Лексикон нонклассики

ЮНГ

(Jung) Карл Густав (1875-1961) «Швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С 1906 г. перешел на позиции психоанализа, став ближайшим соратником Фрейда и популяризатором его учения. Углубляющееся несогласие с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими методами лечения неврозов привели Ю. к необходимости пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма и в конце концов — к личному разрыву с Фрейдом в 1913 г. Основные расхождения Ю. с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Ю. подверг критике пансексуа-лизм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с позиций концепций эдипова комплекса и сублимации. В этой связи Ю. дал широкую энергетическую трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Ю. как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и другие психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо, по Ю., приводит к репродукции в сознании больного архаических образов и переживаний, которые рассматриваются им как Первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Под этим углом зрения Ю. радикально переосмыслил фрейдовскую концепцию природы бессознательного. С точки зрения Ю. бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Эмпирической базой введения идеи «коллективного бессознательного» была установленная Ю. во время его психиатрической практики схожесть между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Эти образы — носители коллективного бессознательного — были названы Ю. архетипами и понимались им то как психический коррелят инстинктов, то как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, то как чистый, формообразующий элемент восприятия, обусловливающий саму его возможность. Однако во всех разнообразных трактовках архетипа у Ю. есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственное, что доступно психологической науке, — это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть его сочинений. Причем наряду с раскрытием действительно важных символов человеческой цивилизации (например, символа мирового дерева), в его работах много символических толкований, не отвечающих требованиям научной рациональности. Осознавая это, Ю. был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а иногда прямо заявлял об открытом им новом типе научной рациональности. Для решения вопросов о субстанциональной основе существования всеобщих образов-архетипов и о формах их связи с индивидуальной психикой Ю. ссылался на биогенетический закон Э. Геккеля о повторении филогенетических свойств в онтогенезе отдельного индивида. Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Ю. выделял две крайности, равно опасные, с его точки зрения, и для индивидуального, и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в архаической стихии «коллективного бессознательного». Другая крайность выражена, по Ю., научно-практической экспансией европейского «Я», где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность нашей психической жизни. Европейская традиция экстравертивного психического существования оказывается, по Ю., наиболее опасной, ибо архетипы все равно «прорываются» в наше сознание, захлестывая и парализуя рациональные структуры человеческого бытия, что и является подлинной причиной и индивидуальных неврозов европейского десакрализованного сознания, и появления в XX в. новых иррационально-мифологических идей. В противовес этим крайностям, Ю. развивал учение об индивидуальности, т. е. интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической психологии он видел в том, чтобы «поставлять» индивидуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации. Ю. ввел в научный оборот такие объекты исследования, которые до него (по большей части) квалифицировались европейской научной традицией как заведомо иррациональные: символы мистических учений Востока, алхимические тексты, парапсихо-логические феномены, учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации. Отличительной чертой мышления Ю. было переплетение научной строгости и вольных ассоциаций, приверженности эмпирическим методам исследования и готовности сделать из них далеко идущие метафизические и даже мистические выводы. Особенно зримо эти тенденции проявились в поздний период его творчества, когда он обсуждал вопросы о том, какая часть нашей психики продолжает существовать после физической смерти, каков реальный механизм вещих снов и астрологических пророчеств. Онтологической основой решения оккультных вопросов была выдвинутая им идея существования акаузальных синхронных связей, принципиально противостоящих каузальным связям, с которыми всегда имела дело классическая европейская наука. Под синхронной связью Ю. понимал вневременную, значащую связь событий, не связанных причинно. Именно синхронный, а не причинный характер связей, по Ю., определяет взаимодействие мозга и психики, материального и идеального. Новую трактовку получили в этой связи и архетипы, которые были наделены самостоятельным существованием, аналогичным «миру идей» Платона, выполняя одновременно функции и первооснов мироздания, и фундаментальных структур психики. Ссылаясь на идею предустановленной гармонии Лейбница, Ю. выводил существование вневременной, синхронной когеренции между физическими событиями и ментальными состояниями». (А. В. Иванов. Цит. по: Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 398 - 99.) «Эстетические взгляды Ю. характеризуются десексуализацией психоаналитических представлений о художественном творчестве и искусстве. В отличие от Фрейда, Ю. считал, что инфантильные сексуальные желания могут иметь значение для художника лишь как человеческого существа, а не как творца, создающего шедевры. Если Фрейд сближал механизмы художественного творчества с неврозами, то Ю. источник его видел в «коллективном бессознательном», архетипе, представляющем собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека следы памяти человеческого прошлого, опыта, передаваемого из поколения в поколение. И следовательно, сущность любого художественного произведения заключается не в его обремененности индивидуально-личностными особенностями творца; оно как бы говорит от имени духа всего человечества. Ю. проводит различие между двумя типами художественной деятельности: интравертированной, характеризующейся установкой на внутренний мир, и экстравертированной, ориентированной вовне. Ю. различает также два вида художественных произведений: психологические, основанные на функционировании «индивидуального бессознательного», отражающего личностный опыт художника, и визионерские, где определяющую роль играет «коллективное бессознательное». Визионерский тип творчества чрезвычайно редок. Этот «дар творческого огня», по Ю., присущ только избранным. В целом эстетические взгляды Ю. базировались на постулатах, согласно которым искусство является предметом исключительно эстетическо-художественного, а не психологического рассмотрения, природа же творчества вообще закрыта для человеческого познания. Тайна «творческого начала», согласно Ю., — это такая проблема, которую психология может лишь описать, но не разрешить. Его представления об искусстве и художественной деятельности оказали влияние на творчество Дж. Джойса, Г. Гессе, Элиота, Рида. Они получили отражение в работах Ю. «Об отношении аналитической психологии к поэзии» (1922), «Психология и литература» (1930), «Пикассо» (1932), «Улисс» (1932). (Цит. по: Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 430.) Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-17. Zurich, Stuttgart, 1958-76; Архетип и символ. M., 1991; Психология бессознательного. M., 1994; Статьи по искусству в сборнике: Юнг К., Пойман Э. Психоанализ и искусство. (М., Киев,) 1996; Алхимия снов; Четыре архетипа. СПб, 1997.

  1. юнгкорабельный мастер в СПб. г.Половцов...Большая биографическая энциклопедия
  2. юнгJung Карл Густав швейцарский психолог психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психол...История психологии в лицах
  3. юнгЮНГstrongJung Карл Густав швейцарский психоаналитик психиатр философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук тема исследования О психологии и пато...История философии II
  4. юнгкорень ЮНГ нулевое окончаниеОснова слова ЮНГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЮНГ Слово Юнг содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  5. юнгЮНГstrong Young Томас английский физик и врач. Возродил волновую теорию СВЕТА впервые выдвинутую в XVII в. Христианом ГЮЙГЕНСОМ. Содействовал появлению теории ЦВЕТОВОГО ...Научно-технический энциклопедический словарь
  6. юнгЮНГ Jung Карл Густав швейцарский психоаналитик психиатр культуролог. Основатель аналитической психологии. Доктор наук тема исследования О психологии и патологии так н...Новейший философский словарь
  7. юнгJung Карл Густав швейцарский психоаналитик психиатр культуролог. Основатель аналитической психологии. Доктор наук тема исследования О психологии и патологии так назыв...Новейший философский словарь II
  8. юнгЮнг прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  9. юнгЮНГ Карл Густав Jung С. G. . Швейцарский психиатр основатель аналитической психологии. В юношеские годы увлекался философией и свою будущую профессию видел на грани сопри...Психотерапевтическая энциклопедия II
  10. юнгp.n.Young Jung Joung...Русско-английский словарь математических терминов
  11. юнгYoung...Русско-английский словарь по машиностроению
  12. юнгЮНГ КарлГустав CarlGustav Jung р. . ум. . швейцарский психолог и философ создатель одного из направлений т.н. глубинной психологии. Развил и расширил многие постулаты Фр...Словарь астрологических терминов
  13. юнг.Jung Герман .IX. швейц. рабочийчасовщик деятель междунар. рабочего движения. Участвовал в Революции в Германии. После поражения революции эмигрировал в Лондон. Играл...Советская историческая энциклопедия
  14. юнгЮНГ Jung Карл Густав швейцарский психолог и философ основатель аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном в образах которого так называемых...Современная энциклопедия
  15. юнгЮНГ Янг Эдуард английский поэт. В трактате Мысли об оригинальном творчестве выступил против рационалистической эстетики. Поэма Жалоба или Ночные размышления о жизни сме...Современный энциклопедический словарь
  16. юнгЮНГ Янг Чарлз Огастес американский астроном. Труды по физике Солнца спектральные исследования хромосферы протуберанцев пятен. Установил природу солнечной короны....Современный энциклопедический словарь
  17. юнгЮНГ Карл Густав швейцарский психолог и философ основатель аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном в образах которого т. н. архетипах видел...Современный энциклопедический словарь
  18. юнгЮНГ Янг Young Томас английский ученый один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции высказал идею о поперечности световых волн . О...Современный энциклопедический словарь
  19. юнґJungКарл уставstrong швейцарський психатр психолог один з найближчих спвробтникв З. Фройда засновник одного з напрямкв глибинно психолог аналтичного автор концепц кол...Універсальний словник-енциклопедія
  20. юнґJung Карл устав швейцарський психатр психолог один з найближчих спвробтникв З. Фройда засновник одного з напрямкв глибинно психолог аналтичного автор концепц колектив...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  21. юнгЮНГ Карл Густав известный швейцарский специалист в области психиатрии. Юнг был одним из первых ученых профессионально занявшихся изучением НЛО автор кн. Летающие тарелк...Уфологический словарь-справочник
  22. юнгЮНГ Jung Карл Густав швейц. психолог и психиатр основатель одного из направлений глубинной психологии аналитической психологии. Один из ближайших учеников и сотруднико...Философская энциклопедия
  23. юнгдив. Юнг Карл Густав...Філософський енциклопедичний словник
  24. юнгЮнг Arctitis binturong в Ассаме название бинтуронга или черной медвежьей кошки см. табл. II к ст. Медведевые ....Энциклопедический словарь
  25. юнгArctitis binturong в Ассаме название бинтуронга см. или черной медвежьей кошки см. табл. II к ст. Медведевые....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. юнгЮнг young Томас английский физик врач и астроном один из создателей волновой теории света член Лондонского королевского общества в гг. его секретарь. С детства облада...Энциклопедия «Техника»
  27. юнгЮНГ Jung Карл Густав швейцарский психоаналитик психиатр философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук тема исследования О психологии и патологии...Энциклопедия История философии
  28. юнгЮНГ Jungem Карл Густав швейц. психиатр создатель школы аналитич. психологии. Получив мед. образование в Базеле Ю. с работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После з...Энциклопедия культурологии
  29. юнгЮНГ Jung Карл Густав швейц. психиатр создатель школы аналитич. психологии. Получив мед. образование в Базеле Ю. с работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защ...Энциклопедия Культурология XX век
  30. юнгЮнг young Томас английский физик врач и астроном один из создателей волновой теории света член Лондонского королевского общества в гг. его секретарь. С детства облада...Энциклопедия техники