драматургии драматургией драматургиею драматургиями драматургии драматургиях Источник...Формы слова
  62. драматургияТяга Туриада Тур Туда Трудяга Труд Триада Траур Тирада Тир Тимур Тимар Тим Тигр Тиара Тая Тау Тара Тамга Там Таир Тагир Ряд Рута Рур Руга Рия Ритм Рита Рим Рига Риа Рая Р...Электронный словарь анаграмм русского языка
  63. драматургияДраматургия греч. у древних греков обозначала исполнение дифирамбов в религиозных празднествах Вакха сочинения о драматических произведениях и их исполнении они называли...Энциклопедический словарь
  64. драматургияДРАМАТУРГИЯ совокупность драматических произведений какоголибо писателя народа эпохи теория драмы сюжетнокомпозиционная основа отдельного театрального или кинематогра...Энциклопедический словарь естествознания
  65. драматургиягреч. у древних греков обозначала исполнение дифирамбов в религиозных празднествах Вакха сочинения о драматических произведениях и их исполнении они называли . В новейшее...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  66. драматургияДраматургия Хронологически тематически и идейно к эпосу и пуранам примыкает индийская классическая драматургия подобно своей греческой предшественнице черпающая сюжеты из...Энциклопедия мифологии