Лексикон нонклассики

ФОТОГРАФИЯ

Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения, основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефора Ньепса (1765—1833) и парижского диорамиста Луи-Жак-Манде Дагера (1787—1851). Если первому удалось прежде всех других зафиксировать фотографическое изображение, нареченное гелиографией (это был вид, запечатленный в 1826 г. из чердачного окна фотографа в городке Шалон — результат восьмичасовой экспозиции), то второй под именем дагерротипии в 1839 г. обнародовал свой метод. Речь шла о «спонтанном воспроизведении образов природы, полученных в камере-обскуре», или о таком «химическом и физическом процессе», который позволял природе «воспроизводить самое себя». Однако основы современной Ф. были заложены английским ученым и художником Генри Фоксом Тэлботом (1800—1877): благодаря изобретению им негатива, позволявшего делать потенциально бесконечное число отпечатков, Ф. и стала массово воспроизводимым изображением, обретя наконец то отличительное свойство, которого не знали за ней ни Ньепс, ни Дагерр. Это правда, что Ф. является сочетанием физических и химических процессов, по отдельности давно известных человечеству, однако потребовался такой момент общественного развития, когда эти процессы могли быть сведены воедино, чтобы получилась фотография как «светопись» (такова ее этимология), а эта последняя, в свою очередь, пала на подготовленную производством почву. Можно без преувеличения сказать, что Ф. является искусством индустриального мира. Впрочем, статус Ф. как искусства не раз подвергался сомнению. Отрицать за фотографией какую-либо художественность и вместе с тем расценивать ее как искусство, пришедшее на смену живописному, позволяет одна и та же черта — присущая ей документальность. Ибо для одних Ф. была квинтэссенцией самой действительности, а для других — ее (реалистического) отображения при помощи адекватных выразительных средств. Но если сегодня мы и склонны рассматривать Ф. как искусство — и это несмотря на явную ее «подручноеть»: служебную функцию Ф. в обществе трудно переоценить, — то подспудным критерием ее художественной оценки выступает не что иное, как живопись, с иерархией ценностей, характерной для этой последней (достаточно упомянуть о весьма ограниченном числе признанных фотографов — их не более двухсот — и о делении Ф. на такие традиционные жанры, как портрет, пейзаж и т.п.). Ф. на многих уровнях обнаруживает двойственность: если это искусство, то в осовремененном смысле буквально проявленной «технэ», из чего вытекает множественность ее определений — Ф. есть одновременно техническое, научное и художественное достижение. Впрочем, сам способ толкования Ф. зависит от социального контекста и от того места, которое фотография занимает в нем. В нашей сегодняшней жизни Ф. прочно утвердилась в качестве регистратора скрытых от глаза процессов, а также социальных личин и событий. Это произошло потому, что благодаря своей технической подоплеке она расценивается обществом как аналог самого реального. (Что не противоречит «возвышенному» толкованию Ф., согласно которому она позволяет проникать за видимую оболочку вещей.) Двойственность Ф. является предметом размышлений теоретиков этого вида искусства. В знаменитом эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1935 — 1936), а также в «Краткой истории фотографии» (1931) Вальтер Беньямин обсуждает Ф. как такую разновидность массово репродуцируемого образа, которая приводит к разрушению «ауры», или уникальности, свойственной прежним, по преимуществу живописным, изображениям. Однако он признает, что «первые репродуцированные люди» все еще полны ауратичности, даже если в данном случае речь идет лишь о некоем средовом эффекте восходящего социального класса. («Дело в том, что в этот ранний период объект и техника его воспроизведения так точно совпали друг с другом, в то время как в последующий период декаданса они разошлись».) Двойственность Ф. как принципиальную черту последней прослеживает и Ролан Барт, говоря об этом сначала в терминах «фотографического сообщения (посыла)», а потом и специальной «аффективной» феноменологии, выстраиваемой им для фотографии в качестве особого типа репрезентации в его последней книге «Camera lucida» ( 1979). (Эта книга остается по сей день ключевым текстом для понимания того, как возможно «чтение» фотографий.) Отмеченная двойственность передается понятием «фотографического парадокса»: в то время как Ф. является в своей основе прямым незакодированным сообщением (его содержанием выступает «сама сцена», или «буквальная реальность»), над ним надстраивается второе - коннотированное — сообщение, которое сосуществует с первым. Кодирование Ф. происходит на этапе ее изготовления, когда вступают в силу разнообразные профессиональные, эстетические и идеологические нормы, но точно так же и тогда, когда она становится объектом чтения, невольно попадая в принятую обществом систему знаковых координат. Таким образом, Ф. предстает одновременно «объективной» и «нагруженной», «естественной» и «культурной». (В статье «Фотографическое сообщение» (1961) перечисляются различные процедуры коннотирования: подделка; означаемое позы; объекты и навеваемые ими смысловые ассоциации; фотогения как информационная структура; эстетизм; объединение нескольких фотографий в определенным образом прочитываемый ряд.) Дальнейшее развитие эти идеи получают в книг» «Camera lucida». Как и раньше, Барт отмечает необычайную связь Ф. со своим референтом (одна из пояснительных метафор — слоистые объекты, две половинки которых невозможно отделить друг от друга, не разрушив целого). То, что прежде определялось в категориях денотации — прямого указания на сцену, пейзаж или некий объект (Ф. не трансформирует изображаемое, она лишь редуцирует его пропорции и часто цвет), — мыслится теперь как «неуступчивость»: без реально существующей вещи (референта) не может быть изображения. Это подтверждает сама техника фотографирования: камера схватывает и регистрирует испускаемые вещью световые лучи, запечатляемые на специальной, как правило серебряной, фотопластине. Но «неуступчивость» означает и нечто большее: как показывает Барт, она равным образом относится и к «сфере «интенции» чтения», ибо зритель извлекает из Ф. только одно — «оно там было». В этой неотвратимости референции, референции абсолютной и тем не менее всегда уже отсроченной, и состоит сущность, или ноэма, Ф. Однако сущность Ф. невозможно обнаружить с помощью абстрактных аналитических процедур: случайность, «отягчающая» каждый снимок, активно противостоит любой попытке сформулировать такое «всеобщее свойство, без которого не было бы Фотографии вообще». Очевидно, что движение, направленное к постижению сущности Ф., должно осуществляться не вопреки особенностям этой последней, а лишь сообразуясь с ней. Для Барта отправным пунктом построения «отдельной» науки фотографии становится не только сам опыт разглядывания фотоснимков, но и его собственный незаместимо-личный интерес. Такой интерес, выраженный в самом общем виде (даже притом что для его обозначения Барт применяет слово «приключение»), соответствует полю культурных значений, более или менее легко восстанавливаемых зрителем. Речь идет, иными словами, о некоем «вежливом» интересе, который мобилизует «полу-желание, полу-воление» («...это тот же невыраженный, отполированный и безответственный интерес, что возникает в отношении людей, зрелищ, одежды, книг, которые считаются «на уровне»). Подавляющее большинство фотофафий воспринимается именно в подобном модусе «понимания» намерений фотографа, чем подчеркиваются контрактные, т.е. по определению культурные, отношения между потребителями и творцами. Однако наряду с неангажированным интересом зритель может испытать и некоторое потрясение, выразимое лишь в терминах наслаждения или боли. В этом случае он сам становится мишенью, получая со стороны Ф. чувствительный укол. Если общекультурный интерес, интерес, уравнивающий не только фотографа и зрителя, но и всех зрителей между собой во всеобщем усилии интерпретации, Барт именует studium'oM, то ситуацию обособления, или индивидуального неповторимого переживания, он обозначает как punctum. Punctum, эти «раны», «отметины», которыми переполнены отдельные снимки, разрушает непрерывность поля, покрываемого «моим суверенным сознанием» и находящегося в ведении studium'a. Иначе говоря, punctum уничтожает нацеленность сознания на объект в качестве интенциональной установки. В отличие от studium'a он предполагает иной способ восприятия, или иной тип «чтения», как об этом говорит сам Барт. Таким образом, можно заключить, что studium соответствует в целом процедуре коннотирования, тогда как punctum выявляет прямое фотографическое сообщение во всей его тревожащей наготе. Впрочем, соотношение studium'a и punctum'a не является ни дихотомичным, ни оппозиционным. Барт настаивает на их соприсутствии, отмечая, что это есть род двойственности без характерного для классического дискурса «развития». Punctum «рассекает» studium, меняя «режим моего чтения» и приводя к тому, что появляется как бы новое фото, наделенное «высшей ценностью» для зрителя. (Именно поэтому punctum чаще всего ассоциируется с какой-нибудь деталью, но punctum'oM оказывается и сама но-эма Ф.: «это было», соединенное с мучительным сознанием, что «это должно умереть».) Соотношение studium'a и punctum'a можно, как это делает Барт, интерпретировать в музыкальных терминах: в этом случае они выступают двумя темами — «на манер классической сонаты», — позволяя исследователю по очереди заниматься то одной из них, то другой. Но можно, вслед за Дерридой, представить данное соотношение как метонимическое, исходя из того, что при метонимии, т.е. «переименовании», происходит удвоение обозначающей функции слова, когда на его переносное значение накладывается значение прямое, так что и то и другое одновременно содержится в нем. Та же метонимия позволяет говорить о сингулярном и не требовать подмены: punctum книги «Camera lucida» — не воспроизведенная Бартом детская фотография его матери, благодаря которой ему удается заново обрести ее «душу», — может быть сообщен читателю в качестве незаменимого в силу того, что метонимия оперирует уже на уровне Мартовского письма. Социальные аспекты Ф. и связь последней со сложившимися системами экономического и политического подавления подробно рассматриваются в хрестоматийной книге «О фотографии» (1973) американской писательницы Сьюзен Зонтаг. Исследованием природы фотографического изображения, способов его кодирования, связанных в том числе и со скрытой репрессивностью, заняты сегодня не только теоретики этого вида репрезентации, но и сами фотографы, неуклонно наращивающие критический и рефлексивный потенциал своего искусства. (Достаточно назвать имена Дайан Арбус, Ли Фридлэндера, Виктора Бёргина, Барбары Крюгер, Синди Шерман и Шерри Левин.) В истории Ф. как самостоятельного вида творчества с изрядной долей условности можно выделить два основных направления. С одной стороны, это «натуральная» Ф., или такая, которая уделяет первостепенное внимание самому объекту изображения, запечатлевая его в том виде, в каком он дан. Концентрированным выражением этой линии можно считать документальные, или репортажные, снимки, расцвет которых приходится на 20-е и 30-е гг. Ф. выступает здесь таким средством отображения внешнего мира, на «объективность» которого не может повлиять даже с необходимостью предвзятый взгляд того, кто берется снимать (выбирая сцену или ракурс, фотограф лишь помогает реальности проявиться, но не фабрикует ее). К указанному направлению относится фотография города и жанровых сцен (Э. Атже, знаменитый своими снимками безлюдного Парижа; А. Стиглиц; Брассаи; А.Кёртеш; У. Кляйн; П. Стрэнд; У. Эванс; М. Бурк-Уайт; А. Картье-Брессон; П. Г. Эмерсон). Сюда же примыкает и пейзажная Ф. (Р. Фэнтон; Т. О'Салливан; У. Г. Джексон; К. Уоткинс; Э. Уэстон; А. Адаме; Р. Адаме). Признанными образцами («художественной») документалистики являются фотографии Доротеи Ланг. К этому же направлению можно отнести в целом фотопортрет и отдельные изображения человеческого тела. (Из портретных мастеров выделяются Ф. Надар, добивавшийся в студийных снимках небывалой интенсивности присутствия модели, А. Зандер, создавший целую галерею социальных типов, и портретистка викторианского времени М. Кэмерон.) Классическими фотографиями, воспроизводящими человеческое тело в движении, являются своеобразные протосеквенции Эдварда Мэйбриджа — документальные исследования, равно повлиявшие на живопись и кинематограф. Другая линия Ф. может быть названа постановочной. «Постановочностъ» связана с вмешательством в объект изображения либо в саму процедуру его воспроизведения. Так, постановочными можно считать продуманные композиции Хельмута Ньютона, не говоря уже о сюрреалистических куклах Ганса Бельмера (тематически эти фотографы заняты изучением человеческого тела). Выходящие за рамки собственно фотографического портреты Р. Аведона и Р. Мэйплторпа в силу их композиционной сложности, призванной поставить под вопрос как практикуемый ими жанр, так и запечатленную в портретах «идентичность», тоже можно считать постановочными. Наиболее ярко эта линия представлена целым отдельным направлением фотографической экспериментации начала века. Технически оно связано в первую очередь с понятием фотомонтажа (произведение, состоящее из разрезанных фотографий, объединенных в коллаж), идеологически — с антинацистской (Германия) и политической или военной пропагандой (Советский Союз). (Притом что у истоков фотомонтажа стоят берлинские дадаисты.) Новаторские работы русских конструктивистов Александра Родченко и Эль Лисицкого, выполненные в технике фотомонтажа, оказали глубокое влияние на области, не относящиеся напрямую к Ф., — европейскую рекламу и графический дизайн 20 — 30-х гг. Аналогичными опытами был увлечен и Лас-ло Моголи-Надь, работавший в Баухаузе. Примерно в одно время с К. Шадом и Ман Рэем Моголи-Надь создает фотографии объектов, не прибегая к камере: он засвечивает фотобумагу, предварительно разместив на ней различные предметы. Свои фотографии, напоминающие ранние «фотогеничные рисунки» Тэлбота, Моголи-Надь назвал «фотограммами». Общим для всех названных фотоэкспериментов является сознательное и продуманное манипулирование изображением. Условность предложенной классификации заключается в том, что даже репортажная Ф. далека от преследуемой ею «объективности», ибо сам выбор сцен, их ракурсов, последовательности, а затем отбор заснятых фотографий и способ их публичной презентации несут на себе печать как индивидуальных, так и коллективных предпочтений. Не будем забывать, что Ф. — это социальное искусство. Таким образом, любая «спонтанность» опосредована скрытой или явной установкой, или, по-другому выражаясь, коннотирована. Вместе с тем наше различение по-прежнему действенно на уровне идеологии фотографирования. Если говорить о новейших тенденциях в развитии Ф., то на первый план, пожалуй, выходит ее роль свидетельства, или документа. Даже в случае откровенно постановочных изображений, когда документируемое является заведомой «фальсификацией», Ф. самой своей природой словно призвана придать ему недостающую реальность. (Так, реальность квазиорганических объектов Владислава Ефимова является по преимуществу фотографической. Можно сказать, что вне фотографий их попросту не существует.) Эта тенденция подтверждается и тем, что в концептуальном искусстве, бодиарте и хэппенинге из объекта искусства фотография превращается в «документацию», чем продлевается не только само действие, но и его возможные интерпретации. С другой стороны, нельзя недооценивать и постановочную линию в современной фотографии (К. Больтански, С. Мун, Д. Торникрофт, В. Куприянов, Т. Либерман, отчасти Б. Михайлов). При этом меняется сама «постановочность»: фотографии образуют неотъемлемую часть инсталляционных комплексов, подвергаются компьютерной обработке, включаются в более широкую систему мульти-медиа. «Постановочность», таким образом, все больше эволюционирует в сторону электронно-сетевого восприятия, в рамках которого начинают переосмысливаться технологические основы Ф. как таковой. Лит.: Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997; Его же. Мифологии. М., 1996; Беньямин В. Краткая история фотографии. // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996; Его же. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — Там же; Назад к фотографии. Статьи. Разговоры о фотографии. Каталог выставки. М. 1996; Barthes R. Le message photographique.// Communications, N 1, 1961; Beaton С., Buckland G. The Magie Image: The Genius of Photography from 1839 to the Present Day. L., 1979; Benjamin W. Kleine Geschichte der Photographie // Benjamin W. Gesammelte Schriften. Frankfurt a. M., 1972-1989 (B.2.1); Idem. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit Frankfurt a. M., 1963; Burgin V. In/Different Spaces. Place and Memory in Visual Culture. Berkeley, Los Angeles, L., 1996; Clarke G. The Photograph. Oxford, New York, 1997; Classic Essays on Photography. Ed. by A. Trachtenberg. New Haven, Conn., 1980; Jeffrey I. Photography: A Concise History. L. & N. Y, 1981 ; Krauss R, Livingstone J. L'Amour Fou: Photography and Surrealism. New York, 1985; Sontag S. On Photography. N. Y, 1973. E. Петровская

  1. фотографияфиксацияstrong автоматический изображение в направлении бумагаstrong фотография автоматическое получение изображений на бумаге.фотограф. фотографировать ся. фотографич...Идеографический словарь русского языка
  2. фотографияФотография была изобретена в первой половине XIX в. Ее появление прямое следствие успехов физики и химии. Сущность фотографического процесса сводится к тому что с предме...100 знаменитых изобретений
  3. фотографияФОТОГРАФИЯ см.также ВНЕШНОСТЬ НАРУЖНОСТЬ Если вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте вам вероятно необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некот...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. фотографиясниuмка фотограuфия ж...Болгарско-русский словарь
  5. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото. и .графия iсовокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях СЧС путм закр...Большая советская энциклопедия
  6. фотографияот Фото. и .графия совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях СЧС путм закрепления фото...Большая Советская энциклопедия II
  7. фотографияж. fotografia цветная фотография fotografia a colori fotocolore m cromofotografia моментальная фотография istantanea перен. точная передача явления fotografismo m ма...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. фотографияж получение изображенийem Fotografieren n Fotografie f цветная фотография Farbfotografie fзаниматься фотографией fotografieren vi снимокem Foto n plem s Aufnahme f Foto...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. фотографияфотография ж . получение изображений Fotografieren n Fotografie f цветная фотография Farbfotografie f заниматься фотографией fotografieren vi . снимок Foto n pl s Aufna...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. фотографияphotography...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  11. фотографияж. fotografa fem toma de vistas фотографированиея фотограuфия fotografa en colores fotocroma fться фотограuфией aprender a fotografiar la fotografa ocuparse en la fotog...Большой русско-испанский словарь
  12. фотографиясущ. жен. рода. действие получение изображений на светочувствительных пластинках или пленках. изображение полученное при отпечатывании с фотопленки на фотобумагу. учрежде...Большой русско-украинский словарь
  13. фотографияж. получение изображенияem photographie f photo f цветная фотография photographie en couleur photochromie kr f заниматься фотографией faire de la photographie снимокe...Большой русско-французский словарь
  14. фотографияПослать фотографиюstrong. См. Послать фото ФОТО.strong Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотогр...Большой словарь русских поговорок
  15. фотографияЕсли вам приснилась фотография в реальной жизни вас ктото обманет. Получив во сне фотографию своего возлюбленного знайте что он лишь пытается произвести впечатление верно...Большой универсальный сонник
  16. фотографияж. получение изображенияem photographie f photo f цветная фотография photographie en couleur photochromie fзаниматься фотографией faire de la photographie снимокem phot...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. фотографияor фото.i и .графияi буквально светопись область науки техники и искусства использующая и изучающая методы получения на светочувствит. материалах изображений фотоснимко...Большой энциклопедический политехнический словарь
  18. фотографияот фото. и .графия теория и методы получения видимогоизображения объектов на светочувствительных фотографических материалахгалогеносеребряных и бессеребряных различают ф...Большой энциклопедический словарь II
  19. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото. и .графия теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах галогеносеребряных и бессеребряны...Большой Энциклопедический словарь V
  20. фотографиясм. Криминалистическая фотография кинематография видеозвукозапись Обзорная фотосъемка Ориентирующая фотосъемка Узловая фотосъемка.Синонимы астрофотография аэрофотография ...Большой юридический словарь
  21. фотографияесли на фотографии вы то это говорит о льстеце в вашем окружении если ктото другой о лжи....Еврейский сонник
  22. фотографияотфото.i и .графикi теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствит. фотогр. материалах галогеносеребряных и бессеребряных различают Ф. чрнобелую...Естествознание. Энциклопедический словарь
  23. фотографияот фото. и .графия буквально светопись теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных материалах галогеносеребряных и бессеребряных. Разл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. фотографияВидеть во сне фотографию знакомого человека означает ваше желание укрепить отношения с ним сделать их более устойчивыми и стабильными. Скорее всего это касается не интимн...Интимный сонник
  25. фотографияФОТОГРАФИЯ и ж. photographie f. strong. Получение изображения кого чегол. на светочувствительных материалах с помощью оптического аппарата под действием световых лучейem....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. фотографияв разн. знач. фотография....Киргизско-русский словарь
  27. фотографияфотография...Коми (зырянский)-русский словарь
  28. фотографиячернобелое или цветное изображение полученное путем фотографирования и служащее издательским оригиналом отрасль науки изучающая теорию фотопроцессов и фотоматериалов. Кра...Краткий толковый словарь по полиграфии
  29. фотографияФотография photographia icon photographica photographemaatis n...Латинский словарь
  30. фотографияи ж.em Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата.Фотография это прекрасное изобретени...Малый академический словарь
  31. фотографиякорень ФОТО корень ГРАФ окончание ИЯ Основа слова ФОТОГРАФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ФОТО ГРАФ ИЯ Слово Фотография содержит с...Морфемный разбор слова по составу
  32. фотографияНачальная форма Фотография единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. фотографияПервые странствующие дагеротиписты появились в Москве в конце . Они арендовали помещения в самых модных и многолюдных торговых районах Москвы улица Петровка Тверская улиц...Москва (энциклопедия)
  34. фотографияфотография ж. а Получение изображения предметов посредством фотографирования. б Искусство воспроизведения когол. чегол. таким способом. а Изображение отпечаток полученн...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. фотографияфотография фотография и...Орфографический словарь
  36. фотографияu жu Р.u Д.u Пр.u фотографии мн.u фотографии Р.u фотографий астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография...Орфографический словарь русского языка
  37. фотографияфотосурет...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  38. фотография.Фотография исполнители оказывающие услуги по фотосъемке химикофотографической обработке полученных фотоматериалов и фотопечати с них. Источникstrong УСЛУГИ БЫТОВЫЕ . Ф...Официальная терминология
  39. фотографияphotographie photo...Политехнический русско-французский словарь
  40. фотографияфотография фотографии фотографии фотографий фотографии фотографиям фотографию фотографии фотографией фотографиею фотографиями фотографии фотографиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. фотографияОрфографическая запись слова фотография Ударение в слове фотография Деление слова на слоги перенос слова фотография Фонетическая транскрипция слова фотография [фатаграфа...Полный фонетический разбор слов
  42. фотографияот нем. photographie гр. photos свет grapho черчу пишу чернобелое или цветное изображениеi полученное путем фотографирования и служащее издательским оригиналомi сов...Реклама и полиграфия
  43. фотографияфотография иСинонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда мор...Русский орфографический словарь
  44. фотографияfoto eo fotografao...Русский-африкаанс словарь
  45. фотографияЖ fotoqrafiya . foto il kil km . foto il kilmi kil . fotoqrafxana ksxana....Русско-азербайджанский словарь
  46. фотографияphoto photograph область науки и техникиem photography фотография ж.u .strong still photography .strong фотоснимок still photograph still picture .strong фотоателье phot...Русско-английский политехнический словарь
  47. фотографияфотография ж.i. получение изображенияi photography заниматься фотографией take up photography go in for photography go in for photography он занимается теперь фотографие...Русско-английский словарь
  48. фотографияфотография ж. . искусство photography заниматься фотографией go in for photography цветная фотография colour photography . снимок photograph . ателье photographers studi...Русско-английский словарь II
  49. фотографияphotograph...Русско-английский словарь по нефти и газу
  50. фотографияж. съмкаem photography снимокem photograph астрономическая фотография бессеребряная фотография высокоскоростная фотография интегральная фотография инфракрасная фотограф...Русско-английский словарь по физике
  51. фотографияphotography shot snap snapshot...Русско-английский словарь по электронике
  52. фотографияphotograph picture...Русско-английский словарь политической терминологии
  53. фотографияphotograph photography...Русско-английский строительный словарь
  54. фотографияphotograph photography безлинзовая фотография документальная фотография изобразительная фотография моментальная фотография прикладная фотография теневая фотография художе...Русско-английский технический словарь
  55. фотографияобычно в памяти компьютера cap...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  56. фотографиясущ. photo photograph picture вид искусстваem photography ательеem photographers studioфотография предъявленная для опознания identification photo photograph фотография ...Русско-английский юридический словарь
  57. фотографияN...Русско-армянский словарь
  58. фотографияФатаграфя моментальная фотография маментальная фатаграфя сняться в фотографии зняцца фатаграф...Русско-белорусский словарь
  59. фотографияв разн. знач.i фатаграфя жен.iмоментальная фотография маментальная фатаграфясняться в фотографии зняцца фатаграф...Русско-белорусский словарь II
  60. фотографияфатаграuфiя фii...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  61. фотографияфатаграфiя фii...Русско-белорусский физико-математический словарь
  62. фотографияfnykp фотографированиеem fnykpezs fnykpfelvtel любительская фотография amatrkp астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность лом...Русско-венгерский словарь
  63. фотографияфотография ж снимок заниматься ей ателье...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  64. фотографияфотогра Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда морда...Русско-ивритский словарь
  65. фотографияretrato...Русско-испанский юридический словарь
  66. фотографияж. фотосъмкаem fotografia f снимокem fotografia f фотоательеem studio m fotografico высокоскоростная фотография высокочастотная фотография fotografia ultrarapida ad ...Русско-итальянский политехнический словарь
  67. фотографияfoto fotografia...Русско-итальянский юридический словарь
  68. фотографияж. мн.ч. нет фотография. снимок фотосурет. мастерская фотография суретке тсретн мекеме...Русско-казахский словарь
  69. фотографияфотосурет...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  70. фотографиябейнесурет фотосурет...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  71. фотографияж. . занятие фотография сртк тшр кесиби увлекаться фотографией фотография ишине берил фотография ишинин артынан тш . снимок срт фотография удачная фотография жакшы чыккан...Русско-киргизский словарь
  72. фотографияискусствоem shyng zhoxingзаниматься фотографией снимокem zhopin ательеem zhoxinggunпойти в фотографию астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия...Русско-китайский словарь
  73. фотографияснимок resim fotoresim sret fotosret фотографирование fotografiya fotoresim qaruvзаниматься фотографией fotografiyanen oramaq...Русско-крымскотатарский словарь
  74. фотографияснимок ресим фоторесим сурет фотосурет фотографирование фотография фоторесим чыкъарув заниматься фотографией фотографиянен огърашмакъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  75. фотографияfotografana fotoattls fotouzmums fotogrfija fotodarbnca foto...Русско-латышский словарь
  76. фотографияГэрэл зураг гэрэл зураг авах...Русско-монгольский словарь
  77. фотографияAufnahme Bild Fotografie Lichtbild Photographie...Русско-немецкий политехнический словарь
  78. фотографияж. Fotografie f Fotografieren n фотографирование художественная фотография knstlerische Fotografie заниматься фотографией fotografieren vi sich mit Fotografie beschfti...Русско-немецкий словарь
  79. фотографияBild...Русско-немецкий словарь по искусству
  80. фотографияPhotographie...Русско-немецкий словарь по химии и химической технологии
  81. фотографияPhotographie...Русско-немецкий химический словарь
  82. фотографияAbbildung...Русско-немецкий экономический словарь
  83. фотографияFoto...Русско-нидерландский словарь
  84. фотографияфотографияж . действие моментальная . снимок цветная . мастерская ....Русско-новогреческий словарь
  85. фотографияfotografi астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия карточка лицо личность ломография макрофотография микрофотография мобилография морда мордализация м...Русско-норвежский словарь
  86. фотография...Русско-персидский словарь
  87. фотография. fotografia zdjcie fotograficzne. fotografika fotografowanieblockquote. zakad fotograficznyblockquote...Русско-польский словарь
  88. фотографияжполучение изображенияem fotografia fu снимокem fotografia fu foto fu chapa fu учреждениеem fotografia fu fotgrafo mu студияem estdio fotogrfico астрофотография аэрофотог...Русско-португальский словарь
  89. фотографияФотографияpicha...Русско-суахили словарь
  90. фотографияфотография сурат акс...Русско-таджикский словарь
  91. фотографияж .фотография фото тшер цветная ф. тсле фотография увлекаться фотографией фотография белн мавыгу .фоторсем фотокарточка...Русско-татарский словарь
  92. фотографияfotoraflk fotorafresim искусствоem fotoraflk снимокem fotoraf resim smi ательеem fotorafhane foto stdyosu Синонимы астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма ге...Русско-турецкий словарь
  93. фотографияfoto fotograf...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  94. фотографияастр. техн. физ. фотографя действие ещ фотографування астрономическая фотография голографическая фотография контактная фотография космическая фотография репродукцио...Русско-украинский политехнический словарь
  95. фотографияfem valokuvausться фотограuфией harrastaa valokuvausta valokuvaя фотограuфия vrivalokuva valokuvaamo ателье...Русско-финский словарь
  96. фотографияphotographie...Русско-французский словарь по химии
  97. фотографияfotka foto fotografick snmek fotografie podobenka snmek...Русско-чешский словарь
  98. фотографиясущ.жен. фотографи ятарлй аппаратпа сйн укерни он любит заниматься фотографией вал сн укерме юратать. син. фото снимок фото сн керчк цветная фотография т сл сн укерчк под...Русско-чувашский словарь
  99. фотографияfotografi.strong fotografi...Русско-шведский словарь
  100. фотографияFotografi foto...Русско-шведский словарь II
  101. фотографияfotoфотоfotoartovksфотоартовкс...Русско-эрзянский словарь
  102. фотография.strong foto.strong fotograafia fotondus pildistus pevapilt lesvte...Русско-эстонский словарь
  103. фотографияФОТОГРАФИЯЕсли вы выглядите как ваше фото на загранпаспорте вам вероятно необходимо отдохнуть за границей. Видоизмененный Эрл Уилсон Некоторые лица на негативе выглядят п...Сводная энциклопедия афоризмов
  104. фотографияЕсли вам снится ваша фотография это означает что вы слишком много внимания уделяете своей персоне в то время как о партнере часто забываете. Это касается и секса в погон...Сексуальные сны
  105. фотографияж.фотография фотографиа у природним боама цветная фотография...Сербско-русский словарь
  106. фотографияФОТОГРАФИЯ греч. от phos photos свет и grapho пишу. Светопись искусство изображения на стекле металле или бумаге предметов воспроизводимых посредством света в камереобс...Словарь иностранных слов русского языка
  107. фотографияФОuТОstrong нескл. ср ФОТОГРАuФИЯstrong и ФОТОКАuРТОЧКАstrong и ж.Лицо физиономия.Плюнь ему в фотографию. астрофотография аэрофотография вайсенбергограмма гелиохромия кар...Словарь русского арго
  108. фотографияфотография снимок фотоснимок фото фотокарточка карточка мурло моська харя позитив рожа сепия фотоизображение фотосалон фотопортрет лицо физиономия фотоателье личность хрю...Словарь синонимов II
  109. фотографияфотография снимок фотоснимок фото фотокарточка карточка мурло моська харя позитив рожа сепия фотоизображение фотосалон фотопортрет лицо физиономия фотоателье личность хрю...Словарь синонимов
  110. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото. и.графия буквально светопись теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных материалах галогеносеребряных и бессеребр...Современная энциклопедия
  111. фотографияРассматривать во сне свою фотографию дурное предзнаменование. Такой сон свидетельствует о том что вы не испытываете никакой радости от работы недовольны своей семейной ж...Современный сонник
  112. фотографияФОТОГРАФИЯ от фото . и .графия теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах галогеносеребряных и бессеребряны...Современный энциклопедический словарь
  113. фотографияЕсли Вы увидите во сне фотографию ждите скорого обмана. Если Вы во сне получаете фотографию своего любовника знайте что он не всецело Вам предан а лишь пытается произве...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  114. фотографияЗаниматься во сне фотографией наяву будете не удовлетворены своим положением домашней рабыни и поднимете бунт в защиту своих семейных прав. Если вас фотографируют во сне...Сонник от А до Я
  115. фотографияУвидеть во сне свою собственную фотографию вы слишком много внимания уделяете себе при этом забывая о своей второй половине. Речь идет не только о жизни но и о сексе вы...Сонник Фрейда
  116. фотографияОжидай встречи....Сонник Хассе
  117. фотографияиноск.em о совершенно верном сходстве о верной вполне правдивой передаче события о точном во всех отношениях Ср.em Это фотография! фотографическиem точно. Ср.em В Воспо...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  118. фотографияФотографяstrong иноск.em о совершенно врномъ сходств о врной вполн правдивой передач событя о точномъ во всхъ отношеняхъ. Ср.em Это фотографя!em фотографическиem точно....Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  119. фотографияфотография сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего фотографииstrong чему фотографииstrong вижу что фотографиюstrong чем фотографиейstrong о чм о фотографииstrong мн....Толковый словарь Дмитриева
  120. фотографияФОТОГРАФИЯ ж. греч. искусство снимать предметы на бумагу посредством света светопись солнопись. Картина сим способом снятая фотографическое изображенье. Заведенье устро...Толковый словарь живого великорусского языка
  121. фотографияфотография [см. фото. .ерафия] способ получения изображений предметов на светочувствительных материалах в которых под действием отраженных от предметов и сфокусированны...Толковый словарь иностранных слов
  122. фотографияФОТОГРАФИЯ фотографии ж. от греч. phos свет и grapho пишу. . только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата камеры на светочувствительных пла...Толковый словарь русского языка II
  123. фотографияфотография фотография и ж. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках плнках. Заниматься фотографией. Снимок полученный таким способом. Удачная ф. ...Толковый словарь русского языка II
  124. фотографияФОТОГРАФИЯ и ас. . Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках плнках. Заниматься фотографией. . Снимок полученный таким способом. Удачная фотографи...Толковый словарь русского языка
  125. фотографияУдарение в слове фотографияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове фотография...Ударение и правописание
  126. фотографияRzeczownik фотография f fotografia f zdjcie n...Универсальный русско-польский словарь
  127. фотографиясовокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствит. слоях СЧС путм закрепления фотохим. или фотофиз. изменений возникающих в СЧС ...Физическая энциклопедия
  128. фотографияфотография фотографии фотографии фотографий фотографии фотографиям фотографию фотографии фотографией фотографиею фотографиями фотографии фотографиях Источник Полная акцен...Формы слова
  129. фотографияна фотографии во сне изображены вы значит вы заболеете изображен чужой человек это к ревности....Цыганский сонник
  130. фотографияФигаро Фига Фиат Фат Фарт Фагот Фаг Тяга Трог Трио Торф Тори Торг Тор Тоо Того Тога Тиф Тир Тигр Тая Таро Тариф Таир Тагор Тагир Рффи Рота Рот Рог Рия Рифя Рифт Риф Рита ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  131. фотографиягреч. светопись совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях СЧС путем закрепления фотох...Энциклопедический словарь СМИ
  132. фотографияСодержание . Фотография и ее значение. . История Ф. . Объективы . Затворы. . Камеры. . Сухие броможелатиновые пластинки. . Экспозиция снимки при вспышке. . Негатив...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  133. фотографияФотография Наиболее распространенный ныне тип визуального изображения основанный на технике репродуцирования. Возникновение Ф. связывают с именами француза Жозефа Нисефор...Энциклопедия культурологии
  134. фотографияФотографияstrong. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз. где photographiei lt англ. photographi неологизма г. физика и астронома Дж. Гершеля на базе греч. phsi phtosi ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  135. фотографияЗаимств. в середине XIX в. из франц. яз. где photographieem ampLT англ. photographem неологизма г. физика и астронома Дж. Гершеля на базе греч. phsem phtosem свет и grap...Этимологический словарь русского языка